Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования
Последние несколько десятилетий были отмечены бурным развитием политической, правовой, экономической и культурной жизни российского общества и государства. Одним из наиболее важных элементов динамики этого развития является информация и средства массовой информации, последние рассматриваются как категории социального процесса, которые осуществляют быстрый ответ на изменения в различных сферах жизни страны.
В начале XXI России распространилось понятие медиа как «четвертой власти». Эта проблема решается учеными - юристами, политологами, философами, теоретиками и медиа-профессионалами. СМИ не обладают ни силой государственного принуждения, ни потенциалом для экономического давления. Их «сила власти» лежит в духовных сферах - идеологической, правовой, политической и степень реального влияния может сильно отличаться в зависимости от многих обстоятельств. Будучи неофициальной, эта «власть» оказывает проникающее давление во все сферы жизни, причем не менее сильное, чем давление государственной власти.
В связи с этим проблема правового регулирования СМИ как одного из основных способов распространения информации является весьма актуальной.
Теоретическое развитие этой проблемы позволяет нам принимать новые научно обоснованные решения по совершенствованию действующего законодательства, формулировать и представлять концептуальные предложения с целью повышения качества и эффективности правовых институтов в российской правовой системе.
Другим направлением этой работы является изучение роли СМИ на всех этапах механизма правового регулирования. Участие СМИ в правовом регулировании - это не маловероятная абстрактная теоретическая теория, а полная линия деятельности со своим объектом и субъектом. Эта проблема не учитывается в современной литературе и практике, поэтому в диссертации своевременно рассматривается развитие теории «участия СМИ в правовом регулятивном механизме» с определением ее структурной и функциональной составляющих.
Кроме того, актуальность выбранной темы в диссертационном исследовании подтверждается наличием ряда факторов, свидетельствующих о растущей роли средств массовой информации в различных политических, правовых и общих процессах во внутренних делах государства, о чем свидетельствует развитие новой интегрированной отрасли информационного права.
Степень разработанности темы исследования. В современной научной литературе правовое регулирование распространение информации в СМИ подробно не рассматривается. Опубликованы научные работы, которые касаются только некоторых аспектов этой темы.
В качестве теоретических основ исследования можно назвать труды по общей теории права таких ученых, как С.С. Алексеев С.А. Авакян В.Г. Афанасьев А.Н. Бабенко М.В. Баглай Ю.М. Батурин С.Н. Братус А.И. Брызгалов А.В. Васильев Н.Н. Вопленко Д.П. Гавр, В.И. Гойман, Г.В. Игнатенко И.А. Ильин О.С. Иоффе М.А. Капустин и др.
В трудах Батурина Е.Ю., Вартанова A.A., Грабельникова И.М., Дзялошинский И.И., Засурского Ю.Н. рассмотрены вопросы правовых аспектов изучения медийной деятельности. Кроме того, В. А. Авраменко обратил внимание на некоторые аспекты взаимодействия СМИ и юридической науки.
Объект исследования: информация в СМИ.
Предметом исследования: правовые аспекты регулирования распространения информации в средствах массовой информации .
Целью исследования является анализ правовых аспектов регулирования распространения информации в средствах массовой информации как объекта права, деятельность которого необходимо усовершенствовать в нормативно-правовом регулировании.
Были поставлены следующие задачи исследования:
- рассмотреть основные подходы к определению понятия информации в СМИ.
- выявить правовые основы деятельности СМИ в современной России
- осуществить анализ правовых нарушений в деятельности СМИ при работе с информацией.
- дать правовые рекомендации для журналистов и СМИ
Методологической основой диссертационного исследования является методы: анализ, синтез, индукция и дедукция, экстраполяция и интерполяция, наблюдение и сравнение. В исследовании использовались общие методы общенаучного характера, а также специальные методы анализа правовой информации. В качестве общенаучных методов использовался метод системного анализа. Специальные методы исследования включали метод сравнения правоведческих и философских концепций, использовались методы) толкования правовых терминов и идей.
Нормативно-правовая база состоит из положений Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ, Кодекса об административных нарушения Российской Федерации, Федеральных Законов РФ, регулирующих распространение информации в средствах массовой информации и других нормативных правовых актов.
Структура работы
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основания правового регулирования распространения информации в СМИ.
1.1 Информация в СМИ: понятие и критические теории медиаинформации.
Когда кто-то впервые сталкивается со статистическими рядами, чья диаграмма увеличивается, может показаться, что мы используем точный и широко понятный термин «информация». Поначалу, по крайней мере, кажется беспроблемным наблюдать, что увеличение информации можно определить, скажем, по росту числа доступных журналов, по выпускам книг в публичных библиотеках, по объему телефонного трафика, по зачислению на курсы повышения квалификации, по телевизионным продажам. в посещениях веб-сайтов, в масштабах потоков валютных курсов, в расширении онлайн-баз данных, в использовании компьютеров и так далее.
Однако трудность здесь заключается в расточительном использовании термина «информация». При объединении таким образом различные определения слова свернуты. Чем ближе вы смотрите на то, что подразумевается под ‘информацией, тем более неуклюже она находит точное и однозначное определение. Комментаторы пишут так, как будто значение термина самоочевидно, но в этом они ошибаются. Наиболее существенным является разрыв между теми подходами, которые воспринимают информацию несемантическими способами, и теми, которые настаивают на ее.
Наиболее широко понимаемое непрофессиональное определение: информация рассматривается как данные и идеи, которые можно идентифицировать, организовывать каким-либо образом, часто передавать, хранить в различных формах (книги, телевидение и т. д.) и использовать осмысленно. Тем не менее, важно понимать, что это не понимание инженером информации, которая заключается в измерении сигналов. Таким образом, увеличиваются меры информации, которые фокусируются на вычислительной мощности компьютеров или Ускорение скорости передачи на телекоммуникационных станциях вызывает одно определение термина - технолог, который эвакуирует контент. Комментаторы, которые определяют информацию в семантических терминах и, возможно, обращают внимание на расширение знаков и символов в рекламе и на телевидении, применяют довольно различные концепции информации. В других местах те, кто принимает рост экономического импорта информации, скажем, расширение издательского бизнеса или торговли видеоматериалами, принимают концепцию субъекта.
Российская Федерация, опираясь на международные принципы создания информационного общества, сформулированные в Окинавской хартии, разработала стратегию развития информационного общества (утверждена Президентом 7 февраля 2008 г.). Стратегия была создана с целью повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер общества, совершенствования государственного управления с помощью информация и телекоммуникации. Авторы стратегии определили «развитие законодательства и совершенствование правоприменительной практики в области использования информационных и телекоммуникационных технологий» как один из инструментов достижения этой цели .
В рамках реализации данной стратегии государственная программа Российской Федерации "Информационное общество" на период 2011-2020 гг. Появилась в ноябре 2008 года . В приложении к программе, среди запланированных мероприятий, указано «гарантировать развитие законодательства и совершенствовать правоприменительную практику в области информационных технологий», в частности, усовершенствовать законодательство об авторском праве, создать дизайн Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, регулирующие ... Интернет». При разработке целей и задач Россия опирается на международный индекс развития информационного общества (ИДИ) , Поэтому российская стратегия развития информационного общества основана на упрощении доступа населения к информационно-коммуникационным технологиям.
Какой бы принцип ни лежал в основе стратегического управления государством, «все» удобства «информационного общества создают многочисленные правовые проблемы» . Поэтому для решения этих проблем необходим набор нормативных актов. В 1975 г. А. Б. Венгеров предложил разделить эти правоотношения на отдельный блок, а Ю.А. М. Батурин впоследствии ввел понятие «закон об информационных технологиях» в научный оборот; позже в работах М. М. Рассолова были определены связи между различными отраслями права и информационным правом .
Сфера информационного права состоит из субъектов, принципов и методов правового регулирования деятельности и отношений в области подготовки и использования ресурсов, информационных технологий и связи и их сетей, организации управления Информационные процессы и обеспечение безопасности информации граждан государства и общества с целью удовлетворения их информационных потребностей и обеспечения процессов развития общества.
В разных странах объект и объект информационного права определяются по-разному, нет единства мнений даже среди ученых, изучающих одну и ту же правовую систему. Более общую концепцию объекта информационного закона предлагает И. Л. Бачило. Рассмотрим объект отношений между физическими и юридическими лицами, государственными органами и другими организациями в отношении осуществления их прав и обязанностей в отношении этих элементов как на этапе их создания, включения в обращение (часто на рынке), так и на этап их использования в различных слоях общества .
Тематическая область информационного права по мнению И.Л. Бачило - это «набор реально существующих материализованных результатов творчества и работы, объединенных в информацию ... и сформированных на этой основе информационных ресурсов, средств и технологий для работы с информацией, а также средств и технологий для передачи информации в сетях связи». В целом с этим соглашением согласны и другие исследователи, в том числе авторы учебников по информационному праву: О. А. Городов, Н. Н. Ковалева, В. А. Копылов, В. Н. Лопатин, Ю. В. Ломбов И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров, М. А. Федотов .
И. М. Рассолов выделяет десять типов общественных отношений, которые являются субъектом информационного права. С ними связаны:
1) международный обмен информацией;
2) реализация основных прав и свобод человека в отношении информации человека и граждан, интересов общества и государства в сфере информации;
3) электронный документооборот;
4) электронная коммерция и коммерческая деятельность с использованием информационных технологий;
5) обработка персональных данных;
6) библиотечно-архивные дела;
7) обеспечивать сохранность государственной информации;
8) рассмотрение информационных споров;
9) Интернет и сфера связи и массовых коммуникаций;
10) организация и деятельность СМИ .
Одни и те же отношения регулируются правилами различных отраслевых приказов и филиалов, поэтому информационный закон считается сложным сектором . Кроме того, некоторые действия касаются нескольких областей одновременно, поскольку они были созданы одновременно, когда некоторые типы отношений не были определены в отдельной области. Например, до 2009 года доступ к информации о государственной деятельности рассматривался в трех статьях федерального закона «Информация, информационные технологии и защита информации» (№ 149-ФЗ). Наряду с этим типом связей с общественностью, этот нормативный акт также описывает многие другие, поэтому 9 февраля 2009 года федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного
Фрагмент для ознакомления
3
1. первом решении о фейк-ньюс: «Закон применили произвольно, чтобы сделать приятно начальнику». URL: https://mmdc.ru/news-div/our-news/galina-arapova-o-pervom-reshenii-o-feyk-nyus-zakon-primenili-proizvolno-chtoby-sdelat-priyatno-nacha/ (дата обращения: 29.06.2020)
2. Бачило И. Л. Информационное право: учебник для магистров. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 450 c.
3. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учеб. для студентов вузов.— 2-е изд., с изм. и доп. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юрид. центр Пресс», 2005. — 723 с.
4. В Якутии зарегистрировано 25 случаев распространения недостоверной информации в электронных СМИ. URL:https://sakhaday.ru/news/v-yakutii-zaregistrirovano-25-sluchaev-rasprostraneniya-nedostovernoy-informacii-v-elektronnyh-smi (дата обращения: 29.06.2020)
5. Венгеров А.Б. Право и информация в условиях автоматизации управления : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.01. - М. : [б. и.], 1975. - 252 c.
6. Городов О. А. Информационное право. М.: Проспект, 2009.- 231 c.
7. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301
8. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в РФ» / Под общ. ред. С. М. Миронова, Г. Э. Бурбулиса. — М.: Совет Федерации, 2007.
9. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) "О средствах массовой информации"
10. Замахина Т.И это - не фейк: Меры против фейков ударят по сетевым террористам// Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/03/19/mery-protiv-fejkovyh-novostej-v-internete-udariat-po setevym-terroristam.html. (дата обращения: 12.06.2020)
11. Измерение информационного общества / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.itu.int/dms_pub/itu-d/0pb/ind/D-IND-ICTOI-2012-SUM-PDF-R.pdf. (дата обращения: 29.06.2020)
12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: ЭКСМО, 2003.
13. Ковалева Н. Н. Информационное право России. Уч.пос. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 359 с.;
14. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
15. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 – ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 29.06.2020)
16. Копылов В. А. Информационное право. 2002, 2-е изд., - 512 с;
17. Левада-центр”: половина россиян не одобрила закон о неуважении к власти) / Meduza, 8 April 2019. URL: https://meduza.io/news/2019/04/08/levada-tsentr-polovina-rossiyan-ne-odobrila-zakon-o-neuvazhenii-kvlasti. (дата обращения: 12.06.2020)
18. Матвеев В. Информационное воздействие на человека и на общество // ОБЖ. – 2010. - №4. С. 30-45
19. Миндрова Е.А. Коллизия права граждан на доступ к информации и права на неприкосновенность частной жизни в условиях информационного общества: автореф. дис. … канд. юрид. Наук / Е.А. Миндрова. – М.: ИГП РАН, 2007.
20. Модельный Информационный Кодекс для государств-участников СНГ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://base.c0nsultant.ru/c0ns/cgi/0nline.cgi?req=d0c;base=INT;n=43605. (дата обращения 29.05.2020)
21. Никитинский Л. Право врать становится привилегией: Фейковый «закон о фейках» — акт не законодательства, а пропаганды. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/23/79973-pravo-vrat-stanovitsya-privilegiey. (дата обращения: 12.06.2020)
22. новости и неуважение к власти), пресс-релиз от 11 марта 2019 года. URL: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/5324/ (дата обращения: 12.06.2020)
23. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях), 18 марта 2019, No. 27-ФЗ. URL: pravo.gov.ru (дата обращения 12.06.2020)
24. Петрова Н., Якубенко В. Медиа-право. — М., 2007. 324 c.
25. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Информационное право. Издательство НОРМА, 2010. - 496 с.
26. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 153 Федерального закона» об информации, информационных технологиях и защите информации »и статье 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/606593-7 (дата обращения: 11.06.2020)
27. Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / отв. ред. И. Ю. Богдановская. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2009. 456 c.
28. Приказ Департамента образования и науки Администрации Приморского края от 11 января 2007 г. № 20-а «Об утверждении классификаторов информационных ресурсов сети Интернет». [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
29. Проект Федерального закона N 97700202-2. "О телевизионном вещании и радиовещании" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 03.09.1997) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=1324 (дата обращения: 07.06.2020)
30. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2011 г. №1815-р г. Москва «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/11/16/inf0bschestv0-site-d0k.html. (дата обращения: 29.06.2020)
31. Рассолов И. М. Информационное право. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2010. — 352 c.
32. Рихтер А. Г. Законодательство и практика масс-медиа [Электронный ресурс]. - 2006. - № 10. Режим доступа: http://www.law.edu.ru/d0c/d0cument.asp?d0cID=1239269.(дата обращения 29.06.2020)
33. Рихтер А. Г. Правовые основы журналистики: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВК, 2009. 435 c.
34. Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте Российской Федерации призывает Совет Федерации отклонить законопроект о наказаниях за фальшивые новости и неуважение для властей (законопроект о наказаниях за фейковыеинформации»). URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/606593-7 (дата обращения: 11.06.2020)
35. Совет федерации проголосовал против «оранжевой свистопляски». Наказание за фейковые новости и неуважение к власти вводят в действие). URL: https://www.kommersant.ru/doc/3909217. (дата обращение: 12.06.2020)
36. Совет федерации проголосовал против «оранжевой свистопляски». Наказание за фейковые новости и неуважение к власти вводят в действие). URL: https://www.kommersant.ru/doc/3909217. (дата обращение: 12.06.2020)
37. Статья 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/ru/ru073en.pdf. (дата обращения 12.06.2020)
38. Статья 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 URL: https://www.wipo.int/edocs/lexdocs/laws/en/ru/ru073en.pdf. (дата обращения 12.06.2020)
39. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.rg.ru/2008/02/16/inf0rmacia-strategia-d0k.html. (дата обращения: 29.06.2020
40. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/4234a27af714cc608ea71b7bae9400f3613c8f60/ (дата обращения: 07.06.2020)
41. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 03.04.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Статья 15.3. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона.
42. Федеральный закон от 27.12.1991 №2121-1 О средствах массовой информации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 07.06.2020)
43. Федеральный закон от 27.12.1991 №2121-1 О средствах массовой информации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения: 07.06.2020)
44. Фейк- ньюс: мнение россиян о новом законе. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9603. (дата обращения: 12.06.2020)
45. Экспертное заключение на принятые Государственной Думой закон «О внесении изменений в статью 153 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и на закон «О внесении изменений в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). URL: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/5324/ (Дата обращения: 12.06.2020)
46. Decision of Leninsky district court of the city of Kirov on the Case No. 2а-2539/2018, 21 May 2018. URL: http://xn--90afdbaav0bd1afy6eub5d.xn--p1ai/34289923. (дата обращения: 12.06.2020)
47. https://sakhaday.ru/news/v-yakutii-zaregistrirovano-25-sluchaev-rasprostraneniya-nedostovernoy-informacii-v-elektronnyh-smi (дата обращения: 20.06.2020)
48. Misuse of Anti-Extremism in December 2018. 9 January 2019. URL: https://www.sova-center.ru/en/misuse/newsreleases/2019/01/d40490/. (дата обращения: 12.06.2020)
49. SOVA Center for Information and Analysis is a Moscow-based Russian non-profit organization founded in 2001. URL: https://mmdc.ru/news-div/our-news/galina-arapova-o-pervom-reshenii-o-feyk-nyus-zakon-primenili-proizvolno-chtoby-sdelat-priyatno-nacha/ (дата обращения 29.05.2020)