Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ В ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ
2.1. Методология и методы исследования
Спецификой подростков с таким сложным речевым нарушением к которым относится заикание, зачастую, редко удаётся самим побороть страх публичных выступлений, а также сложившийся у них стереотип о невозможности красиво и успешно говорить и выступать перед аудиторией (Л.И.Белякова, М.И.Буянова, В.И.Селиверстов). Происходит это еще и в силу того, что подростковый возраст сам по себе характеризуется эмоциональной напряженностью, заикание у подростков усугубляет такие свойства этого возраста как стеснительность, зажатость, сложности вербального воплощения своих мыслей и потребностей и создает дополнительные ограничения в процессе общения, ограничивает возможности самореализации и социализации.
Обосновывают точку зрения, подтверждающую, что развитие навыков публичных выступлений при заикании является эффективным способом коррекции речевых нарушений такие отечественные исследователи, как Л.З.Андронов-Арутунян, Ю.Б.Некрасов, И.А.Поворов, В.М.Шкловский и т.д.
При этом, один из основателей движения самопомощи в группах заикающихся И.И.Тартаковский уже в начале XX века (в 1920-х годах) говорил о том, что каждый заикающийся может и должен стать оратором. Для преодоления невроза речевого общения приемы обучения навыкам публичного выступления используются целенаправленно в самых трудных и значимых для подростков ситуациях – на уровне выступления перед большой аудиторией слушателей.
Янченко И.В.. Попова А.С. , отмечают, что работа реализуется на базе формирование представлений о психологии устного речевого высказывания, на уровне развития коммуникативно-речевых навыков в целом.
Эмпирическое исследование проводилось на базе: такого-то учреждения.
Выборка исследования: в группу социально- психолого-педагогической реабилитации заикающихся подростков, было включено 10 подростков с заиканием в возрасте 12-15 лет (четыре мальчика и шесть девочек).
Гипотеза исследования: логопсихотерапевтическая работа поможет формированию навыков публичного выступления и будет способствовать снижению тяжести речевых судорог и логофобического синдрома у подростков с заиканием.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, самонаблюдение, беседа, тестирование.
Было проведено изучение особенностей нарушения речевого общения в ситуации публичного выступления, отслеживался уровень сформированности речевых притязаний, речевой тревоги и определение степени тяжести речевых судорог, также была представлена технология формирования навыков публичного выступления.
Методики исследования:
1)набор стандартных речевых проб для определения степени тяжести проявления заикания Г.А. Волковой (см.Приложение 1).
На основе диагностики выделяется:
- тяжелая степень проявления заикания — появление судорог уже в сопряженной или отраженной формах речи;
- средняя степень — появление речевых судорог в простейших видах вопросно-ответной формы речи; при чтении стихотворения; при описании сюжетной картинки с помощью вопросов логопеда, что соответствует несколько более сложному виду вопросно-ответной формы речи;
- легкая степень — появление судорог в сложных видах вопросно-ответной формы речи и монологической речи.
2)диагностическая шкала Р.Эриксона для оценки коммуникативных и речевых навыков, речевой тревожности.
Пункты шкалы разделяются на три субшкалы, соответствующие направленности тревоги на:
1. речь – 0-8 баллов;
2. общение – 0-8 баллов;
3. уверенность – 0-8 баллов.
Знание этих характеристик позволяет реализовывать более направленную психотерапевтическую помощь. (см.Приложение 2).
3)шкала оценки личных притязаний В.А.Калягина(см.Приложение 3);
Речевые притязания характеризуют мотивацию ребенка или подростка на работу по исправлению своей речи, поэтому их определение имеет важное значение для логопеда. Эта методика особенно требует неформального контакта с испытуемым.
Учитывается суммарный балл, который может зависеть от ряда причин, например, индивидуальных особенностей испытуемого, тяжести речевого дефекта и др. Средний показатель для лиц без речевых нарушений составляет 9±3 балла.
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента
В группе по методикам были получены следующие результаты.
Показатели тяжести речевых судорог:
- 40% (4 человека) испытуемых показали высокую степень тяжести речевых судорог;
- 30% (3) – среднюю степень тяжести речевых судорог;
- 30% (3) – низкий уровень тяжести речевых судорог (см.Рисунок 1).
Рисунок 1. Показатели тяжести речевого нарушения (заикания) в экспериментальной группе
По шкале выявления уровня речевой тревожности 80% испытуемых показали высокий уровень речевой тревожности и только 20% - низкий уровень (см.Таблицу 1 и Рисунок 2).
Таблица 1.
Показатели по шкале Р.Эриксона для оценки коммуникативных и речевых навыков, речевой тревожности в экспериментальной группе
Показатели по шкалам Речь Общение Тревожность
Высокий 20% 20% 80%
Средний 70% 70% 0%
Низкий 10% 10% 20%
Наглядно результаты обследования представлены на рис.2.
Рисунок 2. Коммуникативные и речевые навыки, уровень речевой тревожности в экспериментальной группе
Уровень общения в группе находится на среднем уровне (70% случаев), уровень речевого развития средне-низкий.
Уровень личных притязаний в группе высокий у всех. Показатель по группе – 100% высокий. Соответственно, мотивация подростков к исправлению в работе над заиканием достаточно высокая. Это очевидно, так как ребята занимаются в коррекционно-развивающей группе.
По результатам обследования была разработана программа развития навыков публичного выступления для подростков с заиканием. Рассмотрим данную программу ниже.
2.3 Формирующий этап эксперимента
Формирующий этап эксперимента включал ряд направлений и этапов: пропедевтический (вводный) этап, этап реализации социально-лого-психологической терапии и развития навыков публичного выступления для подростков с заиканием, контрольно-поддерживающий этап.
Овладение навыками публичных выступлений развитие сети причины выступлений сочеталось с закреплением таких психологических качеств как стремление к общению, укрепление инициативности, активности. В терапевтической работе формировались навыки публичного выступления, которые отражают взаимозависимость и обусловленность решаемых речевых и психологических задач. Эти технологии направлены на развитие навыков мышечной и эмоциональной саморегуляции. Это работа с голосом и дикцией, Это работа с просодикой, с темпом и ритмом речи, это формирование речевого дыхания, отработка координации движений тела и речевого аппарата.
Особым образом отслеживалось и обращалось внимание на речевое поведение подростков в группах в процессе коммуникативных тренингов и терапевтических бесед, проводилась оценка речевых навыков при подготовке и защите выступлений, в процессе спонтанной речи при публичных выступлениях и на конференции в конце курса, когда ученики показывали свою новую речь в ситуациях публичного выступления.
Одна из отличительных особенностей курса «Мастерство публичных выступлений» заключается в том, что основная роль в содержании занятий отводится таким психологическим аспектам, как эмоциональный настрой на выступление, изучение тонкостей вербальных и невербальных средств управления вниманием аудитории, особенностей поведения выступающего на публике; отдельные темы посвящены средствам и способам реакции на критические замечания из зала и пр.
В программу публичных выступлений положены работы современных российских ученых в области логопедии, риторики и ораторского искусства: В.И. Аннушкина, Д.Н.Александрова, И.А. Стенина. При изучении упражнений по развитию речевого аппарата использованы разработки А.Н. Петровой, Янченко И.В.. Поповой А.С., Карповой Н.Л., Некрасова Ю.Б.
2. Цель и задачи программы
Коррекция заикания у подростков посредством развития навыков эффективного публичного выступления.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
1. исследование эмоциональных состояний публичного выступления, через определение понятий «страх публичного выступления», «уверенность в себе»;
2. поиск собственных ресурсов школьников, позволяющих им быть успешными ораторами;
3. тренировка навыков включенности в публичное выступление на различных уровнях, навыков композиционирования и построения публичной речи;
4. отработка навыков воздействия на аудиторию, привлечения и удержания ее внимания;
5. создание условий для адекватного отношения к критике и реакциям аудитории;
6. создание условий для отработки навыков публичных выступлений на всех его этапах.
3. Общие принципы построения и методическое обеспечение программы