Фрагмент для ознакомления
2
для ребят открытый урок, напомнив о правилах безопасного пове¬дения на железной дороге. В частности, рассказали о самых распространенных нарушениях, показали специальные обучающие видеоролики, ответили на вопросы подростков, а также раз¬дали специальные памятки. Такой нетривиальный подход к теме позволил студентам и школьникам на реальных примерах, смотря в окно поезда, фиксировать, как нельзя вести себя на железной дороге, в том числе не спрыгивать с платформы, не перебегать пути перед поез¬дом.
Учебные заведения выбраны неспроста - они расположены рядом с железной дорогой, поэтому очень важно напомнить подросткам правила безопасности. Кроме того, столичные же¬лезнодорожники постоянно ищут новые формы взаимодействия с молодым поколением, чтобы занятия были интересными, полезными, а полученные знания лучше усваивались.
Железнодорожники отвечали и на другие вопросы, которые возникали у детей во время поездки. Так, ребята видели, как проходит процесс строительства новых пассажирских плат¬форм остановочного пункта Ленинградская, которые будут расположены ближе к Московскому центральному кольцу. Ребятам рассказали об организации этих работ, в том числе с точки зре¬ния безопасности, как работают строители при постоянном потоке поездов. Также учащиеся получили ответы о различных профессиях на железной дороге, их специфике и особенностях.
Завершился «Рейс безопасности» посещением музейно-производственного комплекса «Паровозное депо» на станции «Подмосковная», где живут и обслуживаются действующие па¬ровозы, которые курсируют по МЖД. Опытные экскурсоводы показали ребятам исторические здания и объекты, а также макет паровоза в разрезе, где с помощью световых индикаторов вид¬но процесс преображения воды в пар внутри агрегатов машины.
Активную работу по профилактике зацепинга проводит МОО «Железнодорожный транспорт». Основной целью организации является содействие сохранению истории, традиций, популяризации железнодорожного транспорта, путем участия в выявлении, сохранении и музе¬ефикации железнодорожной техники и памятников архитектуры на железнодорожном транс¬порте, а так же содействие развитию сети музеев железнодорожного транспорта. Также органи¬зация проводит работу над проектом под названием «Молодёжное движение «Безопасность на железной дороге»». Суть проекта заключается в уменьшении нарушений правил безопасного поведения и нахождения на железнодорожном транспорте и объектах его инфраструктуры, пу¬тём информирования граждан о соблюдении правил безопасности на железнодорожном транс-порте. Московское областное региональное отделение МОО «Железнодорожный транспорт» за период с февраля по декабрь 2018 года провело выездные лекции школьникам различных му¬ниципалитетов Подмосковья [18].
Но сегодня реалии жизни таковы, что техника и мобильные приложения стали неотъем¬лемой частью жизни подростков. И очень важно сегодня идти в ногу со временем. Ярким примером борьбы с детским травматизмом на объектах железнодорожного транспорта является разработка энтузиастов из Казани мобильного приложения Safe train («Берегись поезда»), кото¬рое призвано сократить случаи детского травматизма на железной дороге. Разработчики под¬черкивают, что приложение создано на волонтерских началах не для того, чтобы заработать деньги. В случае успеха приложения они планируют его распространить в Европе и Индии, представители последней уже проявили интерес к разработке.
Данное приложение, которое призвано сократить детский травматизм на железной доро¬ге, оно позволяет оповестить детей при приближении к опасной зоне непосредственно к дорожным путям. При приближении к железнодорожным путям менее, чем за 70 метров блокируется любой медиа-контент, проигрываемый на телефоне. В зависимости от продвижения к железно¬дорожным путям менее чем за 50 м также блокируется любая музыка, проигрываемая на теле¬фоне, и подается оповестительный сигнал, чтобы человек обратил внимание, посмотрел по сто¬ронам, чтобы не было приближающегося поезда.
В приложение также встроена функция, когда родитель может отследить маршрут ре¬бенка в режиме онлайн, просматривать историю передвижений ребенка и оповещать родителей о приближении детей к железнодорожным путям. Это приложение можно скачать с Google Market. Аналогов у приложения нет, и оно работает по всей России.
Внеклассная работа является средством формирования устойчивых навыков безопасного поведения в транспорте. Обучать школьников безопасному поведению на транспорте можно не только на специальных уроках, но и на занятиях в системе дополнительного образования. Кроме традиционных профилактических бесед, нужно включать в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, различные формы внеклассной деятельности.
Для учащихся колледжа могут проводится углубленное изучение правил дорожного движения в процессе систематических работ по профориентации и подготовке специалистов транспортных профессий, также регулярные встречи с работниками ж/д транспорта, ж/д полиции и юристами для проведения бесед, лекций по правилам безопасного поведения на транспорте, и административной, уголовной и гражданской ответственности за их нарушения. Важно проводить соревнования велосипедистов в летних и зимних чемпионатах по юношескому многоборью и т.д.
Только в столичном регионе пригородные поезда перевозят в сутки более двух миллионов человек, и поток пассажиров с годами лишь увеличивается. Что уж говорить в целом по стране! Соответственно, растет число и несчастных случаев на железной дороге, которая всегда считалась и считается зоной повышенной опасности.
В ходе выяснения причин происшествий нередко выясняется, что многие из них похожи как две капли воды, потому что в основе почти всегда лежит игнорирование пострадавшими правил безопасности. Главный «ограничитель» у человека должен быть в его сознании! Он сам должен понимать, что цену его собственной жизни невозможно выразить ни в каком эквиваленте.
Почему же именно дети страдают в первую очередь в том числе и на железной дороге? Потому, что они самая незащищенная часть общества. У них нет опыта, жизнь еще не научила их быть рассудительными и предусмотрительными, а уровень адреналина нередко превышает все разумные пределы. Тем не менее и это не полный и не точный ответ.
Зададимся вопросом: почему из всех детей на общем фоне жертвами печальной статистики становятся лишь единицы из общего числа? Ведь это действительно так, судите сами: часто ли каждый из нас сталкивался с такими несчастьями в своей практике? Скорее всего, лишь однажды, в единичных случаях. Но статистика по стране – вещь неумолимая, и таких случаев набираются сотни. Всем детям хочется выделиться в своем кругу, но не все ради этого цепляются к электричке или лезут на ее крышу, где на расстоянии вытянутой руки – провода высокого напряжения, достигающего 27 тысяч вольт.
Детские психологи утверждают, что попустительское отношение к жизни у зацеперов обусловлено, во-первых, неосознанностью возможных последствий (подростки еще не понимают истинную цену жизни).
Во-вторых, зацепингом, согласно многолетним наблюдениям, занимаются зачастую те подростки, у которых есть проблемы в общении со сверстниками и которые желают таким образом самоутвердиться. Ребенок самодостаточный, увлеченный, целеустремленный такого рода экстремальные увлечения будет игнорировать, ему не нужно таким странным и глупым способом «утверждать» себя, он и так уверен в себе и своих силах – обо всем этом тоже говорят специалисты-психологи.
Но зацепинг на общем фоне встречается не так часто в отличие от более распространенных случаев. Основными причинами травмирования детей железнодорожным подвижным составом и поражения током контактной сети являются неоправданная спешка и беспечность, нежелание пользоваться переходными мостами, тоннелями и настилами, хулиганство и игры как на железнодорожных путях, так и на прилегающей к ним территории.
Запретительные меры в отношении подростков дают лишь частичный эффект – все время контролировать их невозможно. Молодой человек должен самостоятельно понять всю степень опасности нарушения установленных правил. Как и то, что все эти правила безопасности «написаны кровью» – есть такое жесткое, но абсолютно правильное выражение, обобщающее итоги трагического опыта человечества – травматизма и гибели на железных дорогах. Люди всегда искали компромисс: ездить на поездах и перевозить грузы необходимо, но надо обезопасить себя. Для этого и нужны правила безопасности – вот что должны в первую очередь понимать дети.
Никакие запреты не помогут, потому что подростков невозможно постоянно контролировать. Чтобы оградить детей от опасности, нужно найти способы убедить их в опасности – только так, а не иначе. И это актуальнейшая педагогическая задача. Почему? Просто потому, что на путях гибнут дети.
Оглянемся вокруг себя, посмотрим на повседневную жизнь. При отсутствии контроля со стороны родителей и недостаточной разъяснительной работе в школах дети забираются на крыши вагонов, беспечно бродят по железнодорожным путям, катаются на подножках электропоездов и просто ищут развлечения на железной дороге. Нередко железная дорога становится «пешеходной», несмотря на то что хождение по железнодорожным путям всегда связано с риском и опасностью для жизни, хотя, казалось бы, позади и впереди просматриваемая территория.
Особенно часты случаи травматизма среди людей, идущих вдоль железнодорожных путей или в колее. Если вы переходите железнодорожные пути и видите приближающийся поезд, вы не сможете точно определить, по какому пути он проследует. В ожидании маневра можно оказаться прямо под колесами. Движущийся поезд остановить непросто. Его тормозной путь в зависимости от веса, профиля пути в среднем составляет около тысячи метров. А поезд, идущий со скоростью 100–120 км/ч, за одну секунду преодолевает 30 метров. В то время как пешеходу, для того чтобы перейти через железнодорожный путь, требуется не менее пяти-шести секунд.
Тем более что молодые люди любят слушать музыку и при пересечении путей не снимают наушники. Они даже не слышат гудка поезда, а зрительное внимание сосредоточено на том, как удобнее перейти рельсы. И что ждать в этом случае?
Примеры. Электропоезд в Подмосковье сбил насмерть 14-летнюю девочку, переходившую железнодорожные пути в неположенном месте. Как выяснилось, она слушала музыку в наушниках и не услышала, когда подъезжал поезд. Несмотря на применение машинистом экстренного торможения, наезда избежать не удалось...
В Ленинградской области 17-летний юноша, выйдя из электрички, спрыгнул с платформы, надел наушники с заранее закачанной на флешку музыкой, двинулся в сторону дома прямо через железнодорожные пути, не обращая внимания на остановившихся перед рельсами людей и не слыша их крики. В следующее мгновение он был сбит несущимся на большой скорости составом. Сила удара была такова, что ребенку оторвало конечности и откинуло на несколько метров от путей…
А вот как видится подобная ситуация глазами машиниста поезда. Из интервью в одной из центральных газет с машинистом поезда Владимиром Донцовым: «Был случай, я двух пацанов сбил, – вспоминает он. – Они вышли из-за стоящего поезда с магнитофоном, только он мне в лобовое стекло и влетел. А от них ничего не осталось. Сколько лет работаю – люди так же беспечны, даже хуже стало: надевают наушники и не слышат гудка. Что может сделать машинист? За долю секунды он применяет экстренное торможение, подает песок на колеса, а успеет поезд или нет, от машиниста не зависит. Ты только сидишь и ждешь…»
Этот разговор с машинистом происходит во время его работы на тренажере, на котором железнодорожники проходят подготовку к очередным рейсам. Ради эксперимента на тренажере была создана ситуация: человек условно переходит дорогу непосредственно перед поездом, который несется со скоростью 120 км/ч. Машинист тут же дернул вниз до упора рычаг экстренного торможения. И потянулись секунды. Прошло 45 (!) секунд, прежде чем на экране перестали мелькать рельсы, то есть поезд остановился. Тормозной путь составил полтора километра!
С появлением скоростных поездов типа «Сапсан» или «Невский экспресс» неоднократно отмечались случаи гибели людей, в том числе детей, по неосторожности: ситуация еще более усугубилась огромной скоростью, которую развивают такие составы. Сотрудники железной дороги напоминают: скоростные поезда на перегонах в черте города разгоняются до 180 км/ч. Чтобы не попасть под поезд и не пострадать от воздушного потока, надо находиться от скоростных поездов на расстоянии не менее пяти метров.
Нельзя пересекать пути, даже когда нет никакого движения и приближающегося поезда тоже не видно.
Лишь на первый взгляд безопасны неподвижные вагоны, стоящие на железнодорожной станции. Подходить к ним ближе чем на пять метров, подлезать под них нельзя: каждый вагон на станции находится в работе, поэтому он может начать движение в любую секунду! И если какой-нибудь выступ или рычаг вагона зацепится за одежду зазевавшегося человека, то несчастного обязательно затянет под колеса. Точно так же, как и проносящимся мимо поездом, если идешь вплотную к рельсам.
Одним словом, на подобных примерах нужно объяснить детям, что ни в коем случае нельзя пересекать железнодорожные пути там, где вздумается. Если же, несмотря на все здравые доводы, ребенок не послушался и пошел через пути в неположенном месте, то следует обязательно снять наушники и оглянуться по сторонам.
Если вопреки здравому смыслу все-таки идешь вдоль рельсов, то опять же необходимо идти без наушников, оглядываться и помнить, что проходящие вплотную с человеком составы нередко сбивают их выступающими частями и воздушным потоком, что приводит к смертельным исходам. Таких случаев с детьми, к сожалению, тоже немало.
Таким образом, нужно запомнить на всю жизнь: переходите через железнодорожный переезд только в специально отведенных для этого местах – через специально оборудованные пешеходные переходы, тоннели, мосты, путепроводы, железнодорожные переезды.
Учащимся предлагается решения ситуационных задач:
Ситуация 1. Вы приехали на дачу. Мама попросила сходить в магазин и купить хлеб. Магазин находится по другую сторону от железнодорожных путей, а до железнодорожного надземного перехода идти далеко. В ограждении железнодорожных путей есть разобранная секция, позволяющая перейти железную дорогу по кратчайшему расстоянию.
Вопрос: Как вы поступите в этом случае?
Ответ: Перейду пути только по переходу, как положено. Хоть это и неблизко, зато безопасно. Кроме того, переходя по разборной секции, можно легко травмироваться, а также придется идти через другие пути в неположенном месте.
Ситуация 2. Вы собрались переходить через железнодорожные пути, однако услышали гудок приближающегося поезда, но он пока еще не виден, поскольку рельсы делают изгиб и скрываются за деревьями. Вам кажется, что вы явно успеваете перейти через железнодорожные пути.
Вопрос: Можно ли переходить железнодорожные пути?
Ответ: Ни в коем случае! Скорость у поезда большая, его не видно из-за поворота, в любой момент он может вылететь прямо на вас, тормозной путь не даст ему сразу остановиться.
В рамках написания работы было разработано и проведено внеклассное мероприятие с учащимися колледжа, направленное на профилактику травматизма на транспорте среди молодежи.
Цель внеклассного мероприятия:
Обучающие:
формирование у студентов стремления к познавательной и творческой деятельности;
формирование у студентов заинтересованности к изучаемой теме;
формирование знаний о безопасности на железнодорожном транспорте.
Развивающие:
самостоятельность мышления, внимание;
познавательный интерес к изучаемой теме;
навыки применения приобретенных знаний и умений на практике;
умение оценивать уровень своих знаний.
Воспитательные:
оценивание ответственности своей профессии;
оценивание ответственности за свои действия;
стремление к расширению кругозора;
интерес к будущей профессии.
Оборудование при проведении внеклассного мероприятия:
Мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация и видеоматериал; реальные статистические данные и факты от представителей производства - ОАО РЖД .
Методы обучения по степени активности учебно-познавательной деятельности и приемы их реализации:
Метод: информационно – сообщающий,
методический прием: словесный рассказ, беседа;
Метод – наглядный,
методический прием: рассмотрение конкретных ситуаций и случаев нарушения безопасности на железнодорожном транспорте.
Межпредметные связи: Техническая эксплуатация железных дорог и БД, Охрана труда, Транспортная безопасность, Станции и узлы, Технические средства, Безопасность жизнедеятельности, Организация движения.
Основная часть (сценарий проведения)
Ведущий:
Добрый день, уважаемые присутствующие! В рамках недели цикла мы хотим поговорить про новое молодежное движение, которое связано с железнодорожным транспортом.
На нашем мероприятии присутствуют:
(идет представление приглашенных гостей – представителей от производства – работников ОАО РЖД преподавателей, работников и студентов филиала)
Сегодня речь пойдет о зацеперах.
Вопрос к залу - Итак, кто такие зацеперы?
(Аудитория отвечает)
Ведущий:
Да, верно. Зацеперы — в основном подростки до 18 лет — в поисках острых ощущений катаются на крышах вагонов и вагонных сцепках электричек и скоростных поездов. Часто – со смертельным исходом.
По оперативным данным транспортной полиции, каждый год, в среднем, на железной дороге травмы различной степени тяжести получают более 250 несовершеннолетних, из них больше 100- со смертельным исходом.
И, почему-то, это движение набирает популярность среди молодежи, среди несовершеннолетних. Развивается стремительно, а, следовательно, становится более и более опасным.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антюфеева О.С. Криминологические проблемы популяризации суицидального поведения среди несовершеннолетних в информационном обществе // Актуальные вопросы права и отраслевых наук. 2016. №1(2). С. 29-33.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия [Текст]: изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 509 с.
3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности / Учебник. - М.: Высшая школа, 2016.
4. Буянов Н.А. Полишко В.В., Основы безопасности жизнедеятельности" Смоленск. 2017. –214 с.
5. Варющенко С.Б., Гостев В.С., Киршин Н.М. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. /Учеб. для. студ. образ. учрежд. сред. проф. образ./ под ред. Кирщина Н.М. –2-е изд., стер. –М.: ACADEMIA,2007.
6. Волков, Б.С. Психология подростка: [Психология развития]: учеб. пособие / Волков Б.С. - М.: Пед. о-во России, 2001.
7. Ворошилин С.И. Аддиктивное рисковое поведение как проявление снижения инстинкта самосохранения // Суицидология. 2013. Том 4. No1(10). С. 61-68.
8. Гилинский, Я. И. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения [Текст]: учеб. пособие / Я. И. Гилинский, В. С. Афанасьев. - СПб.: СПб филиал ИС РАН, 1993. - 167 с.
9. Голышева В. Г. Профилактика детского травматизма на железнодорожном транспорте (статья). М., 2017
10. Диденко К.В., Каратаева О.Н. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта / К.В. Диденко, О.Н. Каратаева // ППД. – 2014. – №2. – С. 88 – 91.
11. Евсикова Е.В., Максимова Е.И. Актуальные проблемы усовершенствования законодательства Российской Федерации в сфере предупреждения административных правонарушений несовершеннолетних // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2016. No1. С. 94-109.
12. Еуревич, В.С. С риском по жизни/ В.С. Еуревич // Транспортное обозрение. -2013. - №2
13. Завьялов А.М., Завьялова Ю.В., Астахов В.В., Пономарев Г.В., Птушкина Л.В. Повышение безопасности в зоне движения поездов / Проблемы безопасности российского общества. - М 2017. № 1 (17). С. 41-47.
14. Кириллов Г.Н., Сычев В.И., Капканщиков В.О., Виноградов «Учебник спасателя» М., «Академия», 2015.
15. Латчук В.Н., Колоссов Д.Э., Карьенов С.Р. Научно – методический и информационный журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни 10/2008
16. Лисеенко В.И. Кондуктор – союзник пассажира: методы профилактики падений пассажиров в общественном транспорте // Перспективные направления развития автотранспортного комплекса: сборник статей IX Международной научно-производственной конференции. Под общей редакцией В.В. Салмина. 2016. С. 23-30.
17. Митраков А. В., Зубков В. Е. Методические рекомендации «Профилактика травматизма среди несовершеннолетних». Текст : электронный // URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe- prostmnstvo/det-tmvmatizm/metodicheskie-materialy/metodicheskie-rekomendatsii-profilaktika- travmatizma-sredi-nesovershennoletnikh.html
18. МОО «Железнодорожный транспорт» Текст: электронный // [сайт]. -URL: http://railwaytransport.info/
19. Пономарев, В.М. Безопасность жизнедеятельности. Часть 2/ В.М. Пономарев, В.И. Жуков, В.Е. Стручалин // Безопасность труда на железнодорожном транспорте. -2014
20. Птушкина Л.В., Волков А.В., Пономарев Г.В., Завьялов А.М., Завьялова Ю.В., Астахов В.В. Обеспечение безопасности на пешеходных переходах через железнодорожные пути / Проблемы безопасности российского общества. - М, 2017. № 1 (17). С. 17-24.
21. Птушкина Л.В., Жуков В.И., Завьялов А.М., Завьялова Ю.В., Пономарев Г.В., Астахов В.В. Исследование проблемы травмирования граждан на инфраструктуре железнодорожного транспорта / Проблемы безопасности российского общества.М, 2017. № 1 (17). С. 81-88.
22. РЖД пассажирам. Профилактика детского травматизма [Электронный ресурс]. URL: pass.rzd.ru/static/public/ru
23. Тарасов А.Н. Особенности групповой преступности несовершеннолетних на железнодорожном транспорте / А.Н. Тарасов // Пробелы в российском законодательстве. – 2008. – №1.– С. 208 – 210.
24. Уздин М.М, Ефименко Ю.И, Ковалев В.И [и др.]; Железные дороги: общий курс : учеб. для вузов / под ред. М.М. Уздина. 5-е изд. -СПб.: Информ. центр «Выбор». -2011
25. Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru
26. Федунина Н.Ю. Принципы психологической профилактики травматизма на транспорте (на примере феномена зацепинга) // Психологическая наука и образование. 2016. Том 8. №1. С. 96-104
27. Федунина Н.Ю., Принципы психологической профилактики травматизма на транспор¬те (на примере феномена зацепинга) Электронный журнал «Психологическая наука и образова¬ние psyedu.ru» -2016. -Т.8. -№1. -С. 96-104. doi: 10.17759/psyedu.2016080109 ISSN: 2074-5885 (online)
28. Фролов, М. П. Безопасное поведение на транспорте. Программы. 5—10 классы / М.П. Фролов. - М.: Дрофа, 2016.
29. Хлопотина М. Непроизводственный травматизм на инфраструктуре год от года снижается // Газета «Гудок», 15.02.2018
30. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 5- 11 класс. Учебник. «Просвещение», 2017.
31. Шипунова, В. А. Безопасность на дороге. Сложные ситуации Дрофа, 2010.
32. Якупов А. Пассажир в дорожном движении // Основы безопасности жизни. – 2016 – Декабрь.