Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня конкуренция на рынке настолько сильна, что для успешной работы предприятиям приходится опережать своих конкурентов не только по уровню технологий и показателям основной операционной деятельности, но и по качеству систем управления.
Планирование является основой для принятия обоснованных управленческих решений, включает этапы определения целей и задач разрабатываемых мероприятий, рассмотрения разных вариантов их проведения, выбора оптимального варианта. Предприятия должны четко представлять потребности на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.
Роль бизнес - плана в деятельности предприятий широка и многофункциональна. С одной стороны, бизнес-план может рассматриваться как инструмент стратегического планирования деятельности предприятия, позволяя определять цели и задачи его функционирования и формировать систему мероприятий по достижению поставленных целей. С другой стороны, бизнес-план является мощным инструментом контроля за деятельностью всех служб и подразделений предприятия, и прежде всего инструментом контроля за доходами и затратами.
Целью работы является исследование бизнес-планирования на предприятии. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть назначение бизнес-планирования;
• определить структуру бизнес-плана;
• составить бизнес-план;
• оценить экономическую эффективность предложенной бизнес-идеи.
Предмет исследования: процесс разработки результативного бизнес-плана. Объект исследования: бизнес-планирование.
1. Теоретические аспекты бизнес-планирования на предприятии
1.1. Сущность бизнес-плана и его назначение
Бизнес-план разрабатывается субъектом предпринимательской деятельности, который имеет намерение реализовать инвестиционный проект в приоритетных видах экономической деятельности, в условиях действия специального режима инвестиционной деятельности [19, с.85].
Бизнес-план подписывается руководителем юридического лица, его главным бухгалтером и при необходимости другими должностными лицами, которые несут ответственность за достоверность приведенной в бизнес-плане информации, расчетов и данных.
В международной практике план развития предприятия представлен в виде специально оформленного бизнес-плана, который, в сущности, представляет собой структурированное описание плана развития предприятия. Обычно любой новый план предприятия в той или иной мере связан с привлечением новых инвестиций. В наиболее общем понимании бизнес-план – это специально оформленное предложение об изменении деятельности предприятия, которое преследует определенную цель.
Планы принято разделять на тактические и стратегические. К числу последних, обычно относятся планы, которые предусматривают изменение формы собственности (создание арендного предприятия, акционерного общества, долевого участия, общего предприятия и т.д.), изменение характера производства (выпуск новой продукции, переход к автоматизированному производству, и т.п.). Тактические планы обычно связаны с изменением объемов продукции, что выпускается, повышением качества продукции, модернизацией оборудования [14, с. 46].
Традиционно бизнес-план рассматривается как инструмент привлечения необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов.
Не менее важной является внутренняя функция бизнес-плана, в пределах которой можно выделить два направления его применения:
1) как инструмент стратегического планирования и оперативного управления деятельностью предприятия. Разработка бизнес-плана нуждается в определении не только стратегических направлений и целей деятельности, а и оперативных действий для достижения таких.
2) как механизм анализа, контроля и оценки деятельности предприятия. Бизнес-план дает возможность анализировать, контролировать и оценивать успешность деятельности в процессе реализации предпринимательского проекта, обнаруживать отклонения от плана и своевременно корректировать направления развития бизнеса.
Метод бизнес-планирования применяется преимущественно на микроэкономическом уровне, однако его элементы могут использоваться и на других уровнях экономики страны. Известны примеры разработки региональных и регионально-отраслевых бизнес-планов. Наибольшую пользу предприятию приносит такой бизнес-план, который включен в систему регулярного менеджмента. Для этого необходимо: определить центры финансовой ответственности в организационной структуре; ввести систему бюджетирования (регулирование и контроля движения денежных потоков); обеспечить эффективный обмен информацией между подсистемами бюджетного управления и бизнес-планирования; ввести механизм актуализации бизнес-плана (сравнение плановых и фактических показателей) и схему "скользящего" бизнес-планирования (постоянного корректирования плановых показателей для учета изменений во внешней среде).
Внедрение бизнес-плана в повседневную деятельность предприятия имеет целью преобразования его на постоянно действующий управленческий инструмент. При этом начинать целесообразно с бизнес-плана для внутреннего пользования, в котором дается объективная оценка слабых мест предприятия или проекта. Бизнес-планам для внешних пользователей довольно часто не хватает реалистичности, поэтому основу их составления должен представлять максимально достоверный и жизнеспособный "внутренний" бизнес-план.
Необходимо отметить, что принципы управления с помощью бизнес-плана предусматривают необходимость учета в процессе разработки конкретного бизнес-плана многих специфических для данного предпринимательского проекта факторов (рис. 1): состояние внешней среды предприятия (стабильное, турбулентное); масштаб бизнеса (малый, средний, большой); количество бизнес-линий; характеристики продукции (потребительский или инвестиционный товар, традиционный или инновационный продукт).
Рис. 1. Факторы, которые влияют на содержание и структуру бизнес-плана
Ориентировочная структура корпоративного бизнес-плана имеет такой вид [15, с. 55]:
1) Резюме.
2) Структурный анализ сфер бизнеса.
3) SWOT-анализ.
4) Целые деятельности.
5) Характеристика существующих бизнес-линий.
6) Маркетинг-план.
7) Производственный план.
8) Организационный план.
9) Финансовый план.
В разделе "Резюме" целесообразно дать краткую характеристику текущей конкурентной позиции предприятия, привести информацию относительно основных направлений стратегического развития предприятия на плановый период и соответствующие количественные показатели. Структурный анализ сфер бизнеса осуществляется с использованием известной модели "пяти сил" М. Портера, за такими этапами:
• определение стадии жизненного цикла сферы бизнеса;
• идентификация стратегических групп (групп субъектов хозяйствования с близкой стратегической ориентацией);
• анализ товарного наполнения;
• идентификация и анализ характеристик продуктов-заменителей;
• оценивание отраслевых барьеров мобильности;
• идентификация потенциальных конкурентов;
• анализ соответствующих ресурсных рынков;
• оценивание влияния поставщиков;
• маркетинговая сегментация отраслевого рынка и анализ его структуры;
• оценивание влияния потребителей.
SWOT-анализ – (сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы) является чаще всего применяемой моделью стратегического анализа, поскольку он дает возможность охватить максимально широкий круг аналитических показателей и создать начальную информационную базу для ее следующей обработки. Результаты SWOT-анализа дают руководству предприятия возможность адекватно оценить уровень его конкурентоспособности, проявить конкурентные преимущества и определить
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Методологические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования/(официальное издание). - М.: Информэлектро, 2005.
2. Алиев В. С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert: уч. пос. / В.С. Алиев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2010. - 288 с.:
3. Бабич Т. Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н.Бабич, И.А. Козьева, Ю.В.Вертакова, Э.Н.Кузьбожев. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 336 с.
4. Бабленков И.Б. Финансовые риски и их влияние на развитие малых предприятий // Аудит и финансовый анализ. – 2009. - №1. – С. 3-8.
5. Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. − Томск, 2004. − 53 с
6. Баринов В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - 3-e изд. - М.: Форум, 2009. - 256 с
7. Бронникова Т. С. Разработка бизнес-плана проекта: Учебное пособие / Т.С. Бронникова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 224 с.
8. Грязневич В. Ручное управление не поможет // Территория бизнеса. – 2010. - №10(25). С. 46-48.
9. Грибов В.Д., Леонов А.А. Экономика предприятий сервиса. – М.: КноРус, 2010. – 276 с.
10. Ежкова И. В. Концепция управления себестоимостью продукции на предприятии /И. В. Ежкова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 180-183.
11. Зотина Т.О., Котомина О.В. Современные проблемы менеджмента в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. – 2015. – Новосибирск. №4 (31). – С. 28-32.
12. Ильин А. И. Планирование на предприятии: Учебное пособие / А.И. Ильин. - 9-e изд., стер. - М.: ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2011. - 668 с.
13. Киселева С.А., Удалов А.А, Шаповалов С.Ю. Проблемы управления персоналом организации // Актуальные проблемы современной науки: сб. ст. Международной научно-практической конф. – Уфа, 2014. №33 – С. 106-109.
14. Костин М.Д., Николаева Н.А., Удалов А.А. Лидерский потенциал руководителя как условие для эффективного управления группой // NovaInfo.ru. 2015. № 37. С. 87-90.
15. Кудрявцева Е.И., Голянич В.М. Инновационные технологии в кадровом менеджменте // Управленческое консультирование. – 2013. - № 2. – С.5-16.
16. Либерман И. А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие / И.А. Либерман. - 3-e изд. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. - 205 с.:
17. Морошкин В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие / В.А. Морошкин, В.П. Буров. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2011. - 256 с
18. Петров К.Н. Как разработать бизнес-план: Практическое пособие с примерами и шаблонами. – 2-е изд. – М.: ООО “И. Д. Вильямс”, 2010.