Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В декабре 2019 г. в г. Ухань (провинция Хубей, Китайская Народная Республика (КНР)) среди местного населения выявлены случаи пневмонии неясной этиологии, о которых 31 декабря 2019 г. КНР сообщила ВОЗ. Этиологическим агентом вирусной пневмонии COVID-19 стал новый коронавирус SARS-CoV-2. Несмотря на предпринятые профилактические и противоэпидемические меры, КНР стала источником завоза COVID-19 во многие страны мира. 30 января ВОЗ признала вспышку нового коронавируса чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. 11 марта 2020 г. ВОЗ объявила, что вспышка приобрела характер пандемии, а 13 марта – что ее эпицентром стала Европа . На 12 апреля 2020 г. в мире поражено 182 страны с общим числом заболевших 1796887 человек, из них 110085 случаев с летальным исходом. В условиях угрозы завоза и распространения COVID-19 в разных странах приняты ответные меры, которые к настоящему времени могут быть охарактеризованы по степени их потенциальной эффективности.
Таким образом, можно отметить, что на сегодняшний день, в условиях пандемического распространения COVID-19, имеется ограниченная информация об эпидемиологических характеристиках нового коронавируса, которая требует не только проведения дополнительных, углубленных исследований, но и постоянной коррекции противоэпидемических мероприятий.
Профилактические и противоэпидемические мероприятия, осуществляющиеся в Российской Федерации в соответствии с опережающим типом реагирования, позволили значительно снизить темпы роста числа больных COVID-19 и сформировать окно возможностей для мобилизации медицинской сети, организации адекватного медицинского обеспечения населения и целенаправленной защиты групп риска.
Цель исследования – изучить и проанализировать обеспечение безопасной работы структур МЧС и ГПС в связи с коронавирусом.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические особенности обеспечения безопасной работы организации с коронавирусом;
2) проанализировать обеспечение безопасной работы структур МЧС и ГПС в связи с коронавирусом;
3) предложить рекомендуемые мероприятия по улучшению обеспечения безопасной работы структур МЧС и ГПС в связи с коронавирусом.
Объект исследования – безопасная работа структур МЧС и ГПС.
Предмет исследования - мероприятия по улучшению обеспечения безопасной работы зав связи с коронавирусом.
Методы исследования – изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ С КОРОНАВИРУСОМ
1.1 Ограничения и запреты для организаций в России в связи с коронавирусом (COVID-19)
В новом тысячелетии человечество столкнулось с инфекционными болезнями, о которых никто не знал. На смену чуме и тифу пришли опасные вирусы. Изменение окружающей среды, потепление климата, увеличение плотности населения и другие факторы провоцируют их появление, а высокая миграционная активность населения способствует распространению по всему миру. Поистине, инфекции не знают границ. По прогнозам ООН, к 2050 году население планеты достигнет 10 миллиардов человек. Это значит, что процессы миграции и урбанизации еще ускорятся . Эпидемия COVID-19 («coronavirus disease 2019») уже вошла в историю как чрезвычайная ситуация международного значения. На текущий момент количество зараженных в мире превысило 470 тыс. человек . Нам еще предстоит изучение особенностей этой эпидемии, извлечь уроки, проанализировать недостатки обеспечения биологической безопасности населения. Ясно одно: новые вирусы будут появляться, это неотъемлемая часть нашего мира. Человечество должно научиться противостоять этим угрозам.
Коронавирус — это целая группа высокопатогенных вирусов, которые провоцируют респираторные заболевания у человек. Новый тип вируса нКоВ или COVID-19 еще плохо изучен вирусологами, поэтому точно предсказать поведение вируса довольно трудно.
Патогенный вирус провоцирует у человека пневмонию. Заболевание у человека с хорошим иммунитетом протекает в обычной форме, и в большинстве случаев, заканчивается выздоровлением. А вот пожилые люди находятся в зоне повышенного риска. Практически 70% смертей — это лица преклонного возраста. В опасности находятся граждане с болезнями дыхательных путей (астма), сердца и сосудов, диабетом .
Рассматривая комплекс противоэпидемических мероприятий в различных странах, следует учитывать, что статистические данные о выявленных случаях заболевания и смерти от COVID-19 в значительной степени зависят от ряда региональных факторов и не могут служить достаточным критерием оценки эффективности реагирования.
К таким региональным факторам относятся следующие:
- демографическая структура населения, определяющая долю контингента риска исходя из того, что частота заболеваний среди детей значительно ниже, в то время как лица старшего возраста чаще болеют в тяжелой форме;
- приоритеты в национальном протоколе тестирования на COVID-19. В частности, целевое исследование материала от пациентов с тяжелыми пневмониями приводит к завышению показателя летальности;
- охват лабораторным тестированием, который зависит от достаточного количества тест-систем, наличия лабораторной базы и подготовленных специалистов для лабораторного подтверждения COVID-19;
- особенности системы здравоохранения, которые включают доступность медицинской помощи и общий уровень санитарной культуры в медицинских организациях.
В отношении российских работодателей ввели требования и ограничения по предотвращению распространения вируса.
Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают и организуют комплекс мероприятий в связи с коронавирусом (COVID-19):
- определяют в границах соответствующих субъектов РФ территорий, на которых в случае необходимости может быть продлено действие ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- приостанавливают (ограничивают, в том числе путем определения особенностей режима работы и численности работников) деятельность отдельных ИП, а также организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, с учетом методических рекомендаций Роспотребнадзора и главных государственных врачей субъектов РФ;
- устанавливают в случае необходимости особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением межрегиональных перевозок .
Приведенные выше меры не распространяются на отдельные организации, например непрерывно действующие, медицинские и аптечные организации.
При принятии решений в отношении организаций и ИП, осуществляющих свою деятельность в отраслях, не входящих в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, высшие органы исполнительной власти субъектов РФ согласовывают с Правительством РФ принятие таких решений, а также предоставляют таким организациям и ИП соответствующие меры поддержки, направленные на сохранение занятости. В случае принятия решения о приостановлении (ограничении) деятельности отдельных организаций и ИП, за работниками таких организаций и ИП сохраняется заработная плата.
Ограничения, установленные Указом Президента РФ могут распространяться на системообразующие, а также на научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ.
По итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке, Правительству РФ поручено, в частности, обеспечить создание условий для восстановления деятельности предприятий базовых отраслей экономики, в том числе в сферах строительства, промышленности, сельского хозяйства, связи, энергетики, добычи полезных ископаемых, предусмотрев соблюдение на таких предприятиях санитарно-эпидемиологических требований.
ЦИК России постановил отложить голосование на выборах, назначенных в субъектах РФ, приостановив действия по их подготовке и проведению. Голосование на выборах, назначенных на территории субъектов РФ, с учетом ранее принятых решений о переносе даты голосования считать отложенным, а действия по подготовке и проведению указанных выборов - приостановленными. Кроме того, откладывается голосование на выборах, референдумах, которые должны быть назначены в соответствии с законодательством РФ, при этом их назначение приходится на период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на соответствующей территории .
Возобновление по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдумов осуществляется по решению комиссии, организующей выборы, референдум, согласованному с соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ, после предварительного уведомления ЦИК России.
Выпущены Рекомендации субъектам РФ по поэтапному снятию ограничительных мероприятий в отрасли физической культуры и спорта в условиях эпидемического распространения COVID-19" (утв. Минспортом России). В частности, на первом этапе предлагается, например, проводить индивидуальные занятия физической культурой и спортом, в том числе спортивную подготовку на открытом воздухе, открытых уличных плоскостных спортивных площадках, беговых и велосипедных дорожках, общедоступных спортивных стадионах, иных открытых спортивных сооружениях, при условии соблюдения социальной дистанции между занимающимися не менее 5 метров.
Роспотребнадзор проинформировал об утверждении методических рекомендаций МР 3.1.0178-20 "Определение комплекса мероприятий, а также показателей, являющихся основанием для поэтапного снятия ограничительных мероприятий в условиях эпидемического распространения COVID-19", в соответствии с которыми высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей субъектов РФ принимаются решения о поэтапном снятии ограничений.
Роспотребнадзор также дал разъяснения по постепенному возобновлению воздушного сообщения между регионами. В частности, необходимо учитывать существующие ограничения по режиму изоляции в регионе прибытия в отношении въезжающих граждан из других регионов.
Правительство РФ утвердило Правила согласования проектов решений высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ о приостановлении (ограничении, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности находящихся на определенной в границах соответствующего субъекта РФ территории отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей.
Минпромторг России направил Методические рекомендации в случаях введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах РФ. Данные рекомендации касаются организации торговли, а также взаимодействия торговых объектов с органами власти, правоохранительными органами и посетителями, в случае введения режима обязательного использования средств индивидуальной защиты в субъектах Рф.
Работодателям необходимо подать сведения о работниках, достигших возраста 65 лет, для выплаты им пособия по нетрудоспособности за периоды с 6 по 19 апреля и с 20 по 30 апреля
Работодатели обязаны проинформировать своих работников (застрахованных лиц) о необходимости оформить электронный листок нетрудоспособности связи с карантином (код "03") на период с 6 апреля по 19 апреля 2020 года и на период с 20 по 30 апреля 2020 года, а также об обязанности соблюдать режим самоизоляции и об ответственности за несоблюдение карантинного режима.
Для оформления электронных листков нетрудоспособности работодателям необходимо направить в орган ФСС РФ реестр сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий в отношении каждого из периодов временной нетрудоспособности.
Особенности формирования реестра, а также информация о возможности сформировать и передать такой реестр при удаленной работе сотрудников подразделений бухгалтерского и кадрового учета и в случае отсутствия у работодателя программного обеспечения с поддержкой формирования реестров ПВСО, содержащейся в приложениях к Памятке ФСС.
По 30 апреля, а также с 6 по 8 мая 2020 года для основной части населения были установлены нерабочие дни с сохранением заработной платы
Нерабочие дни были объявлены в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ограничения могли распространяться и на системообразующие, а также научные и образовательные организации по согласованию с Правительством РФ. Роструд пояснил, что установленные Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням. В определенный Указом период времени осуществлять трудовую деятельность могут только работники тех организаций, которые прямо перечислены в Указе. Полагаем, данные разъяснения справедливы и в отношении Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239.
Данные ограничения не распространялись на работников:
- непрерывно действующих организаций;
- медицинских и аптечных организаций;
- организаций, обеспечивающих продуктами питания и товарами первой необходимости;
- организаций, выполняющих неотложные работы, например, в условиях ЧС, при возникновении угрозы распространения опасного заболевания;
- организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
- организаций, предоставляющих финансовые услуги в части не отложных функций (в первую очередь, расчеты и платежи);
- иные организации, на основании решений высшего исполнительного органа власти субъекта РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавируса covid-19.
При решении вопроса, каким образом и/или какими документами следовало организациям подтверждать факторы, которые позволяли считать себя подпадающими под указанные выше исключения, Роструд рекомендовал руководствоваться:
- Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206;
- распоряжением Правительства РФ;
- Рекомендациями работникам и работодателям;
- НПА и разъяснениями органов государственной власти субъектов РФ.
Роструд предлагал для осуществления выполнения определенной трудовым договором трудовой функции работников, от работы которых зависит бесперебойная деятельность компании в целом или соблюдение трудовых прав всех ее работников, использовать удаленный/дистанционный режим работы.
Кроме того, необходимо было определить численность работников и служащих, которые обеспечивают функционирование 11 мая 2020 г. включительно:
- федеральных государственных органов,
- органов управления государственными внебюджетными фондами,
- государственных органов субъектов РФ,
- органов местного самоуправления,
- организаций СМИ.
Правительство РФ утвердило рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, а также уточнило, какие организации относятся к организациям, обеспечивающим население такими товарами .
Минпромторг России рекомендовал добавить в указанный перечень автозапчасти (включая материалы смазочные, шины, покрышки, камеры).
Ведомства пояснили, на какие организации не распространяется требование ввести нерабочие дни. Например:
- Минпромторг России разъяснил, на какие организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости, не распространяется режим нерабочих дней;
- Минпромторг России определил Перечень товаров первой необходимости (за исключением продовольственных товаров), реализация которых не ограничивается. Данный Перечень может быть расширен по усмотрению органов исполнительной власти субъектов, в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки. При этом, если организация реализует как товары, включенные в перечень, так и иные товары, реализация товаров, не включенных в перечень, не ограничивается;
- Роструд отнес к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, организации и ИП, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя, включая, в частности, производителей, поставщиков, дистрибьюторов, а также организации, осуществляющие производство продуктов питания и товаров первой необходимости, в том числе выпускающие материалы, ингредиенты, сырье и комплектующие, необходимые для их производства;
- Минпромторг России допустил дистанционную продажу товаров, а также оказание услуг общественного питания на вынос или с доставкой;
- Минсельхоз России отметил, что ограничения не действуют на организации, обеспечивающие продовольственную безопасность РФ;
- по мнению Росздравнадзора, под ограничения не подпадают организации, осуществляющие производство и техническое обслуживание медицинской техники;
- Минпромторг России отнес организации, осуществляющие производство, выпуск, распространение печатных СМИ и обеспечивающие их логистику к организациям непрерывного цикла, деятельность которых не прекращается в период ограничений;
- Минпромторг России разъяснил, что ограничения не распространяются на металлургические предприятия, цементные и стекольные заводы, а также производителей отдельных видов строительных материалов. При этом ведомство рекомендовало при выполнении необходимых условий ограничивать, а не приостанавливать деятельность предприятий, обеспечивающих строительные объекты и функционирование указанных производств. Ведомство также полагает, что субъектам РФ необходимо в целях недопущения срыва сроков реализации строительных проектов утвердить перечень организаций, осуществляющих выпуск строительных материалов, сырья и комплектующих для их производства, которые смогут привлекать сотрудников к работе в выходные и нерабочие дни;
- Минтранс России рекомендовал не распространять режим нерабочих дней на учреждения и организации, деятельность которых связана со строительством, реконструкцией, капремонтом, ремонтом и содержанием автодорог;
- Минпромторг России указал, что под ограничение не попадают производители упаковки из бумаги и картона, целлюлозы, бумаги и картона, сборщики, заготовители и перевозчики макулатуры;
- Минпромторг обратил внимание руководителей предприятий фармацевтической и медицинской промышленности, а также руководителей организаций, обеспечивающих их функционирование, на необходимость обеспечения бесперебойного производства. Поскольку деятельность данных предприятий направлена на обеспечение нормальных жизненных условий населения в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19);
- Минпромторг России настоятельно рекомендовал обеспечить в субъектах РФ функционирование организаций, осуществляющих