Фрагмент для ознакомления
2
.Введение начать с объекта то что изучается и предмета проблема которая разрешается исследования, цель исследования выяснение сравнение выявление. Задачи. Научные методы.
Историография научная новизна комплексное рассмотрение проблемы. Актуальность и практическая значимость. Заключение – ответить на задачи введения. Введение
Сценическая история драматургии А.П. Чехова богата и разнообразна, как в России, так и за ее пределами. К его произведениям обращались многие знаменитые режиссеры: Л.Оливье, П.Брук, Ж.Барро, С.Питоев, Дж.Стреллер, Г.Моннэ, Ж.Виллар, П.Штайн, Р.Лонгбакка, К.Станиславский, В.Немирович-Данченко, А.Эфрос, Г.Товстоногов, О.Ефремов и др. В основе взглядов Чехова-драматурга лежит отвращение к сюжетной искусственности, театральности и эффектам старого театра. На сцене всё должно быть так же просто, как и в жизни, - вот лозунг Чехова, драматурга-реалиста, требовательного и чуткого художника. Эта обязательная простота отнюдь не исключала, с точки зрения Чехова, свежести и оригинальности драматургической формы. Именно в чеховских спектаклях произошло открытие театральной системы, определившей театр XX века, пришло новое понимание сценической правды, поворачивающее внимание актера и режиссера от внешнего реализма к внутреннему, к проявлениям жизни человеческого духа. Именно в спектаклях по пьесам Чехова начинала рождаться театральная система, которая и формировала совершенно новый тип актеров. МХАТ утвердил значение режиссера как
2
автора спектакля, произвел реформу репертуара, ища для постановок произведения, созвучные времени.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. 1. В культурной жизни России начала ХХ века первая постановка "Трех сестер" сыграла очень заметную роль. Эту постановку в обществе ждали так же нетерпеливо, как ждали саму пьесу, которая писалась по заказу Московского художественного театра. В результате, как этого хотел сам автор, на сцене пьеса появилась раньше, чем в печатных изданиях. Творческий союз великого писателя А.П. Чехова и великих режиссеров К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, звездный актерский состав дали зрителю произведение одновременно провинциально-пессимистическое и жизнеутверждающее. Эта пьеса актуальна для всех сословий, а не только для дворянской элиты. Ведь недаром на ее премьеру пришло много представителей молодежи и интеллигенции. Одни герои (Ирина, Тузенбах) не хотят жить по-старому, быть необразованными и сидеть постоянно дома, а другие (Наташа, Кулыгин, Чебутыкин) представлены автором как противопоставление этому желанию перемен. Проблематика пьесы – выбор человека: либо нужно стремиться достигать изменений, либо оставлять все, как есть. 2. В исследовании на основе большого числа опубликованных источников собраны и обобщены сведения об истории создания пьесы и процесса работы над спектаклем, благодаря которым было установлено, что в основу пьесы легли многие жизненные впечатления, полученные писателем из его окружения, среды и обстановки жизни. .
Глава 2. История создания пьесы «Три сестры»
Ожидание наступления нового XX века символично воспринималось в массах как ожидание начала новой жизни, в которой не должно быть места угнетению, праздности, материальной и духовной нищете. Однако, новый век наступил, но в жизни людей ничего не поменялось, радужные мечты так и не сбылись. Именно их – мечтавших о счастливом будущем, но оказавшихся среди руин своих надежд, – Чехов делает главными действующими лицами своей новой пьесы, словно давая им возможность посмотреть на себя со стороны. Идея устремленности в будущее, порожденная временем, составляла глубокую основу бытия и самого писателя. «Недаром же Ольга Леонардовна называла его в письмах «человеком будущего». Улавливали эту его особенность и другие люди, которые хорошо знали писателя в ту пору. «Эта мысль о красоте грядущей, писал Куприн, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее лелеемых мыслей…» .
Глава 3. Спектакль «Три сестры» в Московском художественном театре (1901). Отзывы о спектакле
3
Для Чехова первая постановка 1901 года в МХТ стала единственной прижизненной постановкой его «Трех сестер». Премьера спектакля состоялась 31 января 1901 г. Роли исполняли: Андрея Прозорова — В. В. Лужский, Натальи Ивановны — М. П. Лилина, Ольги — М. Г. Савицкая, Маши — О. Л. Книппер, Ирины — М. Ф. Андреева, Кулыгина — А. Л. Вишневский, Вершинина — К. С. Станиславский, Тузенбаха — В. Э. Мейерхольд, Соленого — М. А. Громов, Чебутыкина — А. Р. Артем, Федотика — И. А. Тихомиров, Родэ — И. М. Москвин, Ферапонта — В. Ф. Грибунин, Анфисы — М. А. Самарова. К сожалению, записи этой постановки не сохранились в материалах аудиографических и фильмографических архивов. Воссоздание и анализ этапов постановки, художественных особенностей, актерского воплощения, реакции современников будут вестись на основании опубликованных архивных текстов и фотоматериалов. Работа над постановкой была трудной, но автор, постановщики и артисты театра отнеслись к ней с полной самоотдачей. Добиваясь целостности сюжета, законченности образов героев, Чехов подверг текст пьесы значительной переработке несколько раз.
Постановка В. И. Немировича-Данченко (1940)
В 20-х – 30-х годах ХХ века пьесы Чехова считались не актуальными, причем эту позицию разделял и сам В.И. Немирович-Данченко. В 1935 году возникла потребность в чеховской пьесе на сцене МХАТа в связи с 75-летием со дня рождения писателя. Однако, в тот момент выбор пал на «Чайку». После смерти Станиславского в 1938 году Владимир Иванович, преодолев внутренние противоречия, решается на новую, самостоятельную постановку «Трех сестер». Это решение было принято в тот непростой исторический период, когда в Советском Союзе бушевал «Большой террор», в результате которого почти полтора миллиона человек были осуждены, половина из них расстреляны. Внешняя политическая обстановка в канун мировой войны тоже была напряжена до предела. Немирович-Данченко, переосмыслив свое отношение к драматургии Чехова, увидел в «Трех сестрах» пьесу о судьбах России, наполненную новым историческим подтекстом. С августа 1939 года Немирович-Данченко вплотную приступает к работе над пьесой. По воспоминаниям И. Гремиславского, режиссёр, работая над новой постановкой, придерживался следующих принципов, чтобы не повторять первую постановку: «Мы уже не можем так смотреть на Чехова, так понимать и трактовать его, как 37 лет тому назад. За это время наша жизнь, наши взгляды стали иными, прежнюю жизнь мы уже видим поиному. Чехов для нас сейчас далеко не тот Чехов, каким мы понимали его когда-то. Также принципы актерской игры, трактовки ролей, мизансцен тоже стали за 37 лет другими. Тогда трактовка была близкой к натурализму, к точному воспроизведению переживаний, настроений, положений, как это может быть в жизни. В сценическом оформлении мы также ушли далеко от натуралистических тенденций и должны найти и новое оформление Чехова, и новое – для сцены вообще. Но не повторять того, что было» . Так сформулировал задачи новой постановки Немирович-Данченко.
Постановка Г. А. Товстоногова (1965)
Премьера «Трех сестер» состоялась 23 января 1965 года на сцене БДТ. Роли исполняли: Зинаида Шарко (Ольга), Татьяна Доронина (Маша), Эмма Попова (Ирина), Олег Басилашвили (Андрей), Людмила Макарова (Наташа), Владислав Стржельчик (Кулыгин), Ефим Копелян (Вершинин), Сергей Юрский (Тузенбах), Кирилл
4
Лавров (Солёный), Николай Трофимов (Чебутыкин), Михаил Волков (Федотик), Георгий Штиль (Родэ), Борис Рыжухин (Ферапонт), Людмила Волынская (Анфиса). К сожалению, видео и аудиозаписи спектакля не сохранилось. Есть только фильм С. Арановича «Сегодня премьера» 1965 года, в котором рассказывается, как труппа работала над пьесой на протяжении четырех месяцев. В фильме показана финальная сцена четвертого действия, Маше очень сложно отпустить Вершинина, да и он не хочет уходить и обнимает ее несколько раз. Ирина с криком воспринимает новость о смерти Тузенбаха. Финальные монологи обнимающихся сестер под бодрую музыку духового оркестра звучат с надеждой в будущее. Товстоногов долго не решался поставить эту пьесу, так как он был под впечатлением от постановки Немировича-Данченко: «Сказать больше, чем сказал Художественный театр в «Трёх сёстрах», я не мог. Сказать лучше, чем Немирович-Данченко, для меня было невозможно» . И тем не менее, крупнейший представитель нового поколения советской режиссуры взялся за осуществление собственной сценической версии «Трех сестер». Значит, в этом была какая-то внутренняя необходимость и потребность наступившего времени - совершенно особенной эпохи 1960-х годов, в которой режиссер хотел обличить мысль, что «страшно умирание моральное» .
Постановка Семена Спивака в Молодежном театре на Фонтанке 2005. Премьера состоялась в 2005 году. Семен Спивак о замысле: «Я считаю, что спектакль реализовывается только через артиста. Процесс постижения характеров есть процесс репетиций и процесс выстраивания жанра. Мы многое меняли — чтобы было интересно, чтобы это было про меня, а значит — про сидящего в зале зрителя. Думаю, что по большому счету это получилось…Меня всегда раздражала немножко одинаковость чеховских сестер. Как будто это одна сестра. Мы попытались сделать так, чтобы это был один образ женщины.
Постановка Владимира Панкова в БДТ 2017. Премьера спектакля состоялась в 2017 году. Режиссер-постановщик приглашенный из Москвы Владимир Панков. «Владимир Панков трактует события в доме Прозоровых как «полифонию человеческой жизни во времени». Сохраняя оригинальный текст Чехова и костюмы начала XX века, режиссер представляет действие пьесы и как происходящее «здесь и сейчас», и как воспоминания о том, что случилось очень давно. Ольга, Маша и Ирина на сцене предстают одновременно в двух возрастах: зрители видят сестёр Прозоровых и такими, какими их описал Чехов, и взрослыми, давно пережившими события пьесы женщинами. Важная составляющая этого спектакля — музыка — непрерывно сопровождает действие и выступает на равных с драматическим текстом. Струнные, духовые, ударные инструменты исполняют то военные марши, то лиричные вальсы — у большинства персонажей пьесы есть свои музыкальные партии» . Также примечательно, что роль Ирины в спектакле Товстоногова 1965 года играла Людмила Сапожникова и, по словам художественного руководителя БДТ Андрея Могучего: «спустя годы, она вновь выходит в роли Ирины в спектакле Володи. Мне кажется, это очень важно, когда время, о котором, собственно, и идет речь в постановке Панкова, приобретает такое конкретное, осязаемое воплощение» . Владимир Панков главную мысль выделил так ««В спектакле «Три сестры» время станет действующим лицом. Не меняя текста пьесы, мне бы хотелось сыграть в ее рамках «время» — его течение, выразительность и влияние, которое оно оказывает на людей, их судьбы и их действительность» .
5
Постановка Елизаветы Янушкевич в студенческом театре «Табуретка» 2018. Пьеса «Три сестры» была поставлена студенческим театром исторического факультета. Премьера состоялась 14 мая 2018 года. Режиссер – Елизавета Янушкевич, сценаристы-постановщики – Полина Кеник, Арина Шеина. Роли исполняли: Андрей – Захар Герасимов, Наталья – Олеся Саломатина, Маша – Анастасия Муратбакиева, Ирина - Анна Шахматова, Кулыгин – Андрей Косенко, Вершинин - Владислав Волков/Виталий Корнеев, Тузенбах – Дмитрий Шипицын, Соленый - Данила Москальчук, Чебутыкин – Илья Лазарев, Анфиса - Арина Шеина, горничная - Маргарита Серпутько/Полина Кеник. Ребята с этим спектаклем ездили в Москву и победили в номинации «Лучшее раскрытие темы» на Международном фестивале любительских театров «Молодые-молодым». Я пообщалась с создателями этой постановки и актерами. По словам помощницы режиссера Полины Кеник, труппа решила поставить «Три сестры», потому что нужно было срочно что-то ставить, их заинтересовала драматургия Чехова, и они лучше всего поняли характеры героев именно в этой пьесе. Также эта пьеса хорошо подошла под количество актеров в театре. Актеры сразу вписались в роли, и одна актриса сказала, что "все играют самих себя". Сценография (сцена + вынесенная столовая + отдельный кабинет Андрея) появилась на 2 или 3 репетиции, было связано с теснотой сцены в лектории. На втором показе изменилась сцена с диалогом Ирины и Соленого. Он стал за ней буквально гоняться по всей сцене, очень красиво смотрелась, как Соленый бегает за ней от дивана до дивана, хватает за руки и потом так же стремительно уходит. Труппа показывала пьесу три раза, и два раза Вершинина вместо Владислава Волкова играл Виталий Корнеев. В Москве вместо Маргариты Серпутько Полина играла служанку. В пьесе ее нет, они ввели этого персонажа, чтобы сразу убирать ненужные вещи со сцены и что-то менять между действиями. Это все актерские замены, которые были. Костюмами занимались все, больше всего - Арина Шеина и Рита Серпутько. Декорациями занималась вся труппа, так как нужно было заставить сцену мебелью и приборами. В спектакле отсутствуют Федотик, Родэ, Ферапонт из-за нехватки актеров. В декорациях на второй показ появились портреты Прозоровых-старших - мамы с папой, сестры их обыгрывали. Ирина в первом действии брала фотографию в руки, когда Ольга произносила «отец умер ровно год назад». В Москве совсем другая сцена, был длинный балкон, он стал использоваться для входа в дом. Убрали стол Андрея - он был сделан в лектории для симметрии, чтобы уравновесить обеденный стол. По словам режиссера Елизаветы Янушкевич: «Основная сложность заключалась в согласовании различных взглядов на трактовку текста режиссёром, сценаристами, актёрами. Мы смотрели постановку "Три сестры" в разных театрах искали идеи, делились ими, дискутировали. Пробовали и искали те средства выразительности, которые не опошлят и не исказят пьесу. Вопросы, поднимаемые Чеховым очень близки современной молодёжи - нам с вами. "Люди всё те же, только квартирный вопрос их немного испортил", как говорится. Ожидание чего-то лучшего, мысли о будущем, поиск себя. Не этими ли вопросами задаётся каждый? Думаю, погружение актёров в роль было глубоким. Каждый словно жил внутри спектакля, подбирали костюмы, реквизит, просто фонтанировали идеями, цитировали части монологов. Для меня общая идея постановки свелась к мысли о том, что в жизни нужно больше действовать, чтобы не превращать её в драму, а коллективная идея, что постепенно скука и однообразие провинциальной жизни разбивают в прах все мечты семьи Прозоровых. Я бы выделила Тузенбаха, он представляется наиболее интересным героем ввиду того, что его слова не расходятся с делом. Всё же трагизм судьбы барона привлекает внимание».