Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное состояние экономических процессов, происходящих в обществе, включая налоговые отношения между государством и хозяйствующими субъектами, в последнее время требуют разработки и внедрения совершенно новых форм и методов управления хозяйственной деятельностью.
Анализ существенного положения дел позволяет утверждать, что на повестку дня выходит необходимость целенаправленного и осознанного управления налоговыми отношениями как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов. В связи с этим актуальными стали вопросы налогового планирования и прогнозирования. В свою очередь, в основе планирования и прогнозирования налоговых поступлений лежит определение налогового потенциала.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, четко закрепляющие понятие сущности налогового потенциала региона.
Актуальность избранной проблемы и новизна исследования определяется необходимостью дополнительной разработки конкретных аспектов налогового потенциала регионов применительно к сложившимся экономическим условиям. В объективной оценке налогового потенциала заинтересованы главным образом региональные органы власти, так как это позволяет строить справедливые отношения с республиканским центром на реальной экономической основе.
Становление и развитие рыночной экономики характеризуется большим многообразием и глубиной преобразований в экономической и социальной жизни общества. Современный этап общественного развития требует выработки и реализации эффективной экономической и социальной политики в стране, ориентированной на повышение уровня жизни населения. В этих условиях изменяется роль и механизм государственного регулирования.
Недостаточная степень научной разработанности этой проблемы и значительная востребованность практикой результатов исследований в данной области определили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Цель исследования состоит в обобщении теоретико-методологических методов измерения, формирования и использования регионального налогового потенциала и разработке основных направлений его реализации в системе регулирования социально-экономического развития региона.
Для реализации данной цели сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты формирования налогового потенциала региона;
- проанализировать налоговый потенциала региона.
Объектом исследования, является налоговый потенциал г. Красноярска.
Предмет исследования - совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования; измерения и использования налогового потенциала региона.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты формирования налогового потенциала региона
1.1 Налоговый потенциал региона: понятие, содержание, принципы формирования
На современном этапе функционирования РФ эффективная реализация и рост налогового потенциала являются важнейшими составляющими динамичного развития налоговой политики РФ.
Понятие “налоговый потенциал региона” наиболее значимо для региональных органов власти, поскольку оно определяет доходы регионального бюджета и возможность осуществления функций региональных органов власти.
В основе понятия «налоговый потенциал» лежат слова «налог» и «потенциал». Налог является неотъемлемой частью существования государства, экономической основой его деятельности. Обязанность платить налоги закреплена в статье 57 Конституции РФ.
Термин «потенциал» представляет собой возможность для достижения цели. Понятие «налоговый потенциал» в последнее время активно используется при исследовании налоговых отношений. Однако не существует однозначно верного и законодательно закрепленного определения для данного термина.
Рассмотрим несколько определений налогового потенциала, встречающихся в современной экономической литературе.
По мнению Прокопенко Р.А., в широком смысле налоговый потенциал можно рассматривать в качестве совокупного объема налогооблагаемых ресурсов региона; в узком (практическом) смысле – как максимальную возможную сумму поступлений налогов и сборов.
Схожую позицию занимает Шалюхина М.Н. [37, С. 31], которая раскрывает определение налогового потенциала как совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. Рассматривая налоговый потенциал в более узком смысле, отмечается, что это максимально возможная сумма поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства. Этот взгляд на проблему перекаливается с позицией Мусгрэйва Р. Каратаев А.С. отмечает, что налоговый потенциал (территории, отрасли, налогоплательщика) – совокупная способность генерировать налоговые платежи при условии сохранения показателей эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении субъектов, реализующих государственную налоговую политику.
Эта позиция была изначально отражена еще в работах Лотза Дж.Р. и Е.Р. Мосса. Аронов А.В., Кашин В.А. считают, что все объекты обложения и составляют налоговый потенциал [8].
Объекты обложения должны быть сгруппированы по национальному, территориальному, отраслевому или иному признаку. Матрусов Н.Д. определяет налоговый потенциал через функцию эффективной мобилизации финансовых ресурсов, подлежащих налогообложению в системе «население – хозяйство – территория», в координатах которой протекают основные процессы жизнедеятельности общества в границах региона [16].
С точки зрения Паскачева А.Б. [19], налоговый потенциал может быть раскрыт как совокупность максимально возможных сумм начисленных налогов и сборов соответствующей территории. Налоговый потенциал как потенциальный бюджетный доход на душу населения определяется Богачевой О.В. [11] Отмечается, что данный доход может быть получен органами власти за определенный промежуток времени.
Основным условием является определение унифицированных условий налогообложения наслободчиувсей территории страны. Некоторые авторы также отмечают в качестве условия искоренение теневой экономики.
Также налоговый потенциал можно рассматривать как категорию, которая характеризует одну из составляющих межбюджетных отношений. Такого мнения придерживается Слободчиков Д.Н. Представленный анализ позволяет сделать ряд выводов:
1. Из вышеприведенных определений следует, что исследователи раскрывают понятие «налоговый потенциал» и определяют его значимость через совокупность двух основных элементов:
a. объем налогооблагаемых ресурсов;
b. объем налоговых поступлений.
2. Можно выделить следующие подходы к истолкованию сущности категории «налоговый потенциал»:
а) Ресурсный подход (Коломиец А.Л., Матрусова Н.Д. [16], Юткину Т.Ф., Аронова А.В., Кашина В.А. [8]), в основе которого лежит тезис о налоговом потенциале как о непрерывном процессе аккумулирования финансовых ресурсов в рамках соответствующих бюджетов.
б) Фискальный подход (Паскачев А.Б. [19], Богачева О.В. [11], Саакян Р.А., Вачугов И.В.) представляет налоговый потенциал как максимальную величину сумму налоговых поступлений, возможную к получению на территории региона.
в) Смешанный или межбюджетный подход (Коровкин В.В., Шалюхина М.Н. [37]) рассматривает налоговый потенциал не просто как источник доходной части бюджета, но и гарантию реализации за счет его полноценного формирования межбюджетного регулирования с целью обеспечения социальноэкономических задач дотационных регионов.
г) Институциональный подход (Ханафеев Ф.Ф., Дзагоева М.Р.) представляет процесс формирования налогового потенциала через призму налоговых отношений «государство-налогоплательщик». Как видно из определений, наиболее точную характеристику налогового потенциала нам дает смешанный подход, однако в нем не учитывается влияние налогового потенциала на социально-экономическое развитие региона. Поэтому на основе изученных определений попробуем сформулировать понятие налоговый потенциал следующим образом: налоговый потенциал – максимально возможная сумма налоговых поступлений в бюджет за определенный период времени при сбалансированности ресурсов региона и его социально-экономического развития.
По мнению авторов статьи, можно выделить трансакционный подход к пониманию налогового потенциала. В рамках трансакционного подхода налоговый потенциал целесообразно рассматривать как совокупность максимально возможных к получению налогов и сборов от всех налогоплательщиков региона с учетом рисков неуплаты налогов и сборов и потенциально возможных к начислению дополнительных сумм, полученных от штрафов за налоговые правонарушения и пени.
Отметим, что данная позиция близка к фискальному подходу, но имеет существенное отличие: во-первых, ключевым является учет налоговых рисков при оценке налогового потенциала региона; во-вторых, налоговый потенциал в рамках трансакционного подхода – это результат партнерских взаимовыгодных отношений между государственно-публичными образованиями и налогоплательщиками (физическими и юридическими лицами); в третьих, налоговый потенциал аккумулирует не просто суммы, которые налоговые органы могут изъять у налогоплательщика, но те средства, которые налогоплательщик готов выплатить с целью получения гарантированных государственных благ. На наш взгляд, выбор подхода к определению категории «налоговый потенциал» напрямую связан с теми задачами, которые ставятся.
Если речь идет об улучшении налогового администрирования региона и повышении эффективности реализации налоговой политики, то следует придерживаться ресурсного подхода. При необходимости проведения оценки динамики налоговых поступлений мы рекомендуем руководствоваться фискальным подходом.
Межбюджетный подход может оказаться эффективным для оценки степени влияния уровня налогового потенциала региона на его социально-экономическое развитие.
Рисунок 1 – Функции налогового потенциала
С целью формирования верного определения понятия «налоговый потенциал» выделим следующие основные аспекты рассматриваемой проблемы:
I. Налоговый потенциал имеет двойственную природу. С одной стороны, налоговый потенциал региона состоит из совокупности налоговых потенциалов всех муниципальных образований, входящих в его состав, и соответственно максимальная величина налогового потенциала будет достигнута при полном отсутствии налоговых льгот и фактов уклонений от уплаты налогов. С другой стороны, налоговый потенциал региона складывается из налоговых потенциалов налогоплательщиков, а значит для достижения максимального результата, необходима легализация неформальной и «теневой» экономики.
II. Исходя из природы налогового потенциала, рассматривать его необходимо с учетом следующих позиций:
1. Налоговый потенциал представляет собой прогнозную величину на будущее.
2. Налоговый потенциал является суммой фактических налоговых поступлений в бюджет.
3. Прогнозная величина налогового потенциала должна формироваться с учетом налоговых рисков, обуславливающих фактически полученные суммы налогов и сборов. Таким образом, налоговый потенциал необходимо рассматривать также по следующей классификации:
1. Стратегический налоговый потенциал – потенциальная способность налогооблагаемой базы приносить налоговые поступления в бюджет в будущие периоды, требует прогнозирование на долгосрочный период.
2. Краткосрочный налоговый потенциал – потенциальная максимальная совокупность налоговых поступлений в бюджет в пределах одного календарного года для удовлетворения социальных потребностей населения, также требует прогнозирования.
3. Фактический налоговый потенциал – конкретная сумму поступлений налогов на определенную календарную дату, позволяет анализировать выполнение краткосрочного налогового потенциала.
III. Государственный бюджет занимает основополагающее место в финансовой структуре каждой страны. В процессе распределения и последующего использования общегосударственного дохода участвуют федеральный и региональные бюджеты.
Главной задачей регионального бюджета является полное материальное обеспечение функций всех органов управления региона. В процессе определения налогового потенциала как ключевого понятия в обеспечении социально-экономического благополучия региона огромную роль играют принципы налогового и бюджетного федерализма, на основе которых строится распределение налоговых поступлений между бюджетами государства определяется следующими принципами налогового и бюджетного федерализма.
Так, О.А. Миронова и Ф.Ф. Ханафеев совершенно справедливо выделяют следующие принципы.
1. Принцип закрепления за каждым уровнем бюджета определенных налогов. В НК РФ этот принцип осуществляется как закрепление за федеральным, региональным и местным бюджетом определенных налогов.
2. Принцип закрепления за нижестоящими уровнями функций по изменению налоговых ставок, предоставляемых налоговых льгот, введения своих собственных налогов.
Данный принцип направлен на активное участие нижестоящих уровней в процесс формирования собственной налоговой базы, а также стимулирование отдельных видов деятельности в соответствии с местными приоритетами путем введения своих налогов на определенные объекты налогообложения. В НК РФ зафиксировано право нижестоящих уровней изменять налоговые ставки и особенности применения специальных налоговых режимов.
3. Принцип совместного использования разными уровнями управления одинаковой налоговой базы. В НК РФ предусмотрено разделение ставки налога на прибыль организаций на федеральную и региональную часть.
4. Принцип распределения закрепленных за одним уровнем управления налоговых поступлений между различными бюджетами.
5. Принцип рекомбинации налоговых поступлений вышестоящего и нижестоящих уровней через формы бюджетных трансфертов. Последние два принципа закреплены бюджетным законодательством и направлены на стимулирование нижестоящих уровней для укрепления налогового потенциала.
Рисунок 2 – Дуалистичность категории налоговый потенциал
IV. Проблема понятия налогового потенциала неразрывно связано с проблемой формирования межбюджетных отношений. В настоящее время потребность в трансфертах связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая значительную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и, соответственно, в уровнях бюджетного и налогового потенциала.
Существующий механизм бюджетного выравнивания очень сложен, нестабилен, непрозрачен, и не обеспечивает в полной мере своего предназначения.
Поэтому требуется повышение эффективности управления налоговым потенциалом в регионах. Для этого необходимо определить влияющие на него факторы и периодически осуществлять мониторинг его оценки. Экономический рост в развитии региона зависит от многих факторов. Под факторами в данном случае понимаются явления или процессы, определяющие внутренние потенциальные ресурсы, которые могут быть использованы для увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста.
В современной экономической литературе [16] существует множество видов классификации факторов, влияющих на налоговый потенциал региона, без которых невозможно правильно раскрыть содержание понятия налогового потенциала. Одна из наиболее практикоориентированных классификаций – классификация по уровню формирования на внешние и внутренние.
На наш взгляд, следует особенно остановится на факторах, которые обозначены в Государственной программе Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».
Анализ данного нормативного акта позволяет выделить ряд внутренних факторов, влияющих на формирование налогового потенциала региона, а именно:
• уровень зависимости консолидированного бюджета региона от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
• уровень просроченной кредиторской задолженности налогоплательщиков соответствующего региона;
• количество нарушений в бюджетном законодательстве;
• доля расходов консолидированных бюджетов регионов, формируемых целевыми программами;
• реализация программных и целевых методов управления бюджетным процессом на региональном уровне. В качестве еще одного внутреннего фактора, влияющего на величину налогового потенциала можно добавить уровень доходов в стране.
Это мнение высказывается в классической работе Дж.Г. Вильямсона. По мнению авторов статьи, также необходимо учитывать уровень налогового нигилизма, сформированного среди налогоплательщиков, который при
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Земельный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Налоговый Кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) [Электронный ресурс]: от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ //
5. Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. О межбюджетных отношениях [Электронный ресурс]: Закон Красноярского края № 154-ФЗ от 12.07.2010г // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. – М.: «Дашков и К», 2012. – 486с.
8. Аронов, А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: уч. пособие. – М.: Экономистъ, 2006. – 591 с
9. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / А.М. Бабич. Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2014.
10. Березин, М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика. - 2012. - №7. - С.59.
11. Богачева, О.В. Налоговый потенциал и региональные счета // Финансы. – 2015. – №2. – С. 29–32.
12. Гаджиев, И. А. Имущественные платежи: проблемы формирования доходов местных бюджетов [Электронный ресурс] / И. А. Гаджиев // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 10. – Режим доступа: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32860.
13. Гришанова, О. А. Налоговый потенциал муниципальных образований: сущность и факторы / О. А. Гришанова // Известия высших учебных заведений. – 2016. - № 1(27). – стр. 10-16.
14. Калинина, Л.Е. О бюджетных полномочиях органов представительной власти субъектов РФ // Журнал российского права. - 2014. - № 1. - С. 68 - 74.
15. Левина, В.В. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов на/Д: Феникс, 2017. - 352 с.
16. Матрусов, Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. – М.: Наука, 1995.
17. Милова, Л.Н. Общие принципы и особенности функционирования органов казначейства в России и зарубежных странах // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4. - С. 72 - 79
18. Мурзина, Е. А. Понятие «налоговый потенциал» и подходы к его определению / Е. А. Мурзина, Т. В. Ялялиева, М. С. Шемякина // Вестник евразийской науки. - 2019. - Т. 11. - № 4. - С. 13.
19. Паскачев, А.Б. Налоговый потенциал регионов России. – М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2001.
20. Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт- Издат, 2012. - 486 с.
21. Поляк, Г.Б. Налоги и налогообложение: учебное пособие / под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 474 с.
22. Сабуров, В.Д. Совершенствование управлением налоговым потенциалом как экономической системой региона [Электронный ресурс] / В.Д. Сабуров // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. – 2015. - № 3. – С. – 112-118.
23. Саранцев, В.Н. Казначейская система исполнения бюджетов: организационная модель и перспективы // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2016. - № 3. - С. 15 - 20.
24. Саранцев, В.Н. Критерии и оценка эффективности контроля исполнения федерального бюджета // Научное обозрение. - 2015. - № 16. - С. 314 - 317
25. Саранцев, В.Н. Современная модель организации казначейской системы исполнения бюджетов в Российской Федерации // Terra Economicus. - 2014. - № 2. - С. 91 - 95.
26. Селезнев, А.З. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: Инфра-М, 2016. - 448 с.
27. Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / О.В.Скворцов, Н.О. Скворцова. - 8-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 224 с.
28. Скрипченко, В. Налоги и налогообложение / В. Скрипченко. - СПб.: ИД «Питер»; М.: Издательский дом «БИНФА», 2012. - 238 с.
29. Суглобов, А.Е. Налоговый потенциал в системе межбюджетного регулирования / Суглобов А.Е., Сушко Н.И. Современные тенденции развития казначейских систем // Sciences of Europe. - 2016. - № 1. - С. 71 - 78
30. Тарасова, В.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина. -3-е изд., перераб. – М.: КНОРУС, 2012. – 320 с. 42
31. Туктарова, Ф.К. Формирование и оценка налогового потенциала региона [Электронный ресурс] / Ф.К. Туктарова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2013. - № 3. – С. – 1-10. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-otsenkanalogovogo-potentsiala-regiona/ (дата обращения: 12.06.2016). 43.
32. Тюрина, Ю.Г. Современные подходы к определению налогового потенциала региона [Электронный ресурс] / Ю.Г. Тюрина // Проблемы современной экономики. – 2014. - № 3. – С. – 248-251.
33. Шеповалова, М.С. Налоговый потенциал региона: современные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / М.С. Шеповалова // Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. - № 34. – С. – 212-216.
34. Шуртакова, Т.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Т.А. Шуртакова. - М.: Юнити-Дана, 2011. – 327 с.
35. Черкасова, Ю.И. // Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 20. № 3. С. 85-92.
36. Черкасова, Ю.И. Межбюджетные трансферты как инструмент стимулирования экономического развития/ Ю.И. Черкасова // Научное обозрение. 2014. - № 6. С. 242-248.
37. Шалюхина, М.Н. Налоговый потенциал региона: проблемы оценки, формирования и эффективного использования // Налоговый вестник. – 2014. – №1. – С. 31–34.
38. Musgrave R. Fiscal systems / R. Musgrave. – New Haven: Yale university press, 1969. – 299 р.
39. Юнязов, О. В. К вопросу об оценке налогового потенциала / О. В. Юнязов, С. С. Артемьева // Контентус. - 2015 - № 11 (40). - С. 52-58