Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Рассматривая значимость организации педагогических условий, обеспечивающих безопасное и комфортное нахождение детей в ДОО, следует, прежде всего, обратиться к нормативно-правовой базе, регулирующей построение взаимоотношений детей в условиях образовательной организации. Основополагающим документом, определяющим этические и нравственные нормы поведения детей в условиях школы, является ФЗ «Об образовании в РФ»[53]. В п.9 ст. 34 гл. 4 которого определяются требования к соблюдению прав детей, на уважение их достоинства, защиту от любого проявления физического, психического насилия, оскорбления личности, а также от причинения вреда здоровью.
Также следует отметить, что данная норма права закрепляется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) определяющего организацию гуманистического взаимодействия взрослых и детей с учетом уважения личности ребенка, обеспечение воспитания и развития качеств личности на основе толерантности, диалога культур и уважения поликультурного состава российского общества, развитие духовно-нравственных качеств личности, принятие ею моральных норм и нравственных установок [54]. Нормы, определяемые законом в отношении создания педагогических условий с целью соблюдения прав обучающихся, нашли свое отражение и закрепление на методическом уровне в письме Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Следовательно, можно констатировать, что в системе российского образования на законодательном уровне закреплены обязанности образовательного учреждения по созданию условий, снижающих проявление агрессии в системе межличностных отношений уже с периода дошкольного образования.
Дошкольный период является достаточно сложным этапом в жизни ребенка, что связано с активным физическим и психическим развитием. Данный процесс сопровождается началом вхождения ребенка в новый вид познавательной деятельности – учебную. Происходит изменение требований взрослых к ребенку, меняется привычный круг социальных отношений. Дети достаточно часто сталкиваются с повышенными ожиданиями взрослых в отношении соблюдения норм поведения, постоянного внимания к своей персоне и социальной интеграции. Период подготовки к школьному обучению сопровождается повышенной утомляемостью и возбудимостью нервной системы, что зачастую приводит к появлению агрессивного поведения в отношении детей и взрослых со стороны ребенка как способа психологической защиты (Ф. Аллан, Р.А. Баркли, Д.Э. Томас). Значимые показатели агрессивно-деструктивного поведения, демонстрируемого детьми в дошкольной организации, повышают риск серьезных проблем с началом их обучения в школе, их поведенческой адаптацией к новым социальным условиям и построению адекватных взаимоотношений с учителями и сверстниками (М. Вагнер, С.Х. МакКонахи, К.А. Додж).
Дети, которые демонстрируют высокий уровень агрессивно-разрушительного поведения, подвергаются повышенному риску возникновения ряда личных и социальных трудностей и более устойчивых моделей агрессии. Исследования проявления поведенческих характеристик у детей старшего дошкольного возраста показали, что примерно 65% детей, поступающих в начальную школу с повышенным уровнем агрессии, испытывают значительные поведенческие трудности, и связанные с ними проблемы в обучении в школе в последующие два года (A.C. Копового, И.А. Ленденев К.А. Додж, Дж. Н. Хьюз, О. Квок). Кроме того, учащиеся, с высоким уровнем агрессивного поведения в течение первых лет обучения в основной школе, чаще чем другие повторяют результативность обучения, выраженную в оценке начальной школы, требуют создания специальных образовательных условий и демонстрируют серьезные проблемы с поведением в подростковом возрасте. Учитывая эти потенциальные перспективы, важно понимать факторы, связанные с ранним развитием агрессии детей. Насилие и агрессия в дошкольных образовательных организациях становятся все более серьезной проблемой для специалистов здравоохранения, политиков, работников образования и широкой общественности.
Агрессия – это поведение, направленное на причинения вреда живому существу. Поведение, относящиеся к этому определению, включают словесные угрозы или физическое насилие по отношению к другим. Иногда в модель агрессии включены акты разрушения импульсивного характера и самоповреждения. Детская агрессия является умеренно стабильной поведенческой характеристикой, связанной с различными психосоциальными проблемами. Эти проблемы включают в себя дефицит социальных навыков и отказ от общения со сверстниками, а также совершение правонарушений и формы антисоциального поведения. Проблемами изучения агрессивного поведения и причин его проявления были посвящены работы таких зарубежных авторов, как Ф. Аллана, Р.А. Баркли, Л. Бендера, Дж. М. Барта, М.Вагнера, С.Х. МакКонахи, К.А. Доджа, Дж. Н. Хьюза, О. Квока, Д.Э. Томаса, Э Фром и др. Также эта проблема нашла свое отражение в научных работах отечественных ученых: Н.Д. Левитова, Е.И. Бережкова, Е.Л. Голенищева, Л.Э. Зотова, С.Л. Колосова, A.C. Копового, И.А. Ленденева, Е.С. Морозова, Т.В. Слотина, А.И. Фурманов и др.
Коррекция агрессивного поведения является многомерной проблемой с биологическими, психологическими, социальными и экологическими корнями, поэтому развитие способности ребенка следовать правилам обучения, выполнять учебные задания и подавлять агрессию при разрешении конфликтов становится критически важной для коррекции агрессивного и разрушающего поведения и обеспечения успешного обучения в ДОО. В связи с этим отмечается противоречие между социальным заказом общества, связанным с необходимостью снижения агрессивности в поведении дошкольников, и недостаточностью практических разработок в данном направлении.
Цель исследования: разработка форм и методов работы воспитателя, обеспечивающих эффективное преодоление проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс преодоления агрессивного поведения дошкольников.
Предмет исследования: организация педагогических условий, обеспечивающих преодоление агрессивного поведения у дошкольников.
Гипотеза исследования: преодоление проявлений агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации будет более эффективным, если:
1. Педагог проводит диагностику различных аспектов агрессивного поведения и на основе комплекса показателей организует специальную работу.
2. В педагогической работе используются методы и приёмы арт-терапии и игротерапии в целях преодоления агрессивного поведения с учётом возрастных особенностей детей.
Реализация выдвинутой цели и проверка гипотезы исследования предполагают решение следующих задач.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать проблему агрессивного поведения дошкольников.
2. Определить уровень проявления агрессивности в поведении дошкольника посредством проведения диагностических методик.
3. Разработать и внедрить программу, направленную на преодоление агрессивного поведения дошкольников в условиях ДОО.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Решение исследовательских задач обусловило использование комплекса методов исследования: теоретический анализ методологической литературы по проблеме исследования; теоретический анализ и синтез научных концепций; эмпирические методы построения опытно-экспериментальной работы, включающие констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База исследования: детский сад.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный комплекс занятий может быть использован в рамках воспитательно-образовательной работы воспитателями с целью выявления и преодоления агрессивного поведения дошкольников.
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения в дошкольном возрасте
1.1. Понятие агрессивного поведения
В современных условиях развития общества различные социальные проблемы резко обострились. В числе данных проблем рассматривается проблема агрессивного поведения. С точки зрения современной психологии агрессивным поведением является воздействие одного субъекта на другой с целью подрыва его психического или физического состояния. Следует различать понятия «агрессивное поведение», которое является внешне выраженным действием, и понятие «агрессия», которое является более широким в психологическом смысле.
В переводе с латинского слово «агрессия» обозначает «нападение». Данное явление связано с негативными эмоциями, с отрицательными установками и мотивами, разрушительными действиями. Существует множество определений агрессии, которые можно разделить на две основные категории:
1. Агрессия, как модель поведения человека. В данном аспекте понятие «агрессия» прежде всего ассоциируется с негативными эмоциональными проявлениями – ярость, злость, ненависть, и с мотивами – стремление оскорбить, унизить. С.Ю. Чижова определяет агрессию в качестве целенаправленного разрушительного поведения, которое вступает в противоречие с нормами человеческого существования и может нанести как физический ущерб, так и психологический стресс (состояние страха, переживание, угнетенности и т. д.) [55].
2. Агрессия, в основу которой положено целенаправленное действие. В данном аспекте понятие «агрессия» предполагает совершение определённого действия, в результате которого агрессор причиняет намеренный ущерб своему оппоненту [17].
С учётом данных результатов, агрессию следует определить, как целенаправленное коммуникативное действие, которое ориентировано на то, чтобы вызывать негативные эмоционально-психологические состояния у объекта вербального воздействия.
К настоящему времени к определению понятия «агрессии» добавились новые данные из смежных научных областей. Так, в своей работе психолог Э. Фромм использует термин «агрессия» для обозначения поведения, которое связано с самообороной, с реакцией на угрозы. Он рассматривает агрессию как причинение ущерба не только живому существу, но и различным неодушевлённым предметам [21].
Л. Берковиц определяет агрессию как сильную активность, желание самоутвердиться[14].
Э.Уилсон рассматривает агрессию в качестве физического действия или угрозы этого действия со стороны одного индивида, которые уменьшают свободу другого индивида. Похожее определение агрессивному поведению даёт и С.А. Бадмаев: «Агрессия – это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб», а его последователи Л. Хьюсмен и Л. Ирон называют агрессией поведение с целью нанесения морального или физического вреда[12].
И.Д. Муратова понимает феномен агрессии как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [47].
Современная психология обозначает термином «агрессия» доминирующее, настойчивое, атакующее и вредоносное поведение, интегрируя при этом такие разные по форме и сущности акты поведения, как сплетни, жестокие шутки, злые фантазии, многочисленные деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств.
В психологическом словаре термин «агрессия» обозначает индивидуальное или коллективное действие, целью которого является несение психологического или физического ущерба, либо даже уничтожение определённого человека или группы [27].
Таким образом, психология расценивает агрессию как тенденцию, которая проявляется в поведенческих актах, фантазиях, с целью подчинения себе людей. Направленность такого рода универсальна, и данная дефиниция в основном нейтральна. Агрессивность является положительной, если это способность выжить. Агрессия характеризуется направлением, проявлением, выраженностью. Цель агрессии – это причинение страданий. Если агрессию используют как способ достижения целей, то под этим подразумевают инструментальную агрессию. Агрессивность может иметь направленность во вне-это люди, предмет, агрессия может быть направлена на себя (аутоагрессия) [12].
В настоящее время проблема насилия является предметом обсуждения на различных уровнях. С точки зрения обыденных представлений агрессию рассматривают прежде всего в следующих аспектах:
1. Ситуация, при которой отмечено явное (криминальное) насилие. Она представляет собой преступное деяние, которое направлено против личности или группы и имеет целью причинение физического вреда. При этом уделяется внимание ситуации в мире, в государстве, в городе и т.п. В данном аспекте часто сравнивают такие показатели, как уровень и динамика агрессии [19].
Выявление структуры агрессии, мотивов агрессивных деяний, характеристика субъектов, которые совершают данные действия. При этом обсуждаются главным образом условия, при которых осуществлялось формирование личностных характеристик, индивидуальных психологических особенностей[13].
2. Агрессия как допреступная форма поведения, представляющая собой основу для развития субъекта как будущего преступника. С этой позиции речь идёт о проявлениях агрессии в среде лиц, склонных к агрессивным проявлениям [23].
Люди подвержены значительной опасности, если агрессия направлена на них. Согласно определению, Р. Уолтерса и А. Бандуры [52] данная агрессия носит название асоциальной; она связана с социально-деструктивными действиями, так что результатом этого типа агрессии может быть разрушение субъекта, имущества. Не в каждом случае это можно рассматривать как нарушение закона.
Агрессивность проявляется как открыто, так и скрыто [25]. Агрессивность в виде термина обычно употребляют, чтобы обозначить разрушительные намерения, и она маскируется, к примеру, честолюбивыми представлениями. Под такими действиями понимается самоутверждение, и подразумевается, что в их основе лежит побуждение мотивации конкуренции, стремлений к достижению, ироничного отношения к происходящему и высказываний по этому поводу. Однако окружающие эти проявления оценивают, как проявление агрессии против них. Выраженной агрессивностью чаще считается конфликт, злые слова, тип давления, плохая оценка. При скрытой агрессии происходит обрыв общения, саморазрушения, самоубийство. Внутренние репрезентации агрессии выступают как фантазирование, аффективность. К примеру, субъект вынашивает идеи расправы с каким-то человеком, но проявление агрессии происходит только в сфере фантазии, либо при испытании сильного аффекта [36].
Влечения проявляются через аффективность. Агрессивность выступает как борьба за свободу, уход от угрозы и страданий, борьба с препятствиями по пути к достижению потребностей, осознание и снятие внутренних конфликтов, возрастание самооценочного отношения. Здесь агрессивность порциальна, она в полном объёме не представлена.
Однако дефиниции агрессии и агрессивности разные по своему содержанию[3]. Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам. Агрессивность – свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.
Агрессивность может проявляться либо очевидно, либо завуалировано. Она в определённых случаях имеет пассивный характер. Например, супруг на протяжении какого-либо времени игнорирует супругу, которая не проявила к нему тёплых чувств.
Агрессивность может иметь также положительное значение, что связано со способностью субъекта защитить самого себя, своих близкий и людей, находящихся рядом, в способности отстаивать собственные позиции. В этом случае агрессия – это возможность следования принятым ценностям, и это является типичным признаком лидера.
Если данный тип агрессии подавляется, то это приведёт к проявлению пассивного поведения, и человек не будет способен отстаивать свои права. Если контролировать агрессивность, то это будет способствовать его успеху в разнообразных сферах жизни, будет способствовать проявлению жизнестойкости.
Анализ различных теорий и подходов отечественных ученых, с одной стороны, делает достаточно прозрачной взаимосвязь трех форм: агрессия, агрессивность и агрессивное поведение, с другой, стороны, позволяет наметить основные тенденции в определении понятий «агрессия», «агрессивность».
Таким образом, агрессия – это поступок, а под агрессивностью понимаются личностные черты, которые определяют склонность реагирования на окружающее преимущественно враждебно. Формирование агрессивности происходит при развитии сознания у детей, а проявляется рано – ещё в возрасте дошкольника. Это важный момент, так как её закрепление определяет дальнейший путь развития личности. Есть много теорий, объясняющих агрессивные паттерны поведения, и они разделяются на 2 главные категории [11]: социологическую и психолого-биологическую.
К психолого-биологическим теориям следует отнести теорию влечений З.Фрейда, антропологическую теорию Ч. Ломброзо, теорию социальных наученийА.Бандуры, теорию инстинкта К.Лоренца, теорию фрустраций Д.Долларда, Д.Роттера, теорию развития Б.Ниссена.
К социологическим теориям относят теорию теорию социализаций Б.Ф.Скиннера, субкультуры С.Ламнека, теорию аномии Э.Дюркгейма, теорию индивидуальностей А.Адлера, теорию деятельностей Р.Доджа, С.Крика, теорию стигматизации Т.Д.Шеффа, ролевую теорию Д.Майерса.
Л. Берковиц [14] подразделяет агрессию на следующие типы:
1.Недеструктивная агрессия. Она рассматривается в виде настойчивых форм невраждебного самозащитного поведения, которое направлено достижения целей. Речь идёт о врождённых механизмах, служащих для адаптаций к среде обитания, для удовлетворений желания, для достижений цели в развитии и познании, и способностей опираться на себя. Этот механизм запускается в момент появления субъекта на свет, он способствует побуждению человека конкурировать во внешнем окружении, защищать свои права. Данная черта характеризуется как напористость.
2. Деструктивную агрессию рассматривают в виде проявления злобы. Данный вид агрессии является разновидностью самозащиты, но может быть и крайне выражен – как причинение окружающим боли, дистресса. В этом же ряду стоят желания по причинить боль окружающим с целью получения удовольствия от этого.
По Кириенко А.А.проявления агрессии можно различать по следующим признакам [32]:
– если в основе лежит направленность, то агрессия будет направлена или вовне, или по направлению к себе (аутоагрессия);
– если в основу положена цель, то различают инструментальный тип агрессии в качестве средства, враждебный тип агрессии в качестве самоцели;
– если принимать за основу форму выраженности, то следует различать прямую агрессию и косвенную агрессию;
– если в основу положено наличие или отсутствие инициативы, то различают инициативную и оборонительную агрессию.
Далее рассмотрим причины проявления агрессии в поведении, а также формы её проявления.
А. Басс и А. Дарки рассматривают несколько форм проявления агрессии:
• физическая агрессия;
• косвенная агрессия;
• склонность к раздражению;
• негативизм;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 2015. 344 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. // Под ред. Н. М. Платоновой. – СПб. :Речь, 2006. 336с.
3. Адлер А. О невротическом характере. СПб.: Университет, 1997. 385 с.
4. Алексеева Л. А. Последствия страха, тревоги и гнева. // Директор школы. 2000. №6. С.72-80
5. Анн Л. Профилактика девиантного поведения. СПб. 2015.378 с.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,2015. 327 с.
7. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М., 2015. С. 124.
8. Артпедагогикаи арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
9. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984. – 104с.
10. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М.: Издательский дом ПЭР СЭ, 2018. – 364 с.
11. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения дошкольников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.
12. Башкайкина, С.В. Изучение негативных реакций и проявление агрессивности младших школьников // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2016. №22. С. 112-116.
13. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль.СПб.: прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
14. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2015. – 497 с.
15. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2015. – 341 с.
16. Булдакова, Н.В. Изучение агрессивности дошкольников // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, молодых педагогов. 2019. С. 112-116.
17. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. СПб. Питер, 1999. – 352 с.
18. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М. 2016. – 340 с.
19. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144с
20. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. – 288с.
21. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. – 416 с.
22. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
23. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Возрастная педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского." М.: Просвещение, 1973. С. 66-97.
24. Демко Е. В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактики и коррекции агрессивности детей 6-7 лет. Автореф. дис. канд. пед. наук. – Армавир, 2005. – 22с.
25. Долгова В.И. Проявление агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. №44. С. 239-243.
26. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. – 310 с.
27. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. М., 2015. – 465 с.
28. Зимина И. С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования//Педагогика, 2003. №3. с. 14-18.
29. Зиновьева Н. О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. М., 2016. – 164 с.
30. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
31. Кагарманова, А. И. Деятельность социального педагога по профилактике агрессивного поведения младшего школьника / А. И. Кагарманова. – Текст : электронный // Педагогика и современность. – 2015. – № 5. – С. 37-43. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24416104(дата обращения: 07.04.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
32. Коваленко Е. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивности младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. №18. С. 101-105.
33. Колпакова А.Н. Агрессивность в структуре личности дошкольника // Педагогическое образование: история, современность, перспективы. Сборник статей по материалам VIII-ой международной научно-практической конференции. Составитель Е.В. Иванов. 2016. С. 164-168.
34. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. – 217 с.
35. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. – 311 с.
36. Косянчук, Е.И. Причины высокой агрессивности дошкольников // Юный ученый. 2017. №1(10). С. 139-141.
37. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения. М.: Фолиум, 2017
38. Кьеркегор С.И. Понятие девиация. М., 2015. – 143 с.
39. Лоренц К.А. Агрессия, или Так называемое зло. – М.: АСТ, 2019. – 416 с.
40. Магометханова Н.М. Значение воспитательной работы для профилактики агрессивности младших школьников // Научные исследования и образование. 2016. №2(22). С. 120-123.
41. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся. Оренбург. 2015. – 45 с.
42. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников. М., 2015. – 217 с.
43. Менделевич В.Д. Диагностика склонности к зависимому поведению. Казань, 2015. – 345 с.
44. Михалкина С.А. Снижение уровня агрессивности младших школьников в процессе тренинговых занятий // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Ю.В. Варданян. 2018. С. 147-151.
45. Морозов В.А. и др. Социально-психологические приёмы, направленные на понижение агрессивности у дошкольников // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2015 №5(132). С. 56-65.
46. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание «трудного ребёнка» в школе. Архангельск, 2015. – 198 с.
47. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
48. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
49. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2015. – 451 с.
50. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
51. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. – 511 c.
52. Теселкина Е.Н. Профилактика агрессивности дошкольников // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 145-146.
53.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования/Министерство образования и науки Российской Федерации. –М.: Просвещение,2010. – 24 с.
54. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в последней редакции)
55.Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. – Ярославль:
Академия развития, 2016. – 146 c.Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. 2015. № 5. – C.23-25
56. Шишкина, К. И. профилактика агрессивного поведения младших школьников средствами сказкотерапии во внеурочной деятельности / К. И. Шишкина, М. В. Смолин. – Текст : электронный // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 22. – С. 20-24. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29202844(дата обращения: 07.04.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.