Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».
Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только на уроках информатики, но и на уроках по всем остальным предметам начиная с первого класса. Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности в большей степени на предметном материале.
Сформированные умения применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов (при работе над проектами), а именно: заданий с неполными исходными данными, требующих поиска дополнительных сведений в различных источниках; в которых ученик:
• должен сделать самостоятельный вывод на основе сообщаемых сведений;
• должен выполнить реферирование или конспектирование каких-либо источников информации;
• имеет дело с двумя или более способами организации информации;
• должен представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах; предполагающих выполнение тех или иных самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации.
Таким образом, умение работать с информацией, предполагающее активные действия по поиску, обработке и организации информации, это умение, которое дети будут использовать на протяжении всей своей дальнейшей учебы и последующей жизни.
В настоящее время формирование информационных умений осуществляется на различных предметах. Значительными возможностями для формирования названных умений обладает изложение.
Таким образом, работа цель которой - исследование формирование информационных умений при работе над изложением в начальной школе, является актуальной.
Объектом данного исследования является формирование информационных умений,
Предмет - методика обучения информационным умениям на основе работы над изложением.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть разновидности информационных умений;
- проанализировать изложение как вид работы для формирования информационных умений у младших школьников;
- провести анализ современных УМК по русскому языку в аспекте работы над изложением;
-провести анализ методического опыта учителей-практиков в аспекте работы над изложением;
- привести описание собственного опыта использования методики работы над изложением в аспекте формирования информационных умений;
Структура данного исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Основы работы над информационными умениями при проведении изложений
1.1. Характеристика информационных умений в соответствии со ФГОС НОО
Одна из задач нашего исследования заключалась в том, чтобы определить понятие информационные умения как ключевое понятие темы.
С этой целью нами были проанализирован материалы ФГОС НОО, Примерной программы по информационной грамотности в начальной школе и ряд других источников, раскрывающих это понятие.
В результате анализа нам удалось выявить, что для характеристики информационных умений используются разные понятие, в а
Информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность – это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом).
Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:
1. Поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить информацию по заданному основанию, существенным признакам, представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д.
Рисунок 1 Навыки работы с информацией младших школьников
2. Преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы), устанавливать простые связи, делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте, находить аргументы, подтверждающие выводы, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы.
3. Оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
Работа по развитию речи определяется одним из нормативных документов образования – Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
При этом, следует отметить, что в процессе изложения происходит работа с информацией, то есть развиваются информационные навыки.
Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы приобретет умения, приведенные на рис.1.
На уроках русского языка проводится работа с текстом с избыточным/недостающим содержанием.
Информационные навыки, которые могут быть использованы в работе над изложением подразумевают:
-соблюдение правил речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
- слушание ответа одноклассников;
- высказывание своей точки зрения;
- комментрование ситуации;
- выражение согласия или несогласия с мнением одноклассников и учителя;
- способность задавать разные вопросы: на уточнение информации, на понимание услышанного.
Требования к изложению по программе приведены в таблице 1.
Таблица 1 Требования к изложению по программе ФГОС [9]
1.2. Система работы над изложением как средством работы над информационными умениями в начальной школе
Известно, что изложение — это письменный пересказ образцового текста.
Популярность изложения как средства развития речи объясняется прежде всего, тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки. Изложение же с творческим заданием представляет собой не только механическую передачу чужого текста, но и собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста); это письменный и устный вид работы, при котором учащиеся на основе образца строят свой собственный текст.
В начальных классах, согласно программе, дети осваивают следующие разновидности изложений: подобное, выборочное, сжатое, изложение с дополнением.
Под подробным изложением подразумевается последовательный пересказ текста с условием сохранения языковых особенностей автора. От учащихся требуется умение правильного отбора существующей информации, а также умения вычленять микротемы.
При этом под сжатым изложением текста подразумевается краткое пересказывание основной сути содержания с сохранением только самого важного, без подробностей. От учащихся требуется умение правильно сократить имеющуюся информацию с тем, чтобы не потерять суть текста с тем, чтобы изложение будучи коротким по форме не было бедным с точки зрения содержания. Данный вид изложения считается самым сложным.
Под выборочным изложением подразумевается пересказ выбранной части текста, соответствующего определенной теме, а не всего текста. От учащихся требуется умение правильно отобрать информацию с целью отражения выбранной темы.
Процесс работы над изложением включает несколько этапов.
Рассмотрим процесс работы над изложениями в аспекте формирования информационных умения.
Методика проведения изложения зависит от его вида и цели.
Существует классификация изложений по трем основаниям:
- По цели проведения (обучающие и контрольные);
- По характеру текстового материала (повествование, описание и рассуждение);
- По способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)
Таблица 2 Возможности подробного изложения в аспекте формирования информационных умений
Этапы работы над подробным изложением Формируемые информационные умения
1. Вступительная беседа Определять недостающую информацию, работа информационными источниками (словарями)
2.Восприятие текста понимание смысла текста, выработка своего отношения к происходящему
3. Беседа по содержанию текста анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения
4. Анализ структуры текста. Выделение составных частей
5. Составление плана. Совершенствование речи учащихся
6. Орфографическая подготовка Объяснение детьми орфограмм, подбор проверочных слов
7. Лексическая подготовка Языковый анализ текста
8. Устный пересказ текста Вторичное восприятие текста учащимися помогает успешно решить задачи воспроизведения текста посредством ключевых слов - строительного материала для создания будущего текста
9. Повторное чтение текста.
10. Написание и проверка изложения
Таблица 3 Возможности сжатого изложения в аспекте формирования информационных умений
Этапы работы над подробным изложением Формируемые информационные умения
1. Вступительная беседа Определять суть содержания. Создавать краткие по форме, но не бедные по содержанию тексты.
2.Восприятие текста понимание смысла текста, выработка своего отношения к происходящему
3. Беседа по содержанию текста анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения
4. Анализ структуры текста. Выделение составных частей
5. Составление плана. Совершенствование речи учащихся
6. Орфографическая подготовка Объяснение детьми орфограмм, подбор проверочных слов
7. Лексическая подготовка Языковый анализ текста
8. Устный пересказ текста Вторичное восприятие текста учащимися помогает успешно решить задачи воспроизведения текста посредством ключевых слов - строительного материала для создания будущего текста
9. Повторное чтение текста.
10. Написание и проверка изложения
Таблица 4 Возможности выборочного изложения в аспекте формирования информационных умений
Этапы работы над подробным изложением Формируемые информационные умения
1. Вступительная беседа Определять суть выбранной темы. Понимать, как правильно ее отразить.
2.Восприятие текста понимание смысла текста, выработка своего отношения к происходящему
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. — 5"е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2011. — 400 с.
2. Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» №2 2009г.
3. Завьялова О. А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М. : Педагогика, 1981.-186 с.
5. Белкин, Е. Л. Психолого-дидактические основы построения эффективных методик обучения / Е. Л. Белкин, А. И. Иванов .— М.: Б.и., 2003. Выпуск 7: Определение качества учебного процесса .— 2003 .— 25 с.: ил. — Библиогр.: 25 с.
6. Эльконин Д. Б. Психология игры. [Электронный ресурс] http://www.pseudology.org/Psyhology/Psyhologiya_Igry2.pdf (дата обращения 25.05.2020).
7. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 1999.
8. Бодалев, А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. Москва; Воронеж, 2002.
9. ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] https://www.preobra.ru/fgosnoo19
10. Ладыженская, Т. А. Связная речь [Текст] / Т. А. Ладыженская // Методика развития речи на уроках русского языка. – М. : Просвещение, 1980. – 222 с.
11. Львов, М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст] / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 1975. – 170 с
12. Сборник рабочих программ 1-4 классы. Школа России [Текст] : пособие для учителей образовательных учреждений / под ред. науч. рук. А. А. Плешакова. – М. : Просвещение, 2001. – 528 с.
13. Соловейчик, М.С. Программа «Русский язык» для четырехлетней начальной школы [Текст] / Н. С. Кузьменко, М. С. Соловейчик. – М. : Просвещение, 2011. – 386 с.
14. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» [Текст] / Ассоциация XXI век, 2013. – 112 с.
15. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
16. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: В 3 т. — М. : АСТ, Астрель, Харвест, 2006
17. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.:Просвещение, 1958, с.115.
18. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса, М.:1992,с.115.
19. Арутюнова Н.Д. (1998), Дискурс / Лингвистика. Большая энциклопедия: под ред. В. Н. Ярцева, Научное издательство «Большая русская энциклопедия». - С. 136-136.
20. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.
21. Dijk, T. Van, Ideology: A Multidisciplinary Approach, London: Sage publications, 1998, P. 194.
22. Баранов, М.Т., Ладыженская Т.А. Методика преподавания русского языка. – М.: «Просвещение», 1990. – 198с. 18
23. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. П24 учеб. заведений / [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова , Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с. 39
24. Определение уровня умственного развития дошкольников и младших школьников (тест Э. Ф. Замбацявичене) [Электронный ресурс] http://strana-znaek.ru/podgotovka-k-shkole/stati/index.php?ID=35