Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Не так давно, отечественная образовательная система приоритетными целями и задачами, обозначала передачу накопленных знаний, выработанных навыков и умений последующим поколениям. В современном ускоряющемся и изменяющемся мире, становится иным и видение образовательно-воспитательного процесса, целей обучения и формирования личности. К современному человеку предъявляется ряд новых требований, отвечающих запросам современного общества: грамотная постановка и достижение собственных целей, продуктивное выполнение своих функции в личных, профессиональных и образовательных областях, совершение осознанных действий в ситуациях выбора, адаптивность, продуктивность мышления . Продуктивное, творческое мышление даёт возможность самостоятельно приобретать новые знания, применять их в многообразных условиях современной действительности. Педагоги призваны актуализировать различные способы приема и переработки информации (право - и левополушарный способ), что отвечает требованиям учета индивидуально-типологических особенностей учащихся, что, безусловно, ведет к развитию их личности. Ведь главный результат обучения, по мнению П.И.Пидкасистого, способность ученика переносить самостоятельно приобретённые знания в новые ситуации, понимать и совершенствовать себя, творить, овладевать профессиональным мастерством .
В соответствии с требованиями ФГОС нового поколения современный учащийся является самостоятельным субъектом образовательной деятельности, что подразумевает формирование личности, умеющей учиться и развиваться самостоятельно, не боясь реализовать свою спонтанность и творческий потенциал. Поиск новых путей активизации творческой деятельности личности является одной из неотложных задач психологии и педагогики, особенно современной. Перемены, происходящие на уровне политической, общественной, экономической жизни, оказывают влияние и на ориентиры современного подрастающего поколения, приводят к изменениям в мироощущении людей при восприятии событий собственной жизни. Ускорение темпа жизни, ориентирует личность на поиск путей более осмысленного и ответственного отношения к времени собственной жизни, так как умение самоорганизации в принятии решений влияет на жизненный выбор, организацию и осуществление любой деятельности. Соответственно, современная система образования ориентирована на социальный запрос, в котором личность представляется быстрой, успешной, обладающей лидерскими качествами, способной смело и уверенно презентовать себя в обществе. Данная установка транслируется со стороны СМИ, с точки зрения оценки личностной успешности и др. В современной школе реализуется системно-деятельностный (компетентностный) подход, который является предметом исследования множества работ. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования отражает метапредметные результаты, достижение которых возможно при условии развития творческого мышления учащегося. Данные положения подкрепляются обновленными требованиями, заложенными в нормативных документах (ФГОС ОО, Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г., государственная Программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг.»).
В рамках данного исследования особенно актуальным становятся вопросы формирования и развития творческого мышления в юношеском возрасте (уровень
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
2. Алешина Т.Н. Функциональная межполушарная асимметрия и развитие творческого мышления подростков на уроках математики. – Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М., - 2007 - 26 стр.
3. Андрианова Г.А., Хуторской А.В., Кулешова Г.М. Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
4. Андронова О.В. Формирование критического мышления учащихся при обучении математике в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / О. В. Андронова. - Ярославль, 2010. – 36 с.
5. Асмолов А.Г. (ред.) Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий//Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. – М.: Просвещение, 2011. — 159 с.
6. Абульханова-Славская К.А.Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 137-145
7. Беспалько, И.Г., К вопросу об асимметрии внимания / И.Г.Беспалько// Вопросы психологии. 1969, № 5. - С. 69-75.
8. Бершедова Л.И. Психологическая готовность к переходу на новый этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов / Л. И. Бершедова. - Диссерт. доктора психол. наук. – М., 1999.- 314 с.
9. Бешенков С. А. Моделирование и формализация / С.А. Бешенков. – М. :БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. – 336 с.
10. Божович Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка / Е. Д. Божович. – М. : Знание, 1979. – 37 с.
11. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. Пер. с англ. М.: Академический проект, 2006. - 232 с.
12. Брунер Д. Культура образования / Д. Брунер. — М.: Просвещение, 2006. — 213 с.
13. Брагина, Н.Н., Доброхотова, Т.А., Функциональные асимметрии человека/Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова// -М.: Медицина, 1981.-288 с.
14. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции / А.А. Вербицкий. – М.: Логос, 2009 г. - 336 с.
15. Венгер Л. А., Восприятие и обучение./Л.А.Венгер// М.: Просвещение, 1969. - 365с.
16. Вертгеймер,М., Продуктивное мышление./М.Вертгеймер// -М.: Прогресс, 1987.-335 с.
17. Волков Н.Н., Восприятие картины./Н.Н.Волков// М.: Просвещение, 1969.-32 с.
18. Волков Б. С. Психология юности и молодости / Б.С.Волков – М.: Академический проспект, 2006. - 255 с.
19. Гинзбург М.Р.Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
20. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности. - СПб: Питер, 2000. - 350 с.
21. Голицын, Г.А., Георгиев, М.Н., Петров, В.М. Показатели межполушарной асимметрии творческого процесса в изобразительном искусстве/Г.А.Голицин, М.Н.Георгиев, В.М.Петров // Вопросы психологии. -1989. №5.-С. 148-153.
22. Голицын, Г.А., Данилова, О.Н., Каменский, В.С, Петров, В.М., Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опытколичественного анализа) /Г.А.Голицин, О.Н.Данилова, В.С.Каменский, В.М. Петров//Вопросы психологии. 1988. № 5. - С. 150-156.
23. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения./В.В.Давыдов// М: ИНТОР, 1996. -544 с.
24. Дунчев В.Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемой креативности. – Дисс.канд. псих. Наук. – Л.: ЛГУ, 1985.
25. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: Авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 229 с.
26. Казакова Л. В. Индивидуализация психолого -педагогической работы с обучающимися в условиях глобальной образовательной среды / Л.В. Казакова, Н.С. Сердюченко // Актуальные проблемы методики обучения информатике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (16-17 февраля 2016 г., Москва, МПГУ) [Электронный ресурс] : URL : http://news.scienceland.ru/2016/02/15/1333/ (дата обращения 14.01.2020 г.)
27. Карапетян Л.А. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших подростков // Материалы XI Международной студенческой научной конференции / Л. А. Карапетян. – «Студенческий научный форум: » [Электронный ресурс] –Режим доступа к ст.: https://scienceforum.ru/2019/article/2018016748
28. Кабанова Меллер, Е.Н., Роль образа в решении задач /Е.Н.Кабанова-Меллер// Вопросы психологии. - 1970. № 5. - С. 122-130.
29. Калмыкова, З.И., Продуктивное мышление как основа обучаемости. /З.И.Калмыкова// -М., 1981.
30. Каплунович, И.Я., О структуре пространственного мышления при решении математических задач /ИЯ.Каплунович// Вопросы психологии. 1978. №3. - С. 75-84.
31. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.М. Кашапов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 269 c.
32. Лебедева С.В. (общ. ред.) Современные формы и средства обучения математике. – Сборник научно-методических статей и методических разработок бакалавров педагогического образования. – Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018. — 186 с.
33. ОбуховаЛ.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2016. – 316 с.
34. Панина Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – М.: Академия, 2008. — 176 с.
35. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2012. – 224 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Издательство: Питер, 2002. — 1020 с.
37. Рубинштейн C.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории / С. Л. Рубинштейн. // Вопросы психологии. - 1960. – № 3. – с. 12 – 23.
38. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
39. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению / А. А. Рыбакова // Вестник Ставропольского государственного университета. – №61, 2009. – С.51-57.
40. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко — М.: Народное образование, 1998. — С. 256.
41. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И.Сарджвеладзе. - Тбилиси.:Мецниереба, 1989. - 206 с.
42. Седунова A.C. Психолого-акмеологические особенности активизации интеллектуального потенциала студентов вузов / А. С. Седунова: автореф. дисс. ...канд. психол. наук. - Ульяновск, 2004. - 27 с.
43. Сорина, Г. В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность: монография /Г. В. Сорина.- М.: Гардарики, 2005. -311 с.
44. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты / Елена Евгеньевна Туник. - М.: Дидактика Плюс, 2019. - 256 c.
45. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. – М.: БИНОМ, 2011.
46. Guilford J., Hoepfher R. The analysis of intelligence. New-York, 1971
47. Torrance E.P. Education and creative potential. Minneapolis, 1963.