Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Каждая организация, действующая на рынке с высоким уровнем конкуренции, вынуждена искать различные пути повышения своей конкурентоспособности. Для производственной организации, как привило, одним из основных способов повышения ее конкурентоспособности является регулирование ассортимента продукции, в том числе и внедрение на рынок нового продукта, который обладает теми характеристиками, которые интересны для потребителя в данный момент.
Показатель прибыли определяет финансовую независимость предприятия, его способность к самофинансированию и развитию, способность удовлетворять потребности учредителей компании и ее сотрудников, а также возможность погашения обязательств предприятия перед бюджетом страны, банками и другими. Проблема получения достаточного уровня прибыли для успешного функционирования и развития отечественных предприятий особенно остра в связи с последствиями мирового кризиса.
Высокий уровень налогообложения значительно обесценивает получаемые прибыли. Более того, хозяйствующие субъекты более не могут полагаться на существенную государственную поддержку. Ключевыми условиями ведения бизнеса выступают принципы самоокупаемости и самофинансирования.
Произведение грамотного анализа прибыли помогает определить ключевые факторы ее роста, способы эффективного использования ресурсов, потенциальные возможности компании, и, что не менее важно, исследовать влияние внутренних и внешних факторов на размер получаемой прибыли и дальнейший порядок ее распределения.
В условиях современной экономики большое число организаций осуществляют производство и реализацию различных товаров. Эффективность работы организации, реализующей товары, зависит от ее товарного ассортимента.
Правильно подобранный ассортимент обеспечивает организации максимальную прибыль. Грамотно продуманные и принятые стратегические решения по планированию прибыли компании дают возможность предприятию функционировать наиболее эффективно и занимать наиболее благоприятные конкурентные позиции.
Правильно выбранная стратегия определяет направление дальнейшего развития предприятия, координирует ее производственно–хозяйственную деятельность, устраняет неопределенность и обеспечивает порядок, позволяет своевременно реагировать на появляющиеся перемены, новые возможности и угрозы.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть резервы увеличения прибыли строительной организации.
Задачи выпускной квалификационной работы:
рассмотреть теоретические аспекты учета и контроля финансовых резервов хозяйствующего субъекта;
провести анализ системы учета и контроля резервов увеличения прибыли в ООО «Доминанта»;
разработать мероприятия совершенствования системы стратегического управления увеличением прибыли ООО «Доминанта».
Объект исследования: ООО «Доминанта».
Предмет исследования: процессы управления прибылью компании.
В процессе исследования применялись методы логического и системно–структурного анализа и синтеза, сравнительного анализа, статистические методы обработки данных.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы Войтов А. Г.; Клишевич Н. Б.; Кращенко, С.А.; Мареев С. Н.. и др.
Практическая значимость работы: основные положения работы могут быть использованы торговой организацией в качестве инструмента оперативного и стратегического планирования и как практическое руководство при анализе их экономической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗЕРВОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1 Резервы увеличения прибыли в финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В условиях развития современно экономической системы основной целью хозяйствующего экономического субъекта выступает максимальное удовлетворение потребностей граждан и народного хозяйства в его продукции (или услугах), которая должна обладать высоким качеством и потребительскими свойствами при условии минимальной затратность и их производства. Таким образом, предприятия имеют прямое отношение к ускорению социально–экономического развития страны. При этом, самим экономическим субъектам для поддержания жизнеспособности и развития необходимо получения финансового вознаграждения за производимый иреализуемый ими товар (продукцию, работы услуги) – прибыль [12].
Прибыль, которая учитывает все результаты производственно–хозяйственной деятельности предприятия, называется прибылью до налогообложения. Она включает прибыль от продаж продукции (работ, услуг), прибыль от прочей деятельности (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 Состав прибыли до налогообложения
Прибыль является сложной категорией и классифицирует¬ся по различным признакам (Рисунок 1.2).
Рис. 1.2 Классификация видов прибыли
Прибыль (убыток) от продаж продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия. Он равен разнице между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство.
Если финансовый результативный показатель имеет отрицательное значение, то предприятие понесло убытки. По дебету счет 99 «Прибыль и убытки», убытки отражаются потерями и расходами.
Налоговый кодекс к экономически оправданным расходам относит затраты, имеющие экономическое оправдание, оценку в денежной форме.
Он же к документально подтвержденным расходам относит затраты, подтвержденные официальными документами, оформленными в соответствии с существующими требованиями к их оформлению как с юридической, так и с бухгалтерской точки зрения.
Экономическая сущность прибыли – это показатель доходности, который вычисляет сумму доходов, полученную от продажи продукта, доходы превышают затраты, понесенные в результате использования ресурсов для производства и продажи этих продуктов [24].
Прибыль – это компенсация владельцам бизнеса за инвестиции. В небольших компаниях это оплачивается напрямую как доход. В корпорациях это часто выплачивается в форме дивидендов акционерам.
Когда расходы превышают доходы, это называется убытком. Если компания в долгосрочной периоде времени не получает доход, а терпит убытки, то данная компания становится банкротом [21].
Виды прибыли
Предприятия используют три вида прибыли для изучения различных областей своих компаний.
1. Валовая прибыль вычитает переменные затраты для выручки по каждому виду продукции. Переменными затратами являются только те, которые необходимы для производства каждого продукта, например сдельная, сдельно–премиальная оплата труда, такие расходы не включаются постоянные расходы.
2. Операционная прибыль включает как переменные, так и постоянные затраты. Они не включает в себя определенные финансовые затраты, например, прибыль до вычета процентов, налогов, износа и амортизации.
3. Чистая прибыль включает все расходы. Это наиболее точное представление о том, сколько денег зарабатывает фирма [2].
Организации анализируют все 3 вида прибыли, будь то валовая, операционная или чистая, деленная на выручку. Показывает, насколько хорошо компания использует свой доход. Высокий коэффициент означает, что он приносит большую прибыль на каждый рубль дохода. Низкий коэффициент означает, что затраты компании поглощают ее прибыль. Соотношения различаются в зависимости от отрасли [13].
Прибыль позволяет инвесторам сравнивать успех крупных компаний с небольшими. Крупная компания будет иметь большую прибыль благодаря своим размерам. Но небольшая компания может иметь более высокую рентабельность и быть лучшей инвестицией, потому что она более эффективна [3].
Маржинальная прибыль также позволяет инвесторам сравнивать компанию с течением времени. По мере роста компании ее прибыль будет расти. Но если она не станет более эффективной, ее маржинальная прибыль снизится [4].
Прибыль выступает в наше время ключевым фактором для формирования нового экономического субъекта или развития ранее действующего.
Для того что бы получить больше прибыли предприниматели и руководители предприятий должны постоянно пребывать в поиске наиболее эффективных способов сочетания имеющихся в их распоряжении ресурсов (а иногда и новых источников их получения), разрабатывать новые товары (продукты, услуги), которые могут стать востребованы в их нише (или же выходить с их помощью на другие рынки), а также использовать современные организационные и технические методы ведения бизнеса (от вопросов производства до управления).
В этом есть также более глобальный смысл, поскольку эффективно работающие предприятия способствуют развитию той сферы, в которой действуют, а значит и экономики страны в целом. Более того, прибыльные предприятия вносят свой вклад в экономическое развитие общества, способствуют созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа [22].
Конкурентоспособность торговых организаций выражается в их способности осуществлять эффективную финансово–хозяйственную, закупочную, производственную, складскую и сбытовую деятельность, реализовывать товары и услуги по выгодным ценам, максимально удовлетворяя спрос потребителей, сохраняя или
расширяя долю рынка за счет использования конкурентных преимуществ. Величина прибыли на предприятии – это важнейший показатель его экономики, а в свою очередь, уровень экономики хозяйствующих субъектов – это уровень развития экономики страны. Значение превышения доходов над расходами однажды окончательно определит будет ли это предприятие продолжать свою деятельность и будет ли вносить вклад в экономику государства [19].
Распределение прибыли на предприятиях должно осуществляться по трем направлениям:
1. Первоочередное выполнение экономическим субъектом финансовых обязательств перед бюджетами. Взаимоотношения предприятий и государства во многом строятся через бюджеты на основе налогообложения прибыли.
2. Распределение прибыли, оставшейся в распоряжении экономического субъекта, в соответствии с определенными пропорциями на потребление и накопление. Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должно регламентироваться внутренними документами. Если прибыль не расходуется экономическим субъектом ни на накопление, ни на потребление, то она остается на предприятии как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала предприятия.
Наличие нераспределенной прибыли увеличивает финансовую устойчивость экономического субъекта и свидетельствует о наличии возможности для последующего развития. Определенную роль в обеспечении финансовой устойчивости может играть и размер резервного капитала, создаваемого самим предприятием [15].
Наличие и прирост резервного капитала обеспечивают возможность покрытия непредвиденных расходов и убытков (в том числе в случае рисков) без потери финансовой устойчивости. Кроме того, наличие резервов позволяет выплачивать дивиденды по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, если предприятие акционерное. Резервный капитал (резервные фонды денежных средств) экономического субъекта образуется, как правило, в рамках той части прибыли, которая остается у предприятия.
При распределении чистой прибыли предприятия вправе самостоятельно определять механизм ее распределения, устанавливать свои пропорции распределения.
3. В заключение часть прибыли экономического субъекта распределяется между собственниками.
Финансовые результаты предприятия формируются постепенно в течение отчетного периоду. Размер и характер доходов и убытков за каждый период деятельности предприятия являются важнейшими итоговыми показателями его роботы. Под формированием прибыли понимают процесс его создания в процессе хозяйственно–финансовой дельности. Управление этим процессом означает управление объемами реализации продукции, то есть количеством и ценой продукции, проведение финансово–хозяйственной деятельности с минимальными потерями в виде штрафов и других санкций [22].
Изменение экономических признаков в любой временной период происходит под влиянием множества различных факторов. При изучении любого показателя важно не только изучить его сути и динамику, но и факторы, которые формируют данный показатель под влиянием которых происходит его изменения. Это необходимо для определения положительного и отрицательного воздействия на исследуемый показатель, что позволит в дальнейшем усилить влияние положительных процессов и минимизировать негативное влияние на результат [18].
Факторы – это элементы, причины и условия, которые могут рассматриваться как движущая сила экономических явлений, которые происходят и процессов, которые находят отражение на уровнях и темпах роста абсолютных величинах конкретных показателей или целой группы экономических признаков. Различают факторы 1–го, 2–го, n–го порядка. Причем каждый дальнейшее аккумулирует влияние факторов более низшего порядка. В экономическом анализе широко распространено понятие «показатель фактора». Это означает, что данный показатель можно рассматривать как фактор, определяющее значение другого показателя, но более высокого порядка [31].
Поэтому чем выше порядок рассматриваемого показателя, тем большее число факторов определяет его количественное значение.
Развитие любого предприятия в современных экономических условиях невозможно без обеспечения роста прибыли. К общим максимизации прибыли предприятий можно отнести следующие:
1. Постоянное увеличение оборота. Увеличение объема товарооборота, за счет эффекта масштаба, приводит к снижению себестоимости единицы продукции, что обеспечивает в свою очередь рост прибыли и рентабельности.
2. Ускорение оборачиваемости оборотного капитала (повышение деловой активности).
3. Повышение качества производимой продукции и предоставляемых услуг.
4. Диверсификация производства, за счет освоения производства новых товаров, пользующихся наиболее высоким рыночным спросом.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ [Текст]: / Под ред. В.Г. Артеменко, В.Г., Н.В. Беллендир. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 255 с.
2. Бариленко, В. И. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. И. Бариленко, В. В. Бердников, Е. И. Бородина. – М.: Эксмо, 2015. – 352 с.
3. Бригхэм Э. Финансовый менеджмент / Э. Бригхэм, М. Эрхардт ; пер. с англ. под. ред. к.э.н. Е.А.Дорофеева. – 10–е изд. – СПб.: Питер, 2014. – 960 с.
4. Ван Хорн Дж. Основы финансового менеджмента; пер. с англ. / Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович мл. – 12–е издание. – М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2014. – 1232 с.
5. Гингзбург, А.И. Экономический анализ / А.И. Гингзбург. 3–е изд. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2016. – 448 с.
6. Головнина Л.А. Экономический анализ / Л.А. Головнина. М.: КНОРУС, 2014. – 400 с.
7. Грибов, В.Д. Экономика предприятия /В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. –М.: Инфра–М, 2015. – 448 с.
8. Друкер П. Эффективное управление / П. Друкер ; пер. с англ. М. Котельниковой. – М.: Изд–во «Астрель», 2014. – 284 с.
9. Ефимова, О. В. Финансовый анализ/О. В. Ефимова. – М.: Бухгалтерский учет, 2015. – 351 с.
10. Ковалев В. В. Финансы организаций (предприятий): Учебник / В. В. Ковалев. – М.: Проспект, 2015.– 640 с 93.
11. Колачева Н. В. Финансовый результат предприятия как объект оценки и анализа / Н. В. Колачева, Н. Н. Быкова // Вестник НГИЭИ. – 2015. – № 1(44). – С. 29–35.
12. Короткова О.В.. Некоторые вопросы анализа финансовой устойчивости в организациях сферы услуг / О. В. Короткова, Ж. А. Тисленко // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. – № 2. – С. 75 – 81.
13. Куприянова Л. М. Бухгалтерский баланс – важнейший источник информации для оценки развития бизнеса / Л. М. Куприянова, И. В. Осипова // Финансовая аналитика: проблемы решения. – 2014. – № 40.– С. 45 – 59.
14. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2015. – 223 с.
15. Ковалева А.М. Финансы фирмы: учебник / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 521 с.
16. Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий): учебник / Н.В. Колчина. – М.: Юнити – Дана, 2015. – 383 с.
17. Косов А.В. Финансовое планирование. Внутрифирменное планирование: учебное пособие / А.В. Косов. – М.: МИИГАиК, 2015. – 95 с.
18. Ковалева А. М., Лапуста М. Г. Сканай Л. Г. Финансы фирмы. – М.: ИНФРА – М, 2014. – 266 с.
19. Ковалева А.М. Финансы. – М.: Финансы и статистика. 2014. – 328 с.
20. Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – М.: Феникс, 2016. – 289 с.
21. Лакшина О.А. Анализ финансовой стабильности: практика и методология // Деньги и кредит. – 2015. – №10. – С.24–29.
22. Литвин М. И. Финансовый менеджмент. – М.: Издательство «Финпресс», 2013. – 316 с.
23. Макаряьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / Э.А. Макарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Макарьян. Ростов–н/Д: Феникс, 2014. – 560 с.
24. Маркин Ю.П. Экономический анализ / Ю.П. Маркин. М.: Омега–Л, 2014. – 456 с.
25. Мейер М. В. Оценка эффективности бизнеса / М. В. Мейер, В. Маршал; [пер. с англ. А. О. Корсунский]. – М.: ООО»Вершина», 2014. – 272 с.
26. Милкова О. И. Экономика и организация предприятия: учеб. пособие. – Йошкар–Ола: Изд–во Поволжского гос. ун–та, 2014. – 473 с.
27. Новашина, Т.С. Экономика и финансы предприятия /Т.С. Новашина. – М.: Синергия, 2014. – 344 с.
28. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 245 с.
29. Омельченко И.Н. Финансово–экономическая стабильность как составная часть организационно–экономической устойчивости предприятий // Вестник машиностроения. – 2015. – №4. – С. 145–149.
30. Осипов Ю.М. Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент. – М.: МГУ, 2016. – 369 с.
31. Океанова З.К. Экономическая теория: учебник. – М.: Дашков и К, 2016. – 245 с.
32. Основы экономики / под ред. Н.Н.Кожевниковой. – М.: Академия, 2014. – 234 с.
33. Пирогова Т. Э., Костина О. И., Губернаторова Н. Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие. – Калуга: Эйдос, 2015. – 264 с.
34. Полянин, А.В. Экономика предприятия /А.В. Полянин, О.А. Строева. – Орел: Издательство ОФ «РАНХиГС», 2015. – 236 с.
35. Петров А.М. Бухгалтерский финансовый учет [Текст] : учебное пособие / А.М. Петров. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2015. – 280 с.
36. Романова Л.Е., Давыдова Л.В., Коршунова Г.В. Экономический анализ [Текст]: учебное пособие / Л.Е. Романова, Л.В. Давыдова, Г.В. Коршунова. СПб.: Питер, 2015. – 336 с.
37. Русак Е.С. Экономика предприятия : учеб. пособие / Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2015. – 322 с.
38. Садыкова Т.М. Бухгалтерский учет и анализ [Текст]: учебник / Садыкова Т.М., Церпенто С.И. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 256 с.
39. Салахутдинова Э.Р., Давыдова В.А. Организация аналитического и синтетического учета расчетов с покупателями и заказчиками [Текст] // Science Time. - 2015. – 612 с.
40. Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 316 с.
41. Сафронова М. А. Экономика предприятия. – М.: Юристь, 2014. – 608 с.
42. Сироткин С. А., Кельчевская Н. Р. Финансовый менеджмент на предприятии: учебник, 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2015. – 351 с.
43. Филатова Т.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / Филатова Т.В. – М.: ИНФРА–М, 2016. – 236 с.
44. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Э. Хелферт. – 10–е изд. – СПб. : Питер, 2014. – 640 с.
45. Чараева М.В. Финансовый менеджмент [Текст]: учебное пособие / Чараева М.В. – 2–е изд. – М.: НИЦ ИНФРА–М, 2016. – 240 с.
46. Steven J. Davis, John Haltiwanger, Kyle Handley, Ben Lipsius, Josh Lerner, and Javier Miranda The Economic Effects of Private Equity Buyouts 05 nov 2019working paper summaries https://hbswk.hbs.edu/item/the–economic–effects–of–private–equity–buyouts Дата обращения 20.02.2020
47. Eshna Verma Financial Performance – Understanding its Concepts and Importance https://www.simplilearn.com/financial–performance–rar21–article
48. Marisa Sanfilippo Open Enrollment: What Small Businesses Need to Know About the Affordable Care Act November 5, 2019 https://www.businessnewsdaily.com/8535–open–enrollment–tips.html Дата обращения 20.02.2020
49. Štangová N. Information sources for financial analyse in organisation School of economics and management in public administration in Bratislava, Slovak republic Volume 5, Issue 2 (9), 2016