Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. В то же время в практике прочно утвердилась система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально - личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М.Монтессори, О.Декроли.
При этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине XX века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. С нашей точки зрения теоретический анализ исследований Ии практики этого периода позволит внести коррективы построения педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях. Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств, и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно.
Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые.
В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие. В то же время накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.
Все вышесказанное определило цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
Объект исследования: сенсорное воспитание детей дошкольного младшего возраста.
Предмет исследования: сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, посредством продуктивной деятельности.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Анализировать психолого-педагогическую и методическую литературы по проблеме исследования.
2. Выявить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
3. Подобрать и апробировать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности.
При проведении исследовательской работы были использованы методы: - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Методологическая основа исследования: теоретические положения современной философии, общей и специальной психологии и педагогики; учитывались положения о диалектической взаимосвязи всех психических функций человека, о ведущей роли обучения в развитии, о необходимости деятельностного подхода в процессе развития.
Методы исследования: анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; беседа; наблюдение; экспериментальное изучение креативности, включающее в себя констатирующий эксперимент сопоставительного характера; количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в практике работы детских садов, посредством продуктивной деятельности .
База исследования: МБОУ «СОШ». В исследовании приняли участие …...
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (РИСОВАНИЕ)
1.1.Значение продуктивной деятельности для сенсорного развития ребенка
Проблема сенсорного развития заключается в том, что ребёнок познаёт окружающий мир, начиная с ощущений (отражения отдельных свойств предметов, при воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение предметов в целом, которые воздействуют на органы чувств в данный момент). Необходимые предпосылки для возникновения наиболее сложных познавательных процессов, таких как, воображение, память и мышление создаёт развитие ощущений и восприятия.
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: их цвете, форме, положении в пространстве, а также вкусе и запахе. Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен, для совершенствования деятельности органов чувств. В этом и заключается актуальность данной темы. Сенсорные способности – это возможности организма, которые обеспечивают восприятие и ощущение ребёнком окружающего мира и непосредственно самого себя. В развитии сенсорных способностей, огромное значение имеет усвоение ребёнком сенсорных эталонов. По мнению Л.А. Венгера, сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Например, в качестве сенсорных эталонов цвета, выступают семь цветов спектра, и их оттенки по насыщенности.
В качестве эталонов формы, выступают геометрические фигуры. В качестве эталонов величины – метрическая система мер. В слуховом восприятии эталонами являются музыкальные ноты, фонемы родного языка. Также и во вкусовом восприятии имеются свои виды эталонов – это четыре основных вкуса: солёный, кислый, сладкий, горький и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место деление запахов на свежие, сладкие и горькие, легкие и тяжелые и т.д. [2, с. 4-6].
Н.Н. Поддъяков считает, что знание детьми сенсорных эталонов создает возможность пользоваться представлениями о разновидностях каждого свойства, для анализа и выделения свойств предметов в самых различных ситуациях, то есть использовать их в качестве единиц измерения [4, с. 112-115].
Уже в младшем дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием красок, форм, объёмов, запахов и других свойств предметов. Также они знакомятся с произведениями искусства музыкой, живописью, скульптурой. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, является одним из основополагающих направлений формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. В процессе восприятия ребёнок накапливает следующие образцы: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые.
Но при этом необходимо, чтобы свойства предметов, которые ребёнок воспринимает, были соединены словом, это помогает закрепить в представлении сами образы предметов, сделать их более четкими и ясными. Если образы восприятия закреплены словом, их можно вызвать в представлении ребёнка тогда, когда от момента восприятия проходит некоторое время, а объект восприятия уже отсутствует в его поле его зрения. Для этого достаточно произнести соответствующее слово.
Таким образом, именно при помощи слова, удаётся закрепить полученные образы восприятия, формируя на их основе представления. Особая важность сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств предметов и объектов окружающего мира, является одной из основных задач развития ребёнка. Представления о форме, цвете и величине предметов начинают накапливаться у ребёнка на третьем году жизни. Необходимо, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в младшем дошкольном возрасте важно проводить специальные занятия, посвящённые сенсорному развитию детей. Накопление разнообразного сенсорного опыта, является основной задачей занятий по сенсорному развитию. Это та необходимая основа, на которой на следующих этапах обучения, возможна систематизация накопленных знаний, их осознание, а также использование этих знаний в повседневных ситуациях. Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:
1.Формирование у детей систем перцептивных действий.
2.Формирование у детей систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о качествах, свойствах и отношениях предметов.
3.Формирование умений самостоятельно применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности. Кроме важности решения задач сенсорного развития, обозначенных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, актуальность проблемы исследования заключается ещё и в том, что познание человеком окружающего мира начинается с ощущения и восприятия.
Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте превращается в познавательную деятельность, которая имеет свои цели, задачи и способы осуществления. Совершенство восприятия и точность образов зависит от того, насколько полной системой способов владеет ребёнок. Поэтому главным в развитии восприятия младшего дошкольника, является освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий, а также освоение сенсорных эталонов.
Кроме восприятия цвета, формы и величины, к видению в предметах новых свойств (звучание, мягкость, твёрдость, устойчивость, запах) приводит манипулирование предметами. Для чувственного познания этих свойств важным, является обогащение сенсорного опыта ребенка, необходимо предлагать ему самые разнообразные игрушки – твердые и мягкие, наполненные горохом или ватой, плоские или объемные, звенящие или шуршащие. Такими предметами могут быть не только игрушки, но и, например, посуда: миски, крышки, кружки, вилки скалки. Ребёнок может манипулировать этими предметами: класть что-либо в кастрюлю, примерять к кастрюле крышки разного размера, стучать ложкой по столу.
Таким образом, ребёнок развивает своё восприятие и начинает осознавать, что каждые предметы устроены по-своему и требует индивидуальных способов действия. Однако, все эти свойства, ребёнок осознает лишь в тот момент, когда он манипулирует, но как только прекращается действие, исчезает и осознание. Поэтому он готов постоянно, возвращаться к подобным занятиям. В развитие сенсорных способностей ребёнка имеют весомое значение, дидактические игры. Увлечённый игрой, ребёнок с удовольствием выполняет все требования и правила игры, обучение происходит легко и в позитивной форме. Венгер Л.А. утверждал, что благодаря играм дети учатся грамотно строить свою речь, речь становиться более образной. Данная методика помогает выстроить у детей представления о разных предметах, а игры для развития моторики, являются идеальным средством для развития логических навыков и активизации подвижности пальцев рук [1, с. 10-12].
Сенсорное развитие, является важным условием успешного овладения любой практической деятельностью. А начало развития сенсорных способностей лежит в младшем дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка, развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт, посредствам осязаний, ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольников, уделяли внимание многие отечественные учёные. Наиболее значимыми в этом направлении, являются такие авторы как: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева. Однако, и на сегодняшний день, существует необходимость исследования сенсорного развития дошкольников, с учётом современной ситуации усовершенствования дошкольного образования. В заключение можно сказать, что задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста тесно связанны с содержанием работы по данному вопросу. Содержание сенсорного развития включает широкий объем свойств и признаков предметов, которые ребёнок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.
1.2. Задачи и содержание сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности
В настоящее время вопрос о раннем развитии ребенка сохраняет свою актуальность. Этот возрастной период играет очень важную роль в развитии ребенка. При этом, как отмечают исследователи, одним из ключевых направлений развития ребенка в этом возрасте является сенсорное развитие, которое выступает базисом для умственного развития ребенка [1; 2; 3]. Сенсорное развитие представляет собой сложный процесс, который включает в себя усвоение сенсорных эталонов и овладение способами ориентировочной деятельности [1; 2; 3].
Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является зрительное восприятие. [1]. В процессе наблюдений выявлено - трехлетние дети обычно рассматривают предмет и руками, и глазами одновременно. Они не умеют рассматривать предметы, находящиеся на расстоянии, так как не отдают себе отчет в том, что видят. Всё это говорит о том, что зрительное восприятие формы, цвета, размера у маленьких детей несовершенно и неосознанно, что является серьезным препятствием для построения отчётливых зрительных образов формы, цвета, размера объекта.
Но если ребёнок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам. При этом активизация процесса развития восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности.
Сенсорное воспитание должно осуществляться совместно с разнообразной деятельностью, в связи с чем можно выделить ряд задач:
1. Формировать общую сенсорную способность, то есть способность к усвоению и использованию сенсорных эталонов (5, а затем 7 цветов спектра; 5 геометрических форм; 3 градации величины).
2. Обеспечить постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному, что включает обучение узнавать предмет и называть его, а также знать его назначение; части предмета и их назначение; материал, из которого сделан предмет; его цвет, форму, размер и так далее.
3. Помочь ребенку получить первые представления о различных материалах (бумага, дерево, стекло, металл) и их основных качествах (стекло холодное, прозрачное, бьется; бумага гладкая, мягкая, рвется, промокает и так далее).
4. Формировать представления о простейших перцептивных действиях (погладить, надавить, пощупать, попробовать на вкус и так далее), учить правильно осуществлять данные действия.
5. Развивать речь и умение активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др.), качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.).
6. Воспитывать бережное отношение к предметам, учить детей использовать предметы в соответствии с их назначением и свойствами.
Еще один метод сенсорного воспитания, широко применяемый в процессе сенсорного воспитания, рисование и аппликация.
Это виды изобразительной деятельности, основное направление которой – образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы [27].
Как правило, дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений обеспечивает работу воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулке, вовремя специально организованного наблюдения.
Важным аспектом сенсорного воспитания является эстетическое развитие детей, чему способствует постоянно расширяющийся запас знаний, основывающийся на представлениях о разнообразии форм. В процессе рисования, лепки и аппликации происходит знакомство детей с различными материалами (разные виды бумаги, красок, глина, мелки), а также их свойствами и выразительными возможностями, приобретаются навыки работы с ними. Таким образом, изобразительная деятельность и конструирование должны быть неотъемлемой частью тех знаний и представлений
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева Л. Ю. Значение продуктивной деятельности для детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (9). — С. 176–178.
2. Артемьева А.В. Сенсорное развитие детей 3-5 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ СФЕРА, 2017. - 62 с.
3. Бережнова О. В. Этап построения модели педагогического процесса / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева // Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы: Методическое пособие. — М., 2013. — С. 30–32.
4. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 64 с.
5. Волнянская Т. Квилинг - эффективная техника для развития мелкой моторики рук // Ребенок в детском саду. - 2015. - №2. - с.64-70.
6. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
7. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук // Дошкольное воспитание. - 2014. - №8. - с.76-80.
8. Губанова М.В. Еще раз о мелкой моторике: рекомендации педагогам и родителям // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - №3. - с. 110-113.
9. Гущина Н.Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей дошкольников // Воспитатель. - 2011. - №5. - с.89 - 91.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007. - 72 с.
11. Деникеева Ф. Сенсорное развитиеи сенсорики с помощью пуговиц // Дошкольное воспитание. - 2013. - №2. - 69-72 с.
12. Доронова Т. Н. Мастерская / Т. Н. Доронова // Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М. — 2013. — С. 61–
13. Доронова Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 96 с.
14. Дубова, И. А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И. А. Дубова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40.
15. Дюжакова М. В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника / М. В. Дюжакова, О. И. Лавлинская, А. В. Коломеец // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — С. 580–583.
16. Зурабова К. Для детей младшего возраста // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - с.22-33.
17. Казакова Р. Г. Нетрадиционные графические техники / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина // Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р. Г. Казаковой. — М. — 2008. — С. 5–31.
18. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 2006. - 128 с.
19. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.: КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2006. - 192 с.
20. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 255 с.
21. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. - 2005. - №2. - с.76-79.
22. Козлова С.А. Дошкольная педагогика/С.А.Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
23. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1994. - 152 с.
24. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников: Методическое пособие / Н.В.Корчаловская, Г.Д.Посевина. - Ростов-на-Дону, 2003. - 288 с.
25. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2017. - 144 с.
26. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. - М.: «Карапуз», 2018. - 192 с.
27. Любина Г. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду. - 2016. - №4. - с.32-28.
28. Любина Г. Рука развивает мозг/Г.Любина, О.Желонкин // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. - с.31-34.
29. Мамедова И.В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методик[Электронный ресурс]. - Режим доступаЬир://апск8.8рЬ.ги/0о8Ько1пос-оЬга/оуап1с/га/у111с- melkoi-motoriki-u-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-s-ispolzovaniem- netraditciQnnvkh-metQdik.html.
30. Мелик-Пашаев А. Ребенок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2017. - 32 с.
31. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. - СПб.: КАРО, 2016. - 96 с.
32. Никологорская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. - 96с.
33. Погодина С. Художественные техники. Рисование с помощью пищевых красителей, сухой гуаши // Дошкольное воспитание. - 2019. - №8. - с.57 - 64.
34. Половникова Л. Тренируем пальчики // Ребенок в детском саду. - 2015. - №2. - с.71-72.
35. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-roidenia-do-shkoli.pdf.
36. Рогаткина Т. Территория творчества: место, где рождается образ // Дошкольное воспитание. - 2017. - №9. - с.123 - 125.
37. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 448 с.
38. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
39. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования [Электронный ресурс]. - Режим достvпаhttp://www.maam.ru/detskiisad/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei- doshkolnogo-vozrasta-cherez-netradicionuvu-tehniku-risovaniia-398499.html. -
40. Сенсорное развитие[Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.psychologos.ru/articles/view/razvitie-melkoy-motoriki. -
41. Соколова Н.Э. Игры и игровые упражнения в работе с дошкольниками по формированию изобразительных навыков от доизобразительного периода развития рисунка к изобразительному // Дошкольная педагогика. - 2012. - №9. - с.30-33.
42. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. - 80 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступаИир8 ://pravobraz.ru/federalnvi -gosudarstvennvi-obrazovatelnvi - standart-doshkolnogo-obrazovaniva/.
44. Шатрова С.А. Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста[Электронный ресурс]. –Режим достvпаhttps://cvber1eninka.ru/article/n/netraditsionnve-tehniki-risovaniva-kak- sposob-razvitiva-melkoy-motoriki-ruki-u-detev-mladshego-doshkolnogo- vozrasta.
45. Шипкова В.Н. Развитие творческих способностей младших дошкольников. Нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности // Дошкольная педагогика. - 2012. - №1. - с.25 - 30.