Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Имущество современного предприятия – это материальные, финансовые и нематериальные активы, которые принадлежат предприятию и
предназначены для осуществления его текущей деятельности. Имущество предприятия изначально формируется за счет тех активов,
которые были переданы ему учредителем в виде вклада (взносы, паи).
Имущество предприятия, как правило, растет в процессе осуществления производственной и хозяйственной деятельности. Оно также является объектом сделки, отчуждается, закладывается и т.п. Обычно имущество предприятия является отделенным от имущества его учредителя, участников и сотрудников организации.
Актуальность данной темы заключается в том, что предприятия могут отвечать по своим долгам имеющимся имуществом перед хозяйственными партнерами или кредиторами в случае неисполнения организацией своих обязательств. В рамках интегрированных корпоративных структур повышение эффективности использования основных фондов, является основой для конкурентоспособности всей групп предприятий и каждого предприятия в отдельности.
Предмет исследования – имущество предприятия.
Целью настоящего исследования является повышение эффективности использования имущества предприятия в рамках интегрированной корпоративной структуры.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и определить сущность имущества предприятия,
привести классификацию имущества,
проанализировать состав имущества и его использования на конкретном предприятии,
выявить проблемы и факторы улучшения использования имущества в процессе хозяйственной деятельности.
Работа состоит из трех основных частей, в первой даются теоретические основы и сущность имущества предприятия, его классификация; вторая часть посвящена анализу состава и показателей использования имущества организации. В третьей части предлагаются меры по улучшению имущества предприятия.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области управления имуществом предприятия, управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и классификация имущества предприятия
В настоящее время существует необходимость разработки новых механизмов управления имущественным комплексом в рамках интегрированных корпоративных структур, что связно с одной стороны усиливающейся тенденцией интеграции капиталов, а следовательно, формированием интегрированных корпоративных структур, с другой стороны высокой степенью изношенности основных фондов, возрастающим уровнем издержек и недостаточности инвестиционных ресурсов для обновления основных средств.
Любое предприятие представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Управление имуществом – это деятельность, направленная на обеспечение функционирования и развития объекта управления (единичного объекта или комплекса объектов недвижимости) с целью максимально полного удовлетворения потребностей субъектов права пользования, владения и распоряжения этим объектом [1, c.209].
Имущество предприятия представляет собой материальную основу деятельности предприятия. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность как крупные предприятия, так и индивидуальные предприниматели.
Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, нематериальные активы, капитальные и финансовые вложения, расчеты с кредиторами и дебиторами, капитал и резервы, прибыль (убыток) [4, c.18].
Таким образом, общий состав имущества любого предприятия можно представить на Рисунке 1.
Таким образом, имущество состоит из материально-вещественной и нематериальной части. К материально-вещественной части имущества предприятия относятся земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, готовые изделия, денежные средства и т.п.
К нематериальной части имущества относятся репутация предприятия; круг клиентов предприятия; название предприятия; используемые товарные знаки; навыки руководства; квалификация персонала; запатентованные способы производства; авторские права; контракты и т.п. [7, c.184].
Имущество, находящееся в собственности предприятия, подразделяется на недвижимое и движимое. К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, а также здания, сооружения, машины и оборудование, незавершенное строительство и т. д. Недвижимое имущество подлежит в установленном порядке государственной регистрации. Имущество, не относящееся к недвижимому, признается движимым имуществом.
Классификация по предметному составу характеризует роль того или иного имущества, срок использования предприятием имущества, а также способ включения в себестоимость. По предметному составу всё имущество подразделяют на ряд групп, подгрупп и видов.
По составу и функциональной роли имущество предприятия подразделяется [11, c.156-157]:
1. Долгосрочные активы:
основные средства;
капитальные вложения;
долгосрочные финансовые вложения;
нематериальные активы.
2. Оборотные активы:
производственные запасы;
денежные средства;
краткосрочные финансовые вложения
средства в расчетах.
По источникам образования и целевому направлению:
собственные средства:
уставной капитал;
резервный капитал;
прибыль;
заемные средства:
кредиты и займы;
кредиторская задолженность.
Имущество предприятия выступает, с одной стороны, в денежной или натуральной форме, а с другой - в форме собственного или чужого. В составе имущества предприятия можно выделить денежные средства и реальное имущество. Денежные средства путем инвестирования превращаются в вещественные формы имущества и, наоборот, в процессе продажи вещи создают денежную форму имущества. Изменение имущества предприятия осуществляется за счет самофинансирования и путем привлечения заемных средств. Для обеспечения наиболее эффективной деятельности, состав имущества предприятия должен формироваться целенаправленно.
Основные средства являются наибольшей частью имущественного комплекса предприятия.
Основные средства – это совокупность материально-вещественных ценностей предприятия, которые многократно участвуют в процессе производства продукции, работ, услуг, в качестве средств труда либо для управления предприятием в течение периода более года [10, c.36].
Основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.
Основные средства предприятия выполняют следующие функции:
- непосредственно участвуют в производственном процессе (рабочие и силовые машины, оборудование, инструмент);
- создают условия для осуществления производственного процесса (земельный участок, здания и т.п.);
- обеспечивают хранение, перемещение товаров и информации (транспортные средства, хозяйственный инвентарь, электронно-вычислительная техника).
Основные средства классифицируют по роли и назначению [5, c.57]:
производственные, используемые при производстве продукции предприятия и в сфере торговли;
непроизводственные (средства здравоохранения, жилищно-бытового назначения и т.д.).
К производственным основным средствам относятся средства труда, непосредственно участвующие в процессе материального производства (подвижной состав, земляное полотно, верхнее строение пути, мосты, тоннели, станки, машины и т. д.) и обеспечивающие условия осуществления производственного процесса (производственные здания, дороги, каналы и т. д.), а также средства труда, используемые для хранения и перемещения предметов и продуктов труда (хранилище для кислорода, автотранспортные средства и др.).
К непроизводственным основным средствам относят объекты, находящиеся в отраслях непроизводственной сферы. Это машины, медицинское оборудование и приборы, аппараты и холодильные установки, хозяйственный инструмент и инвентарь, здания и сооружения и прочие предметы непроизводственного назначения. Особенность непроизводственных основных средств состоит в том, что они непосредственно не участвуют в процессе производства, но являются необходимым условием общественного воспроизводства.
Современная экономика использует для характеристики активов такие понятия, как: «основные», «нематериальные» и «оборотные» активы. Понятие нематериальных активов в российской экономике появилось сравнительно недавно. Однако роль нематериальных активов растет по мере развития законодательства об интеллектуальной собственности и ее охране, расширения объемов торговли патентами и ноу-хау.
Нематериальные активы представляют собой вложения в нематериальные объекты, которые используются в хозяйственной деятельности в течение длительного периода времени и приносят доходы.
Таким образом, согласно Рис.2, нематериальные активы связаны с произведениями науки, литературы и искусства; программами для электронных вычислительных машин; изобретениями; полезными моделями; селекционными достижениями; секретами производства (ноу-хау); товарными знаками и знаками обслуживания организации.
В рыночной экономике имущество предприятия также выступает в форме капитала. Как капитал имущество предприятия делится на реальный (функционирующий) и денежный. Реальный (функционирующий) капитал – это средства производства, а денежный капитал – та часть имущества, которая используется для приобретения средств производства и удовлетворения потребностей предприятия.
Денежный капитал, обеспечивающий потребности хозяйственной деятельности предприятия, подразделяется на собственный и заемный. Собственный капитал предприятия представляет денежную оценку имущества предприятия по балансу, включая суммы, не востребованные с должников, и всеми обязательствами на данный момент времени. Источниками формирования собственного капитала являются: уставный (складочный) капитал, взносы и пожертвования, прибыль от результатов хозяйственной деятельности [13, c.107].
Заемный капитал представляет собой средства, привлекаемые предприятием со стороны, в виде кредитов, финансовой помощи, залогов, других внешних источников на конкретный срок и на определенных условиях под гарантии.
В зависимости от характера участия капитала в производственном процессе и особенностей движения капитал подразделяется на основной и оборотный.
Основной капитал состоит из факторов производства длительного пользования. Оборотный капитал включает те элементы имущества предприятия, которые участвуют в одном производственном цикле. Это сырье, топливо, основные и вспомогательные материалы и заработную плату производственных рабочих.
Основной капитал включает в себя основные фонды предприятия (здания, сооружения, машины и механизмы), незавершенное строительство и долгосрочные инвестиции капитального характера, направленные на прирост запаса капитала.
Собственность (или имущество) - это термин, описывающий все, что лицо или бизнес имеет законный титул, предоставляя владельцам определенные принудительные права на указанные предметы. Примеры имущества, которое может быть материальным или нематериальным, включают автомобильные транспортные средства, промышленное оборудование, мебель и недвижимость-последнее из них часто называют "недвижимым имуществом".
Большинство объектов недвижимости имеют текущую или потенциальную денежную стоимость и поэтому считаются активами. Но в некоторых ситуациях свойства могут одновременно быть пассивами. Пример: если клиент получает травму на имущество компании, владелец бизнеса может нести юридическую ответственность за оплату медицинских счетов пострадавшей стороны.
Собственность - это любой предмет, на который лицо или предприятие имеет законное право собственности. Имущество может быть материальным, таким как дома, автомобили или бытовая техника, или оно может относиться к нематериальным объектам, которые несут в себе обещание будущей ценности, таким как сертификаты акций и облигаций. Интеллектуальная собственность относится к таким идеям, как дизайн логотипа и патенты.
Владельцы недвижимости также могут иметь обязательства, что имеет место в том случае, если владелец бизнеса находится на крючке для медицинских расходов, возникающих в результате того, что клиент получает травму на основании своей компании.
Нематериальная собственность - это активы, представляющие собой текущую или потенциальную стоимость, но сами по себе не несущие внутренней стоимости, такие как сертификаты акций и облигаций. Хотя эти предметы являются всего лишь листами бумаги, они могут представлять собой значительные суммы денег, как только акции будут погашены, а облигации достигнут своего срока погашения. Другие виды нематериальной собственности, такие как репутация бренда, более туманны и не могут быть обозначены бумажным документом.
Нематериальные свойства, такие как концепции дизайна, тексты песен, книги и сценарии, классифицируются как интеллектуальные свойства. Даже если эти сущности не являются физическими по своей природе, они тем не менее могут нести значительную ценность. Примеры интеллектуальной собственности включают логотип Nike “swoosh” и химическую формулу для Coca-Cola. Для обеспечения соблюдения права собственности на нематериальные активы физические и юридические лица обычно нанимают юристов для юридической защиты своих объектов от посягательств.
Когда аудиторы, оценщики и аналитики подсчитывают стоимость бизнеса, они учитывают все его основные свойства в уравнении. Например, производитель мелких деталей машин может приносить всего лишь 80 000 долларов в год, но если он владеет фабрикой, на которой работает, и это здание оценивается в 1 миллион долларов, общая стоимость бизнеса будет значительно выше, чем предполагает одна только прибыль. Кроме того, если та же самая компания имеет патент на какую-либо деталь, она может получить значительный доход, лицензируя права на производство этой детали более крупному предприятию, а не производя ее собственными силами. Таким образом, лицензионные сделки могут создавать прибыльные потоки доходов, которые значительно повышают общую стоимость компании.
Чистая стоимость физического лица может быть определена путем расчета общей стоимости имущества, которым он владеет, например недвижимости, автомобилей, ювелирных изделий, акций, облигаций и пенсионных накоплений, а затем вычитания любых обязательств или долгов из этой цифры. Например, если активы человека включают дом стоимостью 100 000 долларов, автомобиль стоимостью 7 000 долларов и Ира стоимостью 65 000 долларов, то общая сумма его имущества составляет 172 000 долларов. Но если тот же самый человек обременен студенческим кредитом в размере 20 000 долларов и счетом по кредитной карте в размере 3000 долларов, общая сумма обязательств составит 23 000 долларов. Таким образом, общая чистая стоимость будет равна $149,000 ($172,000 - $23,000).
При расчете чистой стоимости индивидуума менее ценные предметы, такие как мебель или предметы одежды, как правило, не учитываются в уравнении, если только эти предметы не имеют значительной ценности в качестве антиквариата или редких предметов коллекционирования.
Таким образом, имущество предприятия представляет собой комплекс материальных и нематериальных ценностей предприятия, которые непосредственно участвуют в процессе осуществления хозяйственной деятельности организации.
1.2.Основы системы управления имуществом предприятия
Крупные предприятия нередко сталкиваются с трудностями в учете и в организации процессов управления своим имуществом. Эта задача часто становится ключевой в решении вопросов повышения эффективности использования объектов имущества и снижения непроизводственных затрат предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.: Издательство «ДИС», 2019. – 359 с.
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента / И.Т. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 483 с.
3. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2018.– 562 с.
4. Бандурин, А.В., Гуржиев, В.А. Нургалиев, Р.З. Финансовая стратегия корпорации, 2018. – 335с.
5. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2016. — 272 с.
6. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: учеб. / Л.Е. Басовский. - М.: Инфра-М, 2016. - 240 с.
7. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. / С.В. Валдайцев. — М.: Филинъ, 2015. – 375 с.
8. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса: учебное пособие. - М.: Проспект, 2018. - 253 с.
9. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. Перевод с англ. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 472 с.
10. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия / С.В. Галицкая. – М.: Эксмо, 2019. – 656 с.
11. Гладков И.С. Менеджмент. Учеб. пособие. 3-е изд. – М.: Проспект, 2016. – 214 с.
12. Грибовский, С.В. Методы капитализации доходов: Курс лекций. / С.В. Грибовский. – Санкт-Петербург, 2015. – 172 с.
13. Григоров О.С. Управление бизнес-потенциалом производственных систем. – Новосибирск: НГАСУ, 2019. – 382 с.
14. Григорьев, В.В., Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. / В.В. Григорьев. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2017. – 320 с.
15. Грязнова, М.А. Оценка стоимости предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 544 с.
16. Дафт Ричард Л. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с.
17. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. пособие / В.Д. Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. — М.: Инфра-М, 2015. — 440 с.
18. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2018. – 386 с.
19. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.Оценка бизнеса. – Спб.: Питер, 2016. – 612 с.
20. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
21. Кандрашина Е.А. Финансовый менеджмент. Учебник / Е.А. Кандрашина. - М.: «Дашков и К», 2017. – 219 с.
22. Климова М.А. Амортизируемое имущество. Основные средства и нематериальные активы / М.А. Климова – М: Налоговый вестник, 2017. – 108с.
23. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: Юрайт, 2018. – 384 с.
24. Кокин А.С. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / А.С. Кокин, В.Н. Ясенев. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 510 с.
25. Красова О.С. Основные средства организации / О.С. Красова, Т.Ю. Сергеева – М: МФПА, 2016. – 160 с.
26. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2018. - №8(144). – с.56 – 67.
27. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2018. – 266 с.
28. Пересветов Ю.В. Управление материальными ресурсами. – УМЦ, 2019. – 271 с.
29. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352 с.
30. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2017. - 1012 с.
31. Ребрин Ю.И. Основы экономики и управления производством. – Таганрог: ТРТУ, 2015. – 145 с.
32. Романенко И.В. Экономика предприятия 2-е изд., доп. / И.В. Романенко– М.: Финансы и статистика, 2019. – 209 с.
33. Семенихин В.В. Основные средства и нематериальные активы / В.В. Семенихин. – М.: ИД «Гросс-Медиа», 2017. – 348 с.
34. Сергеев И.В. Экономика предприятий. Доступ через http://uchebnik.biz
35. Степанов И.Г. Организация производства. – Новокузнецк: КемГу, 2018. – 209 с.
36. Финансовый менеджмент: учебник / колл. авт.; под ред. проф. Е.И. Шохина. - М.: КноРус, 2018.- 320 с.
37. Черненко А.Ф. Финансовое положение и эффективность использовния ресурсов предприятия. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 208 с.
38. Щитникова И.В. Имущество предприятия / И.В. Щитникова – М.: Омега-Л, 2016 – 224 с.
39. http://www.finman.ru – финансовый менеджмент
40. http://zavod-elecon.ru/ - АО «Закон Элекон»