Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности.
Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.
Актуальность работы - для каждого предприятия является важным спроектировать склад таким образом, чтобы он требовал минимальных затрат при максимальной эффективности.
Цель работы - анализ работы склада предприятия.
Объект - склад предприятия.
Предмет - работа склада.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения.
1. Аналитический обзор. Теоретические и методические аспекты управления складской деятельностью предприятия
Основной приоритет для эффективного развития субъекта хозяйствования - поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли предприятия и роста качества оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип слагаемых расчёта, выгоды и потребителей ведёт к росту важности именно логистики.
В настоящее время логистика широко используется во всем мире. Как считают многие авторы, такие как И.Д. Афанасенко [5, c.13], М.Н. Григорьев [12, c. 15], А.М. Гаджинский [9, c. 21], и др. без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.
Каждый предприниматель знает, что логистика - это важно, и что она должна быть налажена.
Логистика - это не только транспортировка и складирование, это понятие шире. Оно включает в себя и такие логистические операции, как закупка, сбыт, управление запасами и другие.
Логистика как наука сформировалась лишь к середине XIX века и стала активно применяться в период второй мировой войны, когда необходимо было четкое взаимодействие тыловых и фронтовых снаб-женческих баз и транспорта.
В экономике и предпринимательской деятельности, а также в научной экономической литературе выделяют два направления в логистике:
1) анализ рынка поставщиков и потребителей;
2) управление операциями, связанными с товародвижением между поставщиками и производителями, производителями и потребителями.
Однако все предпочитают видеть в логистике больше экономическую сторону, так как в той или иной степени связывают логистику с получением определенной прибыли при других наименьших затратах, причем такая система разрабатывается для каждого отдельного предприятия, в зависимости от вида произведенной продукции или предоставляемых услуг.
Когда предприятие решает начать производство определенных товаров или предоставление услуг, необходимо позаботиться о том, чтобы обеспечить процесс производства всеми нужными материалами. Приобретение материалов может иметь некоторые проблемы, поскольку требуется искать ресурсы соответствующего качества по приемлемым ценам. Решить такую задачу поможет закупочная логистика.
Закупочная логистика помогает руководству решить ряд вопросов: что купить, у кого купить и в каком количестве, а также когда купить.
Закупочная логистика – это процесс, направленный на обеспечение потребностей предприятия в необходимых материалах. Такое обеспечение должно достигаться с наиболее максимальной экономической выгодой. Достижение поставленных целей посредством закупочной логистики может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
соблюдение сроков поставки необходимого сырья.
контроль количества закупаемых материалов и рациональной потребности в них.
обеспечение качества производства и качества товаров.
Для того чтобы процедура поставок сырья прошла эффективно, необходимо соблюдать правильную последовательность проводимых мероприятий (рисунок 1):
1. Установка потребности производства в том или ином сырье.
2. Подготовка заказа путем составления перечня необходимых материалов.
3. Выбор надежного поставщика.
4. Организация переговоров с выбранным поставщиком.
5. Составление и подписание договоров.
6. Контроль исполнения условий подписанных договоров.
Рисунок 1 - Процесс эффективной закупки сырья [Составлено автором]
В.С. Лукинский выделяет следующие методы в закупочной логистике (рисунок 2):
Рисунок 2 – Логистические методы управления закупочной деятельностью [Составлено автором на основе: 15, с. 54]
Далее целесообразно рассмотреть предложенные методы более подробно.
1. Алгоритм выбора поставщика материально-технических ресурсов.
Задачу выбора поставщика можно разделить на несколько этапов (рисунок 3):
Повышение эффективности управленческих решений закупочного процесса не может обойтись без применения более совершенных методов принятия решений в выборе поставщика. В научной и учебной литературе приводятся различные алгоритмы выбора поставщиков [21, c. 33].
1. определение потребности в ресурсах;
2. разработка требований к поставщику;
3. поиск потенциальных поставщиков;
4. анализ потенциальных поставщиков;
5. оценка результатов работы с поставщиками.
Рисунок 3 – Этапы выбора поставщика [Составлено автором на основе: 8, с. 97]
В результате выполнения вышеописанных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. Дальнейшие шаги при выборе поставщика представлены в алгоритме процедуры выбора поставщика на рисунке 4.
Окончательный выбор поставщика осуществляется лицом, принимающим решения в отделе закупок. Выполнив алгоритм по выбору поставщика, руководству предприятия стоит задуматься о том, какую роль поставщик будет играть в дальнейшем развитии производства.
2. Методы прогнозирования.
Метод прогностики в логистике считается одним из ключевых, с его помощью прогнозируются условия динамики развития различных систем, при этом к принятию решений применяются научно обоснованные подходы. В пределах прогностического метода можно, используя различные подходы, использовать следующие пути:
• анализ и прогнозирование рядов данных, при котором между рядами данных выявляются зависимости;
• экспертные оценки, которые являются субъективными;
• метод исследования причинно-следственных связей [13, с. 131].
Рисунок 4 - Алгоритм выбора поставщика материально-технических ресурсов [14, с. 163]
Безусловно, упоминание основных логистических методов в логистике снабжения далеко не раскрывает весь объем работ, выполняемых при использовании любого из методов или их совокупности. Закупочная логистика – это серьезная наука со сложным математическим и методологическим аппаратом, освоение которой представляет немалую сложность, но и выгоду при практическом приложении.
Сегодня логистические информационные системы и технологии являются ключевыми направлениями. Однако следует отметить, что при их разработке используются разные языки программирования. Данные системы создаются, не учитывая требований международных стандартов и часто несовместимы между собой.
Для начала целесообразно отметить основные операции в логистике.
Первую из таких операций представляет операция управление заказами. Здесь следует отталкиваться от эффективности в исполнении заказа клиента. От этого зависит эффективность логистики, и соответственно успех компании. Сюда следует отнести достоверность информации, а также своевременность её подачи. Недостоверная информация, как и её задержка, приводит к уменьшению эффективности работы, портятся взаимоотношения с контрагентами, что приводит к потере репутации компании.
Следующий вид операций, который необходимо отметить – это управление запасами. Избыточные запасы приводят к увеличению общих издержек. Это понимает каждый управленец, поэтому не все предприятия могут держать избыточные запасы. Однако благодаря появлению и использованию информационных технологий, необходимость держать избыточные запасы на складе отпала. Внедрение информационных технологий способствует эффективному контролю полного процесса доставки товаров. Также данные технологии позволяют отслеживать основные его этапы [3, с. 218].
Одним из наиболее значимых показателей работы склада, который используется в расчёте эффективности, является время. Время служит важнейшим конкурентным преимуществом и целью оптимизации. Можно рассмотреть случай, когда необходимо доставить груз от источника к потребителям точно в срок и с наименьшими затратами. Те предприятия, которые способны это сделать быстрее других и ставят условия. Другие же предприятия подстраиваются под чужие правила. Однако тогда уже данные правила не всегда являются выгодными для предприятий.
Существуют множество оптимальных решений, предназначенных для складских задач, которые включают в себя современные информационные технологии в логистике, начиная от простого учета и заканчивая технологиями автоматической идентификации на всех этапах доставки товара от источника до потребителя [3, с. 218].
Также, известно большое количество программных продуктов, как зарубежных, так и отечественных разработчиков, предназначенных для автоматизации деятельности склада. «1C-Логистика: Управление складом» является одной из известных российских программ. Данный программный продукт представлен совместным решением фирмы 1С и компании AXELOT.
Что касается зарубежных программ, то наиболее узкоспециализированные решения могут быть для складских комплексов класса WMS (Warehouse Management System). Однако сейчас, когда существует потребность использовать складские помещения тем или иным способом, многие компании внедряют в свою работу системы класса ERP (Enterprise Resource Planning). Система системы класса ERP – это единая платформа, основанная на интеграции, которая помогает руководителям компаний принять важные управленческие решения в бизнес-процессах [12, С. 44-51].
Эффективному управлению отгрузками и заказами способствуют современные электронные системы. В их функции входит контроль запасов на складе, а также устранение наплыва транспортных средств, которые ожидают погрузочно-разгрузочные работы.
Возможности таких электронных систем можно рассмотреть на примере программного продукта TSM (Time Slot Management) от разработчика S2B Group.
Под программным продуктом TSM понимается базисный рабочий инструмент менеджера по логистике, который используется в планировании и оптимизации отгрузок, что приводит к экономии средств компании. Это своего рода веб-платформа, которая предназначена для управления заказами и поставками. Процесс контроля логистики поставок происходит с помощью сети Интернет посредством объединения в режиме online на своей площадке служб, находящихся внутри предприятия с контрагентами, находящимся вне логистической системы. Вся информация относительно отгрузок собирается в одном месте. При этом стоит отметить, что все участники логистической цепи выигрывают от использования такой веб-платформы, предназначенной для автоматизации отгрузок.
Тут же примечательно то, что все участники логистической цепи, которые пользуются TSM, получают определенные выгоды [19, c. 201]:
1. Для производителя они будут следующими:
- планирование количества запасов на складе;
- экономия на использовании дополнительных складских помещений;
- регулирование занятости рабочих на складе;
- контроль и планирование времени прибытия и убытия транспортных средств, направленных на устранение очереди у ворот, ожидающих погрузочно-разгрузочных работ.
2. Для логистических операторов и дистрибьюторов они будут следующими:
- подача и распределение транспортных средств точно в срок;
- оперативные погрузочно-разгрузочные работы за счёт уменьшения времени подготовки и согласования документов;
- сокращение работников склада, которые благодаря автоматизации будут делать определенную работу.
Все эти факторы способствуют уменьшению времени, и оплаты за простой транспортного средства, ожидающего погрузочно-разгрузочных работ.
3. Для предприятий ритейл-сферы выгоды будут следующими:
- планирование и эффективное использование работников склада, направленное на экономию средств предприятия, которые благодаря автоматизации будут делать определенную работу;
- эффективное планирование и распределение прибытия транспортных средств, направленное на регулирование и избежание очередей у ворот склада;
- планирование первоочередности доставки тех или иных товаров в случаях, когда существует дефицит на прилавках. Благодаря TSM можно спланировать первоочередность и заранее его заказать.
Оптимальный выбор стратегии бизнеса – основной фактор поддержки конкурентоспособности предприятия на рынке. Для того, чтобы принять оптимальное решение и обоснованное решение относительно эффективного управления предприятием и минимизации издержек управления необходимо иметь качественную информацию не только о производственно-хозяйственной деятельности, но и о финансовой деятельности. Под качественной информацией в данном случае подразумевается её достоверность, объективность, полнота и своевременность. Для всего этого разрабатываются определенные корпоративные информационные системы. Данные системы направлены на контроль максимизации прибыли [10, c. 45-49].
Таким образом, можно привести пример системы планирования и управления закупками и выбором поставщиков МТР в логистической системе. Данная система имеет название – ERP (Enterprise Resources Planning - планирование ресурсов предприятия). Сегодня ERP система - это одна из лидирующих технологий управления компанией. В её основе заложен единый информационный базис, охватывающий все бизнес-процессы компании.
С помощью данной системы можно осуществить:
- качественное правильное планирование;
- грамотный учет затрат;
- техническую подготовку производственного процесса;
- оперативное управление процессом выпуска продукции (всё это обеспечивается в соответствии с программой и технологией);
- правильное использование математических моделей для обработки массивов данных.
Основу экономической эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка необходимых материально-технических ресурсов удовлетворительного качества по минимальным ценам.
Закупочная деятельность влияет на следующие основные факторы деятельности предприятия:
- сроки осуществления закупок. Их оптимизация позволяет оптимизировать, в том числе, финансовые показатели.
- качество покупаемого товара. Наличие выбора из нескольких поставщиков может обеспечить выбор товара, максимально подходящего по качеству и минимальной ценой.
- сроки поставок. Повышение ритмичности поставок позволяет экономить средства, в том числе, на организации и хранении сырья и материалов, заработной плате сотрудников, связанных с хранением.
Рассмотрение логистических систем и самой логистики с позиции бизнеса можно сказать, что здесь она играет роль интегрального инструмента менеджмента, который способствует достижению ряда стратегических, тактических и оперативных целей предприятия (организации). Это происходит за счет высокоэффективного управления всеми материальными потоками, а также сопутствующих им потокам информации и финансов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенов И.А.,Стрельцов Р.С. научная статья на тему: «Проблемы и перспективы логистических систем», Научный журнал : Экономика и предпринимательство, 2014
2. Аникин Б.А. Логистика и управление цепями поставок /Б.А.Аникин.-М.: Проспект,2012.-339с.
3. Арзуманова Т.И., Мачабели М. Ш. Экономика организации: Учебник для бакалавров / Т. И. Арзуманова, М. Ш. Мачабели. — М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2014. – 240 с
4. Афанасенко И.Д. Логистика снабжения /И.Д.Афанасенко, В.В.Борисова- М.: Питер,2010-336с.
5. Беркович В.М. Параметры межфункциональных конфликтов и межфункциональная логистическая координация / Логистика – евразийский мост: материалы VII Междунар. науч. – практ. конф. //Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т. 2013. С. 75–80.2.
6. Виноградов А.С. Проблемы логистики // Маркетолог. 2013. № 3. С. 5-15.
7. Волочиенко В.А.Логистика производства. Теория и практика. Учебник/В.А. Волочиенко , Р.В. Серышев. -М.: Юрайт ,2014.-462с.
8. Гаджинский, А. М. Логистика / А.М. Гаджинский. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 420 c.
9. Гайдаенко А.А., Гайдаенко О.В., Логистика, Учебник, М.: КноРус, 2016, 268 с
10. Гелета И.В., Захарченко И.Э. Пути повышения конкурентоспособности предприятия// Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-2 (47). С. 143-146.
11. Астафурова И.С. Оптимизация процесса формирования и анализа показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта – основа качественного менеджмента/И.С.Астафурова// Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 10. – С. 612-616.
12. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика. Теория и практика / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров, В.В. Ткач. - М.: Юрайт, 2014. - 490 c.
13. Дыбская В.В. Логистика :интеграция и опнимизация логистических бизнес –процессов в цепях поставок [ Учебник/ ]В.В.Дыбская .-М.:Эксмо,2008.-939с.
14. Журнал «Известия Алтайского государственного университета», Евдотиева Т.Е. «Методические аспекты формирования логистических систем», Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки», 2013
15. Интегрированные логистические системы доставки ресурсов [ теория ,методология организация]/И.А.Еловой ,И.А.Лебедева.-Минск:Право и экономика,2011.460с.
16. Стерлигова А.Н.Управление запасами в цепях поставок :учебное пособие поспециальности 080506» Логистика и управление цепями поставок»/А.Н. Стерлигова.-М.:ИНФРА-М,2009.-428с.
17. Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / А.А.Канке, И.П.Кошевая - 2-е изд., испр. и доп. - М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017
18. Крикавский Е.В. Логистика. Основы теории: Учебник.- второй изд., Доп. и переробл.- М. - 2014. - 456 с.
19. Оберт Т.Б. Логистика - учебное пособие для студентов экономических специальностей, - Саратов: «Саратовский источник», 2013 – 54 с
20. Круминш Н. Логистика: Справочник по управлению системами логистики / Круминш Н., Витолиньш К. - Рига: Schenker, 2016. - 190 с.
21. Клочкова Е. Н, Кузнецов В. И., Платонова Т. Е. Экономика предприятия / Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова. - М.: Юрайт, 2014. - 448 с.
22. Ковалева Е. Новая функция на «старом» производстве // Логистика и система. № 3.2014. С. 12-15.
23. Захаров М.Н. Контроль и минимизация затрат предприятия в системе логистики :учебное пособие/М.Н. Захаров .-М.:Экзамен,2006-158с.
24. Коломейцев Г. Опыт организации производственной логистики // Логистика и система. № 1. 2014. С. 23-27.
25. Корсаков А.А. Основы логистики: учебное пособие/ Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М.,2015, 69 с
26. Корсаков А.А., Основы логистики, М., 2013 – 31с
27. Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник / М.В. Косолапова, В.А. Свободин. - М. : Дашков и К, 2014. - 246 с.
28. Курочкин Д.В. логистика [транспортная ,закупочная, складская, производственная, ,информационная ]:курс лекций /Д.В. Курочкин .-Минск:ФУАинформ,2012.-268с.
29. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике. М.: Экзамен, 2014, 479 с.
30. Мизюк Б. М. Современная логистика: моделирование информационных потоков в торговых сетях: монография / Б. М. Мизюк, Н. И. Бойко. - Мв: изд-во МКА, 2016. - 208 с.
31. Носов А. Л. Логистика запасов: оптимизация затрат // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 7 (июль). – С. 46–50
32. Левкин Г.Г. Логистика: Теория и практика, учебное пособие, Ростов-на-Дону : «Феникс», 2013, 220 с
33. Николайчук В.Е Логистический менеджмент:учебник/В.Е. Николайчук.М.:Дашков и К,2012.978с.
34. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учебник для бакалавров / Л.Г.Руденко - М.: Дашков и К, 2016. - 240 с.
35. Ржаной И.П., Щелокова Т.В. Оценка эффективности логистической системы / И.П. Ржаной, Т.В. Щелокова. - 2014. -№11 (153). Ч.1 - С. 241-244.
36. Решетник М. Логистическая информационная система предприятия / М. Решетник // РИСК. - 2014. - № 4. - С. 10-15.
37. Савенкова Т.И. Логистика /Т.И.Савенкова .М.:Омега-Л,2009.-487с.
38. Секерин В.Д. ,Логистика, Учебное пособие, М.: КНОРУС,2016 – 240с
39. Тяпухин А.П., Хайтбаев В.А., Чертыковцев В.К., Ювица Н.В., Коммерческая логистика – учебник, М.: КноРус, 2017 – 317 с
40. Федоров Л.С. и др, Логистика, Монография,М.: Русайнс, 2018, 272 с
41. Федотенков Д.Г. Основные проблемы и пути развития транспортной логистики. Проблемы современной экономики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск,декабрь 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – 172 с.
42. Экономика, управление, финансы: материалы V Междунар.науч.конф., Краснодар: Новация,2015, 148 с