Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В век информационных технологий, цифрового телевидения и Интернет - коммуникаций у многих людей, особенно в отдаленных населенных пунктах, все еще нет возможности получать доступ к информационным ресурсам. По законодательству Российской Федерации, каждый человек имеет право на доступ к информации. Во многих населенных пунктах нет даже традиционной библиотеки, не говоря уже о наличии современной технической базы и доступа в Интернет.
Современный мир уже живет в сетевом столетии. И это реальность, которая должна быть осознана и принята нашим педагогическим сообществом. Ведь не секрет, что мобильный телефон является неотъемлемым атрибутом современного человека, а ученики просто не представляют своей жизни без телефона и активно его используют в течение всего дня. Надо отметить, что в большинстве случаев учителя считают данные устройства неприемлемыми в обучении, так как они, по их мнению, мешают и отвлекают учеников от образовательного процесса. Но это, на наш взгляд, ошибочное мнение, ведь развитие информационных технологий позволяет использовать такие новые современные средства, как мобильные приложения, применение которых, выводит процесс преподавания на качественно новый уровень. Преподаватели теперь могут изменять традиционные формы представления учебного материала, обеспечивая учащимся оперативный доступ к учебной и научной информации.
Мобильное обучение в этом плане можно рассматривать и как условие, и как средство достижения целей ФГОС в контексте подготовки обучающегося к жизни в информационном обществе.
Появление и использование в повседневной жизни новых информационных технологий предоставляет учителю большую свободу в выборе методов и способов организации учебного процесса. Учащиеся в современном обществе не мыслят себя без использования мобильных телефонов, смартфонов и подобных устройств. Поэтому мобильное обучение естественно внедряется в сферу образования, и становится технологией, поддерживающей гибкое, доступное, индивидуальное обучение. Остается проконтролировать, чтобы в ответ на повышение доступности не снижалось качество образования. Это достигается за счет использования специальных методов и средств, а также программных продуктов, разработанных для мобильных устройств и призванных повысить удобство их использования.
Удобно, когда различные материалы, используемые для обучения, всегда под рукой, и в любой момент можно обратиться к образовательным ресурсам и справочным материалам. Мобильное обучение может быть реализовано в следующих вариантах: в качестве поддерживающей технологии в рамках традиционного учебного процесса, полнообъемное мобильное обучение и смешанное обучение.
Цель исследования: изучить возможности мобильной библиотеки как средства мобильного обучения(M-learnung) на уроках окружающего мира.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Определить сущность мобильного обучения;
Охарактеризовать проект «мобильная библиотека» «и перспективы его реализации;
Выявить особенности организации работы с «мобильной библиотекой» в условиях начальной школы;
Рассмотреть возможности использования «мобильной библиотеки» на уроках окружающего мира.
Объект исследования – мобильное обучение в начальной школе.
Предмет исследования – активное использование мобильного обучения, в частности «мобильной библиотеки» на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, публикаций в периодической печати; анализ; синтез; наблюдение.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и результаты работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Теоретические основы мобильного обучения (M-Learning) в современном образовательном процессе
1.1. Сущностная характеристика мобильного обучения (M-Learning)
Развитие и стимулирование мотивации учебной деятельности важный и трудный процесс, затрагивающий области психологии, педагогики и дидактики.
Повышению уровня учебно-познавательной мотивации обучающихся и, как следствие, достижению более высоких образовательных результатов, могут способствовать нестандартные формы и средства изложения учебного контента, которые вызывают интерес и даже удивление. «Удивить» современных школьников поистине непростая задача, но любой педагог при желании может ее решить. Для этого образовательный процесс учебного заведения достаточно строить с использованием инновационных технологий. Одним из таких новшеств является мобильное обучение, которое зародилось относительно недавно, а именно в 1990-х годах, с расцветом мобильных портативных устройств.
Одной из основных особенностей мобильного обучения является тесная связь с технологиями дистанционного и электронного образования. Некоторые авторы под электронным обучением понимают «такой комплекс средств информационно-коммуникационных технологий, который позволяет создавать пространство для когнитивной деятельности вне зависимости от времени, места, отдельных условий, имея лишь терминальное устройство и доступ к сети» .
Технологии электронного и мобильного обучения взаимно дополняют друг друга. При этом, мобильное характеризуется использованием мобильных (портативных) устройств (планшетов, смартфонов, нетбуков, персональных аудиоустройств и т. д.), диапазон которых непрерывно расширяется (добавляя такие компоненты как игровые консоли, электронные книги, словари, разного рода вспомогательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями).
Рассмотрим понятие мобильного обучения с позиции современных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Основные дефиниции, связанные с мобильным обучением, основаны на постоянной модификации мобильных устройств, в соответствии с которой актуализируется их дидактический потенциал.
Мобильные устройства уже давно приобрели популярность во всех сферах жизни общества, в том числе образования. В литературе существует много толкований понятия «мобильное обучение». Термин «мобильное обучение» в ГОСТ Р 58355-2019 формулируется следующим образом: «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения обучающегося» .
Д. Киско под термином M-learning подразумевал обучение с использованием мобильного устройства в любое время и в любом месте. Русский ученый В. Куклев считал, что мобильное обучение предполагает наличие мобильных средств, вне зависимости от времени и места, используя специальное программное обеспечение на педагогической основе междисциплинарного и модульного подходов. Исходя из перечисленных формулировок определения мобильного обучения можно прийти к выводу, что мобильное обучение – это форма организации учебного процесса, в основе которой лежит применение средств мобильных ИКТ и беспроводной связи.
Мобильное обучение позволяет обеспечить студентам непрерывный доступ к образовательным ресурсам, взаимодействие с преподавателем и одногруппниками с помощью мобильных устройств. Обучающиеся могут находить и изучать информацию, которая им требуется, в индивидуальном темпе и в любом месте. Учебные материалы при мобильном обучении предоставляются быстрым и экономичным способом в мультимедийном формате .
В рамках реализации проекта MoLeNet основной характеристикой мобильного обучения с учетом технологических аспектов считается предоставление (передачу, получение, обработку) учебного контента на основе использования технологий WAP или GPRS определенным мобильным устройством со стабильным доступом к сети Интернет .
М. Ally трактует мобильное обучение как «деятельность, осуществляемую регулярно посредством компактных, портативных мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию» .
Таким образом, мобильное обучение затрагивает такие категории образовательного процесса как формы представления учебного контента, обеспечение качественного доступа к средствам обучение, реализацию эффективной коммуникационной деятельности обучающихся и интерактивность. Эти особенности мобильного обучения позволяют расширить границы обучения, сделать их гибкими, а также способствуют вовлечению обучающихся в непрерывное обучение, обучение через всю жизнь (life-long education).
В работе преподавателей могут быть полезны следующие приложения:
1. Office Lens. Позволяет сканировать и фотографировать доски, флипчарты, вывески, документы, чеки и любые другие объекты, содержащие информацию, а также сохранять их содержимое в редактируемые заметки OneNote, Word, PDF и PowerPoint.
2. Хороший план. Ещё одно универсальное приложение для планирования занятий
3. Evernote – приложение, созданное специально для структурирования и хранения заметок, списков, напоминаний и прочей информации.
4. Диктофон пригодится для всех преподавателей и научных сотрудников, которые любят наговаривать «на плёнку» результаты своих изысканий.
5. Энциклопедия. Это электронное издание «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» создано на основе «Большого энциклопедического словаря».
6. Словарь Даля. Ещё один важный словарь, причём его использование отнюдь не ограничивается уроками русского языка: этот сборник включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, присловий и загадок, которые служат для объяснения значения слов.
7. Bookviser Reader. Одно из лучших приложений для чтения электронных книг.
8. English-Russian. Популярное приложение-словарь и переводчик.
Мобильные устройства как нельзя лучше позволяют обеспечить построение индивидуальной траектории развития, т. к. можно подготовить и спланировать задания для разных категорий детей, учитывающие их индивидуальные особенности.
Мобильное обучение придает новое качество образовательному процессу, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени и места и делая процесс обучения гибким, доступным и персонализированным.
Выделим достоинства мобильного обучения:
высокий уровень наглядности;
активное использование интерактивных и имитационных учебных заданий;
возможность реализации творческой составляющей деятельности обучающихся;
соответствие требованиям инклюзивного образования (обучение людей с ограниченными возможностями);
экономическая эффективность (минимизируются затраты на приобретение оборудования и бумажных носителей информации);
быстрое распространение учебного контента в образовательной среде благодаря современным беспроводным технологиям (WAP, GPRS, EDGE, Bluetooth, Wi-Fi);
благоприятное воздействие на когнитивные процессы обучающихся благодаря использованию мультимедийных и интерактивных элементов;
экономия пространства и здоровьесберегающие аспекты (смартфоны, планшеты и ридеры более легкие и занимают меньше места, чем традиционные бумажные учебники и ноутбуки);
независимость реализации процесса обучения от местоположения.
Организация учебной деятельности с использованием мобильного обучения позволяет проследить на каком месте изучения он остановился, оценить его потребности, благодаря чему можно скорректировать и стимулировать учебные установки обучающегося .
Мобильные устройства в совокупности с беспроводными сетями открывают большой спектр возможностей, таких как передача различных данных (текстовых, видео и аудио, изображений), работа с онлайн ресурсами и приложениями. Для полноценной работы необходимы соответствующие мобильные устройства, такие как смартфоны и высокоскоростные беспроводные сети. Сетевое взаимодействие является важным условием, поскольку разрывы связи повлияют на качество информационных услуг.
Реализация приложений требует наличие мобильного устройства, такого как карманный персональный компьютер с беспроводным модемом или смартфон, с определенным количеством памяти, вычислительной способностью, соответствующим дисплеем и функциональными возможностями средств связи.
Мобильное обучение дает обучающимся свободу, нерегламентированное время и как следствие стимул обучаться. Предоставляются способы познания и множественный интеллект. Благодаря тому, что мобильное обучение не останавливается на единственно правильном методе преподавания учебного материала данному человеку увеличивается шанс на успех, поскольку предоставляется несколько возможных путей для обучения.
Благодаря внедрению информационных технологий, таких как Интернет и беспроводные сети, происходит формирование удобной и общедоступной платформы для обучающегося, которая практически не содержит проблем совместимости. Главным становится не только обеспечение доступа к информации и знаниям, а уже непосредственно содержимое материала. Модель, ориентированная на преподавателя, постепенно заменяется ориентированной моделью на обучающегося. Такая модель выходит за пределы классного и дистанционного обучения и охватывает уже более обширную структуру онлайн-ресурсов. Сосредоточив внимание на организации информации и используя средства для того, чтобы сделать эти знания доступными, можно говорить об управлении знаниями.
Мобильное обучение все активнее внедряется в традиционную отечественную школу, так как данная технология постоянно трансформируется, оптимизируется и может эффективно применяться для обучения любому предмету.
1.2. Характеристика и перспективы реализации федерального проекта «мобильная библиотека»
Федеральный проект «Мобильная библиотека» активно развивается в городах России. Сегодня сервис действует более чем в 30 регионах страны, среди которых Пермский край, Свердловская, Челябинская, Курганская, Кировская, Ростовская, Саратовская области, республики Татарстан и Башкортостан и другие.
Мобильные устройства занимают лидирующие позиции среди средств доступа к информации. Зарубежный опыт использования мобильных технологий в библиотеках позволяет судить о том, что современные библиотеки активно предлагают свои услуги через мобильные приложения.
В Национальной программе поддержки и развития чтения от 6 июня 2017 года Д. А. Медведев подчеркнул: «Определенное снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны» . Сегодня, чтобы идти в ногу со временем, для информационного наполнения образовательного пространства школы, нами была создана электронная библиотека. В условиях информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных библиотек является внедрение в деятельность информационно-коммуникационных технологий, которые систематизируют имеющиеся информационные ресурсы. Они ориентированы на учебные потребности, обеспечивающие открытый доступ к информации, и формируют информационную культуру всех участников образовательного процесса, что делает библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. Здесь предоставляются комфортные условия для самостоятельной работы обучающихся. Все дети любознательны по природе, но если книга не нашла своего места в жизни ребенка, значит ее место занято иной деятельностью либо зависимостью от гаджетов.
Будущее, которого так опасались библиотекари, наступило: для населения планеты Земля основным каналом получения информации стал Интернет. Эта уникальная ситуация и всеобщая цифровизация, с одной стороны, ввергли библиотеку как социальный институт в состояние системного кризиса, а с другой – подарили ей доселе неизвестные возможности, расширили ее коммуникационное пространство, подсказали более эффективные способы взаимодействия с читателями.
Принимая эту реальность как данность, осознавая ее требования и выгоды, многие библиотеки берут на вооружение технологические решения и инструменты, которые отвечают веяниям времени и запросам современных потребителей информации.
Рассмотрим некоторые из этих решений – для ориентира и в надежде понять, в каком направлении двигаться дальше.
Уже очевидно, что многие инновационные решения в библиотечном обслуживании связаны с использованием мобильных технологий. По данным отчета о состоянии глобальной отрасли digital на 2019 год, который подготовили агентство We Are Social и сервис Hootsuite , 57 % населения планеты (больше половины!) – Интернет-пользователи, и почти все они, 52 % населения, выходят в Интернет через мобильные устройства. Это означает, что мобильные устройства (телефоны, смартфоны, айпады, планшеты) не просто вошли в нашу повседневность, но изменили стиль жизни общества, стали основным средством доступа к глобальной сети, а значит, и к информации. И библиотеки, как поставщики информационных услуг, уже не могут игнорировать эти процессы.
Во-первых, понятны усилия библиотек, которые либо создают мобильную версию своего сайта, либо адаптируют интерфейс и дизайн сайта
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белов, А. М. Устраняя преграды: мобильная версия сайта библиотеки [Электронный ресурс]: XVII конференция «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации», At Санкт-Петербург. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/327976727_ Ustranaa_pregrady_mobilnaa_versia_sajta_biblioteki
2. Блог «Пчелки». Н. В. Долматова. Книга моих размышлений [Электронный ресурс]. URL: http:// dolmatowa.blogspot.ru/p/blog-page_53.html.
3. Большаков В. П. Специфика культурного пространства современного СанктПетербурга [Электронный ресурс] // Международные Лихачевские научные чтения. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2007/sec8/S8_02.pdf
4. Брыксина О. Ф. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе: учеб. для студ. учреждений высш. образования. М. : ИЦ «Академия», 2015. 208 с.
5. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков / пер. с англ. А. Д. Шмелева, под ред. Т. В. Булыгиной. М. : Языки русской культуры, 1999. С. 263–305
6. Воронина Ю. В. Современный урок в начальной школе в вопросах и ответах. «Окружающий мир» : метод. пособие. М. : АРКТИ, 2013. 152 с.
7. Гликшан И. З. Основы мотивации учения //Инновации в образовании. – 2007. – №3. – С. 64-81.
8. ГОСТ Р 58355-2019. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронное обучение безопасности производства. Информационная модель компетенций работника по безопасности производства. Москва : Стамдартимформ 2019
9. Дизайн-студия «Лайка». Внутренне оформление вагонов Санкт-Петербургского метрополитена [Электронный ресурс] // Дизайн-студия «Лайка». URL.: http://laika.su/ portfolio/gosstrukturyi/sankt-peterburgskij-metropoliten.html
10. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации : пособие для учит. общеобразоват. учрежд. : в 2 ч. Ч. 1 / Т. Л. Белоусова [и др.] ; под ред. А. Я. Данилюка. М. : Просвещение, 2011.
11. Книжный салон. Литературный поезд в петербургском метро [Электронный ресурс] // Книжный салон. 2018. URL: http://www.spbbooksalon.ru/index.php?option=com_co ntent&view=article&id=903:2018_news_literaturniy_poezd_v_spb_metro&catid=11〈=ru
12. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе : учеб.-метод. пособие. СПб. : КАРО, 2015. 128 с.
13. «Литературный поезд» впервые вышел на линию с пассажирами. [Электронный ресурс] // ГУП «Петербургский метрополитен». 28.12.2016. URL.: http://www.metro.spb. ru/news/item/id/1115
14. Логвина И., Рождественская Л. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника : учеб. пособие. Narva : TartuUlikool, 2012.
15. Ломаско П.С. U-LEARNING – повсеместное электронное обучение в XXI веке: на пути к коннективизму и смарт-образованию.// П.С Ломаско, А.Л. Симонова / Человек, семья и общество: история и перспективы развития: материалы I международной научной конференции в рамках IV международного научно-образовательного форума. – 2016. – С. 293–297
16. Лотман Ю. В. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семосфера – история. М., 1999. С. 135
17. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М.: ФиС, 2008. – 480 с.
18. Меркулов, А. М. Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма электронного обучения / А. М. Меркулов. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 70–75
19. Меркулов, А. М. Обучение при помощи мобильных устройств – новая парадигма электронного обучения / А. М. Меркулов. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 70–75
20. Официальный портал. Город Оренбург. [Электронный ресурс]. URL: http://www.orenburg.ru/town/ symbolism/flag/.
21. Петербургский совет по рекламе попросил бизнес не использовать слово «глядь» в рекламе. [Электронный ресурс] // Sostav. 29.10.2015. URL: http://www.sostav.ru/publication/ milonov-zapretil-slovo-glyad-v-reklame-19463.html
22. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе. М. : Логос, 2010.
23. Преснякова Л. В. Понятие «культурное пространство» в работах соврменных российских исследователей [Электронный ресурс] // Вестник РГГУ. Серия «Культурология. Искусствоведение. Музеология». 2013. № 7 (108). С. 56–65. URL: https://www. rsuh.ru/upload/main/vestnik/ifkv/archive/Kulturologiya/№%207_2013. pdf
24. Проект «Мобильная библиотека» [Электронный ресурс] // «Понедельник». URL: https:/vk.com/ponedelnikmag-proekt-mobilnaya-biblioteka
25. Сергеева, Ю. Вся статистика интернета на 2019 год – в мире и в России: [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019- god-v-mire-i-v-rossii
26. Современное образование: развитие технологий и содержания высшего профессионального образования как условие повышения качества подготовки выпускников : материалы междунар. науч.-метод. конф., 26-27 января 2017 г., Россия, Томск / Мин-во образования и науки РФ, Томс. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники. – Томск, 2017. – с. 300
27. Степанов, В. К. Манифест библиотек цифровой эпохи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.calameo.com/read/0034547383b7da70af379
28. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. – М.: Педагогика, 1979. – Т. 1. – С. 197
29. Тимошкина Н.В., Бораева Ф.И., Кабисова Ф.А.мРеализация принципа наглядности мультимедийными средствами обучения при ознакомлении с окружающим миром /Дошкольное образование: традиции и новации. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. – С. 237-238.
30. Тимошкина Н.В., Тебиева Б.И., Губаева З.М. Роль познавательных задач в организации проблемно-диалогического обучения на уроках окружающего мира /Инновационные педагогические технологии в учебно-воспиаттельном процессе современного образовательного учреждения. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. – С. 18-19.
31. Тимошкина Н.В., Цаллагова А.Х., Тимофеева А.В. Проектирование электронных учебных материалов как средство развития информационной компетентности будущих педагогов. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2014. – С. 45-47
32. Толмачева,С. В. Реклама как социокультурный фактор формирования ценностных ориентаций молодежи // Социс. 2007. № 8. С. 42–48
33. Ally M. Mobile Learning: Transforming the Delivery of Education and Training/ Athabasca University, 2009. – 320 p. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aupress.ca/index. php/books/120155
34. Attewell J. Mobile Learning Anytime Everywhere: A book of papers from MLEARN 2004 / J. Attewell, C. Savill-Smith. // Learning and Skills Development Agency – UK, 2005. – P. 211–212. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crm.lsnlearning.org.uk/user/order.aspx?code=052232&src=XOWEB