Фрагмент для ознакомления
2
20 декабря 2018 года, была осуществлена предоплата ЗАО «Техно» по договору, за поставку электропогрузочной машины. 20 декабря 2018 года техника была доставлена в ЗАО «Спецтеплосервис» с товарной накладной № 135 от 20.12.2018 года и счет-фактурой № 135 от 20.12.2018 года.
В соответствии с полученными учетными документами, в бухгалтерском учете делаются записи, представленные в Таблице 5.
Таблица 5 - Бухгалтерские проводки по поступлению основных средств.
№ п/п Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 2 3 4 5
1 Предоплата поставщику за товар 60 51 200 000,00
2 Отражается поступление электропогрузочной машины Т-69 08 60 200 000,00
3 Отражен входящий НДС за покупку электропогрузочной машины Т-69 19 60 30 508,47
4 Принятие к учету электропогрузочной машины Т-69 01 08 200 000,00
5 НДС по введенному в эксплуатацию объекту принят к вычету. 68 19 30 508,47
Данные о потребности ЗАО «Спецтеплосервис» в средствах на оплату труда представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Потребность в средствах на оплату труда ЗАО «Спецтеплосервис» за 2018-2019 гг.*
Категории работников Численность (чел.) Заработная плата 1 работника за месяц (р.) ФЗП за месяц (р.) ФЗП за год (р.) Отчисления на соц. фонды за месяц (р.) Отчисления на соц. фонды за год (р.)
2018 год 2019 год 2018 год 2019 год 2018 год 2019 год 2018 год 2019 год 2018 год 2019 год 2018 год 2019 год
Руководители 3 3 4500 4500 13500 13500 162000 162000 4050 4050 48600 48600
Специалисты 2 2 4250 4250 8500 8500 102000 102000 2550 5550 30600 30600
Служащие 2 2 4000 4000 8000 8000 96000 96000 2400 2400 28800 28800
Технический работник 2 2 4250 4250 8500 8500 102000 102000 2550 2550 30600 30600
Охранник 2 2 2500 2500 5000 5000 60000 60000 1500 1500 18000 18000
Рабочий склада 3 2 2500 2500 7500 5000 90000 60000 2250 1500 27000 18000
Кладовщик 1 1 2250 2250 2250 2250 27000 27000 675 675 8100 8100
Водитель 3 3 3 750 3750 11250 11250 135000 135000 3375 3375 40500 40500
Итого 30 25 38750 38750 1162500 968750 13950000 11625000 348750 290625 4185000 3487500
Затраты на оплату труда переменная часть 11 8 10750 10750 37000 26500 444000 318000 11100 7950 172800 115200
Затраты на оплату труда постоянная часть 19 17 28000 28000 1125500 942250 13506000 11307000 337650 282675 4012200 3372300
*Источник: составлено автором.
Из таблицы 6 видно, что ЗАО «Спецтеплосервис» затратил в 2019 году 13 950 000 руб. и в 2019 году 11 625 000 руб. на оплату труда сотрудников.
Социальные отчисления составили в 2018 году 4 185 000 руб., 2019 году 3 487 500 руб. Затраты на оплату труда персоналу в 2018-2019 годах составили, переменная часть 444 000 и 318 000 руб., а постоянная часть 13 506 000 руб. и 11 307 000 руб. соответственно.
2.2 Особенности бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Поставщики – это любое юридическое (организация, предприятие, учреждение) или физическое лицо, поставляющие товары или услуги заказчикам. Был проведен анализ учета расчетов с поставщиками на предприятии ЗАО «Спецтеплосервис».
У предприятия заключены договора с предприятиями на поставку металлопродукции. Между организациями заключается договор в 2 экземплярах на поставку ценностей, один остается у заказчика, другой у исполнителя. В договоре имеются 9 пунктов:
1. Предмет договора.
2. Порядок и условия поставки.
3. Качество, количество и порядок приемки продукции.
4. Цена. Форма и порядок расчетов.
5. Ответственность сторон.
6. Тара и упаковка.
7. Форс – мажор.
8. Заключительные положения.
9. Адреса и реквизиты сторон.
В первой части договора говорится, что поставщик обязуется передать в собственность покупателю металлопродукцию, а покупатель обязуется принять и оплатить данную металлопродукцию в определенном количестве, по ценам и в сроки в соответствии с условиями настоящего договора и согласованных спецификаций, прилагаемых к настоящему договору.. При поставке металлопродукции допускаются отступления, расчеты при этом производятся за фактически поставленную продукцию.
В пункте порядок и условия поставки указано, что покупатель обязан подать заявку на поставку продукции, указав ассортимент, количество и отгрузочные реквизиты. Покупатель обязан за 10 дней оплатить поставку материалов. Описаны различные условия отклонения от условий поставки и способы их устранения. Указан транспорт, который доставит металлопродукцию. После того как продукция доставлена, покупатель оплачивает расходы на доставку продукции.
В пункте 3 «Качество, количество и порядок приемки продукции» указано, что качество должно соответствовать стандартам, техническим условиям и другими характеристиками указанными заказчиком. Описаны условия несоответствия качества или количества продукции, недогруза, брака, в какие сроки принимается претензия по данным условиям.
Цена. Форма и порядок расчетов. Цены согласовываются сторонами на момент подписания спецификаций. Указываются условия и порядок оплаты металлопродукции, отклонения при оплате продукции.
С 5 по 7 пункт указано, что в случае несоблюдения сроков платежей, виновная сторона уплачивает неустойку в размере 0,1% от стоимости неоплаченной металлопродукции за каждый день просрочки. Описывается маара и упаковка продукции и различные форс-мажорные обстоятельства, которые могут произойти при поставке товара.
В 8 пункте указано, что стороны обязаны сообщать друг другу в течении 3-х дней об изменениях в реквизитах, адреса. Взаимоотношения сторон регулируется законом РФ. В заключительной части описано, с какого момента действует договор, окончание его срока и какие документы прикрепляются к договору.
В самом конце указываются реквизиты сторон, ставится печать и подпись директора предприятия.
Проведя анализ поставщиков материально-производственных запасов, было выявлено, что среди поставщиков, есть фирмы, которые не вовремя поставляют товар. А в договоре указаны способы решения данного вопроса, соответственно, ЗАО «Спецтеплосервис» установленных правил.
Для формирования движения расчетов с контрагентами компания использует 60 счетов. Движение по нему связано с получением следующих документов:
1) счет-фактура, коносамент представляют собой документы на возникновение задолженности предприятия за предоставленные материалы или оказанные услуги, или безналичный расчет суммы авансового платежа. Счет-фактура и TTН также являются обоснованием для формирования книги покупок (получен НДС);
2) Платежное поручение или требование, банковская выписка используются для расчета кредиторской задолженности перед подрядчиками и поставщиками;
3) Распоряжение о расходах, частичное или полное погашение задолженности наличными через кассирскую организацию плательщика;
4) Акт выполненных работ, который подписывается обеими сторонами, принимается за основу для оплаты суммы, указанной в договоре;
5) Поступление заказа осуществляется на 60 счет в случае возврата аванса, уплаченного ранее, возврата суммы претензии поставщиком наличными в кассу предприятия.
Рассмотрим структуру пассивного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в таблице 7.
Таблица 7 – Структура счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»*
Счет 60
Дт Кт
Сальдо – остаток задолженности поставщикам и подрядчикам на начало периода
Оплата счетов поставщиков и подрядчиков за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги Акцепт счетов поставщиков за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выдача векселей, акцепт трат, отражение коммерческого кредита
Выдан аванс
Зачет выданных авансов Сальдо – остаток задолженности поставщикам и подрядчикам на конец периода
*Источник: составлено автором.
Балансовый, пассивный 60 счет бухгалтерского учета показывает возникающую у предприятия сумму задолженности перед контрагентами.
Отражение бухгалтерских проводок по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с соответствующими счетами рассмотрим в таблице 8.
Таблица 8 – Бухгалтерские проводки ЗАО «Спецтеплосервис» по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» за сентябрь 2018 г.*
Дебет Кредит Сумма, тыс. руб. Содержание хозяйственной операции
10, 15 60 99,3 Поступили материально-производственные запасы.
19-3 60 17,9 Отражены суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах по материально-производственным, предназначенным для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
19 60 8,1 Отражены суммы НДС, выделенные в счетах-фактурах по работам, услугам, используемым для производства продукции (работ, услуг), облагаемой НДС.
20, 23, 25, 26, 29, 44 60 45,4 Отражена стоимость работ (услуг) сторонних организаций, используемых для производства и продаж продукции, облагаемой НДС.
60 50, 51, 52 155,7 Оплачены приобретенное имущество, работы (услуги).
60 50, 51, 52 40 Перечислены авансы поставщикам и подрядчикам.
*Источник: составлено автором.
Таким образом, ЗАО «Спецтеплосервис» работает с поставщиками материально-производственных запасов на договорной основе. Договор служит в качестве гарантии на то, что продукция будет в надлежащем качестве, доставлена в определенные сроки, в определенном количестве. Для учета расчетов с поставщиками используется пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Совершенствование работы по расчетам с поставщиками в могло бы заключатся в определении более прозрачного алгоритма оценки и выбора поставщиков на основании разработанных критериев, таких как цена, качество, сроки.
Контроль закупаемых материалов осуществляется только визуально (по количеству и качеству). Этого не всегда достаточно. Можно было бы описать расширенные требования к закупаемой продукции и в дальнейшем осуществлять контроль закупаемых материально-производственных запасов согласно этим требованиям.
2.3 Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками
Входящие основные средства учитываются на основании документов поставщика и соответствующего первичного бухгалтерского документа.
В то время как государственные учреждения при реализации учетных записей 24-26-го уровня указывают КОШУ 310 «Увеличение стоимости основных средств» в качестве дебетовых и кредитных счетов.
Следующие операции с полученными основными средствами зависят от группы основных средств, к которой относится комиссия по приему и выбытию нефинансовых активов, ранее отнесенных к этому объекту.
Согласно п. 130 Инструкции № 157н для учета операций, связанных с получением, новым строительством, переоборудованием и т. д. Основных средств, в Едином плане счетов предусмотрен 10601 счет «Инвестиции в основной капитал». Учет инвестиций в основной капитал в государственном учреждении ведется группой в соответствии с пунктом 37 Отчета № 157н:
10 «Недвижимость учреждения»;
30 «Иное движимое имущество учреждения»; 40 «Имущество - предметы лизинга».
В инструкциях № 157н и 173н, не предусматривающих первичные документы и регистры бухгалтерского учета, в которых были зарегистрированы, будут приниматься решения о совместной миссии и соответствующие действия бухгалтера в бухгалтерском учете. Учреждения должны будут разработать собственный документооборот, график документооборота и соответствующие формы бухгалтерских документов и реестров.
Основными источниками информации для проведения анализа дебиторской и кредиторской задолженности организации являются документы бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс и Отчет о финансовых результатах.
Цель анализа – является определение размеров, состава, изменений дебиторской и кредиторской задолженности, которые произошли за
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Арутюнов Ю.А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2016. – 312 с.
2) Бакаев А.С. Нормативная база бухгалтерского учета. – М., Логос, 2016. – 153 с.
3) Богаченко В.М. Основы бухгалтерского учета: учебник.– Ростов.: Феникс, 2017. – 334с.
4) Богаченко В.А., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет: учебник .– Изд. 19-е, стер. – Ростов: Феникс, 2017.– 510с.
5) Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / коллектив авторов, под общ. ред. О.Е. Качковой. –2-е изд.стер. – М.КНОРУС, 2016.– 588с.
6) Володина А.А. Управление финансами. Финансы предприятия: учебник. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2016. –364 с.
7) Ерофеева В.А., Тимофеева О.В. Бухгалтерский учет: краткий курс лекций. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017. – 137 с.
8) Заббарова О. А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации : учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2019. – 201 с.
9) Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2017. – 504 с.
10) Крюков А. В. Бухгалтерский учет с нуля: учебник. – М.: Эксмо, 2016. – 368 с.
11) Лытнева Н.А., Малявкина Л.И., Федорова Т.В. Бухгалтерский учет: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 496 с.
12) Мицек C.А. Краткосрочная финансовая политика на предприятии: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2017. –244 с.
14) Санин К.В., Санин М.К. Бухгалтерский учет: учебное пособие.– СПб.: Питер, 2017.– 141с.
15) Соколов Я.В. Принципы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет. – М.: Логос, 2016. – 304 с.
16) Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. №402-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.11.2016г). URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 05.10.2018)
17) Фокина О.Н., Горбулин В.Д. Особенности Бухгалтерского и налогового учета: учебник. – М.: РОСБУХ, 2019. – 160 с.
18) Щербаков В.А., Приходько Е.А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие .– 3-е изд., стер.– М.: КНОРУС, 2016. –272 с.
19) Барышев С.Б. Учетно-аналитическая система показателей предприятия // Бухгалтерский учет. – 2019. – №10. – С. 19-22.
20) Федорцова Е.А. На что бухгалтеру обратить внимание в договоре купли-продажи // Главная книга. – 2011. – №22. – С. 14-15.
21) Верещагин С.А. Инвентаризация материально-производственных запасов // Бухгалтерский учет. – 2017. - №3. – С. 9-11.
22) Разгуляев В.В. Взаимодействие маркетинга, закупок и логистики // Консультант. – 2016. - №13. – С. 23-25.
23) Антаненкова Е.Н. Внутренний контроль в организации // Консультант. – 2016. - №9. – С. 16-18.
24) Козырева Л.А. Отчетность за 2016 год: на что обратить внимание? // Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2017. - №3. – С.25-27.
25) Разумова И.С. Обещанного три года ждут // Расчет. – 2017. - №8. – С.19-20.
26) Пфеффер А. Дебиторская и кредиторская задолженность // Российский бухгалтер. - 2016. - № 8. – С.24-26.
27) Петров А.М. Прогрессивные методы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 180 с.
28) Савицкая В.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – Москва: Банки и биржи, 2010. – 703 с.
29) Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.: Инфра-М, 2019. – 402 с.
30) Сафронов Н.А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: Юристъ, 2010. – 211 с.
31) Свободина М.В. Дебиторская задолженность и ее анализ // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2016. – №4. – С. 42–45.
32) Сметанко, А.В. Прикладные аспекты внутреннего аудита расче-тов с покупателями и заказчиками в условиях неопределенности и рисков [Электронный ресурс] // Международный бухгалтерский учет. – 2016. – № 17. – Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
33) Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие. – Москва: Юрист, 2018. – 338 с.