Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Звукорежиссура зрелищных искусств является молодым видом ху-дожественного творчества по созданию звукоряда постановки (спектакля, фильма, концерта, эстрадного или циркового представления и т. д.) как художественного целого. Она имеет свои особенности в зависимости от решаемых задач, специфики материала, выразительных возможностей и технологии производства художественного зрелища. Следует отметить, что благодаря развитию мультимедиа-индустрии в последние годы сфор-мировалась еще одна, новая область применения рассматриваемой про-фессии - звукорежиссура мультимедиа, специфические свойства которой обусловлены интерактивностью - взаимодействием зрителя с персонажами и объектами художественной среды в диалоговом режиме.
Звукорежиссер зрелищных искусств создает в сотворчестве с ре-жиссером-постановщиком и композитором звуковую сферу аудиовизуаль-ного произведения, реализуя богатый спектр художественно-выразительных средств и возможностей современных технологий. Сооб-разно творческому замыслу режиссера, он формирует драматургически обоснованные звуковые акценты, контрапункты к изображению, звуковой лейтмотив (лейтгему, лейтобраз, лейттембр), конструирует звуковые ми-зансцены, обладающие пространственностью, фоноколористикой и гром-костной динамикой, создает звуковые контрасты и наплывы, различные виды деформации звукового материала. Зачастую от таких чисто звуко - режиссерских решений - на каком звуковом плане (близком, крупном, среднем, общем) помещены голос, музыка или шумы, сколь длинна пауза, в какой момент и в какой последовательности выходят на «авансцену» слухового действия различные элементы партитуры - зависят эмоциональ-но-смысловые акценты, концепция аудиовизуального произведения.
Находясь как бы на стыке искусства и техники, используя вырази-тельные приемы, технические и акустические средства звукозаписи, звуко-режиссер выступает в роли соавтора или интерпретатора идей режиссера в идейно-художественной трактовке драматургических образов.
Процесс создания звукоряда спектакля, фильма, телевизионной и мультимедиа-программы складывается из двух этапов:
- формирования концептуальной модели звукозрительного образа произведения (точнее, его звуковой сферы) на основе пьесы/ литературно-го сценария, режиссерской разработки, изобразительного материала;
- реализации данной концепции средствами звукорежиссуры.
Разрабатываемая концептуальная модель отражает характер звуко-вой образности будущей полифонической ткани аудиовизуального произ-ведения, представляющей динамическое единство многообразия звуковых элементов. Свои планы и намерения звукорежиссер излагает в звуковой экспликации или партитуре, являющейся необходимым документом для производства и определяющей всю последующую работу над звуком.
Звуковое решение должно быть теснейшим образом связано с дру-гими компонентами произведения, поэтому очень важно, чтобы драматург и режиссер совместно со звукорежиссером прорабатывали звукозритель-ные образы уже на стадии работы над пьесой / сценарием, при создании режиссерской разработки.
Сформировавшееся у звукорежиссера в процессе предварительной работы образное представление является в определенном смысле аб-страктным. На практике оно обязательно должно быть скорректировано и дополнено отображением конкретной ситуации на сцене, в студии, на съе-мочной площадке, а также учитывать характер звучания в конкретных акустических и психологических условиях, содержание встречных импуль-сов, идущих от исполнителей.
Реализация творческого замысла и материализация звуковой струк-туры аудиовизуальных произведений неразрывно связаны с существую-щим уровнем технологических возможностей, акустическими условиями звукозаписи, используемыми художественно-техническими приемами зву-корежиссуры, наличием необходимого фонотечного материала. Среди не-обходимых этапов работы со звуком в экранном творчестве можно назвать:
- запись синхронной речи и игровых шумов на съемочной площад-ке (синхронная звукозапись);
- проведение речевого и шумового озвучивания в тонстудии;
- запись оригинальной музыки;
- подбор фонотечного материала и создание оригинальных звуко-вых эффектов;
- монтаж звуковых компонентов и их окончательное сведение (со-единение) под изображение в единый звукозрительный образ и др.
Глава 1. Теоретические основы звукорежиссуры
1.1 Звукорежиссура как вид художественного творчества
Звукорежиссура - это вид художественного творчества, связанный с процессом рождения звуковой драматургии и аудио-концепции, с рожде-нием аудиовизуальных образов, с сочинением нового звучания, а также его обработкой.
Современные звукорежиссеры в первую очередь хорошо знакомы с техническими тонкостями этого процесса, знают все об акустике и физике звука. Как правило это люди, имеющие музыкальное образование.
Сегодня сложно представить себе массовый праздник без масштаб-ного звукотехнического комплекса, которым управляет человек за много-кнопочным устройством, а то и вовсе делает это с планшета, находясь в любой точке праздничного пространства.
Профессионалы звукорежиссуры являются неотъемлемой частью режиссерско-постановочной группы театрализованных представлений и праздников.
В современном мире, в связи с развитием технического прогресса и стремительным изменением различных аудиовизуальных технологий, пе-ред звукорежиссером театрализованных представлений и праздников ост-ро встаёт вопрос не только знаний техники, но и поиска оригинальных звуковых решений воплощения сценического проекта.
Учитывая разнообразие массовых праздничных действ и специфику мест их проведения, хочется отметить сложность осуществления процесса озвучки этих пространств. Ведь кроме знания основ звукорежиссуры, здесь требуется еще и четкий математический расчет: технической мощно-сти оборудования, количества техники, ее расположения (как сейчас это принято называть – инсталляции), логистики, монтажа оборудования, об-служивания и т.д. Все это заставляет современного звукорежиссера празд-ников и представлений изучать, анализировать, внимательно читать доку-ментацию и понимать названия перечня указанного оборудования в тех-ническом райдере, самостоятельно уметь составлять техзадание для звуко-прокатывающих компаний и субподрядчиков.
Работая как художник по созданию музыкальной драматургии праздничного проекта, звукорежиссер театрализованных представлений и праздников должен четко представлять звуковую партитуру своего за-мысла, ориентироваться в мире музыки, знать музыкальные термины и понятия (темп, ритм, интервал, аккорд и т.п.), понимать технологии звуко-записи фонограмм, создания оригинальных музыкальных произведений и миксов, использовать возможности спецэффектов и синтезированных зву-ков.
В работе с музыкальными коллективами и исполнителями звукоре-жиссер должен владеть не только способами размещения и подзвучки их в сценической плоскости, но и спецификой проведения репетиций, грамотно составлять график саундчеков, а также выполнять требования, указанные и заранее подтвержденные техническим райдером того или иного исполни-теля.
Одним из важных вопросов озвучивания пространств является во-прос психологии восприятия звука, связанный с особенностями слухового аппарата и звуковых предпочтений зрительской аудитории. Определение контингента зрителя, дает звукорежиссеру четкое понимание отбора тех или иных технических параметров звукового оборудования, его правиль-ного размещения и применения.
В каждом отдельном случае, для каждого творческого проекта происходит создание, можно так выразиться, индивидуального звукового пространства. В этом вопросе звукорежиссер театрализованных представ-лений и праздников опирается на профессиональный штат звукорежиссер-ской группы во главе с техническим директором проекта, звукорежиссе-рами площадок, звукорежиссером бэклайн (Backline) группы, звукотехни-ками, звукооператорами и т.д.
Учитывая то, что сейчас практически все праздники и представле-ния не обходятся без озвучивания сценического пространства, необходимо ориентироваться в огромном информационном поле своей специализации и уметь выбирать необходимые ресурсы для своих задач.
Все это не простой, но очень увлекательный процесс работы над реализацией режиссерского замысла в сотворчестве с режиссером театра-лизованного представления или праздника.
Звукорежиссура как область творческой деятельности.
В практике театров, кино, радио и теле вещания, как и в интересу-ющей нас области режиссуры праздников и представлений часто встреча-ются понятия «музыкальное оформление», «звуковое решение», «шумовое сопровождение», «музыкальная отбивка» и т.д.
Так или иначе все эти термины связаны с тремя основными поняти-ями звукорежиссуры: музыкальное, шумовое и звуко-техническое оформ-ление. К музыкальному относится все разнообразие произведений и форм этого жанра. К шумовому отнесем все обилие звуков окружающего нас мира. К понятию звуко-техническому все то, что сейчас мы называем фо-нограммой. Сюда же стоит отнести и различные синтетические звуковые сэмплы и эффекты. И если музыка и шум существовали в режиссерском творчестве с тех самых пор как появился сам театр, то звуко-техническое оформление театральных действ появилось с появлением звукоинженерии и развитием, в первую очередь, технического прогресса. Именно соедине-ние технических новинок и возможности усиления звучания, передачи зву-ка посредством акустики и способы озвучивания больших пространств сначала упразднили целый штат шумового цеха закулисья, а в дальней-шем вытеснили из постановок и многочисленный оркестр, и хор, а следом за ними и огромный арсенал инструментов и звукоизвлекающих приспо-соблений.
С 30-х годов в постановках стали использовать микрофоны и зву-коусиливающую технику. Сказать, что сразу это нашло положительные отклики и у режиссеров, и у зрителя – это фактически ввести читателя в заблуждение. В первую очередь это объясняет качество технических нови-нок того времени. Читая учебное пособие «Основы звукорежиссуры в те-атре» Ю.И.Козюренко [3, с.4], находишь этому подтверждение: «В 31 го-ду при постановке во МХАТ «Мертвых душ» было решено усилить зву-чание оркестра с помощью микрофона. Станиславский принял это пред-ложение более чем скептически: «Это чудовищно… Николай Васильевич Гоголь, «Мертвые души» и радио». Первая проба произвела на всех удручающее впечатление».
Но с дальнейшим развитием и усовершенствованием технической составляющей, стремительным появлением нового оборудования и попу-ляризацией новых технологий озвучивания, стало ясным, что обновление не только упрощает сложившийся годами процесс звукового оформления, но и привносит новые приемы и расширяет творческие возможности ре-жиссера.
Звукорежиссура, как уже говорилось выше, является неотъемлемой частью постановочного процесса. Режиссер и по сей день занимает в во-просе звукового решения первое место. Однако процесс озвучивания по-становки напрямую связан со звукотехникой. Таким образом, с появлени-ем новых технологий, появилась и новая творческая единица – звукоре-жиссер.
Теперь сложно себе представить любой из жанров аудио-визуальных искусств без инновационного технического комплекса. «По-следние десятилетия характеризуются появлением новых цифровых техно-логий, послуживших основой для современных видов синтеза и обработки музыки и речи…».
Современные средства коммуникаций приводят нас к появлению новых технологий и развитию звукотехнических устройств, требующих тонкой настройки и обслуживания профессионалом высокого уровня. По-этому стоит ли рассуждать о степени значимости современного звукоре-жиссера в постановочном процессе? С уверенностью нужно заявить о том, что звукорежиссер – это не только участник творческого процесса, это со-временный художник звукового оформления того или иного проекта. Успех, от которого напрямую зависит от профессионального уровня дан-ной единицы творческого коллектива.
Изучая различные труды в области звукорежиссуры, можно с уве-ренностью заявить, что в последнее время стали появляться статьи, посвя-щенные звукорежиссуре театрализованных представлений и праздников, авторы которых предпринимают попытку анализа и выявления специфики работы звукорежиссера на различных площадках праздничной инду-стрии. С другой стороны, существует множество профессиональных об-разовательных программ и учебных планов, по которым готовят специа-листов именно в этой области. На мой взгляд, звукорежиссер праздничной индустрии – это универсал в области звукорежиссуры, готовый к нестан-дартным решениям любых постановочных задач и постоянному поиску новых технологий.
На особенности развития этой профессии в первую очередь влияет развитие самого Театра масс: новые формы, жанры, новые нетрадицион-ные площадки. В ответ на это появляются новые звуковые решения, экс-перименты в области обработки звука, расширение пространственного звучания (многоканальный звук), запись звуковых картин, создающих не-забываемую атмосферу действия.
1.2 Историческое становление звукорежиссуры как нового
вида профессии
Можно выделить 3 основных этапа путей становления звукорежис-суры:
- первый этап (20-40г.г.ХХвека) характеризуется появлением пер-вых технических средств для звукозаписи (микрофонов, громкоговорите-лей, усилителей и др.), разработкой и внедрением механического, оптиче-ского и оптико-механического методов записи, позволивших решать твор-ческие задачи, прежде всего, в звуковом сопровождении кинофильмов, а также в грамзаписи и на радио;
- второй этап (50-70г.г.ХХвека) характеризуется появлением маг-нитной звукозаписи, стереофонии, внедрением новой техники (магнитофо-нов, микшерных пультов, устройств электроакустической обработки зву-кового сигнала) и новых технологий на их основе, позволившего поднять звукозапись до уровня технического искусства;
- третий этап (80г.г.ХХвека – по настоящее время) характеризуется появлением цифровой звукозаписи, многоканальных систем простран-ственной звукопередачи, цифровых компьютерных технологий, обеспе-чивших переход к решению принципиально новых творческих задач со-здания трехмерного звукового пространства.
Роль звукорежиссера в формировании и развитии современной ху-дожественной культуры несоизмеримо выросла за последние годы, в связи со значительным расширением его деятельности в различных сферах ху-дожественной активности, связанной с интенсивным развитием современ-ных средств массовой коммуникации (студийной звукозаписи, радиовеща-ния, телевидения, кинематографа, мультимедиа и др.).
1.3 Современные творческие направления звукорежиссуры
60-70 лет назад классическая оркестровая музыка записывалась с использованием всего двух или трех микрофонов, процесса сведения прак-тически не было, и качество продукта зависело от выбора и размещения микрофонов, а также свойств носителя записи. В наши дни способы записи оркестра так же многогранны, как способы записи популярной музыки: доступно сложнейшее редактирование, появилась возможность компенса-ции акустических задержек, а процесс сведения ограничивается лишь фи-нансовыми возможностями клиента и одаренностью звукорежиссера. Ка-кими бы ни были средства, в большинстве случаев цель одинакова – по-стараться передать акустическое событие настолько реалистично, насколь-ко это возможно. Однако средства,