Фрагмент для ознакомления
2
2) товар не соответствует обязательным требованиям стандартов, технических регламентов;
3) товары являются непригодными для задач, для которых они обычно применяются, в случае если продавец в момент заключения договора был поставлен в известность о требуемых целях приобретения указанных товаров;
4) товары не соответствуют согласованным сторонами договора специальным требованиям к качеству по сравнению с общими требованиями.
По причинам возникновения недостатков:
1) недостаток, за который отвечает продавец:
а) товары имеют производственные дефекты;
б) товары с конструкторскими недостатками;
2) недостатки товара, возникшие в отсутствие вины покупателя (пользователя).
Если для какого-либо вида товаров нормой права предусмотрено соответствие определенным качественным показателям, стороны не вправе указывать в договоре более мягкие условия. В противном случае их соглашение не будет иметь юридической силы. Например, нельзя продавать потребителям товары с истекшим сроком годности, даже если потребители согласны такие товары приобрести.
Очень важным моментом является то, что недостатком признаются и несоответствия товара положениям сделки. При этом сам товар может быть исправным и если не привязываться к договору может быть признан товаром должного качества. Из этого следует, что нормой права предопределяется ряд альтернативных характеристик недостатков товаров, и при этом обозначение указанных признаков идет по снижению степени их значимости. Таким образом, к существенным недостаткам могут быть отнесены те, которые делают невозможным либо недопустимым использование товаров в соответствии с их целевым назначением. Одним из вариантов обозначенных факторов могут быть такие недостатки, которые делают их использование по назначению опасным для жизни, здоровья либо имущества субъектов потребления.
7. Безопасность товаров (работ, услуг) - безопасность товаров (работ, услуг) для жизни, здоровья, имущества потребителей и непосредственно окружающей среды при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процессов выполнения работ (оказания услуг).
Понятие безопасности товаров, работ и услуг, исследователь М.Ю. Челышев определяет как соответствующее состояние товаров, результатов работ, при котором жизни, здоровью и имуществу потребителей, непосредственно окружающей его природной среде не угрожает какая-либо опасность, а также существует защита от опасности (к примеру, в виде установления руководящих правил использования товара и др.) .
В свою очередь исследователь Т.Л. Левшина раскрывает понятие безопасности как отсутствие необоснованного риска, который может быть связан с вероятностью причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей, окружающей их среде при обычных условиях использования, хранения, транспортировки, утилизации товаров (результатов работ) или в процессе работы (оказания услуг)
Следует согласиться с мнением Р.Г. Гафаровой, что особая важность указанных прав для законодателя выражается в том, что успешная их реализация касается не исключительно интересов потребителя, но в первую очередь его жизни, здоровья, имущества, а также окружающей среды, которая имеет значение не только непосредственно для самого потребителя .
Требования, которыми должны обеспечиваться безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей их среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и закреплены нормой .
8. Уполномоченные изготовителями (продавцами) организации или уполномоченные изготовителями (продавцом) индивидуальные предприниматели - организации, осуществляющие определенную деятельность, или организации, созданные на территории РФ изготовителями (продавцами), в том числе иностранными изготовителями (иностранными продавцами), выполняющие определенные функции на основании соглашений с изготовителями (продавцами) и уполномоченные ими на принятие и удовлетворение требований потребителя по отношению к товарам ненадлежащего качества, либо индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории РФ, выполняющие определенные функции на основании соглашения с изготовителями (продавцами), в том числе с иностранными изготовителями (иностранными продавцами), и уполномоченные ими на принятие и удовлетворение требований потребителя в отношении товаров ненадлежащего качества.
9. Импортеры - организации независимо от их организационно-правовой формы или индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров для его последующей реализации на территории Российской Федерации . Импортер это российское либо иностранное юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель, ввиду того, что импорт является неотъемлемой составной частью внешнеторговой деятельности и определяется как ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отсутствие обязательств об обратном вывозе.
1.3 Виды административно- правовых средств защиты прав потребителей
Административный порядок защиты прав потребителей в Российской Федерации нормативно существует уже более ста лет. При этом серьезная исследовательская база под обозначенную нормативную основу до настоящего времени не подведена. Исследования в этом вопросе являются настолько фрагментарными и противоречивыми, что являются абсолютно непонятными по своей природе и назначению, условии и сферах использования, эффективного и перспективного дальнейшего применения.
В отличие от административно-правовых способов защиты прав потребителей, носящих карательный характер с применением штрафных санкций, применение административного порядка гражданской правовой охраны прав может привести к действительному восстановлению нарушенного права посредством применения способа защиты, не являющегося мерой административного или другого публичного наказания. Объектами применяемой в административном порядке гражданско-правовых способов защиты, подпадающим под положения пункта 2 статьи 11 ГК РФ, могут быть исключительно нарушенные субъективные гражданские права. Субъектом, реализующим административные полномочия по защите гражданского права, должен быть только тот субъект, который наделен властными публичными полномочиями. Механизмы реализации административных порядков защиты прав потребителей будут отличаться в зависимости от того, в каких правоотношениях - координации либо субординации - находятся нарушители права с потерпевшими. В первом случае уполномоченное лицо может обратиться с заявлением к субъекту, который осуществляет защиту, как к квазисудебным органам, а в другом - с заявлением непосредственно в вышестоящие органы или к вышестоящим лицам на решение нижестоящих. Учитывая имеющиеся преимущества административных порядков защиты прав потребителей над судебными, сферы его применения должны быть расширены.
В ряде научных исследователей административные порядки защиты прав потребителей ограничиваются исключительно правом обжалования решения вышестоящим лицам или органам. Так, к примеру, излагается мысль, что при применении административных порядков требуется, чтобы инстанции, в которые обращаются за защитой, были вышестоящими .
В этом случае не является важным, что субъективное гражданское право может быть нарушено лицами, которые находятся с потерпевшими во взаимоотношениях координации либо субординации. К примеру, во взаимоотношениях покупатель-потребитель и продавец стороны находятся в отношениях равенства, координации. Допустимой является защита прав потребителей административным путем, однако механизмы таковой будут различными. Потерпевшие могут обратиться к уполномоченному органу или лицу с требованием применения определенного способа защиты, закрепленного в ст. 12 ГК РФ или иных нормативно-правовых актах. Потребители за защитой нарушенных продавцом прав, могут прийти в Роспотребнадзор, однако он непосредственно с продавцами и не может соотноситься как вышестоящий и нижестоящий орган.
Сам порядок административной защиты прав потребителей определяется положениями административного права . Вместе с тем, способы административно-правовой защиты не приводят к реальному восстановлению прав, но только к публично-правовым наказаниям правонарушителей.
Можно предположить неверным в смысле положений статьи 11 ГК РФ противоборство гражданско-правовых и административно-правовых порядков защиты прав потребителей.
В данном случае подлежит реализации не гражданско-правовой, а административно-правовой способ защиты прав потребителей . Вместе с тем подобные способы защиты являются предметом исследования и регулируются исключительно административным правом, несмотря на нарушение субъективных гражданских прав.
Субъектами, которые реализуют административные порядки защиты нарушенных прав, являются только те, которые наделены публичными полномочиями. В научных исследованиях предлагаются, как нам кажется, ошибочные расширительные толкования положений пункта 2 статьи 11 п. 2, в частности указывается, что в суд может быть обжаловано не только решение, принятое в административном порядке, но и решение юридических лиц, а также органов управления последних . Само собой разумеется, что решения органов управления юридических лиц могут быть оспорены, однако не посредством указанных положений ГК РФ, которые касаются исключительно решений, действий, бездействий субъекта, наделенного публичными полномочиями.
Выделяются две группы субъектов, осуществляющих защиту прав и законных интересов посредством административного порядка по иерархическому подчинению.
Первое, это могут быть органы или должностные лица, наделенные государственными или другими властными полномочиями. В данном случае речь идет о реализующем защиту прав потребителей органе государственной власти и органах местного самоуправления и имеющих полномочия по рассмотрению жалобы должностных лицах, которым подлежит направлению жалоба. Важным является то, что административная жалоба на нарушение гражданского права рассматривается не обязательно в вышестоящем органе - это возможно в том же самом органе, но вышестоящим должностным лицом. Во-вторых, это организации, которые наделяются государственными либо иными властными полномочиями.
Субъектами, защищающими права, нарушенные лицами, состоящими с потерпевшим в отношениях равенства, также могут быть только субъекты, которые наделены властными полномочиями.
Указанный порядок защиты реализуется большим числом органов и должностных лиц.
Субъектом, осуществляющим административную защиту прав потребителей, выступают антимонопольные органы, которые имеют право выдачи правонарушителям предупреждения в письменной форме о недопущении противоправного действия (бездействия), об отмене или изменении актов, которые могут содержать признаки правонарушения в области антимонопольного законодательства, либо об устранении причины и условий, которые способствовали возникновению данного нарушения, и о предпринятии мер по устранению последствий указанных нарушений . Кроме того, в целях защиты нарушенных прав потребителей антимонопольным органом может реализовываться такой способы защиты, как принудительные разделение или выделение хозяйствующих субъектов .
При наличии представления прокурора, обращения органов государственной власти или органов местного самоуправления, заявления физических или юридических лиц антимонопольные органы в административном порядке защищают нарушенные гражданские права в сфере рекламы, дают предписание, содержащее меры, направленные на устранение нарушения, а также об отмене или изменении противоречащих законам Российской Федерации о рекламе актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов федерации или актов органов местного самоуправления .
Важно отличать регулятивную от охранительной части субординационных отношений. Так, физические лица как правило обращаются в компетентный орган не в целях защиты, но в целях реализации гражданских прав. К примеру, граждане могут полагать, что они должны быть включены в реестр граждан, чьи денежные средства привлекались для строительства многоквартирных домов и чье право было нарушено. При наличии регулятивных правоотношений они обращаются к компетентным органам с заявлениями о включении их в соответствующие реестры. Необоснованные отказы этих органов во включении граждан в реестр являются нарушением их прав, но такие нарушения предполагают не административный, а судебный порядок защиты - граждане обращаются в суд с административным исковым заявлением .
В случае с административным порядком защиты прав потребителей используются такие способы, как:
1) отмена вышестоящими органами, организациями или лицами, наделенными властными полномочиями, принятых нижестоящими субъектами решений;
2) исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных актах, имеющих гражданско-правовую значимость;
3) возврат денежных средств, взимание которых не было закреплено нормативно-правовыми актами федерального уровня, нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами муниципальных образований ;
4) признание действия (бездействия) должностных лиц, отказов в совершении действия неправомерными ;
5) отмена или изменение актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов РФ или актов органов местного самоуправления, которые противоречат законодательству РФ.
Необходимо отметить, что в отличие от способов, используемых в суде в целях защиты прав потребителей в порядке гражданского судопроизводства, при административном способе защиты нарушенного права перечень данных способов является открытым по той причине, что защищающие субъекты могут самостоятельно сформулировать меры, которые необходимы для устранения допущенных нарушений либо защищать нарушенное право в иной форме (в значении «другим способом).
Административный порядок защиты гражданского права имеет ряд преимуществ перед судебным. Так, нет особых, формально закрепленных требований к подаваемой жалобе, более гибкие подходы к выбору способов защиты, поскольку заявитель или субъект, осуществляющий защиту, вправе самостоятельно обозначить способы или меру защиты, которые приведут к восстановлению нарушенного права, сама процедура рассмотрения заявления более формальная, нежели при рассмотрении дела в суде, а также всегда присутствует возможность обжаловать решение в судебном порядке.
Вместе с тем, несмотря на то, что в Гражданском Кодексе РФ упоминается возможность использования административного порядка защиты, этот порядок в самом Кодексе оказался не раскрытым . Статья 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации носит наименование судебной защиты гражданских прав, однако определяет не только судебный, но и административный порядки защиты. Принимая во внимание правовую политику, направленную на то, чтобы разгрузить суды и расширить возможности внесудебных способов защиты прав, было бы верным данной статье присвоить другое название или же изменить ее содержание для соответствия ее названию, выделив для административного порядка защиты нарушенного права самостоятельную статью.
В правовой доктрине в методологическом и в межотраслевом плане необходимо строгое разграничение гражданско-правовой и административно-правовой защиты гражданских прав, каждая из которых может быть реализована как в судебном, так и во внесудебном (административном) порядке. Использование административного порядка гражданско-правовой защиты права происходит при помощи таких способов, которые приводят к достижению цели именно гражданско-правовой защиты - реальному восстановлению нарушенного права.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) //СПС «Консультант- Плюс»;
2. Конвенция Организации Объединенных Наций « О договорах международной купли-продажи товаров» (Заключена в г. Вене 11.04.1980) // СПС «Консультант- Плюс»;
3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. от 20.03.2001) // СПС «Консультант - Плюс»- утратил силу;
4. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от24.04.2020) «О защите прав потребителей» // СПС «Консультант- Плюс»
5. Основы Законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от27.12.2019) //СПС «Консультант- Плюс»;
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от16.12.2019) // СПС «Консультант- Плюс»
Федеральный Закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СПС «Консультант- Плюс»;
7. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О международных договорах Российской Федерации» // СПС «Консультант- Плюс»;
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 7.04.2020) // СПС «Консультант- Плюс»;
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.04.2020)//СПС «Консультант- Плюс»;
10. Федеральный Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О техническом регулировании» //СПС «Консультант- Плюс»;
11. Федеральный Закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «О связи» // СПС «Консультант - Плюс»;
12. Федеральный Закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СПС «Консультант- Плюс»;
13. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (ст. 36) // СПС «Консультант- Плюс»
14. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе» (ст. 36) // СПС «Консультант- Плюс»;
15. Федеральный Закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
16. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» // СПС «Консультант- Плюс»;
17. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ст. 11.2) // СПС «Консультант- Плюс»;
18. Постановление Правительства РФ от 21.07.1997 № 918 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам» // СПС «Консультант- Плюс»;
19. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» // СПС «Консультант- Плюс»;
20. Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 № 569 (ред. от04.10.2012) «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами» // СПС «Консультант- Плюс»;
21. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 30.04.2020) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека» // СПС «Консультант- Плюс»;
22. Постановление Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (ред. от 20.12.2014) «Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе» // СПС «Консультант- Плюс»;
23. Приказ МАП РФ от 20.05.1998 № 160 (ред. от 11.03.1999) «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.12.1998 № 1669) //СПС «Консультант- Плюс»;
24. Письмо ФССП России от 03.10.2011 № 12/01-23906-АП «О направлении Методических рекомендаций об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности» // СПС «Консультант- Плюс»;
25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения Законодательства о компенсации морального вреда» // СПС «Консультант- Плюс»;
26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // СПС «Консультант- Плюс»;
27. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.03.2016 по делу № 33а-7478/2016 // СПС «Консультант- Плюс»;
28. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.05.2016 по делу № 33а-15239/2016 СПС «Консультант- Плюс»;
29. Апелляционное определение Московского городского суда от 04.05.2016 по делу № 33а-15227/2016 // СПС «Консультант- Плюс»;
30. Определение Московского городского суда от 18.08.2016 № 4га-7900/2016 // СПС «Консультант- Плюс»;
31. Баринов Н.А. О порядке и способах защиты гражданских прав (становление и тенденции развития) // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 3 (98)// СПС «Консультант- Плюс»;
32. Богданова Е.Е. Административный порядок защиты гражданских прав // СПС «Консультант- Плюс»;
33. Black's Law Dictionary. Abridged Seventh Edition. Bryan A. Gar-ner. Editor in Chief. WEST GROUP. ST. PAUL, MINN., 2000. S. 253;
34. Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2003// СПС «Консультант- Плюс»;
35. Володина О.В. Административно-правовая защита интеллектуальных прав // СПС «Консультант- Плюс»;
36. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителя: Учеб. пособие / Под ред. З.М. Фаткудинова. М.: Юстицинформ, 2008 // СПС «Консультант- Плюс»;
37. Гришаев С.П. Права и Законные интересы потребителя // СПС «Консультант- Плюс»;
38. Еналеева И.Д. Защита прав потребителя: часто задаваемые вопросы, образцы документов. М.: Дашков и К, 2007 // СПС «Консультант- Плюс»;
39. Клейменова М.О. Административно-правовые способы защиты исключительных прав на фирменное наименование // СПС «Консультант- Плюс»;
40. Курбатов А.Я. Защита прав и законных интересов в условиях «модернизации» правовой системы России. М., 2013 // СПС «Консультант - Плюс»;
41. Лазарев Б.М. Государственное управление советской торговлей: М., 1961// СПС «Консультант- Плюс»;
42. Ланина Е.Ю. Административно-правовое регулирование управления в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителя // Административное и муниципальное право. 2009. № 6// СПС «Консультант- Плюс»;
43. Левицкий В.Б. Правовое положение граждан-потребителей по действующему российскому Законодательству (проблемы совершенствования). М., 2001 //СПС «Консультант- Плюс»;
44. Левшина Т.Л. Основы Законодательства О защите прав потребителей: Курс лекций. М.: Юрид. лит., 1994// СПС «Консультант- Плюс»;
45. Райлян А.А. Гражданско-правовая защита прав потребителя: вопросы теории и судебной практики // Арбитражный и гражданский процесс. 2008. № 10 //СПС «Консультант- Плюс»;
46. Резина Н.А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка. Омск, 2003 // СПС «Консультант- Плюс»;
47. Ситдикова Р.И. Административно-правовые способы защиты авторских прав // СПС «Консультант- Плюс»;
48. Скворцова Т.А. Правовое обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для потребителя // Юрист. 2009. № 1;
49. Сметанников А.Е. Определение и виды недостатков товара // СПС «Консультант- Плюс»;
50. Steven H. Gifis. Law Dictionary. Printed in the United States of America. Barron's Educational Series, Inc., 1996. S. 102;
51. Талимончик В.П. Международные сети по защите прав потребителей // СПС «Консультант- Плюс»;
52. Тоффлер Б.Э., Имбер Дж. Словарь маркетинговых терминов. М.: ИНФРА-М, 2000 // СПС «Консультант- Плюс»;
53. Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования // Адвокат. 2005. № 7 // СПС «Консультант- Плюс»;
54. Челышев М.Ю. Закон РФ «О защите прав потребителей»: необходимость совершенствования отдельных положений // СПС «Консультант- Плюс»;
55. Яковлев В.Ф. Гражданское право в системе права / Избранные труды. Т. 2: Гражданское право: История и современность. Кн. 1. М., 2012 // СПС «Консультант- Плюс»;
56. Official Journal. 1998. L. 115. P. 0031- 0034;
57. Пояснительная записка к проекту Федерального Закона «О мерах по противодействию обороту отдельных видов продукции, произведенной с нарушением требований Законодательства Российской Федерации». Внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 04.10.2007 //СПС «Консультант- Плюс»;
58. Ежегодный отчет Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» // http://transparency.оrg.ru (дата обращения: 30.04.2020 г.);
59. Официальный сайт Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека / https://rospotrebnadzor.ru/documents/documents.php?back_url_admin=%2Fbitrix%2Fadmin%2Fiblock_admin.php%3Ftype%3Ddocuments%26lang%3Dru%26admin%3DY&clear_cache=Y&arrFilter_ff%5BNAME%5D=&arrFilter_pf%5BVID_DOC%5D=97&arrFilter_pf%5BNUM_DOC%5D=&arrFilter_pf%5BGOD%5D%5BLEFT%5D=&arrFilter_pf%5BGOD%5D%5BRIGHT%5D=&set_filter=%CD%E0%E9%F2%E8&set_filter=Y (дата обращения- 30.04.2020 г.).