Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Движение России к демократическому, открытому обществу, плюрализму и конкуренции в политической жизни невозможно без активного участия населения страны, поскольку процесс становления демократических отношений в России во многом связан с формированием нового массового политического сознания граждан. Закономерным результатом демократических преобразований стали выборы в различные органы власти, которые являются главным событием политической жизни современной России.
Впервые в истории России формирование значительной части политической элиты стало осуществляться в условиях открытой конкурентной политической борьбы, активными участниками которой являются политические партии и движения. При всех недостатках и специфике российских выборов они стали важнейшим институтом политической демократии. Именно в ходе выборов и посредством их общество получает возможность легитимного контроля над властью, проводимой ею политикой, деловыми и моральными качествами политиков. Через процедуру голосования народ выражает свое мнение, ценностные установки и предпочтения. Вся сложность и неоднозначность общественнополитической жизни России отразилась в избирательных кампаниях.
Первые демократические выборы, явившиеся прологом принципиальных преобразований системы публичной власти, несли в себе сильный эмоциональный заряд, породили у населения надежду на формирование истинно народной власти. Однако постепенно их наивные ожидания сменились разочарованием и, как следствие, политической апатией. Растет число неголосующих избирателей и избирателей, голосующих против всех 5 кандидатов.
Все чаще победа на выборах достигается не только в результате открытой борьбы, где конкурируют различные мнения и программы, но и благодаря широкомасштабному использованию политических технологий, информационных, административных и финансовых ресурсов. Лица, неотягощенные гражданской ответственностью перед избирателями, используют выборы как удобную стартовую площадку для своей политической карьеры.
Тем не менее только регулярные и свободные выборы обеспечивают политико-правовой гражданский контроль за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц. К настоящему времени основные политические: силы России накопили значительный опыт проведения избирательных кампаний. Однако каждые новые выборы выдвигают перед кандидатами, политическими партиями, избирательными блоками новые проблемы и задачи. Сегодня очевидно, что на успех может рассчитывать только тот, кто сумеет предложить программу реальных преобразований, отвечающих общественным потребностям и ожиданиям граждан. Искушенный избиратель вряд ли поддержит политика или партию, прибегающих при проведении своей избирательной кампании исключительно к помощи избирательных технологий. Конечно, важно владеть разнообразными инструментами влияния на избирателей и уметь управлять электоральным поведением, однако мы считаем главным стержнем любой избирательной кампании позитивные идеи, которые необходимо донести до избирателя. Победы на выборах можно добиться только тогда, когда политик или партия сумеют понять настроения и проблемы избирателей, завоевать их доверие, предложить им такую программу, за которую сознательно проголосует большинство.
В соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" партия должна иметь программу, определяющую принципы ее деятельности, цели и задачи, а также пути реализации целей и решения задач. При выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного само- 6 управления избирательное объединение и избирательный блок обязаны опубликовать свои предвыборные программы в порядке и сроки, установленные избирательным законодательством.
Прямой порядок выборов руководителей субъектов РФ в настоящее время применяется в 75 регионах. В остальных десяти субъектах их главы избираются местными парламентами: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, а также в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах.
Поправки в федеральное законодательство, разрешающие субъектам РФ заменять прямые выборы процедурой избрания региональным парламентом, были приняты 2 апреля 2013 года и 3 февраля 2015 года. Глав семи республик и трех округов избирают местные законодательные органы из числа трех кандидатур, внесенных в региональный парламент президентом РФ.
Предложения по кандидатам на пост главы республики президенту направляют партии, представленные в местном парламенте и Госдуме РФ (не более трех от каждой партии). В автономных округах руководители избираются по согласованию с губернатором области, в состав которой входит тот или иной округ (для Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов - с главой Тюменской области, для Ненецкого округа - Архангельской).
Каждая из представленных в парламенте округа и Госдуме партий вправе предложить губернатору соответствующей области не более трех кандидатур на пост руководителя автономного округа. Губернатор отбирает из этого списка не менее пяти кандидатов и вносит их на рассмотрение президента РФ. Глава государства в свою очередь представляет в законодательный орган автономного округа трех претендентов из предложенных.
Непрямые выборы глав регионов также проходят в сентябре, в единый день голосования. Если же выборы губернатора и местного парламента проходят в один год, то избрание руководителя субъекта проводится новым созывом законодательного органа в течение 45 дней со дня формирования.
На сегодняшний день существует большое количество отечественной литературы посвященной анализу выборных процессов, которые можно сгруппировать следующим образом. Первая группа описывает теоретическую базу демократических выборов, подробно раскрывая их принципы, функции, этапы, а также виды избирательных систем. К ним относятся работы В. П. Пугачева, В. С.Комаровского, В. Н. Амелина и Н. С. Федоркина. Вторая группа работ посвящена обобщению накопленного к текущему моменту избирательного опыта зарубежных исследователей ориентировано на изучение французских общенациональных избирательных кампаний и представлено трудами Е. И. Морозовой и А. И. Ковлера.
Цель исследования – провести сравнительный анализ предвыборных кампаний Единой России и ЛДПР на губернаторских выборах в Хабаровском крае в 2018 году.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы изучения предвыборной кампании на губернаторских выборах;
2) рассмотреть предвыборную кампанию Единой России на губернаторских выборах в Хабаровском крае в 2018 году;
3) проанализировать предвыборную кампанию ЛДПР на губернаторских выборах в Хабаровском крае в 2018 году.
Объект исследования- предвыборные кампании кандидатов в губернаторы Хабаровского края.
Предмет исследования - особенности стратегии и тактики предвыборных кампаний кандидатов Фургала и Шпорта на выборах губернатора Хабаровского края в 2018 году.
Гипотеза исследования: предполагается, что высокий уровень протестных настроений у населения, большой антирейтинг у действующего губернатора, высокий уровень доверия к Фургалу, а также второй тур выборов, привели к тому что на выборах одержал победу кандидат от ЛДПР.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические основы изучения предвыборной кампании на губернаторских выборах
1.1 Особенности российской партийной системы и политических партий
В Российской Федерации партийнополитические процессы стали важной составляющей происходящих перемен с начала трансформации политической системы государства. С тех пор в России активно проводится курс на формирование устойчивой партийной системы и повышение роли политических партий для осуществления дальнейших реформ в стране . Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко». В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) .
Однако большинство российских исследователей точкой отсчёта становления многопартийности в России считают 1987 г. Именно в этот год после январского пленума ЦК КПСС был провозглашён новый курс партии на демократизацию общества, возник плюрализм мнений. Первоначальный процесс движения к многопартийности начался с образования различных неформальных организаций, которые назывались по-разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, ассоциации, общества.
В них проходили острые политические дискуссии, дебаты и споры, формировались идейные платформы в противовес официальной идеологической доктрине. В конце 1987 – середине 1988 гг. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки [3, с. 233]. Эти общественно-политические новации существенным образом затрагивали роль руководящей и направляющей силы – Коммунистической партии Советского Союза. Разномыслие в различных кругах советского общества начинало находить для себя иные, кроме КПСС, формы политической самоорганизации .
Таким образом, к началу 1991 г. КПСС уже не была той монолитной партией. В партии действовало более десяти различных течений и платформ: коммунисты-реформаторы Демократической платформы, Марксистская платформа, Левый центр и др., ставшие зародышами новых партий. В 1989 г. в СССР впервые состоялись альтернативные выборы народных депутатов СССР. Инициатором выборов выступила Демократическая платформа в КПСС. Летом и осенью 1990 г. в России возникло большое количество политических объединений, именовавших себя партиями. Однако деятельность многих из них не затрагивала глубинные слои общества. По возможностям и способам влияния на принятие решений большинство вновь созданных партий было ближе к группам давления, а по основным признакам – к протопартиям, характеризующимся малочисленностью, организационной слабостью, аморфностью программ, популизмом.
Важнейшим шагом на пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР в марте 1990 г. конституционного положения о руководящей роли КПСС (ст. 6 Конституции СССР) и легализация, таким образом, принципа политического плюрализма. На этой основе 9 октября 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий .
Таким образом, многопартийность приобрела правовую основу, неформальные политические партии и объединения получили статус законно действующих. Кроме этого, в связи с выборами в Верховный Совет РСФСР в марте 1990 г. была легитимизована оппозиция. С апреля 1991 г. началась регистрация политических партий Министерством юстиции СССР. Это положило начало становлению многопартийности. Но в условиях сохранения суперпартии – КПСС – обеспечить равные возможности для всех субъектов, входивших в партийно-политическую систему, было невозможно. Ситуация кардинально изменилась после неудавшейся попытки государственного переворота 19–21 августа 1991 г. , в результате которой КПСС и российская Компартия были обвинены в сговоре с путчистами и указами президента России от 23 августа и 6 ноября фактически запрещены. В течение 1992 г. из движения «Демократическая Россия» одна за другой выходили новые партии. Началась эпоха межпартийной конкуренции среди «демократов» .
В 1993 г. произошёл резкий слом политической системы, выразившийся в расстреле парламента и принятии новой Конституции. Одним из проявлений этой насильственной политической реформы стал переход к выборам депутатов Государственной думы на основе использования смешанной избирательной системы. При этом политическим руководством страны поддерживалось, что применение смешанной системы должно способствовать развитию многопартийности. Таким образом, впервые было подчеркнуто, что одним из важнейших приоритетов политической реформы является формирование многопартийной системы. После принятия Конституции РФ в 1993 г. гарантии многопартийности закреплялись конституционно: ст. 13 Конституции провозглашала идеологическое многообразие и многопартийность.
Однако введённое Указом Президента менее чем за полтора месяца до выборов Положение о выборах в Государственную думу серьёзно сказалось на формировании многопартийности. В первую очередь это произошло за счёт установления для партий 5 %-го порога для прохождения в думу. Для молодых партий этот порог оказался непреодолимым .
Законодательное регулирование деятельности партий не являлось приоритетом для думы и президента, что было показано на примере первого Закона о партиях, принятого Государственной думой в 1995 г. Законопроект не смог пройти через Совет Федерации, и дальнейшей его судьбой никто не интересовался . Стараясь легитимировать своё существование в будущем, дума приняла Федеральный закон «Об общественных объединениях», вступивший в силу в мае 1995 г.. Однако этот федеральный закон не содержал никаких положений ни о политических общественных объединениях, ни о политических партиях. Иными словами, на тот момент политические организации были вынуждены пользоваться действующими положениями ст. 6 и 9 Закона СССР «Об общественных объединениях».
Был принят в 1999 г. закон «О выборах депутатов Госдумы» – внесением избирательного залога. Он был установлен произвольно на уровне 15 % максимально разрешённой суммы расходов на избирательную кампанию и оказался самым большим в мире. Таким образом, изменение требований к партиям в ходе проведения выборов в Государственную Думу способствовало отстранению «карликовых» партий от избирательных кампаний . Итак, в 1993 г., 1995 г. и 1999 г. проходили многопартийные выборы в нижнюю палату российского парламента. Из 35 субъектов избирательной кампании, собиравших подписи, лишь 13 преодолели все предвыборные барьеры и вышли на выборы.
Необходимо также отметить, что на выборах 1993 г. впервые участвовала так называемая партия власти – «Демократический выбор России» (ДВР). И хотя её результат оказался не очень удачным, начало было положено.
С тех пор во всех российских выборах принимают участие партии, опирающиеся на «административный ресурс». При этом на каждых выборах данные партии предстают в новом облике. В 1995 г. это был «Наш дом – Россия» (НДР), в 1999 г. – движение «Единство», в 2003 г. – партия «Единая Россия». С избранием на пост Президента России В. В. Путина Кремль начал системно относиться к управлению партийной системой. В 2001 г. был принят специальный Федеральный закон «О политических партиях», который закрепил понятие политической партии как общественного объединения, созданного в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества. Закон довольно резко изменил внутреннюю жизнь политических партий и существенно сказался на итогах выборов в думу. В частности, закон установил запрет на деятельность региональных и межрегиональных политических партий, а численность членов партий при их регистрации должна была составлять не менее 10 000 членов .
Перерегистрация партий помогла избавиться от искусственных образований, только считавшихся партиями, но никогда ими не бывших. После принятия закона «О политических партиях» конфигурация российской партийной системы существенно меняется в пользу партий власти и партий, поддерживаемых властью. В 2003 г. партия «Единая Россия», созданная в результате слияния «Единства» и «Отечество – Вся Россия», сумела по итогам парламентских выборов сформировать конституционное большинство в Государственной думе и оказалась самой сильной политической партией за всю современную историю России.
Это стало возможным благодаря популярности поддержавшего её Президента России, а также укреплению самой власти: элиты консолидировались вокруг фигуры президента, была выстроена властная вертикаль. Выборы 2003 г. принесли партии власти ещё больший триумф, чем было ранее. Единая Россия получила 37,57 % голосов по партийным спискам и 103 места по одномандатным округам. СПС и Яблоко в состав думы не прошли. Они не смогли преодолеть 5 %-го барьера (4,3 % у Яблока и 3,97 % у СПС). Напротив, неожиданно высокий результат на парламентских выборах получил левопатриотический блок «Родина», набравший 9,02 %.
Коммунисты потерпели первое в истории парламентских выборов в постсоветской России поражение: по пропорциональной системе они получили 12,61 % голосов (почти вдвое меньше, чем в 1999 г.), а по одномандатным округам всего 12 мест (в 1999 г. – 43). Зато хорошо поправила свои дела ЛДПР – 11,45 %, вдвое больше, чем в 1999 г.. Ещё одним инструментом государственной политики в отношении партий стало введение с 2003 г. нормы об обязательном выборе не менее половины состава законодательных собраний регионов по партийным спискам. Иными словами, на регионы теперь стало распространяться привычное ранее Б. С. Абзалбеков только для федеральной политики голосование за политическую платформу, а не за конкретную личность.