Фрагмент для ознакомления
2
Его концепция предпологала биологически детерминированное развитие интеллекта в онтогенезе. Но он подчеркивал при этом и высокую значимость средовых факторов. Развитие представлялось ему как созревание, происходящее по общим принципам биологического изменения организма в различные фазы его существования. Интеллект оценивался им с учетом не только сформированности определенных познавательных функций (запоминание, пространственное различение и т.д.), но и усвоение социального опыта (осведомленность, знания значения слов, способности к моральным оценкам и т.д.). Разработка концепции интеллектуальной одаренности
Одаренность – генетически предопределенный, унаследованный интеллект. Этот генотипический интеллект, взаимодействуя с внешней средой, образует «фенотипический интеллект», который и измеряется тестами интеллекта. Их соотношение со средой он рассматривает как 8:2, где 8 – наследственность и 2 – внешняя среда Ввел понятие «генотипический интеллект»
Создал методику диагностики интеллектуальной одаренности, которая предполагала изучение и измерение пяти основных функций: мышления, внимания, воли, восприимчивости, запоминания. С помощью методики психологических профилей были предложены первые графические сопоставления уровней одаренности Впервые предложил методику измерения «градации талантов»
Определяет одаренность как своеобразное сочетание
способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности:
под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного от другого;
способностями называются не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности;
понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые выработаны у данного человека. Разработал концепцию, в которой рассматривал одаренность, как сочетание способностей.
Привел аргументы против количественного проблема к проблеме одаренности.
Считал, что способности не могут «созреть» независимо от внешних воздействий. Для развития способностей требуется усвоение, а затем применение знаний и умений на практике. Также Лейтес показал, что возрастное развитие характеризуется не только обогащением психических свойств, но и ограничением, даже утратой некоторых ценных психических особенностей. Выделял особую роль внешней среды в развитии одаренности.
Изучение возрастного развития одаренности.
Одаренность - «способность к творчеству, обусловленная генетически (наследственностью), развивающуюся в соответствующей деятельности или деградирующей при ее отсутствии». Иными словами, если талантливому
человеку не оказывать поддержку, он утратит свой творческий потенциал; если же талант развивать, можно получить гения. Придерживался теории наследственного приобретения одаренности, считает необходимым постоянное развитие потенциала.
Научное творчество требует высших форм мышления и, образно говоря, стоит над художественным Отождествление понятия «общая одаренность» с понятием «интеллектуальная одаренность».
Развивал идею об одаренности как суммарном, интегральном личностном образовании, от которого зависит продуктивность деятельности индивида. Сводя понятие «общая одаренность» к понятию «интеллект», предполагает наличие и других качеств, а также ряда личностных свойств
Считал, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.
Разработал несколько методик, касающихся одаренности, в частности «Тесты Торренса на
изобразительное творческое мышление» созданные в 1966 г. Они являются невербальными и предназначены для диагностики беглости, точности, воображения и оригинальности.
Одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (выше среднего), креативности и настойчивости (мотивация).
Кроме этого, в его теоретической модели учтены: знания на основе опыта (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Разработал модель одаренности («трехкольцовую»), которую можно применять при процедуре выявления одаренности
Показать больше