Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Высшей целью деятельности предприятий является превышение доходов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Достижение этой цели в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом.
В этом смысле прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно итог его деятельности. Если предприятие не укладывается в режим такого поведения и не получает прибыли от своей производственно-хозяйственной деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической среды и признать себя несостоятельным и банкротом.
В зависимости от складывающейся ситуации предприятие решает задачу или максимизации прибыли, или минимизации убытков, или прекращения своей деятельности.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что прибыль относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли.
Объект исследования – деятельность ООО «Аптека № 1».
Предмет исследования – механизмы формирования и распределения прибыли ООО «Аптека № 1».
Методы исследования: системный, динамический, анализ документов и литературы по теме исследования.
Источниками для написания исследовательской работы послужили труды российских специалистов по теме исследования, исследованы интернет-ресурсы и периодические издания.
1. Цели и задачи работы
Цель исследования заключается в диагностике теоретических и методологических основ анализа финансовых результатов деятельности предприятия и разработке и обосновании мероприятий по увеличению прибыли организации.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие, сущность и значение прибыли как экономической категории;
- изучить основные подходы, применяемые к оценке финансовых результатов деятельности предприятия;
- проанализировать особенности оценки формирования и распределения прибыли на предприятиях малого бизнеса;
- рассмотреть особенности налогообложения прибыли;
- изучить общие сведения о предприятии;
- провести характеристику процесса организации менеджмента и кадрового состава, организацию продаж, организацию маркетинга;
- провести оценка финансово-хозяйственной деятельности;
- разработать мероприятия по увеличению прибыли ООО «Аптека № 1».
2. Аналитический обзор. Теоретические и методические основы изучения прибыли организации
2.1 Понятие, сущность и значение прибыли как экономической категории
Прибыль является ключевой целью функционирования коммерческого предприятия [33, c.5]. От объемов получаемой и прогнозируемой прибыли будет зависеть дальнейшее развитие предприятия. В нынешней экономической ситуации увеличение прибыли становится приоритетом, что в свою очередь обеспечивает финансовую устойчивость предприятия.
Существует большое количество установлений понятия «прибыль» [41, c.28]. Прибыль – это сумма, на которую доход превышает затраты. Прибыль указывает в какой-то момент, что есть этап, на котором вы можете достичь наибольшего увеличения стоимости, а также создает стимул для инвестиций в эти области. Отражение экономического эффекта, полученного в результате деятельности хозяйствующего субъекта, также является одним из полезных показателей прибыли
В общем понимании, прибыль – это разница между доходами и затратами на производство товаров или оказание услуг коммерческого предприятия. Сущность понятия прибыль менялась вместе с развитием экономической среды.
Для более детального исследования сущности прибыли необходимо выделить ее экономическую и бухгалтерскую составляющую [10, c.55]. Экономическая прибыль является результатом реализации произведенных товаров и услуг.
Прибыль любого предприятия формируется в определенном периоде в процессе его производственной или торговой деятельности, и является ее конечным результатом, целью работы всего коллектива, который заинтересован в положительных финансовых результатах предприятия, так как от него зависит не только благосостояние собственников, но и благосостояние сотрудников предприятия. Прибыль, полученная на предприятии, позволяет планомерно вести деятельность в перспективе, повышать уровень жизни и условия труда для персонала.
Выделяют три подхода к рассмотрению сущности прибыли (рис.1).
Можно констатировать, что прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход, полученный от реализации продукции.
Функции прибыли отражены на рисунке 2.
Основными показателями прибыли, используемыми для оценки производственно-хозяйственной деятельности, являются следующие виды:
1. Балансовая прибыль.
2. Валовая прибыль.
3. Налогооблагаемая прибыль.
4. Прибыль, которая остается в распоряжении компании или чистая прибыль [34, c.22].
В системе оценки прибыли с точки зрения финансового менеджмента к вышеперечисленным видам прибыли необходимо добавить еще 2:
- маржинальную.
- прибыль от реализации.
На рисунке 4 раскрыты характеристики видов прибыли.
В анализе хозяйственной деятельности организации сферы услуг выделяют несколько видов прибыли.
Кроме перечисленных, в научной экономической литературе используются множество других видов прибыли. Большое внимание специалисты уделяют анализу прибыли, то есть анализу финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, используя различные подходы и степень детализации.
2.2 Основные подходы, применяемые к оценке финансовых результатов деятельности предприятия
Для оценки прибыли используют данные годовых отчетов организации, в частности, отчет о финансовых результатах.
Используется методология горизонтального и вертикального анализа для оценки достигнутых финансовых результатов, применяется факторный анализ, рассчитывается рентабельность (рис.5.).
На изменения прибыли воздействует две группы факторов:
1. Внешние факторы, влияющие на прибыль компании, включают социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровни развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.
2. Внутренние, базовые факторы, влияющие на величину прибыли, как на абсолютный показатель эффективности управления предприятием.
На рисунке 6 раскрыты внутренние факторы.
К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушениями экономической дисциплины, такими как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукций, а также другие нарушения, приводящие к штрафам и экономическим санкциям. Важными факторами роста прибыли являются рост производства и продаж, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, повышение качества продукции.
Внешние факторы обобщены на рисунке 7.
При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимозависимости. Именно от вышеприведенных факторов зависит конечный результат, полученный на предприятии и будет это прибыль, либо убыток в течении отчетного периода зависит только от их совокупности.
2.3 Особенности оценки формирования и распределения прибыли на предприятиях малого бизнеса
Малый бизнес — это субъекты малого и среднего предпринимательства. Получить такой статус может организация, соответствующая утвержденным законодательством критериям. Компании из перечня МСП освобождены от проверок и имеют преимущества и льготы по бухгалтерскому и налоговому учету, участию в госзакупках.
В современных условиях эффективная система управления финансовыми результатами на малых предприятиях играет важнейшую роль в деятельности фирм [36, c.74].
Для любого хозяйствующего субъекта формирование прибыли является очень важным элементом, поскольку от рациональности распределения выручки зависит величина дохода, получаемого владельцем компании от осуществления данного вида деятельности. Процесс формирование прибыли субъектов малого бизнеса начинается с того момента, как продается товар, предоставляются услуги или выполняются работы.
Особенностью формирования прибыли на малых предприятиях является обобщенное сокращение показателей, характеризующих прибыль. Это связано с тем, что субъекты малого бизнеса в основном используют упрощенную систему налогообложения и пользуются преимуществом по составлению отчетности по упрощенному варианту, где нет раскрытия коммерческих и управленческих расходов в составе затрат на производство или покупку товаров, нет раскрытия процентов, подлежащих уплате или получению. И сам размер единого налога отражается по строке «налог на прибыль», но составляет не 20%. Следовательно, состав отчетности малого субъекта влияет и на рассчитываемые показатели, характеризующие прибыльность субъекта малого предпринимательства.
Процесс формирования прибыли субъекта малого бизнеса представлен на рисунке 8.
Прибыль таких субъектов - является источником финансирования разных по экономическому содержанию потребностей.
Распределение прибыли субъектами малого бизнеса практически такие же, как и в принципе у всех собственников:
- на развитие предприятия,
- на выплату дивидендов.
В практике российских предприятий малого бизнеса полученная прибыль в основном направляется на пополнение основных и оборотных фондов не зависимо от вида деятельности. Это обусловлено основной целью деятельности таких предприятий – развитие предприятия: прибыль накапливается и руководством планируется ее направление на покупку того или иного объекта основных средств или вкладывается в «товар» (на пополнение оборотных средств).
Так же получаемая прибыль более успешных и развитых предприятий малого бизнеса направляется на выплату дивидендов учредителям.
Стоит отметить, что прибыль может распределяться по направлениям выплат в процентном соотношении, например 50 на 50 (на развитие предприятия и на выплату дивидендов).
В практике субъектов малого бизнеса прибыль может и накапливаться в течении нескольких периодов для достижения желаемой суммы, например, необходимой на покупку того или иного объекта основных средств, и потом направиться на реализацию планируемого управленческого решения [29, c.56].
При выплате дивидендов подлежит уплате налог на полученный доход в размере 13%, поэтому, очень часто собственники направляют средства на развитие предприятия или на мотивирование персонала, который выполняет основную работу по получению дохода, например, продавцам при выполнении плана на 100% выплачивается премия, или процент от перевыполнения плана с каждой последующей продажи. Данные мероприятия приводят к росту заинтересованности кадров, улучшают социальную политику и стабильность коллектива, и одновременно, увеличивается доход собственников субъекта малого бизнеса.
Вне зависимости от субъекта направления прибыли основная цель любого предприятия заключена в получении максимальной прибыли, которая может быть достигнута только при четком планировании доходов, расходов [27, c. 86].
В деятельности предприятия малого бизнеса для достижения прибыли существенным фактором является система налогообложения, которая позволяет значительно сократить расходы на оплату налогов, тем самым повышая прибыль предприятия или за счет оптимальных цен увеличивая собственную выручку.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ауленко Н.Б. Экономический анализ. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 157 с.
2. Андросов А.М. Бухгалтерский учет и отчетность. – М., 2016. – 440 с.
3. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Экономический анализ. – М.: ДИС, 2017. – 385 с.
4. Бакаев А.С., Безруких П.С. Бухгалтерский учет. – М.: Бухгалтерский учет, 2016. – 501 с.
5. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами. – М.: Омега-Л, 2017. – 768 с.
6. Бродский Б.Е. Антикризисное управление Учебник. – М.: Омега-Л, 2016. – 514 с.
7. Брусов П.Н., Филатова Т.В. Финансовый менеджмент Финансовое планирование Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 232 с.
8. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. – СПб.: Питер, 2017. – 480 с.
9. Булатова Р.О. Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия. - СПб.: Лань, 2016. – 339 с.
10. Бухгалтерский учет / Под ред. Ф.Ф. Бутынец - М.: Проспект, 2017. – 582 с.
11. Бухгалтерский учет / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Проспект, 2017. – 496 с.
12. Ван Хорн Джеймс К., Вахович Джон М. Основы финансового менеджмента. – пер. с англ. – М.: Вильямс, 2012. – 1232 с.
13. Волков О.И. Экономика предприятия Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2017. – 264 с.
14. Гарнов А.П., Хлевная Е.А., Мыльник А.В. Экономика предприятия Учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 304с.
15. Гаврилова А.Н., Сысоева Е.Ф., Барабанов А.И. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: КноРус, 2017. – 628 с.
16. Данилин В.И. Финансовый менеджмент. – М.: Проспект, 2016. – 376 с.
17. Донцова Л.В., Некифорова Н.А. Экономический анализ. - М.: Дело и сервис, 2016. – 400 с.
18. Ильин В.В. Финансовый менеджмент. Учебник. М.: Омега-Л, 2017. – 560 с.
19. Казакова Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 240 с.
20. Кайро О.В., Бариленко В.И., Плотникова Л.К. Анализ финансовой отчетности. – М.: Кнорус, 2016. – 240 с.
21. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. – изд.
3-е. – М.: Проспект, 2016. – 1104 с.
22. Ковалев В.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Проспект, 2017. – 522 с.
23. Козырев В.М. Бухгалтерская (финансовая) отчетность. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 604 с.
24. Корчагин Ю.А. Бухгалтерская (финансовая) отчетность предприятия. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 523 с.
25. Лисовская И.А. Финансовый менеджмент. – М.: Рид Групп, 2015. – 352 с.
26. Мормуль Н.Ф. Экономика предприятия Теория и практика. – М.: Омега-Л, 2016. – 190 с.
27. Макарова И.К. Бухгалтерский учет. – М.: Приор, 2017. – 644 с.
28. Мельник М.В. Комплексный экономический анализ. - М.: Инфра-М, 2016. – 710 с.
29. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Учебник. – 11-е изд. – М.: Академия, 2017. – 384 с.
30. Скамай Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2016. – 614 с.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – изд. 6-е. – М.: Инфра-М, 2016. – 378 с.
32. Самойлович В.Г., Телушкина Е.К., Самойлович В.Г. Экономика предприятия. Учебник для студентов высших учебных заведений. – изд. 2-е. – М.: Академия, 2016. – 224 с.
33. Самсонов Н.Ф., Бурмистрова Л.А. Управление финансами. Финансы предприятий. Учебник. – М.: Инфра-М, 2016. – 364 с.
34. Чеглакова С.Г. Анализ финансовой отчетности. Учебное пособие. – М.: ДиС, 2017. – 288 с.
35. Чечевицына Л.Н., Чечевицын К.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. – М.: Феникс, 2016. – 368 с.
36. Чуев И.Н. Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности Учебник для вузов. – М.: Дашков и К°, 2016. – 384 с.
37. Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика. – М.: Юрайт, 2016. – 515 с.
38. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 455 с.
39. Сулейманова Д.А., Ахмедов Л.А., Комплексная оценка и анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятии // Проблемы современной экономики. – 2015. - № 4. – С. 127-130.
40. Султанов А.Г., Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия: проблемы и перспективы развития // Вестник СамГУПС. – 2015. - № 2. – С. 52-58.
41. Экономическая теория. Общие основы : учебное пособие / [М.И. Ноздрин-Плотницкий и др.] ; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск: Современная школа, 2016. - 390 с.