Фрагмент для ознакомления
2
Часть 4 статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предоставляет гражданам, которые имеют право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением пенсионного возраста согласно ст. ст. 30 - 37 названного Закона и одновременно на досрочное назначение страховой пенсии по старости по одному из оснований, предусмотренных пп. 1 - 10, 16 - 18 ч. 1 ст. 30 и пп. 1 - 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях», возможность суммирования величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по каждому из оснований.
При применении нормативных положений ч. ч. 2 и 4 статьи 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 следует учитывать общее ограничение, установленное ч. 3, согласно которой максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин, то есть не может быть снижена более чем на 10 лет.
Граждане, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, неоднократно пытались оспорить данное ограничение в Конституционном Суде, но безрезультатно.
Пример: гражданин В.А. Гусельников в 1987 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В июне 2008 года по достижении возраста 45 лет при наличии 25 лет страхового стажа, отработав более 20 лет на работах с тяжелыми условиями труда по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, он обратился в Управление ПФР в городе Полысаево Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, полагая, что льготы по снижению пенсионного возраста могут суммироваться. В назначении пенсии ему было отказано в связи с тем, что он не достиг возраста 50 лет. Правильность отказа была подтверждена решением Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области от 1 октября 2008 г., оставленным в силе Определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 18 февраля 2009 г.
В своей жалобе в Конституционный Суд В.А. Гусельников просил признать не соответствующими Конституции ее ст. 39 (ч. 1), положения ст. 28.1 комментируемого Закона, а фактически ее ч. ч. 3 и 4, которые предусматривают, что возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости составляет 10 лет), в том числе в случае, если гражданин одновременно имеет право на снижение пенсионного возраста также на основании Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего на момент рассмотрения жалоб).
Суд отказал в приеме жалобы для рассмотрения, указав, что оспариваемые заявителем положения направлены на установление гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, с учетом имеющегося страхового стажа и стажа работы с особыми условиями труда, наиболее благоприятных условий назначения пенсии по старости и не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права, а разрешение вопроса об увеличении максимальной величины снижения пенсионного возраста для граждан, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и при этом имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда, является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда.
Таким образом, общая величина уменьшения возраста выхода на пенсию по старости в любом случае не может превышать 10 лет.
В некоторых случаях возможна ситуация, когда гражданин в результате суммирования будет иметь право на уменьшение возраста выхода на пенсию более чем на 10 лет. В этом случае разница (размер превышения) будет учтена как дополнительный стаж при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
Таким образом, размер превышения максимальной величины уменьшения возраста выхода на пенсию подлежит учету при расчете размера пенсии, назначаемой гражданину.
Согласно ч. 5 статьи 28 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданин, которому назначена пенсия по старости согласно настоящему Закону, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, имеет право на выбор одной из двух пенсий.
Это означает, что пенсия по старости, предусмотренная комментируемым Законом, страховой не является. Данный вывод подтверждается судебной практикой.
Например: С. обратился в суд с иском к Главному управлению ПФР N 3 по г. Москве и Московской области о назначении пенсии, просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения за ее назначением - 12 июля 2016 г.
Требования С. были мотивированы тем, что в соответствии с положениями п. 6 ст. 3 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О страховых пенсиях».
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований С. Московский городской суд, рассматривая апелляционную жалобу С., оставил решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобы без удовлетворения, указав, что пенсия по старости, назначаемая в соответствии с комментируемым Законом, страховой не является, а истец не достиг возраста для назначения страховой пенсии по старости, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях».
К аналогичному выводу в другом деле пришла судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда, указавшая, что пенсия по старости, предусмотренная положениями Закона от 15.05.1991 N 1244-1, и страховая пенсия в соответствии с положениями ФЗ «О страховых пенсиях» не являются идентичными.
Граждане из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с положениями комментируемого Закона, назначаемая пенсия по которому к страховым не относится, либо на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с положениями ФЗ «О страховых пенсиях», либо на назначение государственной пенсии в соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», при этом такие граждане, по их выбору, имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Учитывая то, что пенсия, назначаемая в соответствии с положениями комментируемого Закона, не является страховой, принимая во внимание, что положениями ФЗ «О страховых пенсиях», равно как и положениями ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначение досрочно страховой пенсии по старости военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, со снижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет) не предусмотрено, судебная коллегия приходит к выводу, что военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 Закона от 15.05.1991 N 1244-1, назначена быть не может.
Статья 31 Закона от 15.05.1991 N 1244-1 регламентирует пенсионное обеспечение граждан, занятых на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения. Гражданам (в том числе временно направленным или командированным), занятым на работах в зоне отчуждения, пенсионное обеспечение устанавливается на равных основаниях с гражданами, указанными в п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Таким образом, на них распространяются условия пенсионного обеспечения, установленные для граждан, занятых на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах. Указанные категории граждан приобретают право досрочного назначения пенсии по старости при соблюдении совокупности следующих условий:
- достижение минимального возраста: для мужчин - 50 лет, для женщин 45 лет;
- наличие специального стажа 10 лет для мужчин и 7 лет 6 месяцев для женщин;
- наличие страхового стажа для мужчин не менее 20 лет и для женщин не менее 15 лет.
Специальные правила снижения пенсионного возраста установлены для граждан, которые не отработали требуемые 10 лет для мужчин и 7 лет 6 месяцев для женщин. В случае если они проработали более половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, то пенсия по старости им назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г. (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Работа (служба) указанных граждан приравнивается к работе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 1 - 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, определяемом Правительством РФ. Иными словами, специальный трудовой стаж, необходимый для назначения досрочных страховых пенсий согласно п. п. 1 - 10 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», и стаж работы в зоне отчуждения суммируются.
На практике возникает вопрос о применении Постановления Госкомтруда СССР от 1 июня 1989 г. N 167 при подсчете общего трудового стажа, накопленного до 1 января 2002 г.
Например: гражданин Б. обратился в суд с иском к Управлению ПФР (Государственное учреждение) в Алексеевском районе и г. Алексеевка Белгородской области с рядом требований, в том числе с требованием о включении в трудовой стаж времени нахождения на Чернобыльской АЭС в трехкратном размере.
Алексеевским районным судом Белгородской области решением от 27 ноября 2013 г. требования истца были удовлетворены частично, в удовлетворении требования о включении в трудовой стаж времени нахождения на Чернобыльской АЭС в трехкратном размере было отказано.
Судом апелляционной инстанции было установлен, что в период с 30 октября 1987 г. по 26 января 1988 г. Б. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С 9 июля 1997 г. Б. признан инвалидом по причине «увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС», и ему назначена пенсия по инвалидности. С 10 января 2001 г. наряду с пенсией по инвалидности назначена пенсия по старости. В настоящее время он одновременно получает две пенсии: по инвалидности и трудовую пенсию по старости.
23 сентября 2013 г. Б. обратился в Управление ПФР с заявлением о перерасчете трудовой пенсии и о зачете времени работы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в трехкратном размере. Однако он получил отказ со ссылкой на то, что право на льготное исчисление медицинского стажа отсутствует и время работы на ЧАЭС учтено.
Б., считая данный отказ ответчика незаконным, обратился в суд. Решением суда в части требования истца о включении времени нахождения на Чернобыльской АЭС в стаж в трехкратном размере было отказано.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конвенция N 128 Международной организации труда «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца. Заключена в г. Женеве 29.06.1967 //Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1531 - 1552.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, N 46, ст. 4532.
6. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
8. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
9. Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собрание законодательства РФ, 08.10.2018, N 41, ст. 6190.
10. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6991.
12. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
13. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
14. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, N 9, ст. 328.
15. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.05.1992, N 19, ст. 1044.
16. Постановление Правительства РФ от 07.08.1995 N 790 «О мераx по реализации Kонцепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (ред. от 30.05.1997) // Российская газета. 23.08.1995. N 163.
17. Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (часть II), ст. 4306.
18. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Собрание законодательства РФ, 13.10.2014, N 41, ст. 5545.
19. Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета, N 6, 16.01.2015.
20. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» // Российская газета, N 71, 28.03.2014.
21. Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» // Российская газета, N 58, 22.03.2007.
22. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» // Сборник нормативных актов по пенсионному обеспечению, М., «Экономика», 1992.
23. Постановление Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» // Российские вести, N 220, 21.11.1996.
24. Постановление Госкомтруда СССР от 01.06.1989 N 167 «Об исчислении трудового стажа работников, занятых на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды» // СПС «КонсультантПлюс».
25. Информационное письмо Минтруда России N 3073-17, ПФР N 06-27/7017 от 02.08.2000 // Пенсия, N 8, 2000.
26. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П // Вестник Конституционного Суда РФ, N 2, 2004.
27. Определение Кнституционного Суда РФ от 21.06.2011 N 755-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
28. Определение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2009 г. N 932-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
29. Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 948-О // СПС «КонсультантПлюс».
30. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 03.07.2017 N 19-КГ17-13 // СПС «КонсультантПлюс».
31. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 16-КГ19-6 // СПС «КонсультантПлюс».
32. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.10.2018 N 69-КГ18-11 // СПС «КонсультантПлюс».
33. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 16-КГ19-6 // СПС «КонсультантПлюс».
34. Апелляционное определение Московского городского суда от 26 мая 2014 г. N 33-12948/14 // СПС «КонсультантПлюс».
35. Апелляционное определение Московского городского суда от 22 июня 2018 г. N 33-26721/2018 // СПС «КонсультантПлюс».
36. Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 25 февраля 2014 г. по делу N 33-672/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
37. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 сентября 2017 г. по делу N 33-14272/2017 // СПС «КонсультантПлюс».
38. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 09.02.2005 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2004 года» // Бюллетень Верховного Суда РФ», 2005, N 7.
39. Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. N 2. С. 65 - 81.
40. Алиев А. Пенсионный парашют. Решит ли отмена накопительной части проблемы российской пенсионной системы? // ЕxреrtОnlinе. 27.07.2012.
41. Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Ведышева Н.О., Менкенов А.В., Гусев А.Ю., Чернусь Н.Ю., Слесарев С.А., Котухов С.А. Комментарий к Закону РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СПС КонсультантПлюс. 2019.
42. Роик В.Д. Экономика, финансы и право социального обеспечения. Институты и страховые механизмы. М., 2014. С. 13.
43. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. М.: Редакция «Российской газеты», 2016. Вып. 5. С. 78.
44. Чирков С.А. О досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, имеющим длительный страховой стаж // СПС КонсультантПлюс. 2018.
45. Чирков С.А. О ретроспективном характере современного пенсионного права // СПС КонсультантПлюс. 2016.
46. Чирков С.А. Разный пенсионный возраст мужчин и женщин в России - аксиома или атавизм? // Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. С. 47 - 55.
47. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.