Фрагмент для ознакомления
2
когнитивной интерпретацией результатов исследования» .
Необходимо отметить, что поле когнитивной лингвистики крайне неоднородно, и можно наметить несколько основных направлений в когнитивной лингвистике, которые пользуются для своих исследований различными методами в изучении концептов.
По мнению Е.Ю. Балашовой, в российской когнитивной лингвистике можно выделить два основных направления:
1) Лингвокультурный подход, предполагающий изучение концептосферы национального сознания в посыле от культуры к сознанию, то есть, принимающий концепт за единицу культуры, в которой содержатся образный, понятийный и ценностный компоненты .
2) Лингвокогнитивный подход, предполагающий, что в основе знаний о мире находится некая единица «ментальной информации – концепт, и именно она обеспечивает выход на концептосферу социума» . В лингвокогнитивном подходе выделены ядро и периферия концепта. Ученые, занимающиеся данным подходом Е.С. Кубрякова, З.Д.Попова, И.А. Стернин, В.Н. Телия и другие.
Кром того, можно выделить, по мнению Е.Ю. Балашовой, следующие подходы к когнитивной лингвистике:
- «психологический,
- психолингвистический,
- нейропсихолингвистический,
- семантический,
- логико-понятийный,
- логический анализ культурных концептов,
- подход в рамках традиционной лингвистики, отождествляющий термины «понятие» и «концепт» .
По мнению А.В. Костина, можно выделить лингвокультурологический подход, выделяющий как основную идею кумулятивной функции языка, то есть, такого его свойства, как накопление и запоминание, благодаря чему в нем сохраняется все, что связано с опытом народа, его мировоззрением и мироощущением. «Язык выступает первичной формой концептуализации мира и рационализации человеческого опыта, становится хранителем бессознательного стихийного знания о мире, исторической памяти о социально значимых событиях в человеческой жизни» . По мнению А.В. Костина, к ученым, занимающимся этим подходом, можно отнести таких, как С. Г. Воркачев, В. В. Воробьёв, В. Н. Телия, Г. В. Токарев, Ф. Ф. Фархутдиновай, А. Т. Хроленко, В. М. Шаклеин, В.Г.Костомаров и Е.М.Верещагин, В.А.Маслова .
Согласно Е.С. Кубряковой, можно разделить когнитивную лингвистику на:
- класический когнитивизм, исследующий структуры знаний и их типы с помощью логических методов,
- когнитивно-дискурсивное направление, стремящееся описать каждое языковое явление методами когниции и коммуникации одновременно .
При этом по мнению Е.С. Кубряковой, когнитивная лингвистика ставит себе целью «не только поставить в соответствие каждой языковой форме ее когнитивный аналог, ее концептуальную или когнитивную структуры (объясняя тем самым значение или содержание формы через определенную когнитивную структуру, структуру мнения или знания), но и объяснить причины выбора или создания данной «упаковки» для данного содержания» (Кубрякова 2004, с.16).
По мнению И.А. Стернина, можно выделить следующие направления когнитивной лингвистики :
- культурологическое, исследующее концепты как проявления культуры в комплексе всех возможных наук, то есть. исходя из междисциплинарного подхода, например, в работах Ю.С. Степанова;
- лингвокультурологическое то есть, исследующее концепты как явления национальной лингвокультуры, поэтому вычленяющее их национально окрашенные особенности и ценности – то есть, идущее от языка к культуре, например, в работах В.И.Карасика, С.Г.Воркачева, Г.В.Токарева;
- логическое, то есть, анализирующее концепты без прямой зависимости от их языковой формы логическими методами, например, в работах Н. Д. Арутюновой, Р. И. Павилёниса;
- семантико-когнитивное, то есть, исследующее лексику и грамматику с точки зрения семантики языка, как пути к выявлению содержания концептов, пути от семантики языка к построению концептосферы, например, в работах таких ученых, как Е.С.Кубрякова, Н.Н. Болдырев, Е.В. Рахилина, Е.В.Лукашевич, А.П.Бабушкин, З.Д.Попова, И.А.Стернин, Г.В.Быкова;
- философско-семиотическое, то есть, исследующее когнитивные основы знаковости, например, в работах А.В.Кравченко.
Основным понятием в когнитивной лингвистике является концепт – мыслительная категория, которая дает возможность широкой трактовки.
Впервые в российской науке термин «концепт» был употреблен С.А.Аскольдовым-Алексеевым в 1928 году, примерно тогда же его ввел в речь и Д.С. Лихачев. По мнению Аскольдова-Алексеева, концептом можно назвать «мысленное образование, которое замещает в процессе мысли неопределенное множество предметов, действий, мыслительных функций одного и того же рода (концепты растение, справедливость, математические концепты)» .
По мнению Д.С. Лихачева, концептом можно назвать некую обобщенную единицу мышления, интерпретирующую действительность в зависимости от неких вводных данных, конкретных для каждой личности отдельно (образование, происхождение, воспитание, среда, опыт и прочее). Концепт, обобщая значения слова в сознании каждого конкретного человека, дает возможность вступающим в коммуникацию людям преодолеть разделяющие их индивидуальные особенности. То есть, можно определить концепт как «результат столкновения усвоенного значения с личным жизненным опытом говорящего» .
По мнению Е.С. Кубряковой, «концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, квант знания. Самые важные концепты выражены в языке» .
По мнению В.И. Карасика, концепт – это «ментальное образование, которее представляет собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта» , «фрагмент жизненного опыта человека» .
По мнению М.В. Пименовой, концептом можно назвать представление о фрагменте мира, то есть, то, о чем человек имеет представление, что считает познанными своим сознанием объектами внешнего и внутреннего мира, - является концептом .
По мнению И.А. Стернина, «ассоциативные связи имени концепта принадлежат сфере вербализации концепта и не могут входить в его содержание, а лишь отражают в языковой форме, позволяют описать его содержание. Кроме того, концепт может не иметь субстантивного наименования и вообще какого-либо языкового наименования» .
И.А. Стернин определяет концепт как дискретное ментальное образование, которое можно считать основной, базовой, изначальной единицей мышления личности, в котором присутствует упорядоченная структура на основе познания личностью и обществом мира, и при этом она несет в себе «комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» .
По мнению М.В. Пименовой, «концепт - это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта. Концепт отражает категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах мира. В структуре концепта отображаются признаки, функционально значимые для соответствующей культуры. Полное описание того или иного концепта, значимого для определенной культуры, возможно только при исследовании наиболее полного набора средств его выражения» .
Концепт может не иметь языкового выражения, даже устойчивого названия, однако, при этом его существование не является сомнительным. Кроме того, концепты могут быть не только обозначающими духовное состояние, но и вполне эмпирическими – например, И.А. Стернин приводит такие эмпирически концепты, как красный, окно, рука. Концепт может не принадлежать к какой-либо этнокультурной среде, например, быть бытовым, а зачастую даже вообще не иметь ценностной составляющей, например, быть пространственными или временными концептами .
Концепты являются единицами концептосферы – то есть, области познания, которая состоит из концептов, как составных частей пазла концептосферы.
Впервые термин «концептосфера» употребил Д.С. Лихачев, считавший, что так можно назвать совокупность всех концептов народа, образованную из концептов каждого носителя языка в том народе, – и она не ограничивается значениями слов, включая в себя культуру, фольклорные традиции, искусство, науку и литературу, исторический и религиозный опыт .
И концепты, и концептосфера – сущности ментальные (мыслительные), ненаблюдаемые, то есть опирающиеся на невербальное мышления, а не на слово.
Когнитивная лингвистика выделяет различные концептосферы, связанные с групповой деятельностью людей - профессиональные, возрастные, гендерные и тому подобные, при этом в рамках когнитивной лингвистики и можно сопоставлять и сравнивать.
Концептосфера и концепты как ее единицы формируются без обязательного обращения к языку, в области мышления, по мнению Н.И. Жинкина и И.Н. Горелова, где формируется специальный универсальный код .
Знания являются в сознании человека концептами, а кодом их рациональной части становится некий чувственный образ, являющийся составной частью концепта. – кодированием обеспечивается функционирование концепта как единицы мышления. То есть, мыслительный процесс человека – это оперирование образами, прикрепленными к рациональным знаниям, при этом каждый человек обладает уникальным кодом (чувственными представлениями, переживаниями, эмоциональными состояниями), отражающим именно его личный жизненный опыт.
Концептосфера невербальна и существует в сознании человека без относительно к языковым его средствам. Поэтому можно говорить о проблеме вербализации концептов, как об особой части функционирования концептосферы. Язык является средством общения, а не мышления, потому опирается на образы, концепты в сознании, обеспечивая возможность обмена информацией между людьми в обществе, перенося индивидуальные концепты во внешнее поле общения.
Таким образом, по мнению И.А. Стернина, «языковое сознание – это часть сознания, обеспечивающая механизмы языковой (речевой) деятельности: порождение речи, восприятие речи и – добавим, что очень важно - хранение языка в сознании. Система языковых единиц с их разнообразными значениями хранится в сознании и является принадлежностью языкового сознания, а исследование системы языка как феномена сознания есть исследование языкового сознания» .
Понятия картины мира и языковой картины мира важны для нас, так как фейковые новости, как концепт укладываются в картину мира человека и общества, которая, в свою очередь, находит отражение в их языковой картине мира, что делает их важными для исследования с позиций когнитивной лингвистики.
Под когнитивной картиной мира можно понимать совокупность концептосферы и стереотипов, созданных в сознании человека существующей культурой, когнитивная картина мира обладает системой и дает личности следующие возможности при восприятии окружающего мира:
- «предлагает классификацию элементов действительности;
- предлагает приемы анализа действительности (объясняет причины явлений и событий, прогнозирует развитие явлений и событий, предсказывает последствия событий);
- упорядочивает чувственный и рациональный опыт личности для его хранения в сознании, памяти» .
Языковая и художественная картины мира являются вторичными по отношению к когнитивной картине мира, они материализуют, переносят во внешнюю область общения сложившуюся в сознании человека непосредственную когнитивную картину мира.
По мнению М.В. Пименовой, языковой картиной мира можно назвать «совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способы получения и интерпретации новых знаний» .
И.А. Стернин считает, что языковая картина мира – это «совокупность зафиксированных в единицах языка представлений народа о действительности на определенном этапе развития народа, представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях – языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире» .
И.А. Стернин отмечает, что языковая картина мира достаточно наивна и ограничена, так как не может полностью передать всю непосредственную картину мира, ведь язык не может категорировать все и потому категоризирует только крайне важные для сиюминутной реальности концепты .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова О. В. Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества [Электронный ресурс] // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования: учебное пособие / под ред. М. Н. Володиной. URL: http://evartist.narod.ru/text12/07.htm.
2. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира») // ВЯ - 1987. - № 3. – С.46-51.
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово.// Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 1997. - С.267-279.
4. Балашова Е.Ю. Концепты любовь и ненависть в русском и американском языковых сознаниях. Автореф. дис… канд. филол. наук. - Саратов, 2004.
5. Белоедова А. В. Категория достоверности в современных журналистских текстах: теоретический и практический аспекты. Дисс. на соиск. степени канд. филол. наук. - Белгород, 2017. - 246 с.
6. Берендеев М. В. Инверсия образа страны и политика постправды в медийном дискурсе (Россия в польском кейсе) // Политика постправды в современном мире. — СПб.: Скифия-принт, 2017. - С. 24—27.
7. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: учеб. пособие / М.Р. Битянова. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
8. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. –2004. -№ 1, с.18-36.
9. Бондарко А.В. К интерпретации понятия «смысл» // Словарь. Грамматика. Текст. - М., 1996. – С.316-321.
10. Введение в когнитивную лингвистику / Под ред. М.В.Пименовой. Вып.4. Кемерово, 2004.
11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М., 1996.
12. Володина Л. В. Post-truth как антитеза достоверности в медийном тексте // Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов. – 2017. - № 2 (11). - С. 57—62.
13. Гарбузняк А. Ю. Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - №1. - С. 184 - 188.
14. Головацкая О.Е. Значение и происхождение термина «Fake news» //Коммуникология. 2019. Том 7. №2. С. 139-152
15. Горелов И.Н. О вербальных и невербальных составляющих речевого поведения / Вопросы психолингвистики. – 2003, №1. – С.13-18.
16. Дебор, Г. Общество спектакля / Г. Дебор ; пер. с фр.: С. Офертис и М. Якубович ; ред. Б. Скуратов ; послесл. А. Кефал. – М.: Логос, 2000. – 184 с.
17. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. – М.: МГУ, 1996. – 344 с.
18. Ефанов А.А. Функционирование псевдо-новости в полях телевидения и Интернета: типология, практики, социальные эффекты // Коммуникология. 2018. Том. 6. №1. С. 156-165.
19. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Н.И.Жинкин. Язык, речь. Творчество. – М.. 1998.- С.146-162.
20. Жолудь Р. В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. – 2018. - № 3. - С. 117—123.
21. Жук Д.А., Жук Д.В., Третьяков А.О. Методы определения поддельных новостей в социальных сетях с использованием машинного обучения // Информационные ресурсы России. 2018. № 3. С. 29-32.
22. Зиновьев И. В. Постправда на телевизионных экранах: новости против достоверности // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2018. - Т. 24. - № 1 (171). - С. 41—48.
23. Зуйкина К.Л., Соколова Д.В. Специфика контента российских фейковых новостей в Интернете и на телевидении // https://vestnik.journ.msu.ru/books/2019/4/spetsifika-kontenta-rossiyskikh-feykovykh-novostey-v-internete-i-na-televidenii/
24. Иванищева О. Н. Фейковые новости как новая форма пропаганды // Человек. Культура. Образование - 2018. - №4. - С. 104-109.
25. Иванова Е. А. Лингвистический феномен пост-правды в англоязычном политическом дискурсе // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. – 2017. - № 9. - С. 154—159.
26. Иванова С.В., Чанышева З.З. Технологии дискурсивного оформления слухов в политическом дискурсе массмедиа // Политическая лингвистика. – 2014. – № 2(48). – С. 39–49.
27. Ильченко С. Н. Фейк как антиисточник информации: риск для профессиональных стандартов журналистики // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 5. С. 70-76.
28. Каландаров, К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов / К.Х. Каландаров. – М.: Гуманитарн. центр «Монолит», 1998. – 80 с.
29. Карасик В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - М., 2004.
30. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Базовые характеристики лингвокультурных концептов. Антология концептов. Т.1. - Волгоград, 2005. - С.13-15.
31. Клишин И. Максимальный ретвит: Фейк-пропаганда на новом уровне / И. Клишин // Ведомости. - 2014. - 12 февр.
32. Кобрина Н.А. Когнитивная лингвистика: истоки становления и перспективы развития // Когнитивная семантика. - Ч. 2.- Тамбов, 2000.- С. 170-175.
33. Козловский Б. Максимальный репост: как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям. — М.: АльпинаПаблишер, 2018.
34. Колесов В.В. Язык и ментальность /Русистика и современность. Т.1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. СПб, 2005. - С.12-16.
35. Копнина Г. А. Речевое манипулирование. — М.:Флинта : Наука, 2010.
36. Корецкая О. В. Концепт POST-TRUTH как лингвистическое явление современного англоязычного медиадискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 7(73): в 3-х ч. - Ч. 3. - C. 136-138.
37. Корецкая О. В. Фейковые новости как объект изучения медиалингвистики // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017 № 9 (75). В 2 ч. Ч. 1 С. 118—120.
38. Костин А.В. Способы концептуализации обиходно-бытовых понятий в разножанровых произведениях В.И.Даля (на материале концепта «вода»). Автореф. дис….канд. филол. наук. - Иваново, 2002.
39. Кошкарова Н. Н. Фейковые новости: креативное решение или мошенничество? // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. – 2018. - № 2 (191). - С. 14—18.
40. Кошкарова Н. Н., Руженцева Н. Б. На пути к правде, ведущем ко лжи: феномен постправды в современной политической коммуникации // Политическая лингвистика. - 2019. - № 1 (73). - С. 50—56.
41. Кравченко А.В. Проблема языкового значения как проблема представления знаний // Когнитивные аспекты языковой категоризации. – Иркутск, 1997.
42. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики. / Вопросы когнитивной лингвистики. –2004, № 1. –С.6-17.
43. Либгардт, О. В Москве у 14-летней школьницы ищут ВИЧ после укола иголкой в метро [Электронный ресурс] // Комсомольская правд а. 2019. 22 марта. -URL: https://www.kp.ru/daily/26957.7/4010360/
44. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН - СЛЯ - 1993, № 1. – С.3-9.
45. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка. //Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. - М., Academia, 1997. -С. 280-287.
46. Николаева А.В. Языковые особенности фейковых публикаций // Верхневолжский филологический вестник. - 2019. - № 3. - С. 14-18.
47. Николаева, А. В. Кликбейт в СМИ [Текст] // Русская речь. - М. : Наука, 2018. - № 3. - С. 43-47.
48. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ // Российская газета. - 2016. - 28 июня.
49. Перечень информационных ресурсов, регулярно распространяющих недостоверную информацию https://rkn.gov.ru/mass-communications/p1104/
50. Пименова М.В. Типология структурных элементов концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов). / Вопросы когнитивной лингвистики. –2004. -№ 1, с.83-90.
51. Пименова М.В.. Предисловие. / Введение в когнитивную лингвистику. Под ред. М.В.Пименовой. Вып.4. - Кемерово, 2004. - 208 с.
52. Политика постправды в современном мире. — СПб.: Скифия-принт, 2017.
53. Почепцов Г. Г. Пространство постправды и пространство лжи стали сближаться, отсюда фейки и постправда [Электронный ресурс]. URL: hvylya.net/…/prostranstvo-pravdyi-i-prostranstvo-lzhi-stali-sblizhatsya-otsyuda-feyki-i-p…
54. Пустовар, Е.А. Коммуникативная агрессия в политическом дискурсе [Электронный ресурс] / Е.А. Пустовар. – Режим доступа: http://labipt.com/communicative-aggression-in-political-discourse.
55. Распопова Е. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости: информационная мистификация : учеб. пособие. — М.: АспектПресс, 2018
56. Рахилина Е.В. О тенденциях в развитии когнитивной семантики // Изв. РАН – СЛЯ - 2000, № 3. – С. 3-15.
57. Руженцева Н. Б., Кошкарова Н. Н. Политическая провокация: лингвистический комментарий недостоверных сообщений // Учимся понимать Россию: политическая и массмедийная коммуникация. — Екатеринбург, 2018. - С. 225—230.
58. Слышкин Г.Г. Дискурс и концепт (о лингвокультурном подходе к изучению дискурса) // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. - Волгоград, 2000. - С.38-45.
59. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Автореф. дисс…докт. филол. наук. - Волгоград, 2004.
60. Стернин И.А. Значение слова и его компоненты. - Воронеж, 2003.
61. Стернин И.А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях. / Вопросы когнитивной лингвистики. –2004, № 1. - С.65-69.
62. Стецко Е. Fake news и феномен пост-правды: информационно-политические тренды года [Электронный ресурс]. URL:https://eadaily.com/ru/news/2017/11/20/fake-news-i-fenomen-post-pravdy-informacionno-politicheskie-trendy-goda.
63. Суходолов А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2017. - Т. 6, № 2. - С. 143-169. - DOI 10.17150/2308-6203.2017.6(2).143-169.
64. Суходолов А. П. Феномен "фейковых новостей" в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. - 2017. - № 5. - С. 78-82.
65. Суходолов А. П., Бычкова А. М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. – 2017. - T. 6. - № 2. - С. 143—169.
66. Фейк (значения) // Википедия [эл. ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фейк_(значения)
67. Хазиева Р. Р. Использование ложной информации в дискурсивном лингвополитическом моделировании действительности (на материале англоязычных конфликтогенных текстов): диссертация ... кандидата Филологических наук. - Уфа, 2018. - 214 с.
68. Чанышева З. З. Лингвистика пост-правды как новое направление в политической лингвистике // Теория и практика языковой коммуникации. - Уфа, 2018. - С. 307-312.
69. Чарыкова О.Н. Менталитет и «образ мира» // Язык и национальное сознание. - Вып. 1. - Воронеж, 1998. – С. 26-27.
70. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике: свойства и различия в теориях и целях // ВЯ - 1996, № 2. - С.68-78.
71. Чугров С. В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии // Полис. Политические исследования. – 2017. - № 2. - С. 42—59.
72. Definition of fact // Merriam-Webster Diction-ary.2019. - URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/fact
73. Definition of factoid // Merriam-Webster Diction-ary.2019. - URL: https://www.merriam-webster.com/dictionary/factoid
74. Evance A. The Myth Gap: What happens when evidence and arguments aren’t enough” [Электронный ресурс]. URL: https://www.penguin.co.uk/books/1113478/the-myth-gap/.