Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Агропромышленный комплекс в
целом и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются
ведущими системообразующими сферами экономики страны,
3
формирующими продовольственный рынок, продовольственную и
экономическую безопасность страны, трудовой и поселенческий
потенциал сельских территорий. Особое место в агропромышленном
комплексе занимает сельское хозяйство, которое производит
невосполнимую за счет других отраслей продукцию, то есть оно
является жизнеобеспечивающей и одной из главнейших отраслей
экономики любой страны. Кроме того, сельскохозяйственное
производство имеет ряд особенностей, которые диктуют
необходимость государственной поддержки и регулирования
агропромышленного производства. Сельское хозяйство занимает
исключительное место в жизни любого общества, ибо именно здесь
производится подавляющая масса продуктов питания, наличие
которых является первым условием жизни человека.
Государственная поддержка является составной частью аграрной
политики и позволяет существенно смягчить последствия
неэквивалентности в товарообмене сельского хозяйства с другими
отраслями экономики, а также обеспечить эффективное
функционирование агропромышленного производства России в
целом. Развитые страны, где государственные органы управления
выделяют значительные финансовые средства на поддержку
сельского хозяйства, стимулируя модернизацию техники и
технологий агропромышленного производства, добились высоких
4
результатов в продовольственном обеспечении населения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕГИОН
1.1. Анализ основных понятий развития и государственной
поддержки АПК
Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим
межотраслевым комплексом. Он создан для обеспечения населения
продовольствием и входит в число основных приоритетов
экономики. АПК представляет сложную биоэкономическую
производственную систему. АПК – это сельское хозяйство и отрасли
промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным
производством, осуществляющие транспортирование, хранение,
переработку сельскохозяйственной продукции, доведение ее до
потребителя, обеспечивающие сельское хозяйство техникой и
удобрениями.
Под государственным регулированием агропромышленного
комплекса следует понимать влияние государства на производство,
5
переработку и реализацию сельхоз продукции, и помимо нее сырья и
продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя
техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение
данного производства.
Государственное регулирование должно обеспечить
целенаправленное эффективное функционирование АПК как
единого целого на основе согласования интересов, равноправия
субъектов всех форм хозяйствования.
Аграрная политика страны должна быть направлена на развитие
устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного
производства, способствующего продовольственной безопасности
страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры
сельского и городского населения.
В долгосрочной перспективе целью развития АПК является
формирование устойчивого и эффективного сельского хозяйства и
других отраслей, обеспечивающих насыщение рынка качественным
продовольствием, доступным для всех групп населения, и
продовольственную безопасность страны.
Отрасли народного хозяйства могут эффективно функционировать
только при наличии доступной государственной поддержки в форме
финансовых и материальных потоков, направляемых правительством
на их развитие[14].
6
1.2. Зарубежный опыт развития и государственной поддержки АПК
Агропромышленный комплекс является важной составляющей
жизнедеятельности любого государства, и каждое государство
выделяет этому большое внимание. Для наиболее эффективной
работы в этом направлении в нашей стране, мы решили изучить
зарубежный опыт и рассмотрим опыт разных стран.
Экономика любого экономически развитого государства строится на
успешном функционировании и развитии отраслей хозяйства,
которое создает национальный доход, валовой внутренний продукт,
занятость и налоговые бюджетные поступления в стране.
К основным мероприятиям сельхоз поддержки мы можем отнести
следующие:
1. финансовая
государственная поддержка на развитие инфраструктуры (в виде
кредитов и гарантий для сельскохозяйственных предприятий)
2. обеспечение
государственных заказов для АПК
3. развитие
сети поддержки отрасли через банки, страховые компании,
инвестиционные фонды
7
4. создание
информационных центров по развитию отрасли
5. создание
бизнес – инкубаторов и технических парков в регионе
6. создание
центров продвижения экспорта продукции сельского хозяйства
7.
лоббировани
е интересов отрасли через различные общественные организации.
Во многих странах существуют проблемы в масштабах поддержки
отрасли сельского хозяйства (рисунок 1).
Рисунок 1 - Отраслевая поддержка отраслей в развитых странах [11]
Как видно из рисунка 1, на поддержку сельского хозяйства в
развитых странах уходит около 3% от всех средств бюджета.
1.3. Нормативно-правовые основы государственной поддержки
сельскохозяйственного производства
8
Основным нормативно-правовым актом в области поддержки
сельского хозяйства является Федеральный закон "О развитии
сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ (последняя редакция).
Он регулирует отношения, возникающие между гражданами и
юридическими лицами, признанными на основании настоящего
Федерального закона сельскохозяйственными
товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами,
органами государственной власти в сфере развития сельского
хозяйства.
Аграрные отношения нередко регулируются в законах, относящихся
к различным отраслям законодательства.
В Налоговом кодексе РФ есть глава "Система налогообложения для
сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый
сельскохозяйственный налог)", в части второй ГК РФ в гл. 30 - § 5
"Контрактация" и в части четвертой ГК РФ - гл. 73 "Право на
селекционное достижение", в КоАП РФ - гл. 10 "Административные
правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации
земель", в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об
охране окружающей среды" - ст. 42 "Требования в области охраны
окружающей среды при эксплуатации объектов
сельскохозяйственного назначения" и ст. 49 "Требования в области
охраны окружающей среды при использовании химических веществ
9
в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве". Можно упомянуть также
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге
недвижимости)" и Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127
ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и др.
10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В
РАЗВИТИИ АПК РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН)
2.1. Состояние и тенденции развития АПК в Республике Татарстан
Проанализируем состояние развития отрасли сельского хозяйства в
Татарстане.
Территория агропромышленного комплекса Татарстана составляет
68 тыс.кв.км.
На этой территории имеется 4,5 млн.га сельскохозяйственных
угодий. Из них пашен – 3,4 млн.га.
Величина сельского населения составляет 900 тыс.чел.
Валовая продукция сельского хозяйства Татарстана составляет 250,9
млрд.руб., как показано на рисунке 2.
11
Рисунок 2 – Валовая продукция сельского хозяйства Татарстана в
2019 году [38]
Динамика валовой продукции сельского хозяйства региона
представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика валовой продукции сельского хозяйства,
млрд.руб. [38]
Индекс производства сельского хозяйства в сопоставимой оценке к
2018 году составил 103,0% в 2019 году.
Республика производит 4,2% сельхозпродукции страны, занимая при
этом 2,2% ее сельхозугодий.
РТ занимает 1 место в ПФО и 4 место в России по производству
сельскохозяйственной продукции.
В сельском хозяйстве Республики Татарстан нет четко выраженной
специализации на производстве какой-либо продукции. Оно
примерно поровну распределено между растениеводством (49,0%
всей произведенной сельскохозяйственной продукции региона в
стоимостном выражении) и животноводством (51,0%).
12
2.2. Анализ программ государственной поддержки
сельскохозяйственного производителя в РТ
Проанализируем основные программы государственной поддержки
сельского хозяйства в Республике Татарстан.
Итак, в целом в республике действует 40 программ, из которых 30
относятся на сельскохозяйственные объекты. Основные проекты
указаны на рисунке 9.
Рисунок 9 – Основные программы господдержки сельского
хозяйства в РТ [38]
Выделим также наиболее крупные реализуемые инвестиционные
проекты в АПК РТ на рисунке 10.
Рисунок 10 – Наиболее крупные реализуемые инвестиционные
проекты в АПК РТ в 2017-2021 гг. [38]
Республика понимает нужды сельского хозяйства и поддерживает
данную отрасль, что находит отражение в программе технического
перевооружения, в том числе благодаря которой обеспеченность
13
техникой в Татарстане существенно выше, чем в среднем по РФ.
На рисунке 11 представлены данные по с/х парку региона.
Рисунок 11 – С/х парк республики Татарстан [38]
Программа "Техническое перевооружение сельского хозяйства
Республики Татарстан" направлена на стимулирование приобретения
сельхозтоваропроизводителями современной,
энергоресурсосберегающей, высокопроизводительной техники и
оборудования.
Программа предусматривает ежегодное выделение 2 млрд руб. из
бюджета РТ для возмещения части затрат на приобретение техники и
оборудования по схеме "60 х 40". Основная цель программы —
повысить производительность труда в 2–3 раза.
2.3. Рекомендации по оптимизации механизма субсидирования АПК
в рамках госпрограммы
Основной целью развития данного направления является
стимулирование субъектов Российской Федерации к увеличению
14
расходов на сельское хозяйство, усилению их ответственности за
выполнение взятых обязательств, повышению прозрачности и
эффективности расходования бюджетных средств.
В качестве комплекса мер, способствующих оптимизации и
повышению эффективности субсидирования сельского хозяйства в
Республике Татарстан мы предлагаем следующие:
- необходимо обеспечение формирования в Министерстве сельского
хозяйства и продовольствия РТ широкой информационной базы по
вопросам расходования государственных субсидий по направлениям
государственной поддержки сельского хозяйства в разрезе
муниципальных районов и сельхозорганизаций. Это позволит более
эффективно и всесторонне проанализировать эффективность
использования субсидий, полученных в агропромышленном
комплексе Татарской Республики.
- в целях обеспечения прозрачности распределения и использования
бюджетных средств, следует создать специальный раздел на
официальном сайте Министерства сельского хозяйства и
продовольствия РТ. Это позволит проводить аудит эффективности
использования государственных субсидий, выделенных на помощь
местным сельскохозяйственным товаропроизводителям.
- следует сформировать гибкий механизм субсидирования закупки
сельскохозяйственной техники в Республике Татарстан. Так,
15
например, процент возмещения затрат на покупку техники может
варьироваться от фактической фондовооруженности, социальной
значимости сельскохозяйственной организации (формирование и
поддержание дополнительных рабочих мест) и каких-либо других
факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отрасли народного хозяйства могут эффективно функционировать
только при наличии доступной государственной поддержки в форме
финансовых и материальных потоков, направляемых правительством
на их развитие.
Государственная поддержка сельского хозяйства представляет собой
политику правительства в отношении отрасли по созданию
экономических и правовых условий, которые бы могли
стимулировать развитие сельского хозяйства в стране.
Государственная поддержка также подразумевает финансирование
отрасли материальными и финансовыми ресурсами, поскольку ее
результаты способствует росту ВВП всей страны на международной
арене.
Государственная поддержка сельского хозяйства в современных
условиях рассматривается как неотъемлемая часть регулирование
16
отрасли со стороны государства. Она включает в себя различные
экономические, правовые и политические аспекты меры,
направленные на стимулирование предпринимательства.
Важной целью является изучение того, увеличивается ли
сельскохозяйственное производство за счет государственной
поддержки в программах и мероприятиях по развитию сельского
хозяйства в российских регионах.
Основным нормативно-правовым актом в области поддержки
сельского хозяйства является Федеральный закон "О развитии
сельского хозяйства" от 29.12.2006 N 264-ФЗ (последняя редакция).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. Конституция
Российской Федерации. - М.: Юрист, 2005 – 31с.
2. Гражданский
Кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от
17
26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательств РФ. – URL:
https://legalacts.ru/kodeks/GK-RF-chast-2/ (дата обращения: 23.04.20)
3. О развитии
сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
29.12.2006 № 264-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (дата
обращения: 23.04.20)
4. О развитии
малого и среднего предпринимательства в РФ [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ // СПС «Консультант
Плюс». - URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/2695.html/ (дата
обращения: 23.04.20)
5. Прогноз
долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]:
разработан Минэкономразвития России // СПС «Консультант Плюс».
- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/
(дата обращения: 23.04.20)
6. Стратегия
социально-экономического развития агропромышленного комплекса
РФ на период до 2020 года [Электронный ресурс]: - URL:
http://www.vniiesh.ru/ (дата обращения: 23.04.20)
18
7. Об
утверждении Стратегии социально-экономического развития
Республики Татарстан до 2030 года [Электронный ресурс]: - URL:
http://tatarstan2030.ru/ (дата обращения: 23.04.20)
Литература:
8. Асаул А.Н.
Организация предпринимательской деятельности/ А.Н.Асаул. – М.:
Инфра-М, 2016. – 381 с.
9. Брянских,
С.П. Экономика сельского хозяйства / С.П. Брянских. – М.:
Агропромиздат, 2017. – 326 с.
10. Бусел, И.П.
Экономика сельского хозяйства: учебное пособие / И. П. Бусел, П. И.
Малихтарович. – Минск: Республиканский институт
профессионального образования, 2018. – 447 с.
11. Девлетов
О.У. История отечественного предпринимательства/ О.У.Девлетов. –
М.: ГЭИТИ, 2018. – 512 с.
12. Добрынин,
19
В.А. Актуальные проблемы экономики АПК. Уч. пособие / В.А.
Добрынин. – М.: Издательство МСХА, 2015. – 280 с.
13.
Ермалинская, Н.В. Экономика и организация инфраструктуры
агропромышленного комплекса: курс лекций / Н. В. Ермалинская. –
М: ГГТУ, 2018. – 163 с.
14. Запольский,
М.И. Экономика агропромышленного комплекса: пособие / М. И.
Запольский. – М: ГГТУ, 2018. – 175 с.
15. Колеснев,
В.И. Компьютерное моделирование для анализа и планирования в
АПК: монография / В. И. Колеснев, БГСХА, 2018. – 292 с.
16. Кузнецов,
В.В. Экономика сельского хозяйства / В.В. Кузнецов – Ростов-на
Дону: Феникс, 2018. – 352 с.
17. Леонова,
Л.А. Организация сельскохозяйственного производства. Альбом
наглядных пособий. Гриф Министерства сельского хозяйства / Л.А.
Леонова. - М.: Лань, 2017. - 964 c.
18. Минаков,
И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия / И.А.
Минаков, А.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др. – М.: Колос С, 2017. –
20
528 с.
19. Переверзев
М.П. Основы предпринимательства/ М.П.Переверзев. – М.: Дашков
и К, 2012. – 260 с.
20. Петрович,
Э.А. Агробизнес : учебно–методическое пособие / Э. А. Петрович, Л.
П. Лазарев. – М: ГГТУ, 2016. – 234 с.
21. Сельская
экономика: учебник: для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по экономическим специальностям / [С. В. Киселев и
др.; под редакцией С. В. Киселева]; Московский государственный
университет им. М. В. Ломоносова, Экономический факультет. –
Москва: Проспект, 2016. – 570 с.
22.
Сильванович, В.И. Сельскохозяйственное производство: базисные
факторы, основные результаты и условия инновационного развития:
монография / В. И. Сильванович. – М: ГГТУ, 2017. – 210 с.
23. Скворцова
Т.А. Предпринимательское право/ Т.А.Скворцова. – М.:
Юстицинформ, 2017. – 394 с.
24. Тоболич,
З.А. Экономика предприятий агропромышленного комплекса / З. А.
21
Тоболич. – Москва: Проспект, 2016. – 119 с.
25. Шакиров,
Ф.К. Организация производства на предприятиях АПК. Гриф
Министерства сельского хозяйства / Ф.К. Шакиров. - М.: КолосС,
2019. - 650 c.
Электронные ресурсы:
26. Центр
экономических исследований [Электронный ресурс] – URL:
http://www.erce.ru (дата обращения: 1.06.2020)
27.
Информационное агентство [Электронный ресурс] – URL:
http://ria.ru/ (дата обращения: 7.06.2020)
28. Портал
предпринимательства [Электронный ресурс] – URL:
http://smb.gov.ru/ (дата обращения: 3.06.2020)
29. Фонд
поддержки предпринимательства [Электронный ресурс] – URL:
http://start-business.ru/ (дата обращения: 5.06.2020)
30. Центр
развития и поддержки предпринимательства [Электронный ресурс] –
URL: http://credit-fond.ru/-(дата обращения: 1.06.2020)
22
31.
Министерство поддержки и развития МСП [Электронный ресурс] –
URL: http://minpred.government-nnov.ru/ (дата обращения: 5.06.2020)
32. Глобальный
информационно – аналитический центр [Электронный ресурс] –
URL: http://www.giac.ru (дата обращения: 7.06.2020)
33. Зарубежный
опыт поддержки предпринимательства [Электронный ресурс] – URL:
http://www.bibliofond.ru-(дата обращения: 1.06.2020)
34.
Национальный фонд регионального предпринимательства России
[Электронный ресурс] – URL: http://fondmodern.a5.ru (дата
обращения: 4.06.2020)
35.
Министерство сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] – URL:
http://www.mcx.ru/(дата обращения: 6.06.2020)
36. Федеральная
служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL:
http://www.gks.ru/(дата обращения: 1.06.2020)
37.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики
Татарстан [Электронный ресурс] – URL: http://agro.tatarstan.ru/(дата
23
обращения: 8.06.2020)
38.
Агропромышленный комплекс России [Электронный ресурс] – URL:
http://biofile.ru/geo/7432.html(дата обращения: 8.06.2020)
39.
Министерство экономического развития РФ [Электронный ресурс] –
URL: http://economy.gov.ru/(дата обращения: 1.06.2020)
Эта