Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Рациональная организация контроля состояния расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по оказанию работ и услуг в полном объеме, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженностей, ускорению оборачиваемости денежных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организации. СОШ необходимо обеспечивать четкий бюджетный учет любых расчетов. С помощью контрольных действий бухгалтерской службы учреждений возможно обеспечивать более эффективное использование своих ресурсов, а также не допускать нарушения действующего законодательства РФ и санкций со стороны контролирующих органов.
Таким образом, не все аспекты исследуемой проблемы решены, некоторые требуют детализации, научной доработки, обоснования для практического применения, указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, его цель и задачи.
Целью выполнение дипломной работы является исследование организации учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами и пути его совершенствования, выявление недостатков и на его основе разработка путей его совершенствования (улучшение).
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами в бюджетных учреждениях РФ;
- рассмотреть организационно - правовую и экономическую характеристику;
- изучить современное состояние организации учета в МОБУ СОШ №1;
- выявить недостатки учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами в МОБУ СОШ №1;
- разработать пути улучшения учета в МОБУ СОШ №1
Объект исследования: МОБУ СОШ №1.
Предмет исследования: учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Степень разработанности проблемы. Исследованию проблем бухгалтерского учета организации посвящены многочисленные труды российских и зарубежных ученых, как прошлых столетий, так и настоящего времени, в частности: А.А. Асманова, В.Р.Захарьин, В. В. Патров, Т.А. Полущку, С.В. Сивец, И.Н. Колчина, И.Р. Коновалова, Л.П. Курочкина, Г.А. Маклева, Е.А. Мизиковский и др.
Информационную базу исследования составили материалы ведомственной и бухгалтерской отчетности, периодические издания, нормативно-правовые документы РФ и РБ, были использованы данные годовых отчетов за 2018 - 2019 года, а также информация из документов первичного и сводного бухгалтерского учета, положений нормативных актов по организации и ведению учета в данной организации.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: анализа и синтез экономической информации, аналитического, табличного методов и сравнительного анализа и др.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РФ
1.1 Нормативно-правовое обеспечение учета
Бюджетные учреждения в соответствии с законодательством «О бухгалтерском учете» от 06.12. 2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г.) обязаны вести бухгалтерский учет. Система нормативно-правового регулирования и ведения бухгалтерского учета в организациях обусловлена законодательством о бюджетном устройстве и спецификой ее деятельности.
В настоящее время сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России.
Первый уровень (законодательный) – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 04.12.2011 г. № 402-ФЗ, другие законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам бухгалтерского учета.
Второй уровень (нормативный) – положения по бухгалтерскому учету.
Третий уровень (методический) – методические указания, инструкции, план счетов, рекомендации и иные аналогичные им документы.
Четвертый уровень (организационный или учетная политика организации) – рабочие документы организации, формирующие учетную политику в методическом, техническом, налоговом и организационном аспектах, другие рабочие документы организации.
Рассмотрим более подробно уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ:
– Законодательный уровень – относятся законодательные акты, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.
– Бюджетный кодекс РФ действует на всей территории РФ и устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, определяет группировку доходов и расходов, а также источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы России. Определяет полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета.
– Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12. 2011 № 402-ФЗ (ред. От 26.07.2019 г.) устанавливает единые требования к ведению бухгалтерского учета
В законодательстве «О бухгалтерском учете» даны понятия «нормативно-правовые акты» и представлен их перечень в том числе и для бюджетных организаций:
1. Отраслевые и федеральные стандарты;
2. Рекомендации в сфере бухгалтерского учета;
3. Стандарты предприятий, которые предназначены для организации и ведения бухгалтерского учета. Нормативный включает в себя правовые акты Министерства финансов РФ, регулирующие бухгалтерский учет в секторе государственного управления [2].
С 2019 года действуют следующие стандарты:
1. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»»;
2. Приказ Минфина России от 30.12.2017 № 274н (зарегистрировано в Минюсте России от18.05.2018 № 51123) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения ошибки»» [3];
3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 № 19452) [4]. Акты Министерства финансов РФ (нормативные, правовые и методические) издаются и принимаются в виде приказов. Методический уровень характеризуется правовыми актами, издаваемые финансовыми органами, осуществляющими исполнение федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов по вопросам бюджетного учета:
1. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» [5].
2. Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателя.
3. Письмо Минфина России от 01.04.2016 № 02-06-07/19436 «О порядке учета бюджетными и автономными учреждениями субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и остатков не использованных субсидий, подлежащих возврату в бюджет».
Организационный уровень включает в себя документы, которые разрабатываются предприятиями и определяют ведение бухгалтерского учета по конкретным видам имущества, обязательствам, хозяйственным операциям и т.д. К ним можно отнести документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем предприятия. Основным нормативным документом на данном уровне является учетная политика организации. В учетной политике организации составленной в соответствии с действующим законодательством необходимо прописать следующие аспекты:
1. Форма бухгалтерского учета;
2. Отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности организации;
3. Способы начисления амортизации, которые применяются в организации;
4. Правила инвентаризации;
5. Рабочий план счетов;
6. Первичные учетные документы;
7. Ответственные сотрудники;
8. Методы оценки объектов бухгалтерского учета и т.д.
Целью организационного уровня является определение порядка ведения бухгалтерского учета. Из проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Основным документом, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В настоящее время объекты бухгалтерского учета претерпели изменения. Данные изменения неразрывно связаны с трансформацией бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики и переходом к Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Основным актом, регламентирующим актом организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии является учетная политика. В соответствии с законодательством «О бухгалтерском учете» предприятия самостоятельно формируют учетную политику. Однако, организация учетной политики в государственных учреждениях затрудняется в связи с отсутствием единого образца (стандарта) для ее формирования. В связи с этим считаем целесообразным разработку единых правил для формирования учетной политики организации.
Пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доход, только в том случае, если данное положение прописано в учредительных документах. Также казенные учреждения не имеют права распоряжаться полученным доходом самостоятельно, что юридически отражается пунктом 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ. Данную статью трактуют как обязанность направления всех полученных доходов от приносящей доход деятельности в бюджет своего учредителя в качестве неналоговых доходов.
Статья 42 Бюджетного кодекса РФ трактует, что все доходы, полученные бюджетным учреждением в форме арендной платы за использование государственного имущества, относятся к доходам учреждения от использования имущества. Доходы, полученные от сдачи имущества в аренду, казенные учреждения обязаны сдавать в бюджет как неналоговые доходы. Доходы, полученные казенным учреждением от используемого имущества в бухгалтерском учете, следует отражать по статье 120 «Доходы от собственности». Кроме того, одной из форм доходов казенного учреждения выступает доход, полученный после списания имущества.
Статья 41 Бюджетного кодекса РФ определяет доход от использования имущества казенный учреждений в состав доходов соответствующего бюджета. Далее рассмотрим учет расчетов по авансам. Учет расчетов по авансам ведется в строгом соответствии с классификаций сектора государственного управления на счетах «Расчеты по выданным авансам» - 0 206 00 000 [7].
Напомним, что бюджетные учреждения для документального оформления фактов хозяйственной жизни используют первичные учетные документы и регистры учета, утвержденные Приказом Минфина России от 30.03.2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н).
1.2 Теоретическое аспекты учета
В условиях нестабильной рыночной экономики риск неоплаты или несвоевременной оплаты счетов увеличивается, это приводит к появлению дебиторской и кредиторской задолженности, который требует более точного учета.
Каждая бюджетное учреждение в своей хозяйственной деятельности ведет расчеты с внешними и внутренними контрагентами: поставщиками и покупателями, заказчиками и подрядчиками, с налоговыми органами, с учредителями, банками, со своими работниками, прочими дебиторами.
Под дебиторской задолженностью понимают задолженность другой организации, работников и физических лиц данной учреждении.
Учреждение и лица, которые должны данной организации, называют дебиторами. Если они сами должны то кредиторами.
В настоящее время все более строгие требования предъявляются к точности и достоверности бухгалтерскому учету и отчетности. Особому вниманию подвергаются все показатели отчетности, которым относятся суммы дебиторской и кредиторской задолженности.
В последнее время все более актуальным становится вопрос взимания дебиторской задолженности в бюджетном секторе.
Для выявления просроченной, безнадежной задолженности, а также задолженности с истекшим сроком исковой давности организация не реже одного раза в год должна проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.
Особенности учета дебиторской задолженности в бюджетных учреждениях выражаются в четкой регламентации учета задолженности по конкретным видам операций, что обусловлено применением бюджетной классификации расходов. Контроль за движением дебиторской задолженности постоянно осуществляют органы Федерального казначейства в процессе кассового исполнения бюджетов всех уровней. Перечисление бюджетных средств поставщикам и подрядчикам осуществляется в соответствии с заключенными договорами с соблюдением положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Казначейская система исполнения бюджетов позволяет минимизировать дебиторскую задолженность в государственных и муниципальных
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3823.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
3. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академических наук, государственных (муниципальных) учреждения и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н.
4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 21.12.2011 №180н.
5. Аварский, Н.Д. Бухгалтерский учёт и анализ. - Орел: Орловский ГАУ, 2016. 244 с.
6. Агарков, М. М.Бухгалтерский учет. Курс лекций / М. М. Агарков М.: Издательство БЕК, 2015. 789 с.
7. Акимов, О.Ю. Бухгалтерский учет: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. / О.Ю. Акимов, Н.А. Соломатин. М.: Финансы и статистика, 2015. 192с
8. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева М.: Финансы и статистика, 2015 248 с.
9. Анфиногенова, Е.И. Об особенностях учета результатов инвентаризации расчетов с контрагентами // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Саратов, 18 апреля 2016 г.). Саратов: ИИРПК, 2016. С. 8-14.
10. Аукина, А.И., Гарчук-Иванча Н.Г., Дуденков Д.А. Проблемы учета оружия в учреждениях силовых ведомств // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 145-147.
11. Бабкин А.В. (ред.) Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы. Монография. — СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. — 660 с.
12. Баевская, С. С. Профессиональные информационные системы в сфере бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Молодой ученый. —2016. №5. С. 285-288
13. Васильева Н. Королева. Лизинговые операции: отражение и исправление ошибок в бухгалтерском учете/Н. В Королева.// Современный бехучет.– 2019. № 11. С.29-32.
14. Вифлеемский, А.Б. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях и централизованных бухгалтериях / А.Б. Вифлеемский. - М.: Народное образование, 2016. - 356 c.
15. Евстратова И.В. Корректировка дебиторской задолженности// Бухгалтерский учет. 2016. №2. С.23-27
16. Завьялов К. //Современный бехучет.2016. № 6. С.41-43
17. Государство и бизнес. Экосистема Цифровой экономики. Том 2. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 24-26 апреля 2019 г. — Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. — 388 c.
18. Ильина О.П.: «Информационные технологии бухгалтерского учета»; Питер, 2015. 688 с
19. Капустина, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учёт. Курс лекций. Екатеринбург: УГЛТУ, 2017. 208 с.
20. Карзаева Н.Н. Влияние рисков бизнеса на оценку дебиторской задолженности // Бухучет. 2017. №4. С 8-13
21. Коблова Г.И., Аукина А.И., Никорюкин А.В. Бюджетный учёт в правоохранительных органах. Учебное пособие. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 132 с.
22. Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет. Учебник для бакалавров. 6-е изд., изм. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К°, 2015. 584 с.
23. Кузнецова, О.Н., Мишина М.Ю. Бухгалтерский учет и анализ: перспективы для малого бизнеса // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 2. С. 338-342.
24. Латыпова Л.С. как избавиться от зависшей дебиторкой задолженности//Бухгалтерский учет, отчетность и экономический анализ: материалы 6 Всероссийской студенческой научной конференции «Студент наука» / Под редакцией д.э.н., проф. Г.А.Хабирова.-Уфа:Башкирский ГАУ, 2019. С.150-152
25. Мельникова Л. А., Рубцова Ю.В. Учет и анализ дебиторской задолженности // Современный бухучет. 2017. № 5. С. 3–12
26. Молодой учёный 2018 №49 (235), декабрь-1
27. Орлова Е. Специальные сроки хранения документов в налоговых целях // Налоговый вестник. 2016. №12. С. 46-55.
28. Пилипенко В.И. Федеральные стандарты бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора: рекомендации к применению. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. — 69 с.
29. Плотникловам В.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие /В.И. Бариленко. - М.: Форум, 2015. - 464 с
30. Панков В.В. Экономический анализ: учебное пособие - М.: Магистр: ИНФРА-М., 2016г. - 624 с.
31. Панченко Т.М. Займы и кредиты: бухгалтерский учет и налогообложение: учебное пособие / Под . ред. - М.: Форум, 2017. – 464 с.
32. Пузанкевич О. А. Финансы и финансовый менеджмент: учеб. -метод. пособие / О. А. Пузанкевич. - Минск : БГЭУ, 2015.- 139с.
33. Ремизова О. Н. Инвентаризация как метод проверки достоверности данных бухгалтерского учета на предприятии //Современный бухучет.2016. № 1. С. 7–14.
34. Савина Е. когда признавать в учете проценты, дебиторку, недостачу и другие опасные расходы // Главбух. 2017. № 6. С.40-47.
35. Сластихина Л.В. Бухгалтерский учет в автономных, бюджетных, казенных учреждениях. Учебное пособие — Сыктывкар: Сыктывкарский лесной институт (СЛИ), 2018. — 256 с.
36. Усатова Л.В. Управление затратами предприятий, факторы их формирования и типология в системе управленческого учета//Управ-ленческий учет. 2018. С. 47.
37. Филатова Р.В. Учет дебиторской и кредиторской задолженностей в строительных организациях//Бухгалтерский. 2015. № 2. С. 25-27
38. Фомичева Л.П. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с требованиями //Бухгалтерский учет. 2016. № 2. С. 13–22.
39. Юлбарисова А.Р. Дебиторская задолженность- отрицательный показатель//Бухгалтерский учет, отчетность и экономический анализ: материалы 6 Всероссийской студенческой научной конференции «Студент наука» / Под редакцией д.э.н., проф. Г.А.Хабирова.-Уфа:Башкирский ГАУ, 2015. С.272-274
40. Бюджетные организации (январь 2020). - https://jurkomp.ru/2020/02/03/byudzhetnye-organizacii-yanvar-2020/