Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Комплексное обеспечение безопасности населения и территории должно основываться на соблюдении правовых норм, требований и правил, а также на проведении организационных, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на прекращение или предельное снижение угрозы жизни и здоровью людей, их имуществу и нарушений условий жизнедеятельности. Обеспечение безопасности населения, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, должно являться задачей каждого руководителя. Решение данной проблемы обязательно входит в функциональные обязанности всех территориальных и ведомственных органов управления, а также их подсистем.
Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях и материальных ценностях.
Оповещение населения – это своевременное предупреждение населения о надвигающейся опасности, а также информирование о порядке поведения в создавшихся условиях. Именно своевременное оповещение и информирование об истинном характере угрозы позволяют сократить возможные потери, препятствуют возникновению панических слухов, которые сами по себе в состоянии принести больше негативных последствий, чем чрезвычайная ситуация любого характера.
На сегодняшний день можно сказать, что оповещение аварийно-спасательных подразделений МЧС России и оповещение органов власти о чрезвычайной ситуации происходит довольно четко и своевременно, а система оповещения населения должна быть достаточно сильно усовершенствована. Природные и техногенные риски изменяются год за годом, в связи с чем происходит и рост масштабов чрезвычайных ситуаций. Почти ежегодно появляются крупные инфраструктурные объекты и новые места с массовым пребыванием людей. Это требует сокращения времени оповещения населения о возможных угрозах и более масштабного охвата территории средствами информирования. Безусловно, в идеале каждый человек должен в самые короткие сроки узнавать о надвигающейся опасности даже в самых труднодоступных местах.
О необходимости модернизации систем оповещения и создания единой системы оповещения населения Президент России Владимир Путин говорил еще в июле 2012 г., после трагических событий на Кубани. По его словам, необходимо дублировать предупреждение по разным информационным каналам, в том числе по стационарной и мобильной связи, а также использовать другие, «может быть, самые простые на первый взгляд, примитивные, но эффективные способы оповещения людей». «Для России с ее масштабами, разнообразием природных и климатических условий особенно важно быстро и гибко реагировать на любые внештатные ситуации и тем более на такие прогнозируемые происшествия, как крупные лесные пожары или наводнения», – говорит В.В. Путин.
Подобной позиции придерживается и глава МЧС России Владимир Пучков: «…Уже сегодня понятно, что нам нужно менять акценты и упрощать систему прохождения информации непосредственно до каждого человека в реальном времени. Современные технологии позволяют это сделать».
В настоящее время разрабатывается ряд направлений, непосредственно связанных с внедрением новейшей техники и информационных технологий в сферу обеспечения безопасности жизнедеятельности, в частности в области оповещения и информирования населения. К одному из них можно отнести развитие Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций освещались в научных трудах таких ученых, как Э.А. Бабаян, Е.В. Бардина, С.Б.Белогурова, A.B. Гаевского, Э.Г. Гасанова, Ю.С. Ромашева, К.В. Харабет, Е.П.Фирсова.
Тем не менее, несмотря на значительное количество научных исследований различных ученых, связанных с решением проблемы организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, ее научную разработанность нельзя признать достаточной.
Объектом исследования выступают общественные отношения, обеспечивающие организационно-правовое регулирование информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие организационно-правовое регулирование информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Целью данной работы является комплексный анализ правовой базы и мер организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на современном этапе, на этой основе производится разработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства и мер организационно-правового регулирования информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Реализация указанной цели обусловила решение в процессе исследования следующих задач:
1. Рассмотреть понятие информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Изучить нормативно-правовую базу по организации мероприятий информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
3. Проанализировать основные отличия информирования и оповещения населения.
4. Раскрыть систему информирования и оповещения населения Россйской Федерации.
5. Рассмотреть информационное обеспечение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
6. Проанализировать пути совершенствования системы оповещения муниципального образования.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации , а также отечественные и международные правовые акты, которые позволили раскрыть поставленную цель работы.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Методологической основой исследования является диалектический метод научного познания. В процессе исследования также применялись частно-научные методы: сравнительно-правовой, системно-структурный, логический, конкретно-социологический, исторический, статистические методы с приемами анализа и синтеза, описания и так далее.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1 Общая характеристика информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций
1.1 Понятие информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций
Информирование и оповещение населения об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, является неотъемлемой составной частью общей системы обеспечения безопасности населения Российской Федерации. С развитием производства и изменением климата в последнее время возрастают угрозы возникновения быстроразвивающихся масштабных чрезвычайных ситуаций, поэтому от своевременного проведения мероприятий по информированию и оповещению населения, в первую очередь, зависят человеческие жизни.
В условиях чрезвычайных ситуаций человеку необходимо знать, что происходит и как себя вести. Наличие необходимой информации и ее правильное понимание значительно повышают шансы на выживание. Не зря существует древнее выражение «предупрежден – значит вооружен», которое при рассмотрении вопросов обеспечения безопасности населения при различного рода чрезвычайных ситуациях можно перефразировать в «предупрежден – значит спасен». Основную роль в этом случае играют мероприятия оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях Своевременное и гарантированное оповещение населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, поведении в случае возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба.
Что же такое оповещение и информирование населения. Указанные понятия фигурируют во всех основополагающих нормативных документах, регулирующих вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время проводится активная работа по совершенствованию существующих и разработке новых документов, в том числе федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации, уточняющих и разъясняющих вопросы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Основной вектор этой деятельности – расширение полномочий и повышение ответственности органов управления по реализации функций оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. При этом существует ряд проблем, требующих решения.
Имеют место случаи, когда возникают спорные вопросы по отнесению выполняемых мероприятий к оповещению или информированию населения о чрезвычайных ситуациях, по разграничению содержательных частей указанных понятий и ответственности за проводимые мероприятия. В аспекте доведения информации до населения понятия «оповещение» и «информирование» о чрезвычайных ситуациях пересекаются, но также имеются и существенные различия по ряду параметров. Имеет место человеческий фактор (некомпетентность, путаница или подмена указанных понятий).
Вместе с тем необходимо отметить, что уточнение и внесение изменений в нормативные правовые акты в области информирования и оповещения населения требуют гармонизации, как по времени, так и по содержанию во избежание разночтений и противоречий и для обеспечения однозначности их толкования, а также порядка их исполнения.
Создание и совершенствование систем информирования и оповещения населения осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и ведомственных руководящих документов.
Рассмотрим мероприятия, проводимые как при информировании, так и при оповещении населения, в том числе и при военных конфликтах, выясним особенности данных мероприятий.
Федеральным законом от 02 июля 2013 г. № 158-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , в том числе установлены определения для понятий «информирование» и «оповещение» населения о чрезвычайных ситуациях: оповещение населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите; информирование населения о чрезвычайных ситуациях – это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и обеспечения пожарной безопасности.
Основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, одной из которых является организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе экстренного оповещения населения, определены Федеральным законом № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статья 6 данного Федерального закона устанавливает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей и по иным каналам, о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения от них.
МЧС России является единственным федеральным органом исполнительной власти, организующим мероприятия по информированию населения о чрезвычайных ситуациях.
Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» определено, что МЧС России: организует: информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также выполнение мероприятий по развитию общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей; осуществляет: координацию и контроль деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях или при угрозе их возникновения; контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
На Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации в соответствии с приказом МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» возложена задача по осуществлению функции по участию в пределах своей компетенции в информировании населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также по осуществлению пропаганды в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.2 Нормативно-правовая база по организации мероприятий информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций
Рассмотрим требования нормативных правовых документов и организацию мероприятий по вопросам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения доведения информации и сигналов оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера населению в стране на всех уровнях Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) созданы и функционируют системы оповещения, а также разработана необходимая для этого нормативная правовая база.
В 2017 году проведена работа по совершенствованию нормативной базы в области создания, поддержания в готовности и развития систем оповещения, вступил в силу Федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений в статью 66 Федерального закона «О связи» и статью 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» », обязывающий операторов связи обеспечивать передачу сигналов и информации оповещения населению по сетям связи и вещания на безвозмездной основе.
Для его реализации в соответствии Планом работ по подготовке нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об использовании сетей связи для целей оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, Правил выпуска в эфир и публикации редакциями
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3648.
3. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "О связи" // "Собрание законодательства РФ", 14.07.2003, N 28, ст. 2895.
4. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О гражданской обороне" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 799.
5. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 13.02.1992, N 7, ст. 300.
6. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 31.12.2019) "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" // "Собрание законодательства РФ", 12.07.2004, N 28, ст. 2882.
7. Указ Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" // "Собрание законодательства РФ", 19.11.2012, N 47, ст. 6454.
8. Указ Президента РФ от 20.12.2016 N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7611.
9. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 (ред. от 02.04.2020) "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" // "Собрание законодательства РФ", 12.01.2004, N 2, ст. 121.
10. Приказ МЧС России от 06.08.2004 N 372 (ред. от 25.03.2019) "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2004 N 5977) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 34, 23.08.2004.
11. Приказ МЧС РФ от 29.06.2006 N 386 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.07.2006 N 8074) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 30, 24.07.2006.
12. "ГОСТ Р 22.0.02-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.09.2016 N 1111-ст) // М.: Стандартинформ, 2016.
13. "ГОСТ Р 22.3.08-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Термины и определения" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 N 706-ст) // М.: Стандартинформ, 2014.
14. Батманова О.В., Нагорняк М.В., Поляков В.Т., Домнина М.С., Тесла Е.А. Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях // борнике: Цивилизация знаний: российские реалии Труды XX Международной научной конференции. 2019. С. 338-343.
15. Воеводин Е.В., Мацкевич Д.М., Дюдькин С.С. Информирование населения через СМИ о ЧС и пожарах // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2018. № 1 (9). С. 72-74.
16. Гражданская оборона / под общ. ред. В.А. Пучкова; МЧС России. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. – 377 с.
17. Заворотный А.Г., Калайдов А.Н., Крюкова И.С. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях // В книге: Гражданская оборона на страже мира и безопасности Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях. 2019. С. 124-130.
18. Качан В.А., Дашков В.Н. Порядок оповещения населения // Чрезвычайные ситуации: предупреждение и ликвидация. 2016. № 2 (40). С. 30-34.
19. Кострико Е.Э., Смирнов О.В., Вербах С.А., Гарбер К.Э. Промышленная безопасность
20. опасных производственных объектов: обзор законодательства РФ// Научная мысль. № 4 (18) 2015. С. 106-109.
21. Леонова Е.М. Создание и совершенствование систем оповещения населения // В сборнике: Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации Материалы Всероссийского совещания с руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проблемам гражданской обороны и защиты населения и XII Научно-практической конференции «Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации». МЧС России. 2016. С. 130-138.
22. Марсанов А.М., Марсанова М.Р. Комплексная система информирования и оповещения населения // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Науки о Земле. 2018. № 3 (11). С. 42-47.
23. Мамаев В.В., Инкарбаев Б.Д. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях // Научный вестник НИИГД Респиратор. 2017. № 1 (54). С. 59-64.
24. Папков С.В. Термины и определения связи МЧС России: учеб. пособие / С.В. Папков [и др.]; Академия гражданской защиты МЧС России. – Химки: АГЗ МЧС России, 2012. – 237 с.
25. Романов В.В. Оповещение населения в условиях ЧС // В сборнике: ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ НА СЛУЖБЕ СОЗИДАНИЯ И ПРОГРЕССА сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 206-208.
26. Ражников С.В., Бутузов С.Ю. Задачи управления системой информирования и оповещения населения при ЧС // В сборнике: Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году гражданской обороны. 2017. С. 188-191.