Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что вопрос о профессиональном самоопределении лиц с нарушением слуха сегодня встает особенно остро.
Развивающийся мир вызвал кардинальные изменения в сфере образования. В контексте настоящего времени важной задачей является создание широких возможностей для творческого саморазвития школьников, наиболее полной самореализации личностного потенциала. В связи с этим проведение профориентационной работы в общеобразовательных организациях является актуальной проблемой.
В самоопределении школьники с ограниченными возможностями здоровья испытывают больше трудностей в сравнении со здоровыми одноклассниками, что связано с наличием самого факта нарушения здоровья, его видом, структурой, возможно, вторично возникающими проблемами, психологического, социального характера, особенностей речемыслительной деятельности, способов коммуникации. Но, как и обычные школьники, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением слуха, в частности, задаются вопросом: какую выбрать профессию. С одной стороны, – это поиск профессии по душе, которая будет основываться на интересах и возможностях личности, с другой стороны, - профессия, которая будет удовлетворять потребностям общества: востребованность на рынке труда, уровень материального положения, социальный статус и многое другое. Ответы на вышеперечисленные вопросы поможет найти комплексная работа по профориентации молодежи, которая влияет в дальнейшем на успешную социализацию и интеграцию в общество.
Как считают исследователи (Е.Г. Речицкая, Г.Н. Пенин и др.), основной целью профориентационной работы с неслышащими обучающимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием необходимости и важности самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии.
В процессе проведения профориентационных мероприятий решаются следующие психолого-педагогические задачи: расширение знаний учащихся о мире профессий, а также формирование умения ориентироваться в этих знаниях; определение структуры наиболее развитых способностей учащихся с недостатками слуха с целью последующей оценки пригодности и склонности к определенной профессии, прогнозирования возможных мер содействия в приобретении будущей профессии; формирование у учащихся адекватного понимания своих собственных психологических особенностей, способностей и возможностей; выработка умений соотносить собственные индивидуальные способности с ситуацией выбора профессии и требованиями выбираемой профессии, сопоставлять выбор с ситуацией на рынке труда, оценивать возможности получения профессии и дальнейшего образования; формирование чувства ответственности за свои действия и решения.
Система профориентации будет эффективной, т. е. подведёт учащихся с нарушениями слуха к осознанному выбору профессии, если она будет постоянной, целенаправленной, учитывающей возрастные особенности школьников, будет иметь комплексный и коррекционно-развивающий характер.
Значительный вклад в разработку проблем профессиональной ориентации внесли такие ученые как К.М. Гуревич, Е.А. Климов, В.Н. Кудряшов, И.Н. Назимов, С.Я. Батышев, П.В. Симонов, Р.В. Овчарова, Н.С. Пряжников, В.Г. Степанов, Дж. Холланд, Р.Б. Кэттелл и мн. др.
При этом невозможно выработать путь профессиональной ориентации, который идеально подходил бы для любого ученика, потому как этот процесс требует индивидуального подхода. Собственным своеобразием отличается сопровождение процесса профессиональной ориентации обучающихся с нарушениями слуха в коррекционной школе.
Во многом, сложности поиска работы обусловлены у данной категории учащихся низким уровнем развития их профессиональной ориентации, недостаточной осведомленностью о разнообразии доступных им профессий, содержания труда и пр. В связи с этим развитие профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся в коррекционной школе выступает одной из ведущих задач системы коррекционного образования, что подтверждено нормативными актами, правами и возможностями данной категории учащихся.
Вместе с тем текущие социально-экономические условия жизни вновь актуализируют разработку проблемы развития профессиональной ориентации слабослышащих обучающихся в коррекционной школе.
Анализ научной литературы позволил нам сформулировать цель нашего исследования следующим образом: теоретически обосновать и разработать программу профессиональной ориентации учащихся с нарушениями слуха.
Объект исследования: профессиональная ориентация учащихся с нарушениями слуха.
Предмет исследования: процесс профориентации учащихся с нарушениями слуха.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие профориентационной работы.
2. Изучить психолого-педагогические условия профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ.
3. Определить особенности профориентационной работы с обучающихся с нарушениями слуха.
4. Выполнить диагностику обучающихся с нарушениями слуха на констатирующем этапе.
5. Проанализировать возможности профессионального образования обучающихся с нарушением слуха.
6. Разработать и реализовать программу профориентации для обучающихся с нарушением слуха и определить ее результаты.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме; эксперимент, опрос, количественный и качественный анализ данных.
Глава 1. Система профориентационной работы в общем образовании
1.1. Понятие профориентационной работы
Выбор профессии – очень сложная проблема. Количество профессий в наши дни измеряется пятизначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным исследований, выпускники могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий, поэтому выбор профессии часто носит стихийный характер.
Рассмотрим какой смысл несет в себе понятие «профориентация», «профориентационная работа», «профессиональное самоопределение», рассмотреть цели и задачи профориентации, основные компоненты профориентационной работы в школе [43].
Само слово «профориентация» происходит от латинского professio – род занятий и французского слова orientation – установка.
Разные авторы дают разное толкование этого термина. Так, в педагогическом словаре, «профориентация» понимается как «система подготовки молодых людей, к осознанному выбору будущей профессии, которая будет соответствовать личным потребностям человека, а так же запросам рынка труда».
А. Д. Сазанов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профориентацию как – «деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии».
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [27].
Профориентационная работа – это специально организованная деятельность, основным направлением которой является психолого-педагогическая поддержка учащихся, на этапе их профессионального выбора.
Существует две формы профориентационной работы:
Профориентационная работа на узкой базе – в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности.
Профориентационная работа на широкой базе – ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор в мире профессий.
Выделяют несколько целей профориентационной работы:
1. Оказание помощи и поддержки учащимся при выборе направления дальнейшего обучения в высшем образовательном учреждении и сферы будущей профессиональной деятельности.
2. Формирование у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в рамках свободы выбора направления деятельности в соответствии с индивидуальными способностями, возможностями и с учетом требований трудового рынка.
Также определяются задачи профориентационной работы:
1. Получение достоверных данных о предпочтениях, задатках, интересах и возможностях учащихся для распределения их по направлениям обучения
2. Предоставление «банка профессий», профессий, которые востребованы на рынке труда
3. Ознакомление с образовательными учреждениями, которые готовят специалистов востребованных в современном мире, а также с профилями их подготовки
4. Ознакомление с правилами выбора будущей профессии
5. Разработка мотивационной системы для будущего профессионального самоопределения.
Система профориентационной работы включает в себя такое понятие как «профессиональное самоопределение», так как именно с этого начинается выбор будущей профессии и овладение ею.
Профессиональное самоопределение – понимается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека, от появления профессиональных намерений до окончания трудовой деятельности [32, с. 9].
Разные авторы выделяют подходы к пониманию профессионального самоопределения.
Так С. Г. Прыгин понимает под профессиональным самоопределением осознание человеком себя как участника определенной профессиональной группы.
В.А.Алексеев акцентирует внимание в профессиональном самоопределении на самопознании и самооценке профессиональных качеств и отношений к ним.
Л.А. Головей трактует это понятие, как осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение каждого человека начинается уже в детстве, с помощью игр. Ребенок примеряет на себя роль представителя той или иной профессии, и проигрывает связанное с ней поведение. Если наблюдать за ходом такой игры, можно заметить, что дети в них легко замещают настоящие атрибуты профессиональной деятельности на символические [17].
Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда непосредственно принимается решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
М.С. Пряжников выделил основные задачи профессионального самоопределения [44]:
1. Сформировать готовность к самоопределению
2. Помощь в выборе будущей профессии
Стоит обратить внимание на аспекты системы профориентационной работы с учащимися.
Система профориентационной работы с учащимися – это деятельность, направленная на улучшение процесса самоопределения учащихся в интересах личности и общества.
Эта деятельность осуществляется при помощи:
государственных и общественных организаций.
образовательного учреждения.
семьи.
В профориентационной работе выделяют следующие аспекты [50]:
1. Экономический аспект
Этот аспект направлен на изучение структуры трудовых ресурсов на рынке труда, условий, повышающих его производительность, ущерба производству в связи с низкой заинтересованностью, отсутствия мотивации и мотивационной системы, профессиональной непригодности работников.
2. Социальный аспект
Этот аспект направлен на выявление мнения общества, о популярных, привлекательных и престижных профессиях среди молодежи и представителей других возрастных категорий, удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой по выбранной профессии, и профессией в целом.
3. Психологический аспект
Этот аспект направлен на изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление свойств личности важных для той или иной профессии.
4. Медико-физиологический аспект
Этот аспект направлен на определение тех психологических и физиологических особенностей, которые при соответствии позволят человеку выполнять ту или иную профессиональную деятельность.
5. Педагогический аспект
Этот аспект подразумевает под собой поиск решения задач в области воспитания.
Профориентационная работа, как целенаправленная деятельность основывается на принципах:
Сознательности.
Соответствия.
Активности.
Развития.
Принцип сознательности несет в себе идею удовлетворить потребности личности в трудовой деятельности, а также принести существенную пользу обществу при осуществлении профессиональной деятельности.
Принцип соответствия подразумевает гармонию между личными мотивами при выборе профессии и востребованности профессии на уровне общества. Дисбаланс потребностей личности и общества грозит нарушением в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности заключается в том, что личность сама должна проявлять инициативу в поиске будущей профессии. Самостоятельный поиск востребованных профессий, принятие во внимание профессионального опыта старшего окружения, саморазвитие по направлению предполагаемой профессии, например изучение литературы. Все это является составляющими активности личности.
Принцип развития подразумевает выбор такой профессии, которая в перспективе повлечет за собой карьерный рост, повышение материальной составляющей человека, а так же позволит удовлетворять культурные потребности личности [44, с. 67].
В профориентационной работе выделяют основные направления:
Профессиональное просвещение
Профессиональная информация.
Профессиональная пропаганда.
Профессиональное просвещение – это организованный процесс формирования у человека определенных достоверных знаний о мире профессий и о выборе профессионального пути.
Это – информирование о существующих профессиях, специальностях, о требованиях, которым должен соответствовать работник, о наиболее и наименее востребованных профессиях, о редких профессиях, о путях и условиях профессиональной подготовки.
Профессиональное просвещение влияет на формирование профессиональной мотивации, интересов и сознательного отношения к выбору будущей профессии в целом.
Различают два уровня информированности о профессиях: макро – и микро информированность.
К макроуровню относятся информация общего характера, не связанная с реальной жизненной ситуацией, ко второму – конкретизированные знания.
Таким образом, можно сделать вывод, что это направление означает усвоение учащимся обширного спектра информации и знаний. Эти знания могут дать старшее поколение, родители или педагоги, также можно почерпнуть информацию в различных СМИ и непосредственно свой личный жизненный опыт.
Целенаправленно можно обратиться к специалисту, профконсультанту, главной задачей которого является не просто информирование, но и создание мотивационной системы к саморазвитию в этой области. Важным является помощь в исключении противоречий в имеющейся информации, а также ее структурирование [12].
Профессиональная пропаганда. Под профессиональной программой понимается деятельность образовательного учреждения, предприятия, а также средств массовой информации направленная на формирование общественного мнения о необходимости осваивать различные профессии, а также об актуальности профориентационной помощи [17].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Алексанян О.В. Психофизиологические особенности детей, депривированных по слуху / О.В. Алексанян, В.В. Ендолов, Г.В. Карпачева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. – 2010. – № 2. – С. 77–82.
2. Андреева Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева. – М. : Академия, 2015. – 576 с.
3. Афонькина Ю.А. Становление профессиональной направленности в развитии человека : монограф. / Ю.А. Афонькина ; М-во образования Рос. Федерации. Мурман. гос. пед. ин-т. – Мурманск : Мурман. гос. пед. ин-т, 2011. – 180 с.
4. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания / Л.С. Бахмутова,. – М. : Юрайт, 2017. – 274 с.
5. Белов В.Г. Профессиональное самоопределение / В.Г. Белов // Психология здоровья (школьный возраст). – СПб. : СПбГУ, 2018. – С. 238–281.
6. Беляева О.Л. Современная сурдопедагогика: из прошлого в настоящее [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - Изд. 2-е, испр. и доп. изд. - Красноярск: Красноярский гос. педагогический ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. - 229 с.
7. Богданова Т.Г. Соотношение вербальных и невербальных компонентов интеллекта у детей с нарушением слуха / Т.Г. Богданова // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. – 2018. – № 2.– С. 169–179.
8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология / Т.Г. Богданова. – М. : Академия, 2012. – 224 с.
9. Боголюбов Л.Н. Учителю обществознания о государственном стандарте обществоведческого образования / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова // Обществознание в школе. – 2010. – № 2. – С. 2–10.
10. Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи / М.Р. Богомильский, О.С. Орлова. – М. : Авторская академия : Товарищество научных изданий КМК, 2018. – 399 с.
11. Боскис Р.М. Психология глухих детей / Р.М. Боскис, В.А. Влодавец, Г.Л. Выгодская. – 2-е изд., стер. – М. : Советский спорт, 2016. – 425 с.
12. Вовненко К.Б., Отдельнова Н.С. Особенности работы тьютора-сурдопереводчика в системе среднего профессионального образования. Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов. Ялта, РИО ГПА, 2017, Вып.56 (8). С 41-48.
13. Вяземский Е.Е. Обществознание, правовое и гражданское образование в современной школе. Проблемы повышения квалификации работников образования / Е.Е. Вяземский // Основы государства и права. – 2018. – № 6. – С. 37–41.
14. Гозова А.П. Обучение и воспитание глухих учащихся в процессе профессиональной подготовки / А.П. Гозова. – СПб.. : Питер, 2009. – 54 с.
15. Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. - М., 1979.
16. Грабенко Т.М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников : диагностика и коррекция / Т.М. Грабенко, И.А. Михаленкова. – СПб. : Речь, 2018. – 256 с.
17. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. СПб.: Питер, 2005
18. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения : опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2014. – 288 с.
19. Деражне Ю.Л. Профессиональная карьера, путь к успеху / Ю.Л. Деражне. – М. : Эгвес, 2018. – 368 с.
20. Донцов Д.А. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека / Д.А. Донцов, М.В. Донцова // Школьные технологии. – 2011. – № 6. – С. 163–171.
21. Драгунова Т. В. Психические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1973. С. 98-141.
22. Драгунова Т.В. Подростковый возраст // Возрастная и педагогическая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1973. С. 23-36
23. Ершова Е. Работа с детьми с нарушениями слуха / Е. Ершова // Здоровье детей : метод. журн. для учителей. – 2016. – № 4. – С. 50–53.
24. Заболтина В.В. Изучение нравственного развития дошкольников с нарушениями слуха / В.В. Заболтина // Дефектология : научно-методический журнал.. – 2018. – № 3. – С. 48–54.
25. Засенько В.Б. Подготовка глухих учащихся к самостоятельной трудовой деяельности / В.Б. Засенько. – Киев, 2006, с.157-159
26. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. Учебное пособие для студентов педвузов. М., «Просвещение», 1988
27. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., Академический Проект; Фонд «Мир», 2005
28. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. – 3-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2009. – 240 с.
29. Интеграция общего и профессионального образования как условие эффективного формирования профессиональных компетенций у молодых людей с инвалидностью. // Вовненко К. Б., Кремнева С.Н., Поташова И. И. Сопачева Т. А./ Среднее профессиональное образование, №2, 2016. С.36-42.
30. Карташов ВФ. Начала анализа с профессиональной направленностью / В.Ф. Карташов; Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Челябинский институт путей сообщения – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет путей сообщения», Факультет высшего образования. – Екатеринбург : УрГУПС, 2016. – 142 с.
31. Кибакин С.В. Нормативно-правовые, организационные и дидактические основы управления процессом профессионального самоопределения старшеклассников на муниципальном уровне / С.В. Кибакин // Право и образование. – 2010. – № 6. –С. 83–93.
32. Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
33. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. – М. : Академия, 2014. – 301 с.
34. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984
35. Кулигина Т.Ю. Развитие эмоционально-оценочной лексики глухих детей младшего школьного возраста во внеурочное время: автореф. дис. канд. пед. наук наук: 13.00.03. - М., 2018. - 21 с
36. Матвеев В.Ф. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. Трудовое обучение: Сборник 2. – 5-11 кл. – Москва, 2004.
37. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных школах» / [Т. И. Бонкало и др.]; под. ред. и сост. Т. И. Бонкало. – М.: РГСУ, 2015
38. Михеева О.Л., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – Москва, 2000.
39. Никитина М.М., Пенин Г.Н. Трудовое обучение и профессиональная подготовка школьников с нарушением слуха: Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, 1992.
40. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 2 / под ред. проф.Е.Г. Речицкой. — М.: ВЛАДОС, 2013. – 389 с.
41. Пенин Г. Н. Теория и практика политехнического образования неслышащих: история и современность: учебное пособие / Г.Н. Пенин. – СПб.: Российский государственный педагогический университет, 2000.– 94 с.
42. Пикалова Г.М. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно полезной деятельности как фактор формирования личности : автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1979.
43. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного с самоопределения / Н. С. Пряжников. – М.: МОДЭК, 2003. – 400 с.
44. Пряжников Н.С. Теория и практика профориентационного самоопределения, М.: МГППИ,1999
45. Психолого-педагогические условия эффективного формирования профессиональных компетенций лиц с инвалидностью. Живая психология, 2(2), 2015, 187–196. doi: 10.18334/lp.2.2.2189. Вовненко К.Б., Козьяков, Р.В., Кремнева, С.Н., Поташова, И.И., Сопачева, Т.А.
46. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков: учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – Москва, Генезис, 2000 – 128с.
47. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / [Т.Г. Богданова, Н.А. Степанова, К.Б. Вовненко, Т.М. Попова]; под ред. Т.Г. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с.
48. Сурдопедагогика / [И.Г. Багрова и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004, с.636-637.
49. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Е.Г. Речицкой – Москва: Владос, 2004.
50. Тельтевская Н.В., Малинина А.Г., Содержание и методы профориентации школьников. Методическое пособие. Саратов.2006
51. Швец Е. А. Методологические подходы к профориентационной работе в инклюзивной модели профессионального образования и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoeprostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/professionalnoeobrazovanie-lits-s-ovz/metodologicheskie-podkhody-k-proforientatsionnojrabote-v-inklyuzivnoj-modeli-professionalnogo-obra.html
52. Шматко Н.Д. Инновационные формы воспитания и обучения детей с нарушенным слухом / Н.Д. Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития : метод. и практ. журн. – 2009. – № 6. – С. 16–25.
53. Янн П.А. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука / П.А. Янн ; пер. с нем. Л.Н. Родченко, Н.М. Назаровой ; науч. ред. Н.М. Назарова. – М. : Академия, 2013. – 248 с.