Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью. Ритм современной жизни общества напрямую зависит от таких составляющих как урбанизация, глобализация и виртуализация. Расширение границ, рост городов, стремление государств к упрощению въезда на территорию иностранным гражданам способствуют динамичному развитию туризма. Детский туризм не стал исключением, являясь на сегодняшний день одним из самых массовых видов туризма.
В современных образовательных учреждениях до сих пор существует традиция организации экскурсионно-познавательной деятельности обучающихся, которая включает посещение наиболее значимых культурно-исторических объектов в различных городах нашей страны. Посещая экскурсионную программу, многие группы сталкиваются с проблемой невнимательности детей и отсутствием у них интереса к программе, в результате преподавателям приходится искать альтернативу либо отказываться от экскурсионных поездок. Данный аспект в первую очередь связан с тем, что в отличие от других видов туризма, детский туризм определяется не целями поездки, а целевой аудиторией, особенностью которой является неспособность к длительной концентрации внимания на одном и том же предмете, в связи с этим, при разработке детских экскурсионных программ, желательно включение в экскурсионную программу элементов анимации, которая будет способствовать эффективному восприятию и поглощению информации, а также получению новых знаний в процессе экскурсии.
Таким образом, разработка детских программ обслуживания с элементами анимации на сегодняшний день приобретают особую актуальность.
Объектом исследования в работе выступают детские программы обслуживания г. Великий Новгород.
Предметом исследования являются условия развития детских программ обслуживания с элементами анимации в г. Великий Новгород.
Цель работы: разработать детскую программу обслуживания с элементами анимации для ООО «Деметра» г. Великий Новгород.
Задачи работы:
1. Изучить теоретические аспекты разработки детских программ обслуживания с элементами анимации.
2. Рассмотреть понятие и сущность детского программного туризма.
3. Исследовать технологию разработки детских программ обслуживания с элементами анимации.
4. Проанализировать возможности г. Великий Новгород для разработки детских программ обслуживания с элементами анимации.
5. Разработать детскую программу обслуживания с элементами анимации на примере турпродукта для ООО «Деметра» г. Великий Новгород.
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды ученых в области организации туристской деятельности, работы, посвященные изучению детского туризма и экскурсионной деятельности. Проблемам организации туристской деятельности и управлению посвящены работы: И. Ополченова, Н. Моисеевой, А. Дуровича, М. Дмитриева. Весомый вклад в изучение детского туризма внесли Н.М. Зоричева, В.П. Голованов, М.А. Морозов.
Информационной базой исследования послужили официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, инструктивные и методические материалы Правительства РФ, научные публикации по исследуемой тематике.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ДЕТСКИХ ПРОГРАММ ОБСЛУЖИВАНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ АНИМАЦИИ
1.1. Понятие и сущность детского программного туризма
В настоящее время детский туризм является наиболее перспективным видом туризма и является наиболее устойчивым сектором рынка туристских услуг.
Согласно ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в РФ» от 24.11.1996 г. (с изменениями от 02.03. 2016) под детским туризмом подразумевается туризм организованной группы, членами которой являются несовершеннолетние туристы, сопровождаемые руководителем, который несет обязанности их законного представителя.
В свою очередь, Е.А. Маслакова в определении детского туризма добавляет цели путешествия и подчеркивает возраст туристов. По мнению автора, детский туризм – это вид туризма, потребителями услуг которого выступают дети от 7 до 14 лет, путешествующие с экскурсионно-познавательными целями, с целью оздоровления и отдыха, образования в сопровождении руководителя туристской группы.
Следует отметить, что данное определение, также, как и определение, прописанное в законе, не обозначает сроков пребывания группы на маршруте, что является существенным отличием простой экскурсии от экскурсионного тура. В связи с этим, необходимо добавить информацию о ночлеге и охарактеризовать детский туризм как временные выезды организованных групп во главе с сопровождающим за пределы места проживания или страны, подразумевающий хотя бы одну ночевку с целью отдыха, оздоровления, образования и др., иными словами рассмотреть комплексный подход к подготовке обслуживания детей на маршруте, который будет учитывать их цели и интересы путешествия.
В основе каждого детского тура лежит определенная тематика, также туры отличаются по способу передвижения, по сложности, по возрастному критерию. Тематика путешествия может иметь как отдельную направленность (этнографическую, спортивную, познавательную, историческую), так и несколько направленностей одновременно. Комбинированные маршруты, сочетающие в себе несколько тематик в настоящее время наиболее привлекательны с точки зрения разностороннего развития личности ребенка.
Рассмотрим классификацию детского программного туризма на рисунке 1.
Согласно рисунку, детский программный туризм классифицируется по целям путешествия на:
1. Познавательный (туры экскурсионной, исторической, этнографической, географической и другой направленности).
2. Спортивный (походы, которые делятся на категорийные (определенный уровень сложности) и некатегорийные (не требующие специального уровня подготовки).
3. Рекреационный (основная цель тура – отдых).
4. Оздоровительный (основная цель – оздоровление).
По продолжительности детский программный туризм подразделяется на: продолжительный (многодневный тур); непродолжительный (одно двухдневный маршрут).
По способу организации детский программный туризм бывает плановым и самодеятельным. Следует отметить, что самодеятельный туризм включает в себя все активные виды путешествий и, как правило, организуется педагогом или родителями. При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку. Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек.
Согласно рисунку, детский программный туризм классифицируется по целям путешествия на:
1. Познавательный (туры экскурсионной, исторической, этнографической, географической и другой направленности).
2. Спортивный (походы, которые делятся на категорийные (определенный уровень сложности) и некатегорийные (не требующие специального уровня подготовки).
3. Рекреационный (основная цель тура – отдых).
4. Оздоровительный (основная цель – оздоровление).
По продолжительности детский программный туризм подразделяется на: продолжительный (многодневный тур); непродолжительный (одно двухдневный маршрут).
По способу организации детский программный туризм бывает плановым и самодеятельным. Следует отметить, что самодеятельный туризм включает в себя все активные виды путешествий и, как правило, организуется педагогом или родителями. При организации самодеятельных походов со школьниками существуют нормативы, ограничивающие возраст участников и их подготовку. Например, к тренировочным выездам допускаются дети от 7 лет с предоставлением одного руководителя на 6 школьников, в походы 1-ой категории сложности допускаются учащиеся от 12 лет, 2-ой категории - от 14 лет, руководитель сопровождает 12-15 детей. В походы 3-ей категории сложности идут школьники от 15 лет в сопровождении одного руководителя на 8-12 человек.
Следует подчеркнуть, что помимо основных критериев, используемых для основной классификации детского программного туризма, имеется еще фактор сезонности, согласно которому существует сезонный каникулярный период (захватывает период школьных каникул) и межсезонный. Все данные виды детского туризма могут существовать как отдельно друг от друга, так и встречаться в комбинации.
Основной целью создания детского турпродукта, как и обычного турпродукта, рассчитанного на взрослую аудиторию, является удовлетворение желаний потребителя.
На сегодняшний день, в нашей стране активно стремятся развивать детский туризм не только коммерческие структуры, но и государственные учреждения. Органы управления образованием и комитеты по физической культуре и спорту активно продвигают и развивают детско-юношеский туризм. Образовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии) включают в процесс образования экскурсионные выезды для школьников, основной целью которых выступает укрепление знаний по определенным предметам. Среди общественных организаций, развивающих детский туризм, можно также выделить специализированные общественные организации (туристские клубы) и многопрофильные объединения (военно-патриотические, скаутские организации и т.д., а также различные Союзы молодежи).
Таким образом, детский туризм выступает в качестве одного из быстроразвивающихся и привлекательных видов туризма, характеризующийся положительной динамикой. Детские туры в основе которых лежит познавательная деятельность и экскурсионная программа в большинстве случаев активно используются в учебно-воспитательном и образовательном процессах. Экскурсия выступает в качестве одной из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по школьным дисциплинам. Однако при проведении экскурсии и формировании детских туров в общем, необходимо учитывать не только возрастные, но и психологические особенности учащихся.
Рассмотрим основные психологические особенности школьников различных возрастных категорий. К младшим школьникам относятся дети в возрасте от 6 до 10 лет, для которых учеба на данном жизненном этапе является ведущей деятельностью. Именно учебный процесс предопределяет важные изменения, которые происходят в психике ребенка в данный временной промежуток. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, которые характеризуют особо значимые достижения в развитии младших школьников и выступают в качестве фундамента, обеспечивающего развитие на последующем возрастном этапе.
В учебе, как правило, младшие школьники покладисты, для них характерно стремление и беспрекословное подчинение авторитету. Дети прилежно выполняют требования учителя, не вступают в споры, доверчивы, стараются копировать преподавателя в интонации, действиях и поступках. Для ребенка данного возраста характерна направленность на внешний мир. Учебная деятельность в этот возрастной период становится основной деятельностью, которая стимулирует развитие таких психических процессов как ощущение и восприятие. Младшие школьники в отличие от детей старшего школьного возраста отличаются слабостью произвольного внимания. Поэтому особенно важно учитывать, что держать внимание под контролем на начальном этапе обучения возможно только посредством волевого регулирования. Следует отметить, что игровая деятельность с появлением учебной не исчезает из жизни ребенка и по - прежнему является способом развлечения.
Таким образом, можно прийти к заключению, что психологические особенности детей младшего школьного возраста заключаются в становлении и проявлении психологических новообразований, включающих осознанность всех психических процессов, а также их произвольность и опосредованность, которая связана с усвоением ребенком научных знаний, осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. В этот возрастной период интенсивно формируются практически все интеллектуальные, социальные и нравственные качества.
Создавая турпродукт, ориентированный на данный возрастной сегмент, необходимо учитывать вышеперечисленные возрастные особенности. При разработке экскурсий, включенных в состав тура, важно иметь ввиду, что у младших школьников не сформировано представление о временном пространстве, настоящее время и сиюминутные впечатления для них наиболее интересны и значимы, мир эмоций выходит на первый план. Таким образом, чтобы экскурсия вызывала интерес и была продуктивной необходимо создавать ситуации, которые способствуют личным переживаниям, например, большой популярностью пользуются экскурсии в основе которых лежит анимационная деятельность.
Еще одной характерной особенностью детей данного возраста, на которую также необходимо обращать внимание – это неспособность долго концентрировать внимание на одном и том же предмете, в связи с этим, при разработке экскурсий, включенных в состав тура, желательно по максимуму разнообразить зрительный ряд. Выбор экспонатов согласно принципу контраста позволит не только поддерживать эмоциональную реакцию, но и будет способствовать пробуждению неожиданных ассоциаций.
К старшим школьникам относятся дети в возрасте от 15 до 17 лет. Особенности развития познавательной сферы и личности старших школьников в отличие от младшеклассников, отражаются в активности мышления, логическом упорядочивании и систематизации. В связи с этим, для данной возрастной группы характерно не усвоение отдельных фактов и деталей, а понимание сущности производимых действий, иными словами, старшие школьники интересуются исключительно той деятельностью, в которой заключается смысловая нагрузка. Те действия, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для школьника наиболее продуктивными и привлекательными.
Таким образом, для данной возрастной категории школьников, необходимо включать в программу тура такие объекты показа, которые имею непосредственную взаимосвязь с учебной программой и будут являться дополнительным познавательным материалом, содержащим историческую, патриотическую, культурную и литературную тематику.
1.2. Особенности анимационной деятельности в туризме
Анимационная деятельность выступает одной из наиболее важных составляющих турпродукта, при оказании услуг которой турист активно вовлекается в действия, предусмотренные анимационной программой туристского комплекса, отеля, теплохода, ресторана и т.д.
Термин «анимация» происходит от латинского animation (оживлять, воодушевлять, одухотворять), появился в начале ХХ века во Франции в результате введения закона о создании различных ассоциаций и определялся в качестве деятельности, направленной на усиление интереса к культуре и художественному творчеству. Развивающееся искусство стало оказывать непосредственное влияние на формы проведения досуга. На улицах часто встречались артисты-скоморохи, которые своими представлениями развлекали публику. В ресторанах и питейных заведениях стали постепенно ставить различные музыкальные номера и шоу-программы, направленные на развлечение и увеселение населения. Таким образом анимация выступает в качестве своеобразной услуга, направленная на развлечение и повышение качества обслуживания .
В свою очередь, туристская анимация – разновидность туристской деятельности, которая осуществляется на туристском предприятии, составляющая турпродукта, при которой турист вовлекается в развлекательную программу, предоставленную отелем, рестораном, гостиничным комплексом и т.д.
Рисунок 2 – Функции анимационной деятельности в туризме
Согласно данным рисунка, функции туристской анимации включают:
1. Психологические функции.
Педагогические функции подразделяются на следующие функции:
– адаптационная функция (основная задача данной функции – обеспечить переход от повседневной обстановки к свободной, досуговой);
– компенсационная функция (позволяет человеку освободиться от физической усталости, поученной в процессе повседневной жизни);
– стабилизирующая функция (способствует созданию атмосферы, где индивид получает положительные эмоции и психологическую разгрузку);
– оздоровительная функция (направлена на восстановление и развитие физического и психического здоровья, ослабленного в повседневной жизни);
2. Педагогические функции.
Подразделяются на:
– образовательную функцию (позволяющую приобрести новые знания в процессе досуга);
– совершенствующуюся функцию (приносящую интеллектуальное и физическое развитие);
– воспитательную функцию (способствующую культурному воспитанию и бережливому отношению к окружающей среде).
3. Рекламные функции.
Включают:
– информационную функцию (позволяет получить новую информацию о стране, регионе, нации, традициях и т.д.);
– экономическую функцию (позволяет повысит интерес к региону у туристов посредством рекламы).
Таким образом, обилие функций туристской анимации обусловило виды туристской анимации, анимационных программ и мероприятий.
Рассмотрим основные виды туристской анимации на рисунке 3.
Согласно рисунку, туристская анимация подразделяется на три основных вида:
1. Анимационные туристские маршруты.
Целевые туристские маршруты в основе которых лежит непрерывная анимационная программа или непрерывный анимационный процесс. Данные маршруты предусматривают такую программу, при которой для получения комплекса анимационной услуги необходимо перемещаться из одной географической точки в другую (например, Испанский праздник «Томатино», США «Праздник холодного чая»);
Согласно рисунку, туристская анимация подразделяется на три основных вида:
1. Анимационные туристские маршруты.
Целевые туристские маршруты в основе которых лежит непрерывная анимационная программа или непрерывный анимационный процесс. Данные маршруты предусматривают такую программу, при которой для получения комплекса анимационной услуги необходимо перемещаться из одной географической точки в другую (например, Испанский праздник «Томатино», США «Праздник холодного чая»);
2. Анимационные услуги в гостиничных предприятиях.
Подразумевают оказание комплекса развлекательных мероприятий, направленных на активное времяпрепровождения туристов в период отдыха с целью восстановления психических и физических сил. К данным программам относятся: активные виды спорта (волейбол, дайвинг, зумба, водное поло), развлекательные шоу-программы, театрализованные представления и т.д.);
3. Анимационные услуги на предприятиях питания.
Включают развлекательные программы для взрослых и детей, например, игра на рояле, дегустация фирменных блюд, приготовление блюда в присутствии гостя, развлекательная детская программа с присутствием мультяшных героев и клоунов и т.д.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что в настоящее время анимационная деятельность является основой досуга населения, тем самым зарождается экономика впечатлений, которая ориентирована непосредственно на ощущения потребителя, на его желания и реакции в организации собственного досуга.
1.3. Технология разработки детских программ обслуживания с элементами анимации
В настоящее время при разработке детских программ обслуживания используются нестандартные формы и элементы экскурсионных программ, которые не предусматривают использование дорогостоящего оборудования и технических средств, а заключаются во внедрении в процесс экскурсии игровые технологии и анимационные элементы.
Использование анимационных мероприятий в проектировании детских программ обслуживания способствуют эффективной передачи и усвоению материала в процессе досуговой деятельности. Основным этапом разработки программы обслуживания является составление плана программы.
Под программой обслуживания подразумевается объединенный общим замыслом и целью план проведения мероприятий, включающий культурно-массовые и экскурсионные элементы.