Фрагмент для ознакомления
2
- более 5 тыс. танков
- 8 тыс. орудий и минометов
- до 500 установок ракет класса "земля-земля" типа "Скад"
Москва до последнего пыталась не допустить военных действий в регионе. Советская стратегия сводилась к тому, чтобы убедить иракцев выполнить требования СБ ООН, а американцев – дать Хусейну шанс уйти из Кувейта, не потеряв лица. В Багдад несколько раз в качестве специального посланника Москвы прилетал Евгений Примаков, предлагавший план постепенного вывода войск. Однако из его миссии ничего не вышло: США требовали немедленного ухода, иракцы же предлагали очень вязкие схемы. В Багдаде понимали, что Москва не одобряет кувейтскую авантюру и не будет, как в прежние времена противостоять Вашингтону.
Среди силовых методов урегулирования военно-политического кoнфликта, основанных на принуждении, угрозе силой или направленных на создание баланса сил, при этом не относящихся к военному элементу, и применяющихся в сфере действия политико-правовых норм, могут быть: дипломатическое давление, политическая изоляция, судебное разбирательство, санкции. Рассмотрение и применение каждого из этих методов является перспективным для дальнейших политологических исследований.
В августе 1990 г. началась агрессия Ирака против Кувейта, в результате которой эта страна была оккупирована. Попытки урегулировать конфликт политическими средствами результатов не дали. Руководство Ирака отклоняло все решения ООН, а также предложения США, других государств-членов НАТО, арабских государств и Советского Союза о выводе своих войск из Кувейта. В этих условиях с санкции Совета Безопасности ООН США и другие государства приняли решение о применении военной силы.
В ночь на 17 января 1991-го началась бомбардировка Ирака силами многонациональной коалиции во главе с США. Это и стало началом операции "Буря в пустыне". В основном удары наносились по военным объектам, правительственным комплексам, зданиям, принадлежащим службам безопасности. Обстреливалась дорога, ведущая из иракской столицы в Иорданию. Американцы и их союзники пытались не допустить бегства иракских лидеров, а также перемещения иракских комплексов в сторону Израиля, по территории которого в отместку коалиции Багдад нанес 18 ракетных ударов. Обстреливал Ирак и территорию Саудовской Аравии.
Война со стороны многонациональных сил включала две фазы. Первая, получившая условное наименование «Щит пустыни», заключалась в стратегической переброске войск, сил и средств в район кoнфликта и их развертывания, вторая фаза, под условным наименованием «Буря в пустыне», представляла собой воздушно-наземную стратегическую операцию, в ходе которой было нанесено решающее поражение Ираку .
При проведении операции «Щит пустыни» в относительно короткий срок Соединенным Штатам Америки и их союзникам удалось перебросить с территорий США, Европы, а также других районов огромное количество сил и средств. В итоге к концу 1990 г. у саудовско-кувейтской границы была создана мощная группировка сухопутных войск и ВВС, включавшая около 800 тыс. человек (16 дивизий), более 4000 танков, 3700 орудий, реактивных систем залпового огня и минометов, около 2000 боевых самолетов и столько же боевых вертолетов.
Операция «Буря в пустыне» началась в ночь на 17 января и продолжалась до 6 марта 1991 г. При этом боевые действия планировались и развивались по необычной стратегической схеме: наземное наступление заняло 10% общей длительности военных действий.
В первом массированном авиационном ударе многонациональных ВС участвовало до 600 боевых самолетов ВВС и ВМС США, а также самолеты Великобритании, Саудовской Аравии, Кувейта и Франции. В первом эшелоне для прорыва ПВО и поражения важнейших объектов были применены 100 КР «Томагавк» и 180 самолетов, в том числе F-117А «Стэлс», самолеты палубной авиации и 20 самолетов-постановщиков помех EF-111.
Во втором главном ударном эшелоне действовали 10 самолетов стратегической авиации, до 400 самолетов тактической авиации и 60 КР «Томагавк». Всего за первые сутки военных действий было совершено свыше 1300 самолето-вылетов, за вторые - 1600, за третьи - 1500. Затем ВВС перешли к систематическим боевым действиям по 400-500 самолето-вылетов в сутки. Во всех ударах широко применялись различные виды высокоточного оружия (до 30 тыс. единиц), что дало возможность полностью подавить систему ПВО Ирака, разрушить важнейшие военные объекты и нанести серьезный ущерб группировкам сухопутных войск с минимальным расходом сил.
В докладе министерства обороны США даются этапы развертывания группировки американских вооруженных сил в зоне кoнфликта и перечисляются основные мероприятия боевой подготовки войск, сравниваются первоначальный план боевых действий и реальный их ход, раскрываются достигнутые цели и то, что оказалось невыполненным, выявляются основные причины успеха операций "Дезерт шилд" ("Щит пустыни") и "Дезерт сторм" ("Буря в пустыне"), а также недостатки в действиях войск МНС.
Анализируя степень участия ВВС в развертывании группировки американских вооруженных сил в зоне кoнфликта, западные военные специалисты отмечают два важных момента:
- удачное использование самолетов КС-10 в качестве воздушных командных пунктов при переброске подразделений тактической авиации, что позволило сократить время как на организацию, так и на саму переброску;
- сложности в организации взаимодействия военно-транспортной и заправочной авиации при перебросках войск и грузов на большие расстояния, что привело впоследствии к объединению военно-транспортной и части заправочной авиации в единое авиационное командование - командование воздушных перебросок (КВП).
Всего в зону кoнфликта за период с 7 августа 1990 года по 17 января 1991-го было совершено около 10000 рейсов военно-транспортной авиацией и самолетами гражданских авиакомпаний из состава резерва ВТАК, на которых переброшено более 370 тыс. американских военнослужащих и свыше 346 тыс. военных грузов.
Основные мероприятия и ход боевой подготовки войск МНС широко освещались и продолжают освещаться в иностранной и нашей печати3. Появляются и новые сведения об этой войне. Так, в конце 1991 года командование САК ВВС США заявило, что формирования стратегических бомбардировщиков оказались не готовы к применению обычных средств поражения. Данный факт нашел свое отражение и в итоговом докладе Пентагона. Практическим мероприятием для устранения этого недостатка явилось формирование в составе ВВС боевого авиационного командования (БАК), объединившего всю стратегическую и тактическую (дислоцирующуюся на континентальной части страны) авиацию.
Первоначальный план операции "Дезерт сторм" предполагал проведение воздушной наступательной операции в течение 18 суток, а затем 14-суточное наступление наземных войск. Однако реально воздушная операция вылилась в 42-суточную воздушную кампанию, а наземное наступление продолжалось всего 100 ч. В свое время это позволило заявить ряду военных специалистов о безусловном приоритете авиации в достижении конечного успеха в войне и общевойсковой операции. Но появление новых фактов о результатах деятельности авиационной группировки МНС, а главное, объективная оценка действий противника подтвердили преждевременность таких заявлений. Как в итоговом докладе Пентагона, так и в статьях зарубежных военных обозревателей последнего времени отмечается значительный вклад авиации в победу МНС над вооруженными силами Ирака, но в то же время подчеркивается практическое отсутствие противодействия системы ПВО противника и невыполнение в полном объеме задач, поставленных перед авиационной группировкой МНС объединенным командованием.
Авиационная группировка МНС достигла абсолютного господства в воздухе фактически в первые сутки боевых действий. Это было обеспечено за счет проведения тщательно спланированного комплекса мероприятий, направленных на подавление системы ПВО противника, вывод из строя его аэродромов и уничтожение авиации, а также наличия современных систем оружия и высококвалифицированного личного состава, управляющего ими.
Таким образом, с первых дней войны авиация МНС действовала почти в полигонных условиях. Тем не менее, несмотря на увеличение продолжительности воздушной кампании, не были выполнены в полном объеме задачи, поставленные объединенным командованием перед авиацией:
- завоевать превосходство в воздухе, подавить систему ПВО и уничтожить боевую авиацию ВВС Ирака;
- дезорганизовать системы государственного и военного управления страной, ее вооруженными силами;
- вывести из строя стационарные и мобильные пусковые установки оперативно-тактических ракет (ПУ ОТР);
- уничтожить запасы оружия массового поражения (ОМП);
- нанести существенный ущерб военно-экономическому потенциалу Ирака, разрушить его инфраструктуру;
нанести значительный урон группировке иракских вооруженных сил в Кувейте, создать условия для гарантированного успеха воздушно-наземной операции по освобождению Кувейта с минимальными потерями.
Существует версия, что Хусейн согласился с Примаковым и отдал приказ о начале вывода иракских войск, однако коалиция все равно начала наземную фазу военной операции. По факту вывод войск начался 26 февраля уже в самый разгар "Сабли пустыни".
В наземной фазе приняли участие сухопутные войска США, Великобритании, Саудовской Аравии, Египта и Сирии. Главную ударную силу многонациональных войск составляли американские танки "Абрамс" (M1 Abrams), английские "Челленджер" (FV4030/4 Challenger), а также сирийские Т-62 советского производства. Военные действия продолжались 100 часов. 28 февраля столица Кувейта была освобождена и Ирак признал требования СБ ООН.
3 марта 1991 года иракские военные и руководство многонациональных сил подписали на авиабазе Сафван (Ирак) документы, регулирующие режим прекращения огня. Суверенитет Кувейта был восстановлен.
Одной из причин сохранения режима Хусейна многие эксперты считают нежелание американцев усиливать в регионе позиции Ирана. Помимо этого, сохранение нестабильности в Ираке позволяло оставить в районе Персидского залива крупный военный контингент. Кроме того, на тот момент Вашингтон еще вряд ли бы решился действовать в обход резолюции СБ ООН, которая одобряла освобождение Кувейта, но не свержение режима.
Однако иракское население было поставлено в тяжелые условия: продолжал работать репрессивный аппарат, международные санкции, действовавшие в отношении Ирака в связи с программами, связанными с разработкой оружия массового уничтожения, привели к обнищанию и голоду, кроме того, периодически возобновлялись военные удары Запада по иракской территории.
С 1991 по 2003 год международное сообщество то пыталось искать с Ираком компромисс, то оказывало беспрецедентное давление. Многие страны наживались на иракском кризисе. Основные скандалы связаны с контрактами по программе "Нефть в обмен на продовольствие", учрежденной ООН в 1995 году для оказания помощи населению. Но она не изменила ситуацию для основной массы иракцев, большинство из которых находились на грани нищеты, резко снизился уровень образования, менялась психология целой нации, поставленной на грань выживания.
В 2003 году президент США Джордж Буш-младший довершил то, что было начато его отцом. Многонациональная коалиция, собранная американцами, свергла Саддама Хусейна. На этот раз международные силы действовали без резолюции СБ ООН. В итоге Ирак еще на 12 лет погрузился в хаос: гражданская война, оккупация части страны террористическими группировками ("Аль-Каида в Ираке" и "Исламское государство" – запрещены в РФ) .
"У нас был один Саддам, а стало 25", – говорят некoтoрыe иракцы. Кто-то сейчас с ностальгией вспоминает времена, когда внутри Ирака было безопасно, не было засилья религиозного экстремизма. Но другие утверждают, что при Хусейне у граждан Ирака не было надежд на перемены, теперь есть шанс. Для нации, которая в течение почти четверти века привыкла жить в условиях тоталитарного режима и культа личности, непросто принять новые правила игры. Особенно в условиях межконфессиональных конфликтов и столкновения интересов внешних сил. Кроме того, страна по-прежнему де-факто расколота на части: Иракский Курдистан на севере, шиитский юг, находящийся под влиянием Ирана, и суннитский центр.
Этнополитические конфликты относятся к наиболее сложным проблемам современных полиэтничных государств. Данные конфликты представляют собой некую форму столкновения интересов, в котором группы различаются по этническому признаку, при этом этничность не сама по себе, а как интегративный показатель этноопределяющих признаков, где религия и конфессия приобрели отнюдь не отдаленное значение. В силу того, что этничность, ее политизированную форму, как и религию, порою затруднительно обнаруживать и регламентировать, с научно-практической точки зрения особое значение приобретает сравнительный анализ вышеуказанных этнических процессов.
Едва ли не самым актуальным примером в Западно-Азиатском регионе со сложной этнополитической обстановкой является Исламская Республика Иран. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, во-первых, современный быстро меняющийся мир характеризуется глобализацией всех сторон общественной жизни, однако в то же время – этнофрагментацией, актуализацией этнонационального самоопределения едва ли не во всех полиэтнических государствах, в частности, в Иране; во-вторых, современный Иран стал ареной столкновения интересов всех сопредельных государств и мировых держав; в-третьих, наука должна адекватно оценить и отреагировать на сложившуюся ситуацию и дать по возможности достоверное ее понимание. Иран представляет собой полиэтническое государство, где государствообразующим народом являются этнические персы, кoтoрыe составляют более 51% населения страны.
При этом, ареал расселения персов ограничивается относительно небольшой территорией центральных и южных провинций Ирана. На обширных территориях западной и юговосточной части Ирана персидское население весьма незначительно. Регионы, где компактно проживает преимущественно персидское население, составляют лишь около трети территории Ирана. Существует множество различных оценок численности этнических и религиозных меньшинств Ирана, кoтoрыe часто носят тенденциозный и политически спекулятивный характер. В связи с этим, необходимо привести наиболее объективные оценки, основанные на данных академических исследований. Следует отметить, что общая численность населения Ирана так же является дискуссионной темой, причем, даже в докладах ООН и других авторитетных международных организаций, величина данной оценки имеет значительный разброс. Наибольшая численность населения определяется в иранских источниках – 78,4 млн. человек.
Столь авторитетный источник как «The Military Balance», выпускаемый Международным институтом стратегических исследований (Лондон),
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ближний Восток. 2018. Россия и мир: 2019. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Рук. проекта А.А. Дынкин, В.Г.
2. Барановский. - Москва: ИМЭМО РАН., 2019 - 170 c. Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2017. Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 560 с.
3. Большаков А.Г. Региональные политические конфликты в государствах европейской перефирии: концептуально-методологичие параметры кoнфликтологического анализа // PolitBook. - 2012. - №3
4. Богатуров А.Д., Аверков В.В. История международных отношений. 1945-2017. Учебное пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 560 с.
5. Большаков А.Г. Региональные политические конфликты в государствах европейской перефирии: концептуально-методологичие параметры кoнфликтологического анализа // PolitBook. - 2012. - №3
6. Вестник Российского государственного гуманитарного университета 2015 №01 Серия Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. - М.: Издательский центр РГГУ, 2015. – 168 с.
7. Винер Б. Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения. – “Этнографическое обозрение”, 2016, с. 80–85.
8. Гаман-Голутвина О.В., Никитин А.И., Чугров С.В. Мир и политика сквозь призму научных форумов // Политические исследования. - 2019. - № 3.
9. Государство, общество, международные отношения на мусульманском востоке. - Москва: ИВ РАН, Крафт+, 2014 - 556 c.
10. Григорян Д.К., Ароян А.С., Веренич И.Г. Межэтнические конфликты: типы, содержание и пути преодоления // Философия права. 2018. № 3
11. Григорян Д. К., Ароян А. С., Веренич И. Г. Межэтнические конфликты: типы, содержание и пути преодоления // Философия права. 2018. № 3 (86). С. 123–127
12. Двадцать пять лет социальных трансформаций в оценках и суждениях россиян: опыт социологического анализа / [М. К. Горшков и др.]; отв. ред. М. К. Горшков, В. В. Петухов. М.: Весь Мир, 2018. 384 с
13. Ерохина Л. Д. Кoнфликтогенные факторы экстремизма в молодежной среде / А. С. Тиманчук, А. К. Ерохин // Международный научно-исследовательский журнал.– 2016. – № 9 (51). – Часть 1.Сентябрь. – С. 123-128.
14. Лаури Р. 1991. Хроника войны в Персидском заливе. - М.: Эксмо, 2013. – 368 с.
15. Никитин А.И. Международные конфликты: вмешательство, миротворчество, урегулирование: учебник. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 384 с.
16. Свистунова И.А. В поисках новой модели: отношения Турции и США в сфере безопасности. Вестник МГИМО-Университета. – 2016 - № 2. - С. 53-61.
17. Садохин А. П. Этнология М. “Гардарикы”, 2016, с. 85–92.
18. Труды Института востоковедения РАН. Выпуск 5. Мусульманский мир на исторических рубежах России. - М.: ИВ РАН, 2017. – 476 с.
19. Хилл Ф., Гэдди К. Сибирское бремя. Просчеты советского планирования и будущее России / Пер. с англ. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2007. 328 c.
20. Чернобровкин И.П.Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2017 - 192 с.
21. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А., указ. соч.; Садохин А. П. Этнология, 2016 с. 87–88.
22. Шарипов У.З. ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ: Обострение политической и военной ситуации и международных отношений в конце XX - начале XXI вв. Институт востоковедения РАН. – М., 2010.
23. Шумилин А.И.2017. Эволюция подходов США к кoнфликтам на Ближнем Востоке // США & Канада: экономика, политика, культура. №1, c.32–53.
24. Джонс Д. Американцы всё чаще считают Россию угрозой и главным врагом США [Электронный ресурс] // ИНОСМИ.РУ: [веб-сайт]. Электрон. дан. 17.02.2015. URL: https:// inosmi.ru/world/20150217/226327201.htm
25. Дивеева Ю. Большинство американцев считают Россию главной угрозой для США [Электронный ресурс] // Комсомольская правда: [веб-сайт]. Электрон. дан. 28 февраля 2019. URL: https://www.kp.ru/online/news/3400785/
26. Национальный координационный комитет за демократические перемены. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0
27. Позиция США и роль сопредельных государств в этнополитических проблемах современного Ирана: "курдский фактор". URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37254559
28. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». URL: https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-
29. Сирийская сирийская армия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%
30. Этнонациональные конфликты. URL: https://урок.рф/library/etnonatcionalnie_konflikti_064918.html
31. Balboni M., Malka H. Tunisian Fighters in History and Today / Tunisia: Radicalism Abroad and at Home. Center for Strategic and International Studies. June 2016. URL; http://foreignfighters.csis.org/tunisia/tunisian-fighters-in-history.html
32. Wimmen H. Syria’s Path from Civic Uprising to Civil War. Carnegie Endowment for International Peace [сетевой ресурс]: 22.11.2016. URL: http://carnegieendowment.org/2016/11/22/syria-s-path-from-civic-uprising-to-civil-war-pub-66171
33. Jalabi R. Syrian crisis: where the U.S. stands on Assad, the rebels and the refugees // The Guardian, 26.03.2014. URL: theguardian.com/world/2014/mar/26/us-policy-syria-refugees-assad-rebels
34. Jalabi R. Syrian crisis: where the U.S. stands on Assad, the rebels and the refugees // The Guardian, 26.03.2014. URL: https://www.theguardian.com/world/2014/mar/26/us-policy-syria-refugees-assad-rebels
35. Quinn A. Clinton calls for overhaul of Syrian opposition // The Reuters. 31.12.2012. URL: https://www.reuters.com/article/us-syria-usa/clinton-calls-for-overhaul-of-syrian-opposition-idUSBRE89U1AY20121031
36. Fahim K. Rebels View Coalition Leadership Outside Syria as Detached From the Suffering // The New York Times, 22.09.2013. URL: https://www.nytimes.com/2013/09/23/world/middleeast/rebels-view-coalition-leadership-outside-syria-as-detached-from-the-suffering.htm
37. Osman T. Syrian Islamist factions join forces against Hayat Tahrir al-Sham // Al-Monitor, 28.02.2018. URL: http: //www.al-monitor.com/pulse/originals/2018/02/syria-liberation-front-battes-against-hayat-ahrar-al-sham.html#ixzz5Op65QzSD
38. Saad L. Majority of Americans Now Consider Russia a Critical Threat [Электронный ресурс] // GALLUP: [веб-сайт]. Электрон. дан. 27 февраля 2019. URL: https://news.gallup.com/ poll/247100/majority-americans-consider-russia-critical-threat.aspx?g_source=link_NEWSV9&g_ medium=TOPIC&g_campaign=item_&g_content=Majority%20of%20Americans%20Now%20 Consider%20Russia%20a%20Critical%20Threat
39. Syrian National Coalition leader Moaz al-Khatib resigns // The Guardian, 24.03.2013. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/mar/24/mouaz-al-khatib-resigns-coalition
40. Syria Situation Report: February 21 - March 6, 2018. Institute for the Study of War.URL: http://www.understandingwar.org/sites/default/files/Syria%20SITREP%20Map%2021%20FEB%20-%2006%20MAR_2.pdf
41. Talbott S. Foreword / Hill F., Gaddy C. The Siberian Curse: How Communist Planners Left Russia Out in the Cold. Washington, D.C.: Brookings Institution, 2003. 312 p // http://books.google.com.ua/books?id=5OvaO4Cb8SsC&pg=PR11&lpg=PR11&dq=S.+Talbott+The+Siberian+Curse:+How+Communist+Planners+Left+Russia+Out+in+the+Cold&source=bl&ots=q7qBv3JcqV&sig=chnV5eINQL8Xk23LJd4BGCwKbRI&hl=ru&sa=X&ei=U9YrUdW_F46LswaegYH4Cg&sqi=2&ved=0CD0Q6AEwAg#v=onepage&q=S.%20Talbott%20The%20Siberian%20Curse%3A%20How%20Communist%20Planners%20Left%20Russia%20Out%20in%20the%20Cold&f=false
42. Trump adds Russia scholar as a National Security Council director // The Washington Post // https://www.washingtonpost.com/world/national-security/trump-adds-russia-scholar-as-national-security-council-director/2017/03/28/927d0332-13f5-11e7-9e4f-09aa75d3ec57_story.html?utm_term=.e5c2824f0a0a
43. The McCain Institute for International Leadership at Arizona State University // https://www.mccaininstitute.org/
44. The Iranian–Saudi Hegemonic Rivalry // Belfer Center. 2017. October 25. URL: http://www.belfercenter.org/ publication/iranian-saudi-hegemonic-rivalry
45. Wieland C. Syria – A Decade of Lost Chances. Repressions and Revolution from Damascus Spring to Arab Spring // The Wall Street Journal. 2012. Januar y 31. Cune Press, Seatle, P. 29.