Фрагмент для ознакомления
2
Анализ аппаратных требований дает основание утверждать, что существующих средств технического обеспечения для функционирования создаваемой информационной системы складского учёта достаточно, необходимость в модернизации и замене отсутствует.
Схема «Дерево функций» позволяет наглядно показать иерархию функций управления и обработки данных, которые автоматизированы в программном обеспечении для автоматизации бизнес-процесса продажи билетов [7].
Выделяется два подмножества функций программы (рисунок 13):
служебные функции (проверка пароля, управление окнами и др.);
основные функции обработки данных (ввода первичной информации, обработки, ведения справочников, подготовки и распечатки документов и др.).
Рисунок 13 - Дерево функций
В рамках функционирования информационной системы предполагается сокращение временных затрат на выполнение основных технологических операций продаж билетов на водный транспорт.
Предполагаются изменения в организационной структуре следующего характера:
1. внесение внедряемой программы в перечень информационных ресурсов организации;
2. внесение в должностные инструкции специалистов следующих обязанностей:
Системного администратора программы – из числа ИТ-специалистов;
Администратора программного обеспечения - из числа ИТ-специалистов;
Администратора базы данных – из числа сотрудников технологического отдела;
Администратора безопасности – из числа ИТ-подразделения, либо подразделения по защите информации.
Ввод в эксплуатацию информационной системы оформляется приказом.
Информационная система, внедряемая для решения задач продаж билетов на водный транспорт, будет использовать сервер компании, включая СУБД и файловые ресурсы. Ввиду этого, проведение разработки отдельных организационно-правовых и программно-аппаратных средств для обеспечения информационной безопасности нецелесообразно. Существующие регламенты доступа к серверам, внедренные и применяемые политики безопасности локальной сети, программно-аппаратные средства защиты информационной системы компании от внешних угроз являются достаточными. Защита данных производится на уровне разграничения доступа к серверным ресурсам, парольной защиты пользователей. Реализация антивирусной защиты проведена с использованием решений от Kaspersky Lab.
Для обеспечения сохранности информационных ресурсов осуществляется еженедельное резервное копирование защищаемых файловых ресурсов и баз данных сервера на съемные носители. Для аутентификации и разграничения прав доступа к системе предполагается использование внутренних механизмов системы управления содержимым в конфигураторе «1С: Предприятие».
При этом предусмотрено разграничение доступа на уровне программного обеспечения на следующие уровни:
Администратор;
Оператор;
Специалист.
В таблице 16 приведено описание системы разграничения доступа в информационной системе продаж билетов.
Таблица 16 - Разграничение прав доступа
Пользователи
Модули Администратор Оператор Аналитик
Модуль
«Клиенты» Полный доступ Нет Нет
Модуль «Бронирование» Полный доступ Полный доступ Нет
Модуль «Настройки» Полный доступ Нет Нет
Модуль «Рейсы» Нет Полный доступ Нет
Модуль учета цен Полный доступ Полный доступ нет
Модуль отчетности Полный доступ Полный доступ нет
Модуль учета перевозчиков Полный доступ Полный доступ нет
На рисунке 14 показано дерево функций информационной системы складского учёта. Сценарий диалога для программного модуля складского учета рассмотрен в таблице 15. Схема дерева функций программы содержит схему меню программного продукта.
Рисунок 14 - Дерево функций программы
На рисунке 15 приведена диаграмма деятельности.
Рисунок 15 - Диаграмма деятельности
В таблице 16 приведён сценарий диалога.
Таблица 16 - Сценарий диалога
Экран Функции
1. Рейсы
2. Перевозчики
3. Причалы
4. Цены
5. Бронирование Запуск соответствующего режима путем выбора пункта меню
1 Рейсы — нажатие кнопки «Запись» для сохранения данных о позиции номенклатуры выпускаемой продукции
— нажатие кнопки «Закрыть» для закрытия формы
2. Перевозчики — нажатие кнопки «Добавить» для добавления данных о поступлении продукции на склад;
— нажатие кнопки «Изменить» для изменения данных о поступлении продукции на склад;
— нажатие кнопки «Удаление» для удаления текущей записи;
— Использование кнопок навигатора для перемещения по записям справочника;
— нажатие кнопки «Закрыть» для закрытия формы
3 Причалы — нажатие кнопки «Добавить» для добавления данных о помещении склада;
— нажатие кнопки «Изменить» для изменения данных о помещении склада;
— нажатие кнопки «Удалить» для удаления текущей записи;
— Использование кнопок навигатора для перемещения по позициям справочника;
— нажатие кнопки «Закрыть» для закрытия формы
4 Цены — нажатие кнопки «Добавить» для генерации штрихкода для выбранной позиции товарной продукции на складе;
— нажатие кнопки «Удалить» для удаления текущей записи;
— Использование кнопок навигатора для перемещения по позициям справочника;
— нажатие кнопки «Закрыть» для закрытия формы
5 Бронирование — Нажатие кнопки «Поиск» для выбора места;
— Нажатие кнопки «Получить данные» для загрузки информации о цене;
— Нажатие кнопки «Печать» для печати документа о бронировании
6 Выход
6.1 Выход — Закрытие программы
2.2 Описание функционала ПО
Далее приведем описание программного обеспечения для автоматизации задач продажи билетов на водный транспорт на платформе 1С: Управление транспортным предприятием». На рисунке 18 приведена схема конфигурации приложения «1С: Управление транспортным предприятием», проведем анализ соответствия функций системы бизнес-процессам исследуемой компании.
Функционал системы "1С:Предприятие 8. Управление транспортным предприятием" основан на базовой конфигурации "1С:Предприятие 8. Управление производственным предприятием" и представляет собой комплексное решение, охватывающее основные управленческие контуры транспортных предприятий и объекты учета, что позволяет организовать единую информационную систему для управления различными направлениями работы крупных транспортных предприятий, оказывающих услуги грузовых и пассажирских перевозок.
Планирование работы возможно осуществлять с периодичностью от одного дня до года и проводить настройку в следующих разрезах:
Виды транспорта;
Модели транспорта;
Типы транспорта;
Номенклатура;
Номенклатурные группы;
Формирование фактических данных осуществляется на основании обработки информации из путевых листов, что позволяет проводить план-фактный анализ.
В подсистеме управления заказами клиентов осуществляется учет клиентов, принятие заказов на грузоперевозки, подбор транспортных средств для выполнения заказа, оформление сопроводительной документации.
Проведение обработки заказов на перевозку осуществляется специалистами диспетчерских служб. При оформлении заказа определяются грузоотправители и грузополучатели, указывается адресная информация, перечень и характеристики грузов, описываются требования к транспортным средствам, требования к дополнительным услугам и операциям.
В программе предусматривается автоматизация изменения и контроля статуса состояния отработки заказов и доставки грузов. Изменение статуса производится при оформлении сопроводительных документов.
Разнарядка на выпуск транспорта в рейс производится с учетом множества режимов функционирования ТС и графиков работы водителей. При этом проводится автоматическая проверка на пригодность автомобиля по следующим параметрам [3]:
с транспортом не проводятся операции текущего ремонта;
у транспортного средства отсутствует необходимость планового ТО в ближайшей перспективе;
отсутствуют документы, имеющие истекший срок действия.
Информация из разнарядки может использоваться для пакетной выписки путевых листов.
В программе проводится выписка и обработка путевых листов большинства существующих стандартов.
Выписка путевых листов может производиться в режимах: ручного ввода каждой путевки и автоматической пакетной обработки данных. Использование режима пакетной выписки эффективно в крупных транспортных компаниях, так как обеспечивает возможности в течение короткого промежутка времени проводить формирование и распечатку путевых листов с минимальным участием диспетчеров. Для формирования новых путевых листов проводится автоматический перенос остатков ГСМ. После проведения окончательной обработки путевых листов программа проводит расчёт таких параметров выработки, как продолжительность наряда, выполнения работы, простоя, пробега с грузом и без груза, вес перевезенных грузов, параметров грузооборота, количества поездок и операций и т.д. Настройка необходимых параметры выработки производится пользователями в специальном справочнике. Возможно включение режима расчета заработной платы в зависимости от времени нахождения в рейсе.
В конфигурации "1С:Управление транспортным предприятием" имеются возможности составления оперативных планов текущей работы транспортных средств с помощью специализированного модуля.
Перечень аналитической отчетности, доступной для формирования в программе [6]:
Выработка транспортных средств;
Данные о пробеге;
Данные о наработке оборудования;
Сводная информация о простоях;
Выборки по путевым листам (форма ТМФ-8);
Карточка работы транспортных средств;
Данные по технико-эксплуатационным показателям;
Диаграмма состояния транспортных средств.
Функциональные возможности программы позволяют проводить отслеживание состояния транспорта, включающие:
Оформление разнарядки;
Нахождения транспорта в рейсе;
Нахождения транспорта в ремонте;
Нахождения транспорта консервации и т.д.
Оформление таких документов, как разнарядка на выпуск ТС, путевой лист, ремонтный лист автоматически изменяют состояние автомобиля. Кроме этого пользователь при помощи специального документа "Диспозиция ТС" может задавать любое состояние и местонахождение автомобиля. Данные о состоянии ТС наглядно представлены на диаграмме Ганта.
Подсистема управления грузами и контейнерами предназначен для выполнения операций комплектации, дополнительной обработки грузов (упаковка, паллетирование), размещения грузов в контейнерах и формирование сборных комплектов и контейнеров для отправки.
При выполнении каждого действия автоматически изменяется статус груза, а полная информация по грузам представлена в специальном списке с возможностями фильтрации по различным параметрам. Документы "Диспозиция" позволяют регистрировать местоположение груза или контейнера в любой момент времени и представлять данные в виде наглядной диаграммы.
Учет контейнеров ведется по их типам и номерам, специальные отчеты позволяют проследить заполнение контейнеров за любой период времени.
Использование электронных карт компании "Ингит" (приобретаются отдельно) позволяет повысить удобство и ускорить работу диспетчера при обработке заказа на ТС и информировании водителя о наиболее удобных маршрутах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акперов, И.Г. Использование информационных технологий в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
2. Венделева, М.А. Информационые системы управленческого учета/ М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. - 462 c.
3. Голицына, О.Л. Проектирование баз данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.
1. Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Информационные системы в экономике. — М.: Интернет-университет информационных технологий – М.: ИНТУИТ.ру, 2009. 144с.
2. Гринберг, А.С. Информационные технологии в управлении /А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко.-М.: ЮНИТИ, 2010.-479 с.
3. Диго, С.М. Вопросы проектирования и использование баз данных. /С.М. Диго.-М.: Финансы и статистика, 2010.-591 с.
4. Ивасенко, А.Г. Экономические информационные системы /А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко.-М.: КноРус, 2011.-153 с.
5. Колесников, В.И. Экономическая информатика/ В.И. Колесников. - М.: Дашков и К°, 2010.-399 с.
6. Трофимов, В.В. Основы информатики для экономистов /[В. В. Трофимов и др.] ; под ред. проф. В. В. Трофимова.-М.: Юрайт, 2010.-910 с.
7. Трофимов, В.В. Методологии моделирования бизнес-процессов/ В.В. Трофимов. -М.: Юрайт, 2010.-910 с.
8. Информационные технологии: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 080801 "Прикладная информатика" и др. экон. специальностям /В. В. Трофимов и др.] ; под ред. проф. В. В. Трофимова.-М.: Юрайт, 2009.-624 с.
9. Исаев, Г.Н. Информационные технологии: Учебное пособие / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2013. - 464 c.
10. Карпова, И.П. Базы данных: Учебное пособие / И.П. Карпова. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c.
11. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных.Введение в реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 464 c.
12. Хорев, В.Б. Основы информационной безопасности/ В.Б.Хорев. М.:ДАНА, 2015. – 124 с.
13. Коноплева, И.А. Информационные технологии в менеджменте: учеб. пособие : [для вузов по специальности "Прикладная информатика (по областям)] /И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов.-М.: Проспект, 2010.-294 с.
14. Кудинов, Ю.И. Основы современной информатики: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Прикладная информатика" /Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко.-СПб.: Лань, 2009.-255 с.
15. Лубянская Э.Б. Информационные системы в экономике : учебное пособие / Э.Б. Лубянская, Е.Н. Лукаш. - Воронеж : ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет", 2017. - 140 с.
16. Горячев, А.В. Особенности разработки и администрирования приложений баз данных: учебное пособие / А. В. Горячев, Н. Е. Новакова. Санкт-Петербург : Издательство СПбГЭТУ, 2016. - 68 с.
17. Селяничев, О. Л. Администрирование информационных систем: учебное пособие / О. Л. Селяничев, Е. В. Майтама. - Череповец: ФГБОУ ВО "Череповецкий государственный университет", 2017. - 99 с.
18. Попов Б. Н. Администрирование информационных систем: учебное пособие / Б. Н. Попов. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2018. - 95 с.
19. Лемешко Т. Б., Шурыгин В. Н. Современные информационные технологии : учебное пособие / Т.Б. Лемешко, В.Н. Шурыгин. - Москва : Росинформагротех, 2017. - 135 с.
20. Попов Б. Н. Администрирование информационных систем : учебное пособие / Б. Н. Попов. - Санкт-Петербург : Изд-во ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2018. - 95 с.