Фрагмент для ознакомления
2
гостиниц (на примере туроператора ООО «Петротур»)
2.1. Характеристика предприятия ООО «Петротур» и основные виды деятельности
Туроператорская компания ООО «Петротур» существует на туристском рынке более 25 лет. Основным направлением деятельности компании выступает организация экскурсионных (автобусных) туров по Европе и городам России. Программы путешествий разрабатываются и дополняются каждый сезон [28].
Помимо этого, компания занимается приемов туристов в Санкт-Петербурге, осуществляет предоставление полного перечня услуг по сборным, экскурсионным и индивидуальным турам.
Сотрудниками компании являются квалифицированные специалисты в области туризма, сервиса и маркетинга. Штат сотрудников представлен генеральным директором, главным маркетологом, специалистом по заботе о клиентах, менеджерами-операторами по Европейским странам и России, менеджерами по приему туристов в Санкт-Петербурге, бухгалтером компании и системным администратором.
Компания по организационно-правовой форме выступает обществом с ограниченной ответственностью.
Организационная структура управления является линейной. При данной организационной структуре руководитель наделен всеми полномочиями и осуществляет единоличное руководство. Руководитель несет полную ответственность за результаты работы объекта. Главными преимуществами линейной организационной структуры выступают следующие ключевые параметры:
единая и четкая система распорядительства;
отсутствие несогласованности действий среди линейных исполнителей;
четкая и понятная система взаимосвязи между подчиненными и руководителем;
легкость управления ввиду отсутствия сложных структурных элементов, легкий контроль;
персональная ответственность руководителя.
В частности, руководитель компании обязан осуществлять руководство коммерческой структурой в соответствии с нормами действующего законодательства. Руководитель, безусловно, несет ответственность за последствия принимаемых решений, а также за сохранность имущества компании, его эффективное использование.
Одной из приоритетных задач руководителя бизнес-структуры, в частности, туроператора, является реализация комплекса мероприятий, направленных на достижение эффективных финансово-экономических показателей деятельности.
В рамках обозначенных задач директор компании:
1. Обеспечивает достижение определенных планируемых показателей экономической эффективности деятельности компании;
2. Осуществляет планомерное руководство группой подчиненных;
3. Осуществляет контроль над разработкой соответствующих проектов и планов развития компании, продуктов и их реализацией, другими параметрами хозяйственной деятельности компании;
4. Обеспечивает эффективную работу и эффективное взаимодействие между сотрудниками и структурными подразделениями; построение эффективных внутренних коммуникаций с целью развития комплекса внутреннего маркетинга, повышения эффективности деятельности каждого сотрудника;
5. Обеспечивает выполнение оператором всех обязательств перед сторонними организациями, заказчиками услуг, потребителями, поставщиками, а также трудовых и хозяйственных договоров, бизнес-планов;
6. Занимается организацией деятельности по соответствующему оказанию туристических услуг;
7. Принимает комплекс мер в рамках обеспечения компании квалифицированными специалистами туристской индустрии, обучения сотрудников и повышения их уровня квалификации;
8. Реализует управленческие функции на основе принципов социального партнёрства;
9. Обеспечивает законность деятельности компании на туристическом рынке;
10. Контролирует результаты работы, состояние трудовой дисциплины, рациональное использование материальных, финансовых, временных ресурсов, а также исполнение обязательств компании перед третьими лицами;
11. Издает соответствующие приказы или распоряжения в рамках производственной необходимости;
12. Утверждает правила внутреннего трудового распорядка, график отпусков, должностные инструкции, производственные инструкции и иные организационно-правовые документы.
Туроператор имеет партнерские отношения с рядом средств размещения, предприятий общественного питания и транспортными компаниями. Помимо этого, в штате компании трудятся собственные гиды-экскурсоводы с опытом работы более 10 лет.
Туристы компании путешествуют на комфортабельных автобусах, а также снабжаются звукоусиливающей аппаратурой (за дополнительную плату).
При планировании экскурсионного тура в Европу следует обратить внимание на такие параметры тура, как:
Наличие перелета;
Наличие мест сбора (в Москве или Санкт-Петербурге) [28].
При организации путешествия в Санкт-Петербург имеет значение состав группы (возрастной и количественны), сроки пребывания, пожелания по размещению и питанию. Так, специалисты компании занимаются формированием туров для групп индивидуально.
Таким образом, в качестве основных направлений деятельности компании следует указать следующие:
Формирование экскурсионных автобусных туров по Европе;
Реализации турпродуктов через собственную сеть продаж;
Организация приема туристов в Санкт-Петербурге;
Реализация сборных туров по Санкт-Петербургу и городам России.
Основными направлениями путешествий внутри страны являются следующие туристские дестинации: Северный Кавказ, включая Кавказские Минеральные Воды; Санкт-Петербург; Карелия; Москва; «Золотое кольцо»; Крым; Сочи и весь Краснодарский край. Также компания занимается организацией туров в страны СНГ, в том числе Белоруссию. Также компания занимается организацией туров в страны СНГ, в том числе Белоруссию.
Помимо этого, компания ООО «Петротур» является обладателем ряда престижных наград (рисунок 2.1.).
Рисунок 2.1 – Почетные награды компании создано автором
Компания ООО «Петротур» регулярно является участником международных и национальных специализированных туристских выставок. Компания удостоена признания на многочисленных конкурсах как в России, так и за рубежом. Звания «Сделано в России» и «Сделано в Петербурге», полученные за высокие показатели качества профессиональной деятельности, являются почетными для компании. Также компания неоднократно признавалась лучшей региональной туристской компанией года (премия «Лидеры туриндустрии») [28].
Таким образом, предприятие выступает компанией-туроператором с четкой специализацией деятельности. С учетом специфики и характера коммерческой деятельности оператора выстраивание и укрепление партнерских отношений со средствами размещения является для «Петротура» важнейшей задачей.
2.2. Параметры взаимодействия компании с гостиницами в рамках организации туров
Представленные в работе сведения и проведенный анализ позволяют судить о том, что ключевым звеном в сфере туризма, формирующим туристское предложение и доводящим его до конечного потребителя выступает туристская фирма (оператор).
В процессе осуществления деятельности оператор неизбежно сталкивается с необходимостью формирования партнерских отношений с поставщиками услуг, входящих в турпродукт. С учетом того, что главной рыночной ролью туристских фирм выступает соединение поставщиков услуг с клиентами-туристами, зачастую сильно разобщенных как во времени, так и территориально, исключительно важен правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления им.
Одним из важнейших направлений деятельности туроператора (в частности, компании ООО «Петротур») является взаимодействие с предприятиями и организациями гостиничного сектора. Данное сотрудничество основывается и осуществляется на определенных условиях, которые, в свою очередь, обуславливают различные аспекты совместной деятельности.
В рамках настоящей работы сделан акцент на партнерских взаимоотношениях с гостиничными предприятиями на территории Российской Федерации, то есть в рамках организации внутренних туристских продуктов.
Партнерская сеть средств размещения представлена достаточно широко. Некоторые предприятия размещения и формы взаимодействия с ними представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Некоторые гостиничные предприятия-партнеры и формы взаимодействия с ними составлено автором
Регион Предприятия (средства размещения) Форма взаимодействия
Санкт-Петербург Гостиница «Спутник» 3*
Комитмент-условия
Безотзывное бронирование/работа по разовым заявкам
Отель «Москва» 4*
Гостиница «Санкт-Петербург» 4*
Москва Москвич 2*
Гамма Измайлово 3*
Аст-Отель 3* Безотзывное бронирование/работа по разовым заявкам
Кавказские Минеральные Воды Гостиница Машук (Пятигорск), Спа-Отель Рафаэль (Железноводск), Пансионат Плаза (Ессентуки), Грин-Резорт (Кисловодск) Элотмент/ Безотзывное бронирование/работа по разовым заявкам
Сочи Бархатные сезоны Комитмент/ Безотзывное бронирование/работа по разовым заявкам
Ялта Ялта Интурист Безотзывное бронирование/работа по разовым заявкам
В таблице 2.1. представлены не все средства размещения – партнеры компании, а только основные. Можно судить о том, что сегодня компания в большей степени сотрудничает в формате работ по разовым заявкам или безотзывного бронирования. Безусловно, условия меняются в зависимости от сезона и других факторов общей социально-экономической ситуации. Однако с учетом того, что сетка туров компании весьма широка, условия безотзывного бронирования и разовых заявок более предпочтительны, поскольку нет возможности взять на себя весь спектр финансовых обязательств, к примеру, по комитмент-условиям. Исключение составляет гостиница «Спутник» в Санкт-Петербурге, с которой у компании давние партнерские отношения.
Во взаимодействии компании и гостиничных предприятий также в основном используются корпоративные договоры, по которым компания нередко имеет льготы и возможность получения специальных ценовых предложений в процессе организации туров (к примеру, если в Санкт-Петербург по заявке планирует прибытие группа школьников).
Корпоративный договор весьма благоприятен как для ООО «Петротура», так и для гостиницы-партнера. Такой договор заключается после длительного сотрудничества с гостиницей при условии перспективного и выгодного сотрудничества для обеих сторон. В рамках настоящего договора ООО «Петротур» имеет возможность размещать туристов по корпоративным ценам (при условии обеспечения компанией не менее 100 ночевок в номерах в год, гостиница «Спутник»).
Стандартный формат работы с гостиничным предприятием выглядит следующим образом:
заключение договора;
направление заявок по установленной форме;
отчетность.
Как правило, в гостиницу направляется предварительная письменная заявка, в которой содержатся такие сведения, как: вид заявки
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/1996/12/03/osnovy-turizma-dok.html (дата обращения 01.05.2020)
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 01.05.2020)
3. Приказ Минкультуры России от 11.07.2014 № 1215 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122445/bb6b68734dd38656a0a49e7dfb0f8a829baa4cff/ (дата обращения 02.05.2020)
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ strategicPlanning/concept/indexdocs (дата обращения 01.05.2020)
5. ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110997 (дата обращения 01.05.2020)
6. ГОСТ Р 50681-2010 Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200083215 (дата обращения 01.05.2020)
7. ГОСТ 32612-2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования (Переиздание) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110998 (дата обращения 01.05.2020)
8. Аблятипова Н.А., Папуш В.А. Некоторые проблемы страхования гражданско-правовой ответственности в туристской деятельности // /[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-problemy-strahovaniya-grazhdansko-pravovoy-otvetstvennosti-v-turistskoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.05.2020).
9. Александрова А. Ю. Международный туризм: учеб. пособие / - М.: Аспект Пресс, 2015. – 470 с.
10. Александрова А.Ю. Актуальные тенденции развития сферы туризма в глобальных городах мира: Современные проблемы сервиса и туризма, №2. – 2015. – с. 5-12
11. Айдаева С.А., Халимбеков Х.З., Шахбанова З.Р. Алгоритм выявления и оценки ключевых факторов категорирования инновационно-ориентированных предприятий сферы туризма // Вестник экспертного совета. 2019. №1 (16). – с. 100-103
12. Аксенова Л.А., Осипова Н.И., Иванова Н.В. Инновационное развитие российского туристского рынка: цифровой аспект // Вестник РМАТ. 2019. №1. – с. 130-134
13. Алексейчева, Е. Ю. Экономическая география и регионалистика: Учебник / - М.: Дашков и К°, 2017. - 376 с.
14. Бабкин А. В. Специальные виды туризма: учеб. пособие / А. В. Бабкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 252 с.
15. Беляев В.А. Мотивация персонала на предприятиях гостиничного бизнеса // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-personala-na-predpriyatiyah-gostinichnogo-biznesa (дата обращения: 18.05.2020).
16. Булатова Г.А. Стратегия развития предприятия гостиничного бизнеса // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2017. №6 (4). - с. 16-22
17. Бышок К.А., Сапунова Е.В., Пыхтина М.Г. Особенности рекламы в туристской деятельности на территории Российской Федерации // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-reklamy-v-turistskoy-deyatelnosti-na-territorii-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 11.05.2020).
18. Витаначчи Л., Лебедева Т.Е. Тенденции развития гостиничного бизнеса // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №4 (30). - с. 22-27
19. Володченко В.С., Ланцова Д.С., Миронова Т.А., Сапунова Е.В., Бышок К.А. Формирование туроператорами туристского продукта, включающего отдых в детских лагерях // Вопросы науки и образования. 2020. №1 (85). - с. 91-94
20. Гизятова А.Ш. Внутренний контроль туроператора как бизнес-функция его системы управления // Учет. Анализ. Аудит. 2016. №3. - с. 122-128
21. Гурьев А.В. Порядок мониторинга риска утраты туроператором платежеспособности // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2016. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poryadok-monitoringa-riska-utraty-turoperatorom-platezhesposobnosti (дата обращения: 21.05.2020). - с. 119-122
22. Девятых Ю.Н., Козлова Е.И. Особенности ценообразования на предприятиях гостиничного бизнеса // Символ науки. 2017. №4. - с. 87-89
23. Зобова Е.В., Яковлева Л.А., Косенкова Ю.Ю. Финансовое обеспечение туроператорской деятельности в России // /[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovoe-obespechenie-turoperatorskoy-deyatelnosti-v-rossii (дата обращения: 18.05.2020).
24. Иванова Е.В. Перспективы инноватизации современных туристических направлений в России // Гуманитарий Юга России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-innovatizatsii-sovremennyh-turisticheskih-napravleniy-v-rossii (дата обращения: 03.05.2020).
25. Кайтукова З.Х., Дзарасова А.К. Экономические аспекты туризма как объекта управления // Научные известия. 2016. №5. - с. 84-87
26. Коллективные средства размещения – гостиницы и не только [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://permstat.gks.ru/storage/mediabank/14_%D0%9A%D0%A1%D0%A0-%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B5%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE.pdf (дата обращения 12.05.2020)
27. Муталиева А.А. Гражданско-правовая характеристика договора о реализации туристского продукта // Евразийская адвокатура. 2016. №6 (25). - 122-123
28. Петротур – группа компаний / Офиц. сайт /[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://petrotour.ru/
29. Сапунова Е.В. Особенности взаимодействия турагентских и туроператорских организаций в условиях проявления риска их банкротства // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vzaimodeystviya-turagentskih-i-turoperatorskih-organizatsiy-v-usloviyah-proyavleniya-riska-ih-bankrotstva (дата обращения: 13.05.2020).
30. Сапунова Е.В. Особенности партнерских отношений между туроператорами и независимыми турагентствами // /[Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-partnerskih-otnosheniy-mezhdu-turoperatorami-i-nezavisimymi-turagentstvami (дата обращения: 17.05.2020).
31. Сотникова Э.В. Взаимоотношения гостиничных предприятий с турфирмами [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015011487
32. Чагарова Д.Б. Особенности учета затрат в туризме // [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ucheta-zatrat-v-turizme (дата обращения: 11.05.2020).
33. Чижевский В.Д., Гринько Д.О. Исследование поведения потребителей в гостиничном бизнесе // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-povedeniya-potrebiteley-v-gostinichnom-biznese (дата обращения: 19.05.2020).
34. Шемякина Ю.А. Управление конкурентоспособностью предприятий гостиничного бизнеса // [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konkurentosposobnostyu-predpriyatiy-gostinichnogo-biznesa (дата обращения: 18.05.2020).
35. Шерешева М.Ю., Полянская Е.Е. Развитие гостиничного бизнеса в регионах России // Финансы и кредит. 2016. №2 (674). - с. 37-44