Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современное время, которое характеризуется интенсивным применением разнообразных методов информационного, психологического, технологического прессинга, что особенно связано с развитием современных технологий, позволяющих оказывать влияние на сознание, на психику большого количества людей одновременно вне физического взаимодействия и прямого контакта с ними, актуальной становится проблема исследования психологического воздействия на сознание людей в различных сферах жизнедеятельности общества.
В настоящее время, подобных источников угроз психологической безопасности личности достаточно много. Они проявляются в СМИ, интернете, телевидении, электронных СМИ, массмедиа .
В связи с обозначенным выше, знание и понимание индивидуально-психологических особенностей и закономерностей функционирования психики в информационном пространстве становится в настоящее время не просто обязательным элементом общекультурного развития, но условием выживания и безопасности. В современный век радиоэлектронные средства, выходят на первые позиции в процессе передачи и донесения информации до индивида. Практически каждый человек, в той или иной мере, испытывает воздействие на собственное сознание средств массовой информации (СМИ). Благодаря телевидению и Интернету, информация получает широкое распространение, что делает ее доступным и удобным инструментом манипулирования.
Практика показывает, что наиболее эффективным является информационное воздействие, в котором успешно задействованы определенные психологические механизмы, направляющие восприятие человека в нужном направлении. Умелое управление механизмами восприятия и использование механизмов воздействия на массовое сознание и поведение, помогает создавать и изменять в сознании образы различных явлений, формировать оценки этих явлений и побуждать людей действовать определенным образом. Исследование технологий, способных повлиять на психологические механизмы восприятия информации людей, в частности, современных радиоэлектронных средств информационно-психологического воздействия весьма актуально для каждого индивида и приобретает особое значение в рамках проблемы противодействия информационно-психологическим акциям противника в современной войне. В настоящее время:
- проблема ведения информационно-психологического воздействия в средствах массовой информации носит глобальный характер;
- глобальная сеть Интернет приобрела особую популярность, что усилило информационно-психологическое воздействие в несколько раз и положило начало понятию «сетевая война»;
- информационно-психологическое воздействие затрагивает все аспекты жизни общества, ее последствия могут быть непредсказуемыми, особенно с учетом степени современных возможностей радиоэлектронных средств.
Вышенаписанное определяет актуальность и выбор темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
В рамках изучения информационно-психологического воздействия при помощи современных радиоэлектронных средств, проведен теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по политологии, психологии, социологии, лингвистике, психологии служебной деятельности.
В научных разработках, посвященных исследуемой проблематике, можно выделить следующие блоки:
- исследования феноменов восприятия при информационно-психологическом воздействии;
- работы, в которых раскрывается природа лингвистических компонентов политического языка в целом и языка информационного воздействия, в частности;
- исследования существующих механизмов манипулирования массовым сознанием и поведением.
Большой вклад в изучение современной специфики политического языка СМИ внесли работы зарубежных ученых Р. Харриса , Д. Майерса , А.Макстея . Среди отечественных разработок можно выделить исследования К.В. Плешакова , С.Ф. Лисовского , Д.В. Ольшанского , А.В. Коноваленко .
Лингвистические компоненты в политическом дискурсе рассматриваются в работах А.М. Кацева , Л.П. Крысина , Е.В. Кипрской , Н.Б. Мечковской , Е.И. Шейгал и др.
Среди исследований эффективности информационного воздействия и механизмов воздействия на массовое сознание и поведение можно выделить работы Г. Лебона , Г. Тарда , Т. Шибутани , Д.В. Ольшанского , Т.В. Евгеньевой , А.П. Назаретяна , Ю.А. Шерковина .
Исследованием проблем информационно-психологических войн занимаются такие ученые, как С.В. Гуськова , Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. , К.А. Тюренкова и другие.
Объект исследования – информационно-психологическое воздействие (ИПВ).
Предмет исследования – СМИ, средства ИПВ.
Цель исследования – изучение понятия «информационно-психологическое воздействие», особенности восприятия информации индивидом, современные технологии и средства информационно-психологического воздействия при помощи радиоэлектронных средств. На основе теоретического анализа провести исследование информационно-психологического воздействия при помощи современных радиоэлектронных средств и анализ полученных данных с разработкой рекомендации по осознанию и контролю личностью информационно-психологического воздействия.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
изучить теоретические подходы к понятию «информационно-психологическое воздействие»;
проанализировать и определить функции и роль информационно-психологического воздействия;
изучить особенности восприятия информации индивидом;
рассмотреть современные технологии и средства информационно-психологического воздействия при помощи радиоэлектронных средств;
провести исследование информационно-психологического воздействия при помощи современных радиоэлектронных средств и анализ полученных данных;
- на основании полученных результатов исследования разработать рекомендации по осознанию и контролю личностью информационно-психологического воздействия.
Теоретико-методологической базой исследования является исследование психологии влияния информации на основе типологизации Дж. Брауна .
Методами эмпирического исследования является качественный анализ, разработанный учеными Чикагской школы Ф. Знанецким и У. Томасом и используемый для изучения качественных характеристик объекта, разработанный учеными кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ , позволяющий сопоставлять семиотические конструкции со смысловым наполнением материалов и выявлять механизмы восприятия и влияния.
Для эмпирического исследования, результаты которого представлены во второй части работы, источниками стали материалы, размещенные в электронных СМИ и в Интернете.
Исследование состоит из введения, теоретической и прикладной частей (разделенных на параграфы), заключения, списка использованных источников и приложения.
При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, сравнение, обобщение.
Итоговая исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературных источников. Объем данной работы составил 85 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
1.1. Понятие информационно-психологического воздействия
Информационно-психологическое воздействие рассматривается как вид психологического воздействия, определяющийся как способ оказать определенное влияние на личность/группы индивидов. Применяется с целью изменения идеологических и психологических структур сознания и подсознания личности, а также с целью изменения эмоционального состояния и актуализации конкретных типов поведения, посредством применения различных способов явного и скрытого психологического принуждения .
Информационно-психологическое воздействие оказывает влияние на следующие компоненты психики отдельного индивида, социальных групп людей и общества в целом:
потребностно-мотивационная сфера (ценностные ориентации, желания, влечения, убеждения, знания);
интеллектуально-познавательная сфера (ощущения, восприятие, представления, воображение, мышление и память);
эмоционально-волевая сфера (настроения, эмоции, чувства, воля);
коммуникативно-поведенческая сфера (характер и специфика межличностного восприятия и взаимодействия, общения) .
Таким образом, только при учете присущих указанным сферам особенностей функционирования индивидуального, группового и общественного сознания информационно-психологическое воздействие дает наибольший реальный эффект. Следует отметить, что любое воздействие, которое ставит своей целью изменение поведения объекта в нужном для субъекта направлении, даже если это воздействие осуществляется с пользой для объекта, но без его согласия, считается манипулятивным воздействием .
Современные отечественные и зарубежные исследователи активно изучают феномен информационно-психологического воздействия. Рассмотрением теоретических и технологических основ информационно-психологического воздействия в разное время занимались И.В. Замаруева, А.В. Манойло, Г.Г. Почепцов, В.Д. Попов, С.П. Расторгуев, Т. Рон, В.А. Фомин и др. Исследованием теоретических и методологических проблем информационно-психологичного влияния, ведения информационно-психологических операций занимались В.А. Баришполец, Г.В. Грачев, О.В. Литвиненко, А.В. Манойло, А.А. Матеюк, И.К. Мельник, И.Н. Панарин, В.Д. Попов, Г. Почепцов, Л.А. Шелепин, А.И. Черняк, О.К. Юдин. Изучение теоретических и практических вопросов психологических и информационных операций в условиях современной войны осуществляли В. С. Колесов, С.Д. Кузнецов, В.А. Лисичкин, А.В. Манойло, Н.Н. Присяжнюк, Л.А. Шелепин.
Относительно последствий информационно-психологического воздействия для его объекта (объектов), следует выделить еще два вида информационно-психологического воздействия: позитивного и негативного. Авторами научных исследований данного направления выделяется значительное количество видов негативного информационно-психологического воздействия: фальсификация (подтасовка) и дезинформация; «зомбирование» или целевое программирование на выполнение тех или иных, в том числе и негативных действий; причинение вреда жизни и здоровью; астротерфинг, определяемое как намеренное централизованное манипулирование общественным мнением в сети Интернет с целью дезинформации, искажения статистических сведений и злоупотребления общественным мнением; троллинг – размещение провокационных сообщений в целях склонения пользователей к дискуссии определенного направления или создания конфликтной ситуации и т. п.
Рис.1.1 – Классификация средств и методов ИПВ
Среди факторов, обуславливающих подверженность негативному информационно-психологическому воздействию психологические факторы, к которым относят ситуативные и внеситуативные. Ситуативные факторы обусловлены конкретной информационно-коммуникативной ситуацией, (психические состояния, различные стрессогенные факторы, экстремальные условия и т.п.). К внеситуативным факторам относятся личностные особенности человека, подвергаемого негативному информационно-психологическому воздействию и оказывающие влияние на его подверженность психологическим манипуляциям и т. д.
Манипулирование в коммуникации, предполагает отбор фактов и их представление в конкретном свете, с целью воздействия на интеллектуальную, волевую, эмоциональную сферу адресата. Так, в общем смысле, под манипулированием можно рассматривать искусство управлять поведением и мышлением людей через целевое воздействие на общественное сознание. Содержание манипулирования предполагает направление процесса воображения по правильному руслу, таким образом, чтобы человек не заметил скрытого воздействия. Если рассматривать его как скрытое управление – это создание видимости свободного выбора и осознанного формирования убеждений, при том, что на самом деле, такой возможности не предоставляется .
Так, политическое манипулирование можно рассматривать как скрытое управление политическим сознанием и поведением индивидуумов, для принуждения их к действию или бездействию в интересах манипулятора .
Главной целью манипулирования, является получение, реализация и сохранение власти .
Политическое манипулирование включает ряд этапов.
1) Внедрение в общественное сознание под видом объективной информации определённого содержания, которое желательно для определённых групп;
2) Давление на «болевые точки» общественного сознания, возбуждение страха, тревоги, агрессии и др.;
3) Реализация скрытых и обозначаемых замыслов, которые манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.
Манипулирование в политике, как возможность иметь власть через духовное воздействие на людей через программирование, их поведение
Фрагмент для ознакомления
3
Бакумова, Е.В. Речевые маркеры социально-политической идентификации // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации /Е.В.Бакумова. - Волгоград, 2001.-С. 236-241.
Бахтуридзе З. З. Манипуляция массами в политическом процессе – М.: Ваклер, 2000. – 98 с.
Браун Дж.Ф. Техники воздействия: от пропаганды до промывания мозгов – М.: АСТ, 2002. – 280 с.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. – 390 с.
Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография – М.:Прометей, 2004. – 328 с.
Гуськова Е. Ю. Агрессия НАТО 1999 года против Югославии и процесс мирного урегулирования. М.: Индрик, 2013. – 312 с.
Деркач А.А., Жуков В.И., Лаптев Л.Г. (ред.) Политическая психология — М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 858 с
Диденко А.А. Коммуникативно-прагматические особенности политических эвфемизмов в современных англоязычных СМИ, освещающих конфликт в Сирии в 2011—2014 гг. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2014 —№ 5(12) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL:https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(12).pdf
Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии / Т.В.Евгеньева. – СПб.: Питер, 2007. – 478 с.
Евгеньева Т.В. Психология массовой политической коммуникации: учебное пособие / Т.В.Евгеньева, А.В. Селезнева. - М.: Издательство Московского университета, 2013. – 304 с.
Желнова Н.В. Манипулятивные приемы и технологии в политической коммуникации / Н.В.Желнова. – Реклама и связи с общественностью: проблемы, тенденции, перспективы развития / Под общ. ред. Отрадновой Е.В. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – В 2-х частях. : Ч. 1. – 2011 – 175с.
Захаров О.В. Политическое манипулирование / О.В.Захаров // Инновации в образовании. – 2008. – № 7. – С. 11-14.
Запасник С. Ложь в политике / С.Запасник // Философские науки. – 1991. – №8. – С. 94–107.
Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи. Русский язык конца XX столетия (1985—1995) /Л.П.Крысин// — М.: Языки русской культуры, 2000. – 196 с.
Кипрская Е.В. Политическая корректность как компонент политической культуры / Е.В.Кипрская// Гуманитарные проблемы современного информационного общества: Мат-лы науч.-теор. студен.конф. – Киров: ВятГГУ, 2004. – С. 33-35.
Коноваленко А.В. Психология политической рекламы. - Ростов н/Д: «Феникс», - 2005. – 96 с.
Кувшинникова Д.Г. Тексты интернет-рекламы: структура, специфика, эффективность Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.01.10 – Журналистика. – Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова. — М., 2014. — 218 с.
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 832с.
Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Противодействие информационно-психологическим акциям противника в современной войне. Учебное пособие. — М.: Военный университет, 2016. — 228 с.
Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне. Учебное пособие. — М.: Военный университет, 1997. — 64 с.
Крысько В.Г. Секреты психологической войны : (Цели, задачи, методы, формы, опыт) / В.Крысько / Под общ. ред. А. Е. Тараса. - Минск : Харвест, 1999. – 446 с.
Кравцов Д.Н. Информационно-психологическое оружие как средство обеспечения защиты национальных интересов государства //Коммуникология, 2017, №3. С.78-89
Касюк А.Я. Информационно-психологические операции: история и современность // Вестник Московского государственного лингвистического университета, 2018, №1. С.26-39
Киселев В.А. К каким войнам необходимо готовить Вооруженные Силы России// Военная мысль: 7 ноября, 2019. – Электронный ресурс: Режим доступа: https://vm.ric.mil.ru/Stati/item/117174
Лебон Г. Психология народов и масс / Г.Лебон. – СПб.: Макет, 1995. – 311 с.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. – 516 с.
Макгроу К. Политические впечатления: формирование и управление // Хрестоматия по политической психологии (ред. Шестопал Е.Б.). М., 2007.
Малинова О.Ю. Конструирование смыслов: Исследование символической политики в современной России. М.: ИНИОН РАН, 2013. – 329 с.
Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика/Н.Б.Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. — 207 с.
Мисюров Д.А. Политическая символика: структура и функции / Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 1. С. 43–57.
Назаров М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований: учебное пособие / Под ред. М.Назарова. – М.: Альфа, 2009. – 263 с.
Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения / А.П.Назаретян. – СПб.: Питер, 2003. – 328 с.
Ольшанский Д.В. Психология масс / Д.В.Ольшанский. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
Ольшанский Д.В. Основы политической психологии/ Д.В.Ольшанский. – М.: Деловая книга, 2001. – 496 с.
Орлова Л. 50 способов успешного манипулирования человеком: учебник; авт.-сост. Л. Орлова. – Минск: Современный литератор, 2008. – 224 с.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г.Почепцов. – М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000. –352 с.
Соловьев А.И. Политические коммуникации: учебное пособие для студентов вузов – М: Аспект Пресс, 2004. – 332с.
Серио П. О языке власти: критический анализ. Философия языка: в границах и вне границ. Т.1./ П.Серио. - Харьков: Око, 1993. - С. 83-100.
Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие /И.А.Стернин. – Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 2001. - 252 с.
Тард Г. Законы подражания / Т.Тард. – М.: Академический проект, 2011. – 304 с.
Тюренкова К.А. Воруженный конфликт и информационная война: критерии соотношения понятий // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации: материалы III международной научно-практической конференции. – Саратов: Центр профессионального менеджмента «Академия Бизнеса» – 2015. С.46-50
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
Шестопал Е.Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций и лидеров (ред. Шестопал Е.Б.). М.: Аспект Пресс, 2008.
Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И.Шейгал //Дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук. -. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2000. — 440 с.
Шейнов В. П. Психология лидерства и власти – М.: Ось-89, 2008. – 608 с.
Шарков Ф.И. Политическая коммуникация как система и процесс: Электронная библиотека VIPERSON. – Режим доступа к учебному пособию: http://viperson.ru. Дата обращения: 02.10.2020.
Шибутани Т. Социальная психология /Т.Шибутани. – Р/н Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов / Ю.А.Шерковин. – М.: Издательство «Мысль», 1973. – 306 с.
Lasswell H.D., Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven: Yale University Press, 1965. P. 104.