Фрагмент для ознакомления
2
У подростков на фоне функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы и продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметна незаконченность формирования механизмов, отвечающих за регуляцию и координацию различных функций сердца и сосудов. Именно поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно ниже, чем в юношеском возрасте. Система их кровообращения отзывается на нагрузки недостаточно экономично.
Во время полового созревания у детей самый высокий уровень развития дыхательной системы. Режим дыхания у детей младшего школьного возраста менее продуктивен, чем у взрослых. Во время дыхательного цикла подросток потребляет 14 мл кислорода, а взрослый - 20 мл кислорода. Подростки меньше взрослых, могут задерживать дыхание и не могут работать в условиях дефицита кислорода. Школьники быстрее взрослых, снижают насыщение крови кислородом [38].
Отличительная психологическая особенность детей среднего школьного возраста - это постепенное обретение чувства взрослости - главного личностного новообразования подростка [27,с.22].
Это время роста самосознания ребенка, период, когда осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному. Ускоренными темпами развивается вторая сигнальная система. Ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков возрастает. Степень концентрации процессов возбуждения и торможения становится сильнее. Тормозящая же функция коры больших полушарий головного мозга становится более эффективной, усиливается ее контроль над эмоциональными реакциями. У школьника появляется способность к сознательному торможению того или иного действия. Уменьшается его внушаемость, зато возрастают неуравновешенность и эмоциональность. Это проявляется в неожиданных сменах настроения, постоянных конфликтах с родителями, учителями и другими людьми из их окружения.
Воздействие сверхсильных или монотонных раздражителей у подростков развивает резко выраженное торможение, это необходимо следует брать во внимание при выполнении учениками этого возраста нагрузок, связанных с выявлением выносливости, и виды нагрузок сделать разнообразными [39,с.20].
Развитие выносливости и других физических способностей в разные периоды возрастного созревания организма происходит неравномерно.
Общая выносливость мальчиков имеет высокий темп роста от 8-9 до 10, от 11 до 12 и от 14 до 15 лет. В возрасте от 15 до 16 лет скорость развития общей выносливости у мальчиков резко снижается, в другие периоды наблюдается средняя скорость увеличения выносливости.
Скоростная выносливость имеет высокий темп прироста в возрасте от 13 до 14 лет и от 15 до 16 лет. Средний темп прироста бывает в возрастной период от 11 до 13, от 14 до 15, от 16 до 17 лет.
Динамика естественного увеличения выносливости у девушек имеет свои отличия. У них высокий уровень общей выносливости в возрасте от 10 до 13 лет, медленно увеличивающийся в течение двух лет и в среднем в возрасте от 15 до 17 лет.
Учитывая особенности возрастного развития выносливости девочек (снижение их работоспособности после 14 лет), они требуют меньшего стресса выносливости, чем мальчики. Измерение физической нагрузки характеризуется интенсивной юностью подростка, что существенно влияет на трудоспособность учащегося. Для девочек необходимо предоставить серию упражнений, чтобы защитить их от регресса в старшей школе [1,с.21].
Люди в возрасте от 20-22 до 30-32 лет показывают высокие результаты в различных видах спорта на выносливость. Это говорит о том, что абсолютные значения показателей выносливости наблюдаются у людей, достигших уровня биологической зрелости.
А.Н. Макаров считает, что тренировки на выносливость для детей 1112 лет должны начинаться попеременно с кросс-тренинга и последовательного бега со скоростью 2-3 м/с и отрезков длиной 200-400 метров с ускоренной ходьбой (30-50 м и 150 шагов в минуту). Считается, что тем, кто регулярно занимается такими упражнениями, за 1-2 месяца удается значительно увеличить длину освоенных дистанций. Позднее вводится переменный бег, который дозируется по схеме: 200-400 м со скоростью 23,5 м/сек и 30-50 м ускоренного бега (4-4,5 м/сек). При систематической тренировке общая длина, преодолеваемая в таких упражнениях, может быть 2-3 км, а длина кроссовой дистанции - 10 км (у мальчиков 11-12 лет) [7,с.18].
По мере взросления тела выполняется более широкий спектр упражнений на выносливость - циклические (ходьба на различных дистанциях, катание на лыжах, коньках, езда на велосипеде, гребля и т.д.), ациклические и смешанные. В то же время основной организационно-методической формой использования ациклических и смешанных упражнений является круговая тренировка с использованием метода длительных, непрерывных и интенсивных упражнений.
В период обучения школьников важно создать оптимальные условия для работы систем оксигенации организма. Для этого в план тренировок, помимо базовых упражнений на выносливость, входят специальные дыхательные упражнения, которые предназначены для обучения в богатой кислородом атмосфере (на улице, в парке, в вентилируемом зале и т.д.).
Одной из основных особенностей метода тренировки на выносливость во время обучения является постепенный переход воздействий, направленных, в первую очередь, на повышение аэробной способности организма (с учетом увеличения так называемой общей выносливости) в сторону повышения выносливости во время упражнений разных типов (субмаксимальной и максимальной мощности). Тренировки на выносливость с юными спортсменами проводятся в зависимости от спортивной специализации.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что благоприятное время для развития выносливости у девочек - это возраст, который приходится на 5-6 класс, у мальчиков - 5, 7, 9 класс. Внимание к анатомическим, физиологическим и психологическим различиям подростков позволяет планировать процесс их физического воспитания. Эффективно решить весь комплекс проблем можно за счет оптимизации этого процесса, наиболее подходящего к его психофизиологическим свойствам. В обратном случае результат может быть самым непредсказуемым. Возрастные характеристики детей среднего возраста указывают на средства и методы их занятий спортом, а также на необходимость создания правильной структуры занятий при воспитании выносливости.
1.2. Средства и методы развития выносливости у пловцов 12-16лет
Плавание оказывает невероятно положительное воздействие на организм человека [1]. Оно способствует укреплению здоровья, развитию выносливости, ощущения смелости и многому другому. Весь комплекс упражнений приводит к оздоровлению личности и способствует укреплению иммунитета. Положительное и благоприятное влияние плавание оказывает и на респираторную систему человека. Для того, чтобы вдохнуть воздух, человек преодолевает сильное противодействие воды, давящее на грудную клетку. И напротив, напор воды способствует выдоху. Такая особенная респираторная зарядка тренирует дыхательные мышцы, привлекает в работу все ткани легких и, безусловно, закаливает их и весь организм в целом.
Повышение выносливости у пловцов - одна из основных и наиболее сложных задач спортивного плавания. Казалось бы, развиваемая в движении мощность определяется силовыми и скоростными характеристиками взаимодействия, в первую очередь, кисти руки с потоком воды.
Можно предположить, что выносливость пловца в воде позволит быстро повысить мощность гребков и соответственно скорость плавания, но практика показывает, что это не так.
Во время выполнения тренировочных упражнений, направленных на развитие силового потенциала, в двигательные действия пловца вносится много сбивающих факторов. К ним можно отнести: изменение способности мышц, к произвольному сокращению; изменение силы движения, скорости, направления; тактильные ощущения пловца.
Все это отрицательно отражается на условиях взаимодействия пловца с водным потоком, что приводит к потере «чувства воды». В свою очередь, результатом тренировочных нагрузок, направленных на повышение силовых или скоростно–силовых возможностей, является увеличение ресинтезааденазинтрифосфорная кислота (АТФ) за счет анаэробных процессов, способствующих выбросу молочной кислоты в кровь, что отрицательно влияет на показатели выносливости пловца. В результате этого ухудшается результативность проплывания соревновательной дистанции. Указанные причины порождают у практиков различные методические подходы к развитию мощности гребковых движений пловца.
Основное значение занятий плаванием состоит не только в укреплении иммунитета человека. Наряду с оздоровлением также вырабатывается выносливость. Те люди, которые занимаются плаванием, практически не болеют, чувствуют себя сильными и бодрыми. Отсутствие прогулов делает их старания наиболее продуктивными. Основное значение занятий плаванием состоит не только в укреплении иммунитета человека. Наряду с оздоровлением также вырабатывается выносливость.
Самое сильное влияние плавание оказывает на сердечно-сосудистую [2] и на дыхательную [3,с.5] системы, на мышечный [6] и опорно-двигательный аппарат [23,с.33].
При развитии выносливости используют различные методы. Равномерный метод: главная цель метода направлена на развитие общей выносливости. Равномерный метод в основном применяется для начинающих в весенне-летнем этапе подготовительного периода, для спортсменов разрядников – в весеннем этапе [24, 30, 48].
Скорость передвижения при данном методе должна быть близка к равномерной скорости. Для выбора интенсивности следует отдать большее предпочтение частоте пульса, чем скорости или другим факторам оценки работоспособности. Дополнительно этот метод применяется также во время снижения нагрузки для восстановления работоспособности. Примером может служить кросс продолжительностью 3-5 часов (для спортсменов-разрядников) интенсивностью 50% от максимальной. При равномерном методе работа выполняется без интервалов для отдыха, непрерывно [24, 30, 48].
Метод переменного упражнения направлен на подготовку спортсмена для перехода к тренировкам интервального метода. Для переменного метода характерно непрерывное выполнение упражнения со сменой интенсивности от слабой до сильной интенсивности или в пределах 50-95% от максимальной скорости соревновательной дистанции. Спортсмен выбирает скорость и интенсивность по настроению и самочувствию. Напряжение при переменной тренировке среднее: ЧСС колеблется в пределах 140 ± 25 уд/мин в течение от 1 до 5 часов при смене циклических упражнений. В основном переменный метод применяется в летнем и осеннем этапах подготовки и после периода вкатывания для перехода к темповым тренировкам [24, 30, 48].
Интервальный метод используют при выполнении циклических упражнений. В спортивной практике выделяют главным образом следующие варианты тренировки:
• на коротких отрезках от 15 до 60 секунд; • на средних – от 120 до 180 секунд;
• на длинных – в пределах 3 - 5 км. Кроме того, применяется сочетание коротких, средних и длинных отрезков. Интенсивность работы должна быть в определенных пределах: ЧСС на равнинных отрезках – 170±5 уд/мин, на подъемах – 185±5 уд/мин.
Интервальный метод в основном применяется в осеннем этапе подготовки, во второй половине декабря и январе. При начальном применении данного метода отдается предпочтение тренировкам на коротких и средних отрезках, затем постепенно в тренировки включают и длинные отрезки. Количество отрезков, пройденных за одну тренировку, зависит от подготовленности спортсмена. Критерием для окончания интервальной тренировки будет являться показатель ЧСС после ускорения. Если частота пульса не понизилась за 1-3 мин отдыха до 140 уд/мин, то напряженную работу следует прекратить и перейти на менее интенсивную работу и другие упражнения. Характер отдыха при данном методе - активный: бег, ходьба и т.д [ 24, 30, 40, 48, .61,65]
Повторный метод: суть данного метода в повторном прохождении определенного участка. Интенсивность при прохождении заданного отрезка должна быть высокой – 80-85% от максимальной. Отдых, в промежутках обычно по характеру пассивный, иногда сочетается с активным (ходьба, а зимой - медленное передвижение на лыжах). Количество отрезков и продолжительность работы зависят от тренированности спортсмена. Обычно для тренировки повторным методом выбирают подъем протяженностью не более 500 - 700 метров, после которого идет спуск, дающий возможность спуститься к исходной точке. Повторный метод также применяется в осеннем этапе подготовки и в соревновательном периоде.
В спортивном плавании регулярно появляются новые сведения о функциональных возможностях различных физиологических систем организма пловцов разных возрастных групп. Однако существует определенная последовательность - этапность в формировании структуры физической и функциональной подготовленности спортсменов.
При этом адаптация организма к тренировочным и соревновательным нагрузкам зависит от функциональных свойств организма, таких, как скорость и интенсивность физиологических реакций, устойчивость, экономичность, которые изменяются в процессе спортивной тренировки. Основные морфофункциональные и метаболические изменения в организме спортсмена составляют важную группу показателей функциональной подготовленности спортсменов. В процессе адаптации происходит увеличение специальной работоспособности, сопровождающееся снижением удельного веса развития мощности и подвижности на фоне повышения уровня устойчивости, экономичности и степени реализации возможностей функциональных систем [2,с.16].
В подготовительном периоде тренировочного процесса пловцов занимают важное место специальная физическая и функциональная подготовки, так как на данном этапе закладывается фундамент для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата.
Под нагрузкой мы будем понимать величину воздействия на организм спортсмена конкретных физических упражнений. Нагрузка приводит к расходованию энергетических ресурсов пловца, утомляет его. В то же время она активизирует течение восстановительных процессов, которые при достаточном отдыхе обеспечивают накапливание энергетических ресурсов до уровня, превышающего исходное состояние (уровень «до работы»).
Таким образом, отдых, как и нагрузка, столь же необходимый фактор, способствующий повышению тренированности спортсмена.
«Фартлек» представляет собой тренировку переменной интенсивности. Он применяется для воспитания специальной выносливости во многих видах спорта, в том числе и в плавании. В плавни «фартлек» - это длительная, аэробная тренировка на дистанционное плавание (большой мощности) с включением коротких отрезков (максимальной мощности), не прерывая дистанцию в целом на отдых. [33,с.22]
Пример: дистанция 800 м, из них каждые 200 м спортсмен проплывает 175 м на ЧСС 120 - 130уд/мин и 25 м на ЧСС 180 - 200 уд./мин.
Существенно влияет на эффективность развития скоростной выносливости - сочетание отрезков различной длинны при выполнении программы отдельного задания. В практике используются варианты, при которых длинна отрезков или постоянная, или колеблется, или постепенно возрастает или убывает.
Интенсивность работы планируется таким образом, чтобы скорость преодоления отрезков дистанции была близкой к планируемой соревновательной. Широко используется прохождение отрезков со скоростью,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абсалямов Т. М., Ляшко Г. И. «Специальная скоростно-силовая подготовка пловцов-спринтеров». «Физкультура и спорт». Журнал. Москва, 2015. С.20-23.
2. Аллакин Ю.А. «Методы формирования силового компонента гребковых движений в плавании»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 2001.21с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.А. Ашмарин. - М.: ФиС, 2018. - 332 с.
4. Балакши Т.М. «Взаимосвязь максимальной скорости плавания спортивными способами и показателей максимальных силовых возможностей пловцов, проявляемых в специфических условиях водной среды» // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Вып. 2. - Волгоград: 2016.
5. Биохимия мышечной деятельности / Н.И. Волков [и др.]. - Киев: Олимп. лит., 2000. - 503 с.
6. Бондарчук, А.П. Периодизация спортивной тренировки / А.П. Бондарчук. - Киев: Олимп. лит., 2005. - 303 с.
7. Браунинг, Р. Серьезные тренировки для спортсменов на выносливость [Текст] / Р. Браунинг, Р. Слимейкер. - Мурманск: Тулома, 2007. - 328 с.
8. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М., 2005.
9. Булгакова Н. Ж. Плавание: Учебник для вузов. - М., Физкультура и спорт, 2001. - 156 с.
10. Верхошанский, Ю.К. Физиологические основы и методические принципы тренировки в беге на выносливость [Текст] / Ю.К. Верхошанский. - М.: Советский спорт, 2014. - 80 с.
11. Викулов А. Д. Плавание: Учебник для педагогических Гасилин, С.С. Возрастная динамика дистанционной подготовленности у юных пловцов 11-16 лет / С.С. Гасилин, А.А. Кашкин // Сборник научных трудов молодых ученых РГУФК. - М.: РГУФК, 2013. - С. 164-166.
12. Гончар И. Л. Методика преподавания плавания: технологии обучения и совершенствования. Одесса. «Друк», 2016. -696 с.
13. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. [Текст] / В.М. Зациорский. - 3-е изд. - М.: Советский спорт, 2009. - 300 с.
14. Караулова, Л.К. К вопросу о терминологии двигательных способностей человека [Текст] / Л.К. Караулова // Физическая культура в школе. - 2013. - № 5. - С. 22-23.
15. Квашук, П.В. Технологии определения двигательной подготовленности и физического состояния детей и подростков [Текст] / П.В. Квашук, Г.Н. Семаева. - М.: ФиС, 2008. - 314 с.
16. Куликов, JI.M. Спортивная тренировка: управление, системность, адаптация, здоровье / JI.M. Куликов, В.В. Рыбаков, Е.А. Великая // Теория и практика физической культуры. - 2014. - №7. - С. 26-31.
17. Курысь, В. Н. Основы силовой подготовки юношей: учеб. пособие для студентов вузов / В.Н. Курысь. - М.: Сов. спорт, 2004. - 264 с.
18. Лафлин Т., Делвз Д.. Как плавать лучше, быстрее и легче. Пер. с английского Е. Шелеховой, К. Бильдановой. Под ред. М. Буслаева. - 2 изд. - М., 2012. - 208 с.
19. Люсеро Б. Плавание: 100 лучших упражнений. Пер. с англ. Т. Платоновой. -М.: Эксмо, 2011. -280 с.
20. Макаренко, Л.П. Подготовка юных пловцов / Л.П. Макаренко. - М.: ФиС, 2014. - 285 с.
21. Маклауд Й. Анатомия плавания. Пер. с английского С. Борич. - Минск: «Попурри», 2011. - 200 с.
22. Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет [Текст]: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. - 5-е изд., стер. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 390 с.
23. Мякинченко, Е.Б. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта [Текст] / Е.Б. Мякинченко, В.Н. Селуянов. - М.: Дивизион, 2009. - 360 с.
24. Обухова, Л.Ф. Возрастная (детская) психология [Текст]: учеб. для студ. вузов / Л.Ф. Обухова. - М.: Высшее образование: МГПУ, 2009. - 60 с.
25. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. - М.: АСТ, 2002. - 864 с.
26. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. для техн. физ культ / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 2003. - 352 с.
27. Погадаев. Г.И. Настольная книга учителя физической культуры [Текст] / Г.И. Погадаев, В.В. Кузин, Н.Д. Никандрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 2006. - 496 с.
28. Попов, В.С. Теоретико-практические основы развития физических качеств [Текст]: учебное пособие к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» / Сост. В.С. Попов; Шахтинский ин-т (филиал) ЮРГТУ (НПИ). - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2019. - 82 с.
29. Прокудин, Б.Ф. Адаптационные особенности реакции организма юных спортсменов 10-14 лет на беговые нагрузки на выносливость [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Грязнова, Л.Н. Бакланов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XX международной научно-практической конференции. - 2010. - С. 355-358.
30. Прокудин, Б.Ф. Развитие выносливости юных спортсменов в различные возрастные периоды [Текст] / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Грязнова // Наука и образование. - 2017. - № 6. - С. 152-155.
31. Саблин А. Б., Костиков А. В. // Особенности специальной подготовки спортсмена. // ТиПФК. - 2012. - №2. - С.36.
32. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.А. Солодков. - М: Советский спорт, 2012. - 624 с.
33. Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология [Текст] / Е.А. Сорокоумова. - СПб: Питер, 2009. - 208 с.
34. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 2. Под общей ред. Платонова В. Н., перевод с англ. И. Андреева. Советский спорт, 2012. - 544 с.
35. Таормина Ш. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов. Пер. с английского А. Павленко. Под ред. М. Буслаева. - М. 2013. - 176 с.
36. Укстин А.В. «Средства развития специальной силы и силовой выносливости высококвалифицированных пловцов»: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1984.-24с.
37. Управление спортивной подготовкой: теоретико-методологические основания / В.В. Рыбаков, А.В. Уфимцев, А.И. Федоров, М.Н. Ахмедзанов. - М.: СпортАкадемПресс; Челябинск: ЧелГУ; ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.
38. Фискалов, В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов / В.Д. Фискалов. - М: Советский спорт, 2010. - 392 с.
39. Фомин, К.А. Возрастные аспекты физического воспитания [Текст] / К.А. Фомин, В.П. Филин. - М.: ФиС, 2019. - 521 с.
40. Фомичева В. В., Давыдов В. Ю. «Прогнозирование спортивного результата в плавании» / Журнал «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка». Вып. 4, 2015. С.28-30.
41. Фомиченко Т. Г. «Специализация средств и методов силовой подготовки в тренировке юных пловцов»: Автореф.дисс. канд. пед. наук. - М., 2006. - 23 с
42. Фомиченко, Т.Г. Возрастные закономерности проявления и тренировки силовых качеств в спортивном плавании: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Т.Г. Фомиченко. - М.: РГАФК, 2009. - 38 с.
43. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, C. Кузнецов. - 11-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
44. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. - 480 с.
45. Янсен, П. ЧСС, лактат и тренировки на выносливость [Текст] / П. Янсен. Мурманск: Тулома, 2013. - 160 с.