Фрагмент для ознакомления
2
Таким образом, можно говорить о существовании следующих точек зрения на соотношения понятий «судебное управление» и «обеспечение деятельности судов»: согласно одной точке зрения данные терминологические единицы имели одинаковое содержание, поэтому считались тождественными и равнозначными. Придерживающиеся другой точки зрения исследователи рассматривали понятие «организационное обеспечение судов» как более узкое, и в отличие от понятия «судебное управление» в его содержание не входит деятельность соответствующих государственных органов по изданию нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы организации деятельности судебной системы.
В настоящее время под судебным управлением понимается административное и организационное руководство судами, а также контроль за их деятельностью путем отчетности и проведения общих проверок деятельности судебных органов. Понятие охватывает многообразную деятельность органов государственного управления, выходящую за рамки организационного руководства, в его содержание включается также и разрешение организационных вопросов.
В современной России институт судебного управления активно выполняет возложенные законом функции, в частности осуществляя воздействие на все процессы, которые происходят внутри судебной власти. Управление судами и судейскими сообществами (в лице экзаменационных комиссий по приёму квалификационных экзаменов у кандидатов на должности судей), должно способствовать повышению независимости и беспристрастности судопроизводства. Судебное управление не должно использоваться для оказания влияния на содержание и процедуры вынесения судебного решения. Процедуры, связанные с судебным управлением, должны быть прозрачны .
Однако в настоящее время практика функционирования российской судебной системы показывает, что сведение организационного обеспечения к выполнению вышеназванных мероприятий существенно сужает представление тех вопросов, решение которых возлагается на структуры, которые отвечают за создание условий для независимого и полного осуществления правосудия. Если рассматривать организационное обеспечение деятельности судов с точки зрения органа государственной власти, то данное понятие является более широким. Оно будет включать в себя следующие элементы: обеспечение судопроизводства в данной конкретной судебной инстанции (делопроизводство и подготовка дел к судебному разбирательству); обеспечение денежного содержания и мер социально-правовой защиты судей, государственных служащих и иных работников аппарата суда; обеспечение справочно-аналитической работы (анализ статистических данных, справочные работы по действующему законодательству, поддержка нормативно-правовой базы в актуализированном состоянии); организация рассмотрения жалоб и заявлений и обеспечение взаимодействия суда со СМИ и т.д.
Соответственно по характеру предоставляемых ресурсов следующие виды обеспечения: материально-техническое, финансовое, социально- правовое и т.д. Разделение данных видов обеспечения нашло отражение в нормах федерального законодательства, например в Федеральных конституционных законах «О судебной системе РФ» и «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральном законе «О финансировании судов РФ».
Вместе с этим, Федеральный закон «О Судебном департаменте Российской Федерации» выделяет и иные виды обеспечения, характеризуя организационное обеспечение как родовое понятие, а кадровое, финансовое, материально-техническое и информационное как видовые понятия. Из этого же разделения исходит и Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» .
Организационное обеспечение деятельности судов регулируются совокупностью различных нормативно-правовых актов: акты, принятые Правительством РФ, Верховным Судом РФ, органами судейского сообщества, а также Судебным департаментом, в части, отнесенной к его компетенции. Систему актов, регулирующих организационную деятельность судов, можно представить следующим образом. Это акты, регулирующие: обеспечение судопроизводства, денежное содержание и меры социально-правовой защиты действующих судей, судей в отставке и государственных гражданских служащих аппарата суда, материально-техническое и информационное обеспечение суда, а также акты, регулирующие взаимоотношения со СМИ.
В настоящее время в научной литературе понятия «судебное управление» и «обеспечение деятельности судов» рассматриваются отдельно друг от друга. При судебном управлении в качестве субъекта управления выступает судья, а в управлении обеспечением судов - это государственный гражданский служащий .
Таким образом, институт судебного управления является неотъемлемой частью судебной системы, позволяющий исключительно в рамках закона выстраивать и реализовывать функции судебной власти . Подводя итог, важно сказать, что в настоящее время понятия «судебное управление» и «организационное обеспечение деятельности судов» стоит четко разграничивать. Отличие первого заключается в том, что судебное управление - это отрасль государственного управления, в рамках которой осуществляется разрешение организационно-административных вопросов, касающихся построения и функционирования судебных органов. Само собой разумеется, что под «судебными органами» в данном случае следует подразумевать лишь органы власти, в компетенции которых основной функцией является отправление правосудия . Полное и независимое его осуществление создается с помощью мероприятий различного характера, под которыми подразумевается организационное обеспечение деятельности судов.
В качестве вывода по главе отметим, что институт российского правосудия, в частности, системы судов об¬щей юрисдикции, имеет сложную правовую природу, которая обусловлена независимостью и самостоятельностью с одной стороны и необходимо¬стью государственного организационно-правового обеспечения деятельно¬сти судебной системы на всей территории Российской Федерации с дру¬гой.
Правильная организация работы судов, достаточное мате¬риальное обеспечение судей и работников судов необходимыми ресурсами имеет огромное значение для его успешной деятельности. Организацион¬ное обеспечение деятельности судов осуществляется конкретным субъектным составом органов и должностных лиц, благодаря которым по¬вышается эффективность работы суда. Так, организационное обеспечение судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
2. Полномочия, структура и организация Судебного департамента в субъектах Российской Федерации
§1. Современная система управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации
Одной из форм проявления единой, неделимой госу¬дарственной власти явля¬ется судебная власть. Под судебной властью необхо¬димо понимать специаль¬ные государственные органы, управомоченные на реализацию их функ¬ций и полномочий.
В Российской Федерации развива¬ются различные властные институты, призванные совершенствовать даль¬нейшую экономическую и политиче¬скую жизнь страны. Одним из таких является институт Судебного депар¬тамента при Верховном Суде Россий¬ской Федерации и его управлений (отделов) в субъектах Федерации. Данный институт как исполнитель¬ный орган судебной власти существу¬ет недавно и требует изучения .
Основные положения процесса за¬рождения, становления и развития структуры административно-правово¬го обеспечения деятельности судов рассматриваются в науке админист¬ративного права впервые. Поэтому они носят постановочный характер в пределах компетенций Судебного де-партамента при Верховном Суде РФ.
Несмотря на необходимость теоре¬тического обоснования деятельности Судебного департамента при Верхов¬ном Суде Российской Федерации и управлений в субъектах Федерации, соответствующих разработок и серь¬езного анализа этого института власти в научной литературе пока нет. Не проведены специальные комплексные исследования. Недостаточно изучены и исторические предпосылки учреж¬дения института исполнительного ор¬гана судебной власти.
Судебный департамент в субъекте РФ является федераль¬ным государственным органом, осу¬ществляющим организационное обес¬печение судов (за исключением Верховного Суда Российской Федера¬ции), органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей.
В Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 28 янва¬ря 2011 года и в Федеральном законе от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» приведено определение самого понятия органи¬зационного обеспечения деятельности судов. Принцип ресурсного обеспечения судебной вла¬сти выступает одной из составляющих принципа независимости судебной власти, а административно-правовое обеспечение деятельности судов, кро¬ме организационного (ресурсного) обе¬спечения, включает и обеспечение нормативными правовыми актами судов.
Исследование сущности института Судебного департамента в субъекте РФ бу¬дет неполным, если не остановиться на анализе проблем развития адми-нистративно-правового обеспечения судов.
Государственная власть в России всегда олицетворяла собой активное формосозидающее начало, все обще¬ственные изменения, сколько-нибудь значимые в экономике, политике, праве и т. д., происходили по инициа¬тиве и под отрицательным бюрокра¬тическим контролем .
По определению М.Б. Смолянского и Э.В. Дриголы, административно-правовые отношения - это регулиро¬ванные нормами административно¬го права общественные отношения, в которых их участники выступают носителями прав и обязанностей в сфере государственного управления .
Как считает А.П. Коренев, админи¬стративно-правовые отношения скла-дываются в сфере управления, то есть в непосредственной, повседневной дея-тельности по осуществлению упра¬вления социально-политической, со¬циально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленче¬ской деятельностью .
В настоящее время известные административисты страны выделяют такие виды государственного управ¬ления:
- внутреннее государственное упра¬вление осуществляется исполнитель¬ными органами государственной вла¬сти в целях организации самой систе¬мы этих органов и обеспечения пра¬вовых режимов их работы;
- внешнее государственное управ¬ление осуществляется органами ис-полнительной власти в целях реализа¬ции «внешних» полномочий, то есть полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру го¬сударственной администрации;
- внутренне организационное го¬сударственное управление-осуществле¬ние исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государствен¬ными органами, традиционно не от¬носящимися к исполнительным орга¬нам государства .
Административно-правовое регу¬лирование представляет собой про¬цесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.
По содержанию выполняемых ра¬бот важными, исходя из функций управления (административно-право¬вого отношения), являются: нормотворческая деятельность, которая за¬ключается в выработке правовых норм, их усовершенствовании, изме¬нении и отмене (то есть в издании нормативных правовых актов, кото¬рые подлежат исполнению); обеспечи-вающая деятельность (кадровая, ма¬териально-техническая, финансовая, делопроизводственная и др.), которая призвана обслуживать реализацию общих и специальных (основных) функций. От них во многом, а неред¬ко и полностью, зависит эффектив¬ность управленческой деятельности; организационная деятельность - раз¬работка и осуществление конкретных мер по реализации принятого реше¬ния (плана, программы). К их числу относятся формирование управляю¬щей и управляемой систем, обеспече¬ние упорядочения системы управле¬ния посредством создания соответст¬вующей структуры и регулирования происходящих в ней процессов. Орга¬низация означает образование, ре¬организацию, упразднение органов, предприятий, учреждений, определе¬ние их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расста¬новку кадров и др.
В данном случае основополагаю¬щее значение придается категории «гарантия». На наш взгляд, категории «гарантия» и «обеспечение» тесно взаимосвязаны между собой. Гаран¬тия - один из способов обеспечения исполнения обязательств, применяе¬мый в отношениях между хозяйствующими субъектами, склады¬вающийся в сфере управления, это условие обеспечения.
С другой стороны, обеспечение - не гарантия, а совокупность управ-ленческой деятельности, на которую направлены основные задачи и функ¬ции Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федера¬ции и его структур в субъектах Феде¬рации.
Судебная власть является видом государственной власти и осуществ-ляется специально управомочивающими государственными органами: судами и судьями. Для создания усло¬вий для полного и независимого осу¬ществления правосудия в системе су¬дов, кроме Верховного Суда Россий¬ской Федерации, создан федеральный государственный орган - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Институт Судебного департамента в субъекте РФ выступает как выражение структурных связей и способов организации, взаимодей¬ствия его органов в административно-правовом обеспечении деятельности судов. Надо отметить, что и новейшая история знает немало эпизодов, сви¬детельствующих о внимании к обес¬печению судебной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1–ФКЗ (ред. от 30.10.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации РФ. – 1997. – №1. – Ст. 1.
3. О Верховном Суде Российской Федерации: федер. конституционный закон от 5 февраля 2014 г. N 3–ФКЗ (ред. от 02.08.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации РФ. – 2014. – N 6 – Ст. 550.
4. Об органах судейского сообщества в Российской Федерации: федер. закон от 14.03.2002 N 30–ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации РФ. – 2002. – № 11. – Ст. 1022.
5. О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: федер. закон от 8 января 1998 г. N 7–ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации РФ. – 1998. – N 2 – Ст. 223.
6. О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г.: Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132–I (ред. от 02.08.2019) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации – 1992. – N 30 – Ст. 1792.
Литература
7. Алексеев С.В. Правовой статус Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его территориальных органов в системе органов государственной власти // Правоприменительная деятельность. – 2017. – С. 188–196.
8. Алжеев И.А. Проблемы совершенствования судебной системы Российской Федерации. // Юридическая гносеология. – 2017. – № 2. – С. 98 – 102.
9. Бозров В.М. Актуальные проблемы деятельности судов общей юрисдикции Российской Федерации: учебник. – Москва: ЮСТИЦИЯ, 2017. – 568 с.
10. Бухарев А.В. Обеспечение открытости и прозрачности деятельности судебной системы на современном этапе судебной реформы. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2015. – №3. – С. 207 – 210.
11. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие». // Материалы официального портала технической поддержки ГАС РФ «Правосудие». [Электронный ресурс] Доступ из: https://techportal.sudrf.ru/?id=234 (Дата обращения: 04.05.2020).
12. Гусев А.В. Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации 15 лет // Российская юстиция. – 2013. – № 3. – С. 2–6.
13. Гутник О.В. Судебное управление как основа независимости суда. // Ломоносовские чтения: сборник научной конференции. – 2017. – №1. – С. 99.
14. Ельчанинова Н.Б. Перспективы внедрения электронного правосудия: правовые проблемы обеспечения электронной безопасности. // Общество: политика, экономика, право. – 2017. – №7. – С. 50 – 53.
15. Клишас А.А., Гребенников В.В., Грудцына Л.Ю. Теория судебного права и организации судебных систем: учебник. – Москва: ИНФРА–М, 2018. – 312 с.
16. Комаров С.А. Нормотворческая деятельность в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации / С. А. Комаров, И. И. Корякин // Юридическая мысль. – 2013. – № 3. – С.51–58.
17. Корякин И.В. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации–участник административных правоотношений // Административное право и процесс. – 2011. – № 1. – С.17–20.
18. Корякин И.И. Организационное обеспечение деятельности судов в системе государственного управления. // Юридическая мысль. – 2013. – №2 (76). – С. 58 – 64.
19. Корякин И.И. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации как исполнительный орган судебной власти. // Юридическая мысль. – 2015. – №5 (91). – С. 55–63.
20. Лебедев В. М. Правосудие в современном мире: монография. – М: ИНФРА–М, 2014. – 720 с.
21. Лесных Е.В. Административная правосубъектность Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2017. – № 2 (39). – С. 12–19.
22. Лесных Е.В. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации: история становления // Вестник Евразийской академии административных наук. – 2017. – № 1. – С.62–67.
23. Мальчиков Н.А. Технологические инновации в сферах оказания юридических услуг и юридической помощи. Актуальные проблемы права: материалы VI Междунар. науч. конф. – Москва: Издательский дом «Буки–Веди», 2017. – 110 с.
24. Миронов А.А. Комментарий к Федеральному закону от 08.01.1998 г. № 7–ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ». – Саратов: Ай Пи Эр Меридиан, 2011. – 776 с.
25. Орлов А.В. Кадровое обеспечение судебных органов: некоторые проблемные вопросы и пути их решения. // Российский судья. – 2017. – №1. – С. 38 – 43.
26. Переплеснина Е. М. Модернизация судебной власти в контексте взаимодействия конституционного и международного права: монография. Москва: ИНФРА–М, 2016. – 248 с.
27. Рыбкина К.В. Судебный департамент в системе государственного управления. // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей VII Международной научно–практической конференции. – 2017. – №3. – С. 116 – 126.
28. Рыбкина К.В. Электронное правосудие как часть государственного управления. // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей VII Международной научно–практической конференции. – 2017. – №3. – С. 266 – 268.
29. Сангаджиев Б. Место и роль Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации в процессе модернизации правовых механизмов судебной защиты прав человека. // Право и жизнь. – 2014. – № 160. – С. 26 – 29.
30. Серов Д.О. Судебное управление в России: становление и организационные модели. // Администратор суда. – 2011. – № 2. – С. 19 – 24.
31. Сюкияйнен Э.Л. Место Судебного департамента при Верховном Суде РФ в системе органов государственной власти // Актуальные проблемы российского права. – 2008. – № 4. – С. 348–354.
32. Тимошенко С.Н. Организация профилактики и противодействия коррупции в Управлении Судебного департамента в Курской области и районных судах области // Антикоррупционная деятельность в России: опыт, проблемы, решения: сборник материалов научно–практической конференции. Курск: Региональный открытый социальный институт. – 2017. – С. 95–101.
33. Хабриева Т.Я., Лазарев В.В., Габов А.В. и др. Судебная практика в современной правовой системе России: монография. – Москва: ИНФРА–М, 2018. – 432 с.