Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях рыночной экономики основной целью деятельности коммерческой организации является получение высокого финансового результата –
прибыли, величина которой влияет на формирование фонда оплаты труда, динамику поступления денежных средств в бюджеты разных уровней,
насыщенность рынка соответствующими товарами по мере спроса на них и т.д. Функционируя в условиях современного рынка, российские
коммерческие организации испытывают сильное конкурентное давление и, зачатую, осуществляют свою деятельность с превышением норм затрат, что
отрицательно сказываются на величине прибыли и вынуждает предприятия искать пути улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовый результат – это итоговый показатель, главный критерий оценки деятельности любого предприятия, который определяет его текущее
финансовое положение и создаёт перспективы развития на рынке. Следовательно, важнейшей задачей финансовых менеджеров является постоянный
мониторинг, оценка и улучшение финансовых результатов, поскольку необходимым условием успешной работы организаций оказывается ориентация
на получение и максимизацию прибыли.
Несмотря на сохраняющийся интерес теоретиков и практиков к исследованию проблем, препятствующих росту финансовых результатов коммерческих
организаций, который сопровождается ростом количества научно-практических работ, существует необходимость дальнейшего изучения условий, при
которых финансовые результаты растут, факторов, оказывающих влияние на формирование прибыли и её распределение, а также разработки на этой
основе рекомендаций финансовому менеджменту российских предприятий по улучшению финансовых результатов.
Цель работы заключается в теоретическом обосновании и разработке направлений улучшения финансовых результатов российских коммерческих
организаций.
Актуальность и цель работы предопределили необходимость решения следующих задач:
раскрыть сущность и содержание финансовых результатов;
исследовать порядок формирования и распределения прибыли;
изучить подходы и методы анализа финансовых результатов деятельности коммерческих организаций;
провести анализ финансового состояния и финансовых результатов российской коммерческой организации;
выявить причины, препятствующие повышению финансовых результатов исследуемой организации;
разработать меры, направленные на повышение финансовых результатов российской коммерческой организации, оценить их эффективность.
Объектом исследования стали финансовые результаты российских коммерческих организаций (на примере ООО «Дрогери ритейл»).
Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования, оценки и улучшения финансовых
результатов российских коммерческих организаций (на примере ООО «Дрогери ритейл»).
В теоретическую базу исследования вошли научные труды отечественных исследователей вопросов формирования и распределения финансовых
результатов коммерческих организаций, в их числе – И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов, Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов, В.Н. Дорман, Н.И. Малис, Н.А. Назаров,
А.П. Петренко, Г.В. Савицкая, А.А. Соболева, А.В. Тихонов, К.П. Хот и др.
Теоретические и практические научные исследования проводились с использованием таких методов как горизонтальный, вертикальный,
сравнительный, факторный, коэффициентный, трендовый анализ, табличный и графический методы исследования.
Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, данные финансовой (бухгалтерской) отчётности ООО «Дрогери ритейл»,
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования.
В первой главе определены теоретические основы формирования и оценки финансовых результатов деятельности российских коммерческих
организаций. В ней раскрыты такие понятия как «финансовый результат», «прибыль»; рассмотрены показатели формирования финансовых результатов
организаций; описаны подходы и методы анализа финансовых результатов деятельности организаций.
Во второй главе проанализированы основные показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты деятельности ООО «Дрогери ритейл»,
выявлены перспективы развития ООО «Дрогери ритейл» на российском рынке.
В третьей главе выделены причины, препятствующие повышению показателей финансовых результатов ООО «Дрогери ритейл», разработаны
мероприятия по их улучшению.
В заключении подведён итог результатов исследования, сделаны выводы и разработаны рекомендации, направленные на улучшение финансовых
результатов российских коммерческих организаций.
1 Теоретические аспекты формирования и оценки финансовых результатов деятельности коммерческих организаций
1.1 Сущность и содержание финансовых результатов деятельности коммерческих организаций
В условиях постоянных изменений рыночной экономики, ужесточения глобальной конкуренции, многогранности и сложности экономических отношений
между хозяйствующими субъектами особую значимость приобретает грамотное управление финансовыми ресурсами организации, в частности его
имуществом (активами), собственными и заёмными средствами (пассивами). Результативность работы коммерческой организации определяет оценка и
анализ его финансово-хозяйственной деятельности, являющиеся центральными процессами, формирующими информационную базу для принятия
оперативных и точных управленческих решений. В итоге любая коммерческая организация стремится улучшить показатели своих финансовых
результатов.
Как экономическая категория финансовый результат имеет определённую, присущую только ей сущность. Общепризнанной является точка зрения, в
соответствии с которой финансовый результат представляет собой конечный итог предпринимательской деятельности, отражающий прибыльность или
убыток проводимой политики организации, конкурентоспособность её товаров (работ, услуг). Высокие показатели финансовых результатов гарантируют
пополнение бюджета государства посредством изъятий налогов и сборов, способствуют росту инвестиционной привлекательности, деловой активности
предприятия. В связи с чем экономическое содержания финансового результата, его показатели и процесс их формирования занимают особое место в
управлении хозяйственной деятельностью коммерческой организации.
На сегодняшний день «финансовый результат» не имеет однозначного конкретного определения. По мере развития экономической мысли данное
понятие постоянно усложнялось и видоизменялось. Ведущие учёные-экономисты к определению финансового результата подходят в различных
аспектах и с разной степенью детализации, поскольку его теоретическая характеристика складывается из сущности, функций и форм различных
показателей как важнейших категорий финансового состояния организации, широко исследованных в экономической литературе.
При рассмотрении теоретических аспектов финансового результата обратимся к мнениям различных авторов, учёных и экономистов, в попытке
установить, из чего складывается понятие финансового результата. Так, Л.И. Хоружий и У.Ю. Дейч, исследовавшие теоретико-методологические основы
формирования финансовых результатов, определили данное понятие как результат, полученный от основной деятельности организации и от прочих её
операций [40, с. 6]. Они отмечают, что к данной категории относятся расходы и доходы – промежуточные показатели, прибыли и убытки – конечные
показатели предприятия. Прибыль, как утверждают авторы, есть важнейшая экономическая категория, которая завершает процесс формирования
финансовых результатов деятельности организации.
Позиция Л.И. Хоружего и У.Ю. Дейч в целом совпадает с мнением И.Т. Абдукаримова и М.В. Беспалова, согласно которого финансовый результат следует
рассматривать как итог работы организации, выраженный в сумме полученной прибыли [1, с. 76]. Исследователи считают верным разграничить понятия
«финансовый результат» и «эффективность», поскольку первое есть результат эффективной работы предприятия, а не уровень эффективности. Поэтому и
критерием финансовых результатов будет выступать получение максимальной прибыли.
Важно отметить, что к показателям финансового результата относят не только доходы, расходы, прибыль или убыток, но и изменение стоимости
собственного капитала, дебиторскую и кредиторскую задолженность. Так свидетельствует современный экономический словарь, составленный Б.А.
Райзбергом, где под финансовым результатом понимается итог хозяйственной деятельности организации и её подразделений [29, с. 456].
Поскольку в рамках данного исследования рассматривается финансовый результат коммерческих организаций, будет уместно подчеркнуть содержание
данного понятия как финансовой составляющей [33, с. 28]. На этой основе С.А. Сироткин и Н.Р. Кельчевская характеризуют финансовый результат как
часть реализованной стоимости, и часть приращённой, добавленной (вновь созданной) стоимости, которые имеют денежную форму своего выражения.
Таким образом, все денежные поступления и денежные платежи формируют финансовый результат коммерческой деятельности организации.
Согласно Приказу Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкции по его применению» финансовый результат выражается в показателе прибыль (убыток), формируемого на счете 99 «Прибыли
и убытки» [28]. Отражается прибыль в финансовой (бухгалтерской) отчётности в виде конечного результата финансовой деятельности организации в
отчетном году (Отчет о финансовых результатах).
Согласно всем вышеизученным подходам к определению содержания финансового результата, можно предложить наиболее обобщённую трактовку
данной экономической категории. Финансовый результат – это комплексное, системное понятие, отражающее совместный результат от финансовохозяйственной деятельности организации в виде выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленный как разность между полученными
доходами и произведёнными расходами, в результате выраженный конечной прибылью или убытком [22, с. 74–76].
Как показывает анализ исследований теоретического характера, ключевыми показателями, характеризующие содержание финансового результата
коммерческой организации, являются: доходы, расходы, прибыль (убыток). Для эффективной оценки финансового состояния организации важно
понимать, как формируется и что отражает каждая из этих категорий. Доходы и расходы являются основными промежуточными показателями, от
эффективного управления которыми будет зависеть не только прибыльность предприятия, но и доходная часть бюджета страны.
Согласно Приказу Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»,
доходы – это увеличение капитала организации, не включая собственное имущество, за счет поступления активов и (или) погашения обязательств [24].
Здесь же приводится классификация доходов, которые подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы, в зависимости от
их характера, условия получения и направления деятельности организации. В Налоговом кодексе РФ доходы разделяются на доходы от реализации
товаров (работ, услуг) и имущественных прав, и внереализационные доходы, при этом сумма налога исключается при их определении [20]. В качестве
основного финансового источника и главной составной частью доходов коммерческих организаций за определённый период времени выступает
выручка и поступления, связанные с реализацией и продажей товаров (работ, услуг) [3, с. 4]. Выручка – это сумма произведений объёма продаж на цену
каждой реализованной единицы продукции за период (в натуральном выражении), измеряемая в денежных единицах. Именно от величины полученной
выручки во многом зависит уровень прибыли организации, степень её доходности и рентабельности [4, с. 250].
Улучшение финансовых результатов организации требует не только увеличение выручки, доходов в целом, но и постоянный контроль над процессом
формирования расходов. ПБУ 10/99 «Расходы организации» интерпретирует данный показатель как уменьшение капитала организации, не включая
собственное имущество, за счет оттока активов и (или) возникновения обязательств. Согласно действующему Положению, классификация расходов
производится аналогично доходам – с разделением их на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы [25]. В Налоговом кодексе РФ
зафиксировано, что расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, оценка которых выражена в денежной форме
[20].
На базе расходов по обычным видам деятельности формируется себестоимость, которая показывает, во сколько организации обходится производство
или продажа продукции. В понимании В.Н. Дорман себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства
товаров (работ, услуг) различных затрат, непосредственно связанных как с производством продукции, так с управлением и обслуживанием производства
[10, с. 9–10], сумма которых характеризует полную себестоимость.
Завершает цикл деятельности коммерческой организации финансовый результат, связанный с производством или реализацией товаров (работ, услуг),
который является необходимым условием следующего (заключительного) этапа. Конечный финансовый результат характеризует размер полученного
эффекта от финансово-хозяйственной деятельности организации. Такой эффект может быть отрицательным, тогда организация несёт убытки, или
положительным, что означает получение прибыли. Стоит подчеркнуть, что результаты финансово-хозяйственной деятельности коммерческих
организаций представляют огромный интерес для различных групп пользователей, которые применяют данную информацию в зависимости от
собственных целей и амбиций [34, с. 97].
Во-первых, государство заинтересовано в правильности формирования статьи баланса «Налоги», поскольку финансирование государства во многом
осуществляется благодаря системе налогообложения. Наибольшую роль представляют такие виды налогов, как налог на прибыль и НДС. Следовательно,
основными показателями, характеризующие деятельность коммерческих организаций с позиции интересов государства: прибыль и объём продаж.
Во-вторых, для инвесторов определяющим показателем будет служить операционная прибыль (прибыль до вычета процентов и налогов). Предоставляя
денежные средства организации, они ожидают получение своего дохода в виде процентов, в т.ч. по ссудам и займам.
В-третьих, поставщики и кредиторы заинтересованы в эффективной работе бизнеса, в наличии собственных средств у организации, выступающих
гарантом своевременной уплаты по задолженностям.
Для владельца (предпринимателя) наибольшее значение имеет прибыль, остающаяся у организации после уплаты всех налогов и сборов – чистая
прибыль, которая идёт на улучшение производственных и социальных показателей организации.
Наконец, сотрудники и рабочие организации, доход которых выражается в сумме заработной платы, различных премий и отчислений в соответствующие
фонды (ПФ РФ, ФСС, ФОМС).
Результаты деятельности коммерческой организации во многом зависят от внешней среды. Вышеуказанные субъекты прямо или косвенно воздействуют
на финансовую составляющую деятельности коммерческой организации и могут повлиять на формирование её финансовых результатов. Рассматривая
влияние факторов внешней среды на финансовый менеджмент коммерческих организаций (таблица 1), особого внимания заслуживают политикоправовые и финансово-экономические факторы.
Таблица 1
Факторы внешней среды, оказывающие влияние на деятельность коммерческих организаций*
Макросреда
Финансово-экономические инфляция;
ставка процента;
налогообложение;
платёжеспособный спрос населения;
темп экономического роста.
Политико-правовые политическая обстановка в стране, в т.ч.:
коррупция, лоббизм;
государственное регулирование;
качество нормативно-правовой базы;
состояние международных отношений и внешних связей государства.
Демографические численность и прирост населения;
урбанизация;
возрастная структура.
Социокультурные безработица;
уровень и качество образования населения;
система ценностей общества;
уровень культуры населения.
Научно-технические научно-технический прогресс;
уровень развития информационных технологий и технических инноваций.
Природно-географические природно-климатические условия;
уровень загрязнения окружающей среды;
доступность сырья и энергоресурсов.
Микросреда
Конкуренция
Порядок организации взаимодействия с поставщиками и посредниками
Ценообразование и уровень организации работы с клиентами
Порядок организации взаимодействия с контактными аудиториями (СМИ, общественность, финансовые круги)
*Источник: составлено автором по [17, с. 91].
На формирование финансовых результатов в большей мере оказывают влияние факторы финансово-экономического характера, такие как уровень
процентной ставки, курс валют, темп экономического роста, инфляция, налогообложение и т.д. [19]:
все события, происходящие в стране (проводимые экономические реформы, изменение ВВП, инфляция) сказываются на показателях
эффективности организации (темп экономического роста и результативность организации находятся в прямой зависимости: рост или подъём экономики
в стране ведёт к улучшению финансовых результатов, спад и стагнация – к их ухудшению);
как было отмечено раннее, государство изымает налоги, что отражается на уменьшении прибыли организации (увеличение налоговой ставки
влечёт пополнение бюджетов разных уровней страны, в результате приводит к снижению конечных финансовых результатов организаций);
в силу нехватки собственных денежных средств, предприятия вынуждены прибегать к кредитам и займам (высокие процентные ставки по
кредиту также будут влиять на финансовые результаты, и не в положительную сторону).
Данные факторы напрямую влияют на формирование финансовых результатов коммерческих организаций. Предприниматели не могут полностью
контролировать данные процессы, однако их воздействие необходимо оценивать и учитывать с целью избегания негативных последствий.
Внутренние факторы коммерческой организации полностью находятся под контролем руководителя и изменяются в процессе принятия им
управленческих решений, что и отличает их от внешних факторов [9, с. 25]. К основным внутренним факторам относятся: численность и квалификация
Фрагмент для ознакомления
3
Абдукаримов И.Т., Беспалов М.В. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие. – М.:
ИНФРА-М, 2019. – 214 с.
Анализ финансовой отчетности: учебник / под ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2015. – 432 с.
Баженов Ю.К., Иванов Г.Г. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: учеб. пособие. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018. – 95 с.
Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Основы бизнеса: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. –
330 с.
Газизова Л.Р. Маржинальный подход в управлении прибылью // Вестник современных исследований. – 2018. – №10.2 (25). – С. 38–40.
Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«Консультант плюс» (08.03.2019 г.)
Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 336 с.
Даудова З.А., Ловянникова В.В. Методические подходы к анализу финансовых результатов и оценке деятельности предприятия //
Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2017. – №20-2. – С. 81–83.
Дорман В.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие для академического бакалавриата / под науч. ред. Н.Р. Кельчевской. – М.: Изд-во Юрайт,
2019. – 134 с.
Дорман В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учеб. пособие для СПО / под науч. ред. Н.Р. Кельчевской. –
М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 108 с.
Дорман В.Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учеб. пособие для академического бакалавриата / под науч.
ред. Н.Р. Кельчевской. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 108 с.
Евстафьева И.Ю., Черненко В.А. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. И.Ю. Евстафьевой,
В.А. Черненко. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 337 с.
Казакова Н.А. Финансовый анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – М.: Изд-во Юрайт, 2018. – 470 с.
Кобелева И.В., Ивашина Н.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. –
256 с.
Кобелева И.В., Ивашина Н.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. –
292 с.
Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник. – М.: Дашков и К, 2018. – 248 с.
Кузьмина Е.Е. Предпринимательская деятельность: учеб. пособие для СПО. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 417 с.
Малис Н.И., Назаров Н.А., Тихонов А.В. Прибыль организаций: налогообложение и учет: учебник. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2018. – 180 с.
Мурдасова М.О., Холодова Т.П. Факторы внешней среды деятельности предприятий малого и среднего бизнеса Волгоградской области //
Стратегии развития современной науки: сб. науч. ст. – М.: Изд-во Перо, 2019. – С. 146–150.
Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система
«Консультант плюс» (26.03.2019 г.)
Пекин С.Д., Фокеева К.В. Расчет эффекта финансового рычага на основе финансовой отчетности // Science time. – 2015. – №10 (22). – С. 277–281.
Петренко А.П. Финансовые результаты и пути улучшения финансового состояния организаций // Современная экономика: актуальные вопросы,
достижения и инновации: сб. ст. XII Междунар. науч.-пр. конф.: в 4 ч. – Пенза: Изд-во Наука и Просвещение, 2017. – С. 74–76.
Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» [Электронный ресурс] // Справочная правовая
система «Консультант плюс» (18.03.2019 г.)
Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99»
[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (28.02.2019 г.)
Приказ Минфина России от 06.05.1999 г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99»
[Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (28.02.2019 г.)
Приказ Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль
организаций» ПБУ 18/02» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (17.03.2019 г.)
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ
4/99)» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (18.03.2019 г.)
Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкции по его применению» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс» (26.02.2019 г.)
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь / под общ. ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2019. –
512 с.
Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: учебник для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2016. – 240 с.
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 284 с.
Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты: монография. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 291 с.
Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Финансовый менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 294 с.
Соболева А.А. Сущность, критерии и показатели финансовых результатов деятельности предприятия // Экономика и управление: анализ
тенденций и перспектив развития. – 2016. – №24. – С. 96–100.
Суслова Ю.Ю., Терещенко Н.Н. Прибыль предприятия: учеб. пособие. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. – 120 с.
Талалаева Н.С., Мурдасова М.О. Оценка формирования финансовых результатов деятельности малых и средних торговых организаций в системе
управления финансами // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2018. – №12- 2. – С. 112–116.
Финансовый менеджмент: учебник для академического бакалавриата / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 456 с.
Хамхоева Ф.Я., Хамхоева М.М. Маржинальный анализ в управлении предприятием в современных условиях // Перспективы развития научных
исследований в XXI веке: сб. ст. X Междунар. науч.-пр. конф. – Махачкала: Изд- во Апробация, 2016. – С. 64–68.
Хилькевич Л.В., Мартынов Т.А. Прогнозный анализ финансовых результатов: выбор методики и направление использования // Перспективы
науки-2016: сб. науч. тр. – Казань: Рокета Союз, 2016. – С. 322–326.
Хоружий Л.И., Дейч У.Ю. Развитие бухгалтерского учета финансовых результатов от биотрансформации биологических активов: монография. – М.:
ИНФРА-М, 2017. – 148 с.
Хот К.П., Зубко Н.В. Распределение и использование прибыли // Advanced science: сб. ст. II Междунар. науч.-пр. конф.: в 2 ч. – Пенза: Изд-во Наука
и Просвещение, 2018. – С. 39–43.
Шаркова А.В., Ахметшина Л.Г. Экономика организации: практикум для бакалавров. – М.: Дашков и К, 2018. – 120 с.
Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 374 с.