Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях эффективное муниципальное управление является одним из условий
устойчивого социально-экономического развития территории муниципального образования и
улучшения качества жизни населения.
2
Система показателей и методология оценки эффективности деятельности органов местного
самоуправления, которая появилась в 2008 году, постоянно обновляется. Это свидетельствует об
актуальности этой проблемы. В результате современных исследований действующая система
оценки эффективности муниципальной власти требует новых подходов и методик.
Степень научной разработанности проблемы. Большой вклад в теорию эффективности управления
внесли западные теоретики менеджмента П. Друкер, А. Файоль, Г. Саймон, Ф. Тейлор, и др.
Проблемы увеличения эффективности работы органов государственно власти посвящены работы
таких авторов как Г. В. Атаманчука, Е. В. Масленниковой, Н. С. Гегедюш и др.
Проблемы функционирования органов местного самоуправления, а также формирования
муниципальных образований в своих исследованиях рассматривали В. А. Лапин, Е. А. Балабанова.
А. Г. Воронин, А. Н. Широков, Е. А. Незнамова, С. А. Кирсанов, В. Б. Зотов.
Цель выпускной квалификационной работы это формирование практических рекомендаций к
методам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Реализация цели исследования будет достигнута решением следующих задач:
- изучить основные подходы к оценке эффективности муниципального управления;
- провести анализ нормативно – правовых актов, которые регулируют процедуры оценки;
- провести исследование уровня социально-экономического формирования муниципальных
образований Новосибирской области;
- провести анализ зарубежного опыта развития системы оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления;
- дать практические рекомендации по методологии оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления;
Объектом исследования выступает деятельность органов местного самоуправления.
Предметом исследования является оценка эффективности деятельности органов местного
самоуправления.
Теоретико-методологической основой исследования явились научные работы зарубежных и
отечественных исследователей, которые посвящены проблемам эффективности управления
муниципальными образованиями, природе института органов местного самоуправления, а также
нормативно-правовые акты Российской Федерации и Новосибирской области.
В работе использованы такие общенаучные методы как индукция и дедукция, методы
моделирования.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1.1 Содержание понятия эффективности деятельности администрации
муниципального района
3
В современной науке управления вопрос эффективности управленческой деятельности является
одним из актуальных.
Существует множество определений рассматриваемого понятия. Автор работы выделил
следующие основные подходы к эффективности управления (таблица 1).
Таблица 1. Основные определения эффективности управления.
Определение западной школы «способность формулировать и решать ближайшей
проблемы, решение которой дает более лучшие результаты, чем вначале разработки решения».
Определение всемирного банка «результат применение потенциала с целью удовлетворения
спроса на соответствующие блага».
Определение отечественной школы «эффективность управления – один из ключевых
характеристик безупречности управления, установленный с помощью сравнения итогов ресурсов
и управления, которые затрачены на его достижение»
Устойчивое развитие муниципального образования и улучшение качества жизни населения
является основным задачами, которые стоят перед органами местного самоуправления. При этом,
большая часть проблем социально-экономического развития страны территориально
локализована именно на уровне муниципальных образований, что делает вопросы оценки
эффективности деятельности органов местного самоуправления актуальными. Разберем отдельно
понятие эффективности деятельности органов местного самоуправления, прежде чем подробно
рассмотреть систему оценки эффективности и нормативно правовые акты, регулирующие такую
оценку.
С социальной точки зрения, под эффективностью деятельности органов местного самоуправления
понимается «соответствие достигнутых результатов деятельности органов местного
самоуправления основным социальным целям и потребностям населения» [15].
С другой стороны, эффективность деятельности органов местного самоуправления можно
определить, как степень соответствия достигнутых результатов деятельности по решению
вопросов местного значения поставленным целям и задачам, стоящими перед властями
муниципального образования. Как правило, оценка эффективности это и степень
удовлетворенности потребностей самого населения, и процент качества и полноты выполнения
органами местного самоуправления своих функций [14].
Своевременная диагностика отрицательных и положительных трендов в развитии муниципальных
образования для принятия соответствующих управленческих решений выступают целью
проведения оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является. А
сама оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления является
существенный элементом в процессе муниципального управления, дающая возможность в
получении адекватной и полной информации о результатах деятельности, достижении плановых
показателей, наличии проблем и т.д [39].
Ряд авторов Е. Б. Дорина, А. И. Радченко выделяют несколько основных вариантов оценки
деятельности органов местного самоуправления [13].
Для первого варианта характерно сравнение уровня развития территории муниципального
образования с эффективностью деятельности, то есть чем выше уровень социально-
4
экономического развития, тем выше эффективность деятельности органов местного
самоуправления.
Второй вариант дает сравнивает поставленные плановые значения развития территории с фактом
достигнутых и таким образом рассматривает эффективность и результативность деятельности.
Для третьего варианта характерно оценивание эффективности процесса управления: проводится
оценка организации управления в органах местного самоуправления, оценка сотрудников
органов местного самоуправления, эффективности процесса управления. Однако такой вариант
является одним из самых сложных, так как, несмотря на то, что он позволяет точно выявить
проблемы в организации управленческого процесса в самом органе власти, оценить
эффективность деятельности конкретного сотрудника, одновременно потребуется большое
количество ресурсов для проведения самой оценки, трудоемкость получения исходной базы.
Последний вариант оценки это сопоставление ресурсов (действий, бюджетных средств), которые
были направлены на достижение целей с результатами развития территории. Такой вариант
получил название ресурсно – результативный.. При этом отметим, что, сложности с данной
процедуры часто появляются при проведении оценки в части затрат, но именно этот вариант
наиболее полно отражает цель и содержание оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления,
Отдельной группой стоят варианты оценки связанные с маркетинговыми технологиями, это такие
методы как опросы и экспертный метод, построенный в основном на балльной системе оценки
деятельности специалистами-экспертами в определенной сфере.
Таким образом, мы видим, что оценка эффективности деятельности органов местного
самоуправления позволяет определить дальнейшее направление социально-экономического
развития муниципального образования, выявить актуальные проблемы территории, а также
определить необходимые управленческие решения. На сегодняшний день процесс проведения
оценки эффективности четко регламентирован, что делает данную систему результативнее.
Отсюда особый интерес представляет рассмотреть нормативно-правовую базу системы оценки
деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации.
1.2 Анализ основных нормативно –правовых актов регулирующих оценку эффективности
деятельности глав муниципальных образование
Реализация органами местного самоуправления собственных полномочий по решению вопросов
местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г № 131 -ФЗ «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее —
Федеральный закон N9 131 -ФЗ), а также другими отраслевыми федеральными законами, требует
объективной и системной оценки. Началом развития системы оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления на федеральном уровне связано с введением
статьи 18.1 в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ В соответствии с этой статьей,
«перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного
самоуправления утверждается в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации».
ФЗ
Дальнейшее развитие законодательства, регулирующего систему оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления связано с Указом Президента от 28 апреля 2008
5
г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских
округов и муниципальных районов», в котором определен перечень показателей оценки. Для
обеспечения реализации данного Указа был приняты постановление Правительства Российской
Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской
Федерации от 28 июня 2007 г» и распоряжение Правительства Российской Федерации от 11
сентября 2008 г. № 1313. Также в каждом субъекте РФ были разработаны Указы «Об оценке
эффективности деятельности органов местного самоуправления».
Трансформация системы оценки произошла в 2012 году. Был издан Указа Президента РФ от 14
октября 2012 года № 1384 «О внесении изменений в Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. №
607 и в перечень, утвержденный этим Указом», также было приняты постановление
Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 r. № 1317 «О мерах по реализации
Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности
деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» и
подпункта «и» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 r». № 601 «Об
основных направлениях совершенствования системы государственного управления «. Были
сокращены показатели для оценки деятельности.
Дальнейшее развитие системы оценки связано с Указом Президента Российской Федерации от 14
ноября 2017 г. № 548 ≪Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации≫, и с реестром поручений по итогам расширенного заседания
президиума Государственного совета Российской Федерации, среди которых содержится
поручение:- «одобрить показатели для оценки эффективности деятельности высших должностных
лиц субъектов Российской Федерации по достижению целей, установленных Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 ≪О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года≫.
Таким образом оценка эффективности деятельности органов и должностных лиц местного
самоуправления увязана с национальными целями и стратегическими задачами развития
Российской Федерации.
В Российской Федерации система управления по результатам деятельности органов публичной
власти развивалась поэтапно с апробацией и внедрением различных инструментов. Среди
разнообразия механизмов и инструментов управления по результатам можно выделить:
долгосрочное и среднесрочное социально-экономическое планирование, доклады о результатах
и основных направлениях деятельности; оценку результативности деятельности органов
исполнительной власти; обоснования бюджетных ассигнований; государственные программы,
федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы; приоритетные
национальные проекты; оценка эффективности расходов федерального бюджета на капитальные
вложения; государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ);
аудит эффективности деятельности; мониторинг качества финансового менеджмента и др.
Проанализировав выше перечисленные нормативные акты, мы выделили ряд характеристик,
относящихся непосредственно к российской системе оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления (таблица 2).
Таблица 2. Характеристики НПА.
Характеристика Показатели
6
Сферы деятельности органов МСУ которые оцениваются общее и дополнительное
образование; культура;
дошкольное образование; экономическое развитие; спорт и физическая культура; жилищнокоммунальное хозяйство; жилищное строительство и обеспечение граждан жильем; повышение
энергетической эффективности и энергосбережение; организация муниципального управления.
Типы показателей оценки Абсолютные и относительные показатели (например,
среднегодовая численность постоянного населения и объем строительства, которое не было
завершено в установленный срок, и которое осуществляется за счет средств бюджета городского
округа (муниципального района) (тыс. рублей))
Источники оценки признак комплексной оценки эффективности содержит субъективную
оценку жителей работы органов
местного самоуправления и объективные данные.
форма отчета о итогах работы органов местного самоуправления перед населением,
ежегодный Отчет руководителей районной власти городского округа (муниципального
района) о достигнутых показателях для анализа эффективности деятельности органов местного
самоуправления городского округа (муниципального района) за отчетный год и их планируемых
значениях на трехлетний период.
1.3 Показатели и критерии оценки эффективности
Рассмотрим непосредственно структуру показателей оценки эффективности деятельности органов
местного самоуправления.
заходит респондент).
Также в опрос необходимо включать вопросы, которые проверяют степень искренности
респондента. Общественное мнение – трудноуловимый феномен, но, пренебрегать им в вопросе
оценки деятельности органов власти недопустимо. В качестве рекомендаций по
совершенствованию технологии проведения опроса для достижения более достоверных
результатов предлагаем: во-первых, органам местного самоуправления осуществлять мониторинг
собственного имиджа, а также направлять усилия на развитие положительного образа; во-вторых,
осуществлять разъяснительную работу с местным сообществом по поводу уточнения функций и
полномочий муниципальной власти..
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных ФКЗ о поправках к
Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
7
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
29.07.2017) // "Российская газета", N 238 -239, 08.12.1994.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации // "Российская газета", № 202,
08.10.2003.
4. Федеральный закон от 27.05.2014 № 136 -ФЗ (ред. от 03.02.2015) "О внесении изменений в
статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" // "Российская газета", № 121, 30.05.2014.
5. Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1384 "О внесении изменений в Указ Президента
Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и в перечень,
утвержденный этим Указом"// "Собрание законодательства РФ", 22.10.2012, № 43, ст. 5815
6. Агоева, З.И. Самоуправляемость регионов или государственное регулирование: проблемы и
противоречия // Фундаментальные исследования.
2015. - № 2-25. - С.5618-5621.
7. Алпатов, Ю.М. Российский федерализм и местное самоуправление. Монография. - М.:
Юркомпани, 2015.
8. Андреева, Л.А. К вопросу о правовом регулировании отношений между муниципальными
образованиями // Вопросы современной юриспруденции. - 2017. - № 1 (63). - С. 42-54.
9. Андреева, Л.А. К вопросу о системе местного самоуправления // Вопросы современной
юриспруденции. - 2015. - № 45-46. - С. 40-45.
10. Бабкина, А.Г. Проблемные аспекты развития системы местного самоуправления в Российской
Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2017. - №
5 (99). - С. 28.
11. Бавина, А.А. Система органов местного самоуправления и государственной власти в городе
Москве // Успехи в химии и химическойтехнологии. - 2016. - № 5 (174). - С. 7-9.
12. Башмакова, Э.И. Проблема взаимодействия органов местногосамоуправления с
некоммерческими организациями // Инновационная наука. -2016. - № 4-4. - С.119-122.
13. Бызов, Л.Г. Представления россиян о местном самоуправлении //Мониторинг общественного
мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - № 1(89). - С. 2 - 25.
14. Бызов, Л.Г. Представления россиян о местном самоуправлении //Мониторинг общественного
мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 1(89). - С. 2 - 25.
16. Ворошилов, Н.В. Муниципально-территориальное устройство в России: адаптация к
разнообразию // Вопросы территориального развития. -2017. - № 2 (37). - С. 3.
17. Выдрин, И.В. Муниципальное право России .- Подольск: УрГЮД, 2014.
8
18. Выдрин, И.В., Принцип субсидиарности в организации местного самоуправления в России и
Польше // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской
академии наук. - 2017. -№ 2. С. 71-99.
19. Глазунова, Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. - М.:
Проспект, 2015.
20. Гриб, В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского
общества в Российской Федерации. - М.: Юрист, 2015. - 400 с.
21. Карпова, Е.В. Демократические принципы местного самоуправления в России и в странах
Европейского союза // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как
фундамент инновационного развития России. - 2015. - № 2. - С. 83-85.
22. Колодина, Е.А. Исследование тенденций развития местного самоуправления в современной
России // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - № 2. - С. 162-170.
23. Кошкидько, В.Г. Изменение системы организации органов местного самоуправления в
субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом № 136-ФЗ //
Государственное управление. Электронный вестник. - 2016. - № 57. - С. 219-233.
24. Кошкидько, В.Г. Реализация положений федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ в
субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа // Наука
и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2015. - № 4
(59). - С.
73-75.
25. Курганская, О. В. Понятие, виды органов местного самоуправления и их предназначение //
CREDO NEW. - 2014. - № 2. - С. 25-30.
26. Павлов С. Н. Формирование общественного мнения органами 1(7). – URL.::
http://chinovnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2020/06/8/
29. Попов, М.Ю. Формирование концептуальной основы и развитие института местной власти
(местных советов) в советском государстве в период до Конституции СССР 1924 г // Историческая и
социально –образовательная мысль. - 2015. - № 7-2. - С. 74-78.
30. Прибыткова, Л.В. Теоретико -методологические аспекты управления деятельностью
муниципальных служащих // Этносоциум и международная культура. - 2014. - № 2 (6). - С. 67-80.
31. Реформа местного самоуправления в России: позиции и мнения. Местное самоуправление
глазами СМИ // Информационный бюллетень местного самоуправления. 10 февраля. 2014.
32.Старых Н.П. Имидж органов местного самоуправления: особенности, этапы формирования и
структура // Аспирантский вестник Поволжья. – 2010. – № 1– 2. – С. 214.
32. Сумская, Т.В. Опыт формирования межбюджетных отношений в федеративных государствах и
уроки для России // Устойчивое развитие науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 62-69.
33. Узденов, М.М. К проблемным вопросам местного самоуправления как фактора политической
стабильности в Российской Федерации // Гуманитарные и социально-экономические науки. -
2014. - № 1. - С. 123-127.
9
34. Шмаков, В.И. Проблемы реформирования и роста эффективности местного самоуправления в
Российской Федерации // Вестник Московского университета. Сер. 21: Управление (государство и
общество). - 2015. - № 2. –