Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Становление личности не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет и
системы отношений, включающей его в социум. Развитие ребёнка не может проходить без
установления отношений с окружающей социальной средой в процессе общения, позволяющей
осуществлять обмен идеями и интересами, формирующими установки личности и её позиции.
3
Количество детей с задержанным развитием в настоящее время увеличивается, поэтому к данной
проблеме сегодня наблюдается повышенное внимание исследователей.
Психология активно изучает особенности личности детей с проблемами в развитии, принципы
создания оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, профилактики социальнопсихологической дезадаптации отстающих в развитии детей.
Природа межличностных отношений сложна и противоречива, в них проявляются сугубо
индивидуальные качества личности, сопряжённые с эмоционально-волевыми свойствами и
интеллектуальными возможностями, а также усвоенные личностью нормы и ценности общества.
Изучению особенностей межличностных отношений детей с задержкой психического развития
посвящены работы Е. В. Васильевой, Л. П. Григорьевой, И. А. Коневой, И. А. Коробейникова, Т. З.
Стериной, Е. Н. Хохлиной и других.
Так, на сегодняшний день изучение особенностей межличностных отношений у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
является важным аспектом в воспитании, помогающим понять процессы общения и снизить
агрессивные тенденции в поведении, решить вопросы обособленности ребёнка в коллективе и
включить в жизнь группы.
Актуальность данной проблемы в том, что возникает необходимость в коррекции нарушений
межличностных отношений у детей с задержкой психического развития с тем, чтобы сформировать
благополучные условия для личностного развития детей данной категории.
Объект исследования: межличностное общение детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.
Предмет исследования: процесс коррекции нарушений межличностного общения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования: коррекция нарушений межличностного общения детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: коррекция межличностного общения детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития будет более эффективным, если наряду с мероприятиями,
проводимыми специалистами центра будет составлена, апробирована коррекционная программа с
использованием сказкотерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме межличностного
общения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Провести диагностическое исследование межличностного общения детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития и нормально развивающихся детей,
сопоставить результаты.
3. Составить и апробировать программу по коррекции нарушений межличностного общения
детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести промежуточный мониторинг результатов по коррекции нарушений межличностных
отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.
4
Методологической основой исследования является: теория коммуникативной потребности в
межличностных отношениях М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Е. О. Смирнова и др.; теоретические
представления о межличностных отношениях дошкольников Г. М. Андреевой, А. А. Бодалева, Я. Л.
Мясищева, Т. А. Репиной и др.
Методы исследования: изучение теоретических источников (психологической и педагогической
литературы), методы количественного и качественного анализа данных, коррекционные методы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка источников и литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Характеристика понятия «межличностного общения»
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми,
проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний в ходе совместной деятельности и
сопряжённые с системой установок, ориентаций и ожиданий, предназначенных для восприятия и
оценивания друг друга [19].
В отечественной психологии существенный вклад в разработку проблемы межличностных
отношений внес В. Н. Мясищев, определивший их как систему индивидуальных, избирательных,
сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности,
включающих отношение к людям, к себе и к предметам внешнего мира [29].
В. Н. Мясищев вычленил личностные эмоциональные отношения, состоящие из привязанности и
неприязни, враждебности и чувства симпатии, любви и ненависти, и идейные, принципиальные
отношения высокого осознанного уровня, тесно связанные с эмоциональными компонентами.
Учёный, сформулировавший одно из важнейших положений теории личности, отмечал важную роль
социума, включающего человека от рождения и до смерти в отношения, формирующие его
субъективные действия во взаимосвязи с действительностью.
Главным элементом межличностных отношений является межличностное общение.
Общение - это сложная форма деятельности человека с человеком, по средствам вербального и
невербального воздействия и порождающая потребность к совместной деятельности у участников
процесса в результате которой происходит обмен опытом, информацией познавательного характера
или эмоциональное восприятие и понимание партнера и в ходе которой происходит формирование
межличностных отношений [2].
В процессе межличностных отношений и общения ребенок опосредовано включается в систему
общественных отношений.
Межличностные отношения являются показателем качественной характеристики социальнопсихологического климата детского коллектива.
Социально-психологический климат включает в себя эмоциональные, интеллектуальные и
ценностные установки, отношения, настроения, взгляды и чувства всех членов коллектива, по-
5
другому говоря, является показателем общего эмоционального настроя всех членов коллектива, их
настроения, душевных переживаний и волнений.
Проблема межличностных отношений дошкольников рассматривается в трудах Я. Л. Коломинского,
В. Р. Кисловской, В. С. Мухиной, Т. А. Репиной и др., освещающих возрастные изменения в детском
коллективе, связанные с обоснованием выбора детей и характера отношений со сверстниками [30;
35; 37].
В трудах М. И. Лисиной, А. В. Петровского, представляющих систему взаимодействия детей друг с
другом на основе совместной деятельности, где межличностные отношения выступают как продукт
этой деятельности, выделена сущность этого процесса [38].
Остановимся на каждом из подходов отдельно. Так, теория деятельностного опосредствования,
основанная на совместной деятельности, освещает становление межличностных отношений через
предмет деятельности, содержащий содержание этой деятельности и общепринятые ценности. Так,
совместная деятельность, определяет межличностные отношения и влияет на их содержание,
опосредуя вхождение в общность, реализуя и преобразуя их [14].
Я. Л. Коломинский, Е. О. Смирнова считают социометрический подход, состоящий в выделении
предпочтений между членами этих отношений в группе взаимодействующих, важным в понимании и
диагностировании межличностных отношений дошкольников.
Е. О. Смирнова рассматривает избирательные предпочтения детей в группе сверстников и на основе
их изучения выявляет систему межличностного взаимодействия [7].
Исследования Я. Л. Коломинского, В. Р. Кисловской, B. C. Мухиной, Т. А. Репиной показывают процесс
межличностного взаимодействия, отображающий структуру этих взаимоотношений, где одни дети
становятся предпочитаемыми большинством в группе, а другие занимают положение отверженных,
осмысливают содержание и обосновывают выборы, сделанные детьми, зависящие как от внешних
качеств и до личностных характеристик [37].
Г. М. Андреева, рассматривающая межличностные отношения как особый вид отношений,
возникающий внутри каждого вида общественных связей, считает, что они представляют собой
реализацию безличных взаимосвязанностей в деятельности конкретных личностей в общении и
взаимодействии. По мнению учёного, личные взаимоотношения возникают на основе
психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов и интересов через познание и постижение
друг друга.
Взаимоотношения могут прекратиться с момента исчезновения психологических мотивов,
породивших их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба,
товарищество, любовь, ненависть, отчужденность[4].
В трудах известных ученых исследования межличностных отношений детей сводятся к изучению
особенностей их общения и взаимодействия и объединяют вместе понятия «общение» и
«отношение», содержат общие требования к развитию этого процесса.
Однако в концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная
деятельность, направленная на формирование взаимоотношений», а отношения являются не
только результатом общения, но и предпосылкой, вызывающей вид взаимодействия. Из этого
следует, что отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии
людей, на уровне сознания и во внутренней душевной жизни, отраженных в форме переживаний,
представлений, образов и пр. [31].
6
Отношение сопряжено с характеристикой сознания, не предполагающей средств выражения в
реальной жизни и проявляющейся в действиях, направленных на него, а общение с
коммуникативными действиями.
работах Е. О. Смирновой и Р. И. Терещук избирательные привязанности и предпочтения возникают
на основе общения: дети предпочитают сверстников, адекватно удовлетворяющих их потребности в
общении, проявляющиеся в доброжелательном внимании и уважении, заботе [9].
Изучение человеческих отношений является сегодня для психологии ключевой проблемой. Изучая
процесс межличностного взаимодействия, можно заметить, что при общении в детском коллективе у
ребенка возникают довольно сложные взаимоотношения со сверстниками, которые влияют на
развитие личности, потому что отношения с другими детьми создают необходимые условия для
психического развития ребенка и социализации. Отношения со сверстниками, играющие важнейшую
роль в жизни дошкольника, формируют общественные качества личности и закладывают фундамент
коллективных взаимоотношений детей.
Проблема межличностных отношений смыкается с проблемой «личность в системе коллективных
отношений», являющейся важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения [8].
Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает позже, чем его
потребность в общении с взрослыми, выраженная очень ярко и, если она не находит своего
удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития, а благоприятные
условия в воспитании и развитии создают коллектив сверстников в дошкольной образовательной
организации.
1.2. Особенности межличностного общения детей дошкольного
возраста с задержкой психического развития
В дошкольном возрасте в жизни ребенка большое место занимает потребность в общении со
сверстниками, складывающаяся из разнообразных коммуникативных действий, не встречающихся в
контактах с взрослыми и помогающих ребёнку утверждать себя: спорить со сверстником, навязывать
свою волю, успокаивать, требовать, приказывать и т.д.
С одной стороны, детские контакты, включающие большое количество коммуникативных задач,
способствуют решению их через общение, с другой - общение сверстников эмоционально
насыщенно и облечено в экспрессивно-мимические проявления, выражающие различные
эмоциональные состояния, - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия
до гнева. Поэтому дети старшего дошкольного возраста чаще поддерживают ровесника и вступают в
конфликтные ситуации.
В группе сверстников часто возникают различные ситуации, в которых необходимо уметь уступать,
проявлять доброжелательность по отношению к окружающим, уметь взаимодействовать друг с
другом. Именно поэтому сверстники оказывают непосредственное влияние на формирование
личности ребёнка. Так как от умения дошкольника адекватно вести себя в обществе, от стиля его
общения и положения среди сверстников, зависит его психическое состояние, а это, прежде всего,
уверенность в себе, спокойствие и удовлетворённость происходящим вокруг.
Межличностное общение дошкольников, богато и разнообразно, оно отличается нестандартностью
коммуникативных действий, имеет яркую эмоциональную окраску. Как отмечает В. С. Мухина,
общение со сверстниками - суровая школа социальных взаимоотношений. Так как общение со
сверстниками требует высокой эмоциональной отдачи и эмоционального напряжения. За радость
общения дошкольник тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и
страданиями отчуждения [27].
7
Процесс общения между сверстниками в дошкольном возрасте, проходит через три этапа. Первый
этап отмечается в младшем дошкольном возрасте. В этом периоде проблемные ситуации ещё не
приводят к конфликтам, дети часто уступают в игре, отдают свои вещи другому.
Межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста строятся на основе общения
сверстников, состоящего из преобладания инициативных действий над ответными, проявляющихся в
невозможности продолжить и развить диалог, распадающийся из-за ответной активности партнера.
Собственное действие или высказывание для дошкольника важнее. Такая несогласованность
коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей [41].
Основной формой общения, складывающейся к шести годам, является ситуативно-деловая со
сверстником, занимающим важное место в жизни дошкольника. В этот период сюжетно-ролевая
игра становится коллективной, а межличностное общение в игре, разворачивающееся на уровне
ролевых и реальных взаимоотношений, существующих за пределами разыгрываемого сюжета,
позволяет договариваться об условиях игры, оценивать и контролировать действия других.
Развитие межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития обычно связано с перестройкой поведения и деятельности, включающих
формирование средств и способов поведения, направленных на овладение совместными способами
деятельности и взаимодействие с новой социальной средой, всегда затруднительны и сопряжены с
эмоциональными проявлениями.
Эмоциональные проявления, появляющиеся в связи с новыми требованиями, превосходящими
возможности ребёнка, изменяют состояние эмоциональной сферы, вызывая неспецифическую, часто
стрессовую реакцию организма, а разнообразие эмоций, испытанных ребёнком с задержкой
психического развития, формирует его поведение.
Так возникает состояние напряжённости в связи с тем, что уровень развития интеллектуальных,
эмоционально-волевых и моральных качеств невысок, и ребёнок не способен своевременно
перестраивать своё поведение и деятельность.
Дети обучаются в среде сверстников, а общение и взаимодействие с ровесниками, помогает детям
приобретать опыт личных отношений в социуме. Такие социально-психологические качества
личности, как вежливость, тактичность, социальный интеллект умение вступать в контакт со
сверстниками, умение поддержать их, способность к совместному взаимодействию, сопереживанию
и другие навыки общения также воспитываются в детской среде. [2].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. Н. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] : учебное
пособие / М. Н. Алексеева, Ю. В. Прилепко. - Ставрополь, СГПИ, 2013. - 164 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб для студентов вузов / Г. М. Андреева. -
М. : Аспект - Пресс, 2012. - 382 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / Г. М. Андреева. -
М. : Аспект-Пресс, 2012 - 382 с.
4. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной
интеграции [Текст] / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. -
№ 1. - 235 с.
8
5. Бариленко, Н. В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной
деятельности [Текст] / Н. В. Бариленко // Вопросы психологии. - 2011. - № 3. - С. 25 - 31
6. Белинская, Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В.
Белинская. - СПб. : Речь, 2016. - 126 с.
7. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического
развития [Текст] / Л. Н. Блинова. - М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. - 136 с.
8. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2013. - 124 с.
9. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 2013. - 124 с.
10. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. :
Просвещение, 2018. - 464 с.
11. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. :
Просвещение, 2018. - 464 с.
12. Бычкова, С. С. Формирование умения межличностного общения со сверстниками у старших
дошкольников [Текст] : метод. рекомендации / С. С. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2013. - 96 с.
13. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.
В. Вачков. М. : Изд-во «Ось - 89», 2017.144 с.
14. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. :
Просвещение, 1973. - 326 с.
15. Гребенщикова, Л. Г. Основы куклотерапии [Текст] / Л. Г. Гребенщикова СПб. : Речь, 2017 - 80 с.
16. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.
А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984.119 с.
17. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред. Т. В. Власовой, В. И. Лубовского, Н.
А. Цыпиной. - М. : Просвещение, 2014. - 368 с.
18. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе [Текст] / О. А.
Журбина, Н. В. Краснощекова. - Ростов - на Дону : Феникс, 2012. - 157 с.
19. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Г.
Грабенко. - СПб. : Речь, 2016. - 208 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеева. СПб. : Речь, 2018. - 240 с.
21. Киселева, М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М. Б. Киселева. - СПб. : Речь, 2016. -
160 с.
22. Коломинский, Я. Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах [Текст] : учеб.
пособие для психологов, педагогов, социологов / Я. Л. Коломинский. - М. : Аст, 2010. - 446 с.
23. Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация [Текст] / И. А.
Коробейников.- М. : ПЕР СЭ, 2012. - 192 с.
24. Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и старшего школьного возраста.
Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы [Текст] / Л. Д.
Короткова - М. : ЦГЛ, 2014. - 99 с.
9
25. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И.
Перегуда, O. A. Шаграева. - М. : Академия, 2013. - 176 с.
26. Кряжева, Н. Л. Радуемся вместе: Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н. Л.
Кряжева. - Екатеренбург : У- Фактория, 2016. - 208 с.
27. Куличковская, Е. В. Как преодолеть свой страх? Развивающие сказки и игры для
дошкольников и младших школьников [Текст] / Е. В. Куличковская, О. В. Степанова. - СПб. : Речь,
2018. - 137 с.
28. Лабиринт души: Терапевтические сказки [Текст] / под ред. О. В. Хухлаевой, В. Е. Хухлаева. - М.
: Академический Проект, 2018. - 207 с.
29. Лисина, М. И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст] / М. И.
Лисина // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. - СПб. : Питер,
2011.- С. 126-131.
30. Лубовский, В. И. Специальная психология [Текст] / В. И. Лубовский ; под ред. В. И. Лубовского.
- М. : Речь, 2013. - 206 с.
31. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О.
Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. - 158 с.
32. Никишина, В. Б. Психологическое исследование особенностей когнитивной сферы детей с
задержкой психического развития и с умственной отсталостью [Текст] / В. Б. Никишина //
Ярославский педагогический вестник. - № 4. - 2012. - С. 19.
33. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] : учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; под ред. Б. П. Пузанова. - М.
: Академия, 2018. - 272 с.
34. Основы специальной психологии [Текст] / учеб. пособие для студ. учеб. заведений / Л. В.
Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. Л. В. Кузнецовой. — М. : Академия, 2012.
— 480 с.
35. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического
исследования [Текст] / под ред. Т. А. Репиной. - М. : Педагогика, 2018. - 201 с.
36. Петрова, В. Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / Г. Петрова, И. В. Белякова. -
М. : Флинта: Московский психологосоциальный институт, 2010. - 104 с.
37. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники [Текст] / О. Н. Истратова. -
Изд. 2-е. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2018. - 350 с.
38. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка [Текст] / В. Савченко, О.Г. Ивановская. - СПб. :
Речь, 2016. - 296 с.
39. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социальнопсихологического исследования [Текст] : под ред. Т. А. Репиной. - М. : Педагогика, 2018. - 201 с.
40. Репина, Т. А. Проблема полоролевой социализации детей [Текст] / Т. А. Репина. - Москва ;
Воронеж, 2014. - 300 с.
41. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост [Текст] /И. В. Стишенок. - СПб. :
Речь, 2015. - 144 с.
10
42. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений,
обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. - М. :
Гуманитар. изд. центр «Владос», 2016. - 366 с.
43. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы,
коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. - М. : Владос, 2013. - 160 с.
44. Смирнова, Е. О. Особенности межличностного общения с дошкольниками [Текст] / Е. О.
Смирнова. - М. : Академия, 2010. - 160 с.
45. Специальная психология [Текст] / учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.
Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского.М. - : Академия, 2015. - 464
с.
46. Специальная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.
Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. ; под ред. В. И. Лубовского. - М. : Академия, 2015. -
464 с.
47. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре
общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У. В
Ульенкова, В. В. Кисова. // Дефектология. - 2011. - № 1. - С. 26-33.
48. Ульенкова, У. В. Экспериментальное изучение формирования саморегуляции в структуре
общей способности к учению шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / У. В.
Ульенкова, В. В. Кисова // Дефектология. - 2011. - № 1. - 135 с.
49. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного и старшего
школьного возраста [Текст] / Л. Б. Фесюкова. - Харьков : Фолио ; М. : ООО «Издательство АСТ», 2010. -
464 с.
50. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение [Текст] / С. Г. Шевченко. - М., 2019. - 221
с
51. Шипицына Л.М. Азбука межличностного общения. Развитие личности ребёнка, навыков
межличностного общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына. - М. : ДЕТСТВОПРЕСС, 2014. - 384 с.
52. Шипицына, Л. М. Азбука межличностного общения: Развитие личности ребенка, навыков
межличностного общения со взрослыми и сверстниками [Текст] / Л. М. Шипицына, О. В.
Защиринская, В. А. Воронова, Т. А. Нилова. - «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 384 с.
53. Шошин, П. Б. Опознавание простых изображений детьми с задержкой психического развития
[Текст] / П. Б. Шошин // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И.
Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М. : Педагогика, 1984. - 221 с.
54. Щербакова А. М. Воспитание ребёнка с нарушениями развития [Текст] / А. М. Щербакова. - М.
: Изд-во НЦ ЭНАС. - 2012. - 40 с.