Фрагмент для ознакомления
2
туроператорские, турагентские услуги, услуги по экскурсионному обслуживанию (таблица 1).
Таблица 1.
Количество туристcких компаний по внутреннему туризму Нижневартовска (2020 г.)
Виды деятельности туристических компаний Количество (ед.)
Всего 65
Туроператорская 3
Турагентская 54
Экскурсионная 5
Туроператорская и турагентская 3
(составлено автором на основании данных Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому округу)
Согласно данным таблицы из 65 предприятий только 7 имеют право на туроператорскую деятельность, 48 компаний осуществляет турагентскую деятельность, 5 туристских организаций предоставляет экскурсионные услуги, 5 компаний ведут как туроператорскую, так и турагентскую деятельность.
Наиболее всего культурно-познавательный туризм развит в форме экскурсионного и самостоятельного осмотра основных достопримечательностей города. Проведем оценку местного турпродукта согласно анализу сайтов туроператорских компаний Нижневартовска, данные предоставим в таблице 2.
Таблица 2
Анализ туристских предложений г. Нижневартовска
Туроператор Количество туров (ед.) Классификация туристских предложений
Тематика программы Период реализации
Спутник 21 Стандартные туры, праздничные туры, тематические туры, Круглогодично
Нижневартовский краеведческий музей 2 Обзорные экскурсии по городу, семейные экскурсии. Каникулярные и праздничные даты, осенне-весенний период
Рутил 1 Тур выходного дня в горы декабрь-февраль, июнь-сентябрь
Сибирские Увалы 7 Этнографические экскурсии март-ноябрь
(составлено автором на основании анализа сайтов туроператорских компаний)
Согласно данным таблицы, большинство культурно-познавательных туров и экскурсионных маршрутов, предлагаемых туроператорами схожи по составу, и классифицируются по тематике программы и периоду реализации. Массовые туристские маршруты, сосредоточены в центральной части города и включают посещение популярных объектов. Больший процент среди представленных туров составляют стандартные туры, которые знакомят гостей с достопримечательностями и культурными объектами города, на втором месте тематические туры и экскурсионные программы, составленные с учетом определенной направленности, например, бытом коренных народов и подразумевают этнографическую тематику (рисунок 4).
Рис. 4. Структура турпродукта на рынке г. Нижневартовска
(согласно данным Федерального органа Государственной Статистики по Ханты-Мансийскому округу)
Согласно анализу предложений туроператоров, наибольший спрос на туры наблюдается в период каникулярных и праздничных дат, круглогодичные туры реализуются и рассчитываются по индивидуальному запросу. К наиболее популярным предложениям можно отнести туры продолжительностью до 3-х дней, туры свыше 3-х дней выбирает меньшее количество туристов (рисунок 5).
Рис. 5. Продолжительность туров в Нижневартовск
(на основе анализа сайтов туроператорских компаний)
Согласно данным рисунка, разница между краткосрочными и продолжительными турами не существенна. Туры включают различные экскурсии по историческим и культурным достопримечательностям города, проводятся в основном с мая по декабрь, подразумевают размещение в отелях категории 3-4*, средняя численность групп – от 6-ти до 16 человек с учетом одного руководителя группы, средняя стоимость 3-х дневного тура при минимальной группе и демократичном размещении составляет 10 350 рублей на человека, средняя стоимость 5-ти дневного тура составляет 19 700 (без учета дороги до Нижневартовска). Большинство маршрутов проходит по историческим объектам, на каждом объекте группу обслуживает квалифицированный экскурсовод. В зависимости от количества экскурсантов в группе и особенностей программы гидов может быть несколько.
Следует отметить, что экскурсионные программы, ориентированные на школьные группы на рынке не представлены, для детских групп проводятся экскурсии по стандартным или тематическим программам, наиболее популярными из которых являются программы Краеведческого и Этнографического музеев.
Что касается экскурсионных программ, предлагаемых туроператорами, важно отметить, что все программы схожи по составу и включают обзор культурных объектов показа и посещение музеев и памятников, средняя продолжительность экскурсии составляет 3-4 часа, минимальная стоимость составляет 600 рублей на взрослого человека .
Таким образом, согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что инновационного развития в экскурсионных программах, включенных в турпродукт, предлагаемый на рынке г. Нижневартовска, не наблюдается, в основном туры содержат стандартные обзорные экскурсии по городу и этнографические тематические программы. С целью совершенствования экскурсионного продукта, а также развития въездного туризма, необходимо рассмотреть возможность разнообразия тематических программ посредством включения квест-экскурсий, в которых туристы смогут участвовать в интерактивных заданиях и соприкасаться с культурой и историей города, что будет являться положительным аспектом повышения потребительских свойств туристских услуг.
2. РАЗРАБОТКА КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ «ТАЙНЫ И ЛЕГЕНДЫ НИЖНЕВАРТОВСКА»
2.1. Проектирование квест-экскурсии
Любое проектирование экскурсии предусматривает составление пакета документов, соответствующих Федеральному закону ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Основными документами, регламентирующими экскурсионную сферу и необходимый нам для проведения квест-экскурсии является ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования», ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
Обоснование проекта. Согласно анализу рынка туристских услуг г. Нижневартовска, было отмечено, что все предлагаемые туроператорами экскурсионные программы схожи по составу услуг и имеют идентичную тематику, включают посещение основных достопримечательностей города и этнографические экскурсионные программы, ориентированы на группы от 5 до 15 человек различного возрастного сегмента.
Целевым сегментом нашего проекта выступили младшие школьники, так как при анализе рынка, предложения для организованных школьных групп представлены в основном по международному направлению, экскурсионная часть местной направленности ограничивается походом в Краеведческий и Этнографический музейные комплексы. При проектировании квест-экскурсии для младших школьников были учтены не только возрастные, но и психологические особенности детей.
К младшим школьникам относятся дети в возрасте от 6 до 12 лет, для которых учеба на данном жизненном этапе является ведущей деятельностью. Именно учебный процесс предопределяет важные изменения, которые происходят в психике ребенка в данный временной промежуток. В рамках учебной деятельности формируются психологические новообразования, которые характеризуют особо значимые достижения в развитии младших школьников и выступают в качестве фундамента, обеспечивающего развитие на последующем возрастном этапе.
В учебе, как правило, младшие школьники покладисты, для них характерно стремление и беспрекословное подчинение авторитету. Дети прилежно выполняют требования учителя, не вступают в споры, доверчивы, стараются копировать преподавателя в интонации, действиях и поступках. Для ребенка данного возраста характерна направленность на внешний мир. Учебная деятельность в этот возрастной период становится основной деятельностью, которая стимулирует развитие таких психических процессов как ощущение и восприятие. Младшие школьники в отличие от детей старшего школьного возраста отличаются слабостью произвольного внимания. Поэтому особенно важно учитывать, что держать внимание под контролем на начальном этапе обучения возможно только посредством волевого регулирования. Следует отметить, что игровая деятельность с появлением учебной не исчезает из жизни ребенка и по - прежнему является способом развлечения.
Таким образом, можно прийти к заключению, что психологические особенности детей младшего школьного возраста заключаются в становлении и проявлении психологических новообразований, включающих осознанность всех психических процессов, а также их произвольность и опосредованность, которая связана с усвоением ребенком научных знаний, осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. В этот возрастной период интенсивно формируются практически все интеллектуальные, социальные и нравственные качества.
Создавая экскурсионную программу, ориентированную на данный возрастной сегмент, необходимо учитывать вышеперечисленные возрастные особенности. При разработке экскурсий, важно иметь ввиду, что у младших школьников не сформировано представление о временном пространстве, настоящее время и сиюминутные впечатления для них наиболее интересны и значимы, мир эмоций выходит на первый план. Таким образом, чтобы экскурсия вызывала интерес и была продуктивной необходимо создавать ситуации, которые способствуют личным переживаниям, в связи с данным аспектом нами была разработана квест-экскурсия «Тайны и легенды Нижневартовска», включающая увлекательные задания и прохождение своеобразных испытаний.
Цель квест-экскурсии «Тайны и легенды Нижневартовска»: повышение уровня знаний и морально-этического воспитания учащихся начальной школы, развитие этического восприятия памятников культуры и архитектуры, воспитание ответственности об окружающей среде.
Задачи квест-экскурсии «Тайны и легенды Нижневартовска»:
1. Развитие творческого мышления.
2. Знакомство с историей города.
3. Знакомство с памятниками культуры и их значении в истории города.
4. Расширение кругозора.
5. Формирование патриотизма.
В документационное обеспечение квест-экскурсии «Тайны и легенды Нижневартовска» входит:
1. Технологическая карта (приложение 1).
2. Контрольный текст квест-экскурсии
3. Портфель экскурсовода (приложение 2).
4. Памятка экскурсанту (приложение 3).
Содержание квест-экскурсии «Тайны и легенды Нижневартовска»: автобусно-пешеходная тематическая экскурсия по памятникам культуры и архитектуры, укрепляющая знания об истории города.
Согласно технологической карте, маршрут квест-экскурсии «Тайны и легенды Нижневартовска» является линейным и подразумевает автобусно-пешеходную часть протяженностью 9 км:
Маршрут № 1:
Аллея почета авиации – Краеведческий музей – Памятник Мусе Джалилю – Мемориал славы нижневартовского спорта – Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой отечественной войны (рисунок 4).
Вторая группа:
Аллея почета авиации – Мемориал воинам-интернационалистам – Памятник Мусе Джалилю – Мемориал славы нижневартовского спорта – Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой отечественной войны (рисунок 5).
Основные игровые станции и объекты показа:
Маршрут № 1:
– станция № 1 (начальная): Аллея Почета авиационной техники.
Открыта в 2000 году, находится на въезде на территорию аэропорта. Машины, установленные на Аллее, перелетели через всю страну и побывали в самых разных местах. Планируется каждые пять лет, в юбилей компании, добавлять сюда новые экспонаты.
– станция № 2: Краеведческий музей.
Включает более 30 000 экспонатов, посвященных истории русского быта, среди которых представлена русская техника, предметы археологии и палеонтологии, документы, художественные работы и прочее.
– станция № 3: Памятник Мусе Джалилю.
Скульптура дань памяти русскому народу, который внёс большой вклад в развитие коренных народов Югры.
– станция № 4: Мемориал славы нижневартовского спорта.
Уникальнейший памятник, равных которому в России больше нет, установлен при въезде в Нижневартовский стадион «Центральный». Это мемориал славы городского спорта. Он был установлен в день празднования 30-летия города.
– станция № 5 (конечная): Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой отечественной войны.
Скульптура изображает раненного командира, зовущего в бой. По бокам памятника установлены плиты, на которых выгравированы фамилии земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Маршрут № 2:
– станция № 1 (начальная): Аллея Почета авиационной техники.
Открыта в 2000 году, находится на въезде на территорию аэропорта. Машины, установленные на Аллее, перелетели через всю страну и побывали в самых разных местах. Планируется каждые пять лет, в юбилей компании, добавлять сюда новые экспонаты.
– станция № 2: Памятник воинам-интернационалистам.
Памятник воинам-интернационалистам находится на Комсомольском бульваре города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа. Он расположен по середине бульвара и является центром сквера.
– станция № 3: Мемориал славы нижневартовского спорта.
Уникальнейший памятник, равных которому в России больше нет, установлен при въезде в Нижневартовский стадион «Центральный». Это мемориал славы городского спорта. Он был установлен в день празднования 30-летия города.
– станция № 4: Памятник Мусе Джалилю.
Скульптура дань памяти русскому народу, который внёс большой вклад в развитие коренных народов Югры.
– станция № 5 (конечная): Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой отечественной войны.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». [Текст]. – Введ.2010-30-11 – М.: Изд-во стандартов, 2010. – VII, 60 с.
3. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» [Текст]. – Введ.2011-30-11 – М.: Изд-во стандартов, 2011. – VIII, 70 с.
4. ГОСТ Р – 50644 – 2009. Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. – Введ. 2000–11–16. – М. : Изд-во стандартов, 2010. – 27 с.
5. Александрова А.Ю. Статистика туризма. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 414 с.
6. Анциферов М.П. Экскурсоведение. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 414 с.
7. Бабкин А.Б. Специальные виды туризма. Учеб. пособие/ - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 252с.
8. Балабанов И.Т. Экономика туризма. – М.: ЭСКМО, 2015. – 343 с.
9. Бархаш Л. Особенности экскурсионного обслуживания. – М.: Альянс, 2014. - 329 с.
10. Беликов Г.А. География Ханты-мансийского АО. – М.: Алеф, 2017. – 187 с.
11. Бобкова А. Правовое обеспечение туризма. – М.: ЭСКМО, 2019. – 155 с.
12. Буткова А. Г. Основные музеи Роcсии. – М.: Кнорус. –2015. – 45 с.
13. Ветинев А.М. Маркетинг туристических услуг. – М.: Крокус, 2014. – 471 с.
14. Воронцова М. Г. Образование как фактор развития современного туризма // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2014.-N 2. - С. 68-78.
15. Валявский В.К. Рекреационные ресурсы Ханты-мансийского автономного округа. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 215 с.
16. Гаврилова Е.А. Менеджмент туризма. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 576 с.
17. Горшков С.А. Экскурсоведение. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 346 с.
18. Гутников В. А. Экскурсионная деятельность и туризм – М.: ЭСКМО, 2017. – 120 с.
19. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка. – М.: Белый город, 2015. – 260 с.
20. Дурович А.П. Организация туризма. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 314 с.
21. Елкина И. Экскурсоведение. М.: ЭСКМО, 2015. – 322 с.
22. Емельянов Б. Экскурсоведение. – М.: Атриум, 2018. – 325 с.
23. Ефремова М.В. Организация туризма. – СПб: ГЕРДА, 2015. – 248 с.
24. Жинкин И. Туризм. Экскурсионные маршруты: Метод. Пособие – М.: Крокус, 2013. – 185 с.
25. Жуков А.А. Технология и организация туроператорских услуг. – М.: ИНФРА -М, 2017. – 387 с.
26. Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства. Основные направления реализации турпродукта. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 304 с.
27. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. – М.: Атриум, 2015. – 327 с.
28. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник - М.: Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
29. Кабушкин, Н.И. Организация туризма: учеб. Пособие. - М.: Новое знание, 2009. – 632 с.
30. Карагозов О.В. Организационные аспекты повышения эффективности культурно-познавательной сферы туризма. – М.: Научное обозрение, 2018. – 45 с.
31. Квартальнов В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
32. Кондратьев О.Г. Сохранение культурного наследи страны / О.Г. Кондратьев // Вояж. – 2018. - № 10. – С. 58-60.
33. Кравченко Н. Интерактивные экскурсии как метод повышения сознания. / Н. Кравченко // Знание. – 2015. - № 7. – с.23-28.
34. Кружалин В. И. Теоретические и практические аспекты развития рекреации и туризма в России. – СПб.: «Издательство Д.А.Р.К.». 2018. – 215 с.
35. Квасов А. Экскурсоведение. – М.: ЭСКМО, 2015. – 149 с.
36. Кужель Ю.Л. География туризма: Нижневартовск . – М.: Гриф, УМО, ВО, 2019. – 357 с.
37. Кусков А.С. Технология и организация экскурсионных услуг. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 324 с.
38. Куликов А.С. Экскурсионное дело. – М.: Форум, 2015. – 256 с.
39. Морозова И.В. Взаимодействие культур и образовательный туризм. / И. В. Морозова // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 1. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. — 45 с.
40. Омельченко В.И. Современное состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма в Российской Федерации. / В.И. Омельченко // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 15. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2018. — 35 с.
41. Скобельцына А.С. Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности. – М.: Гриф УМО ВПО, 2019 – 284 с.
42. Скобельцына А.С. Технология и организация экскурсионных услуг. – М.: Гриф УМО ВО, 2019 – 197 с.
43. Скородумов Ю. С образовательным туризмом в XXI век //Туризм и образование. – 2015. № 1. с. 58-98.
44. Субботина Е. В. Совершенствование структуры образования как фактор развития современной туристской отрасли Е. В. Субботина, З. Сулейманова // Дополнительное образование. – 2015. №11. с. 45.
45. Нижневартовск: топовые достопримечательности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trippo.ru/dostoprimechatelnosti-nizhnevartovska/
Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nkmus.ru/posetitelyam/tarify.html
47. РБК. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http//www.rbk.ru