Фрагмент для ознакомления
2
В обучении лексике учащихся развивает психические функции: память, воображение и мышление. Достаточное для собственных высказываний количество лексических единиц развивает эмоциональную сферу и мотивацию, поскольку очень часто активное участие учащихся в занятиях зависит от способности выражать свое мнение, что неосуществимо из-за отсутствия необходимого лингвистического материала в базе знаний [Минушенкова Д. А., 2015].
Презентация новой лексики подразумевает два процесса: предъявление и интерпретацию лексической единицы. Представление лексических единиц происходит не изолированно, а в контексте, поскольку при превращении слов в предложение оно приобретает статус и значение. Представление лексической единицы сопровождается ее интерпретацией, ядром которой является передача информации о ее значении - семантизации. Одна из трудностей семантики обучения лексике ставится перед школьниками требование достаточно высокого уровня квалификации. Учителю необходимо достаточно большое количество времени при использовании таких методов семантизации, как толкование значения слова, указание на внутреннюю форму слова, используя прочные контексте.
На втором этапе работы с лексическим материалом осуществляется организация изучения новейшего словарного запаса с помощью подготовительных и речевых упражнений. Презентация новых слов-это только первый этап работы с лексикой. Новые слова должны быть органично включены в существующую систему слов (лексикон) конкретного ученика, то слова могут быть извлечены из памяти и использовать в работе.
Существует множество упражнений, с помощью которых вы можете переместить слова из кратковременной памяти в долговременную. Некоторые из этих задач в большей степени реализуют познавательные способности учащихся, некоторые - менее. Такие задачи можно разделить на следующие типы: идентификация; отбор; соглашение; сортировка; местоположение [Tornbury S, 2007].
Третьим и заключительным этапом является контроль овладения изучаемым лексическим материалом, который может быть организован с помощью таких методов, как выполнение заданий в группах, подготовка социограммы, решение кроссвордов, головоломок и др. Контроль изучаемого словарного запаса является особой формой обратной связи. Использование контроля бесспорно, так как учащиеся, зная о тестировании и проверке в результате, будут более серьезно и внимательнее изучать слова. В идеале словарный запас, охватываемый на предыдущем уроке, должен быть протестирован и оценен в начале следующего. В противном случае рискуют потерять или забыть изученный материал. Тестирование должно быть включено в программу обучения в качестве промежуточного этапа в каждом классе [Tornbury S, 2007].
Таким образом, в результате исследования, мы обнаружили, что лексикой называется совокупность слов языка, его словарный запас. Формирование словарного запаса в начальной школе происходит в следующие этапы: презентация языка ввода; методическое действие, обеспечивающее учащимся освоение новейшего словарного запаса; организация повторения учащимися изучаемого словарного запаса и контроль качества обучения. Мы обнаружили, что формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку характеризуется такими параметрами, как осознанность, автоматизм, умение использовать лексические единицы в контексте устойчивого темпа речи и выбор лексики.
1.2 Роль стихотворного материала в формировании лексического навыка
Использование поэзии в английском языке является одной из эффективных методик преподавания языка, так как стихи многофункциональны по своей природе. Обращение к ним для тренировки произношения, лексики и грамматики, развития речи, обучения выразительному чтению. Множественные повторения одних и тех же языковых явлений в стихотворении ритмический рисунок, ритм стихотворения помогает понять его цели. Лексико-грамматические структуры легко актуализируются в произнесенном слове с рифмой стихотворения. Анализ поэмы, идея которой выражается в поэтической форме, развивает творческие способности учащихся, учит их наблюдению, рассуждению, поощряет выражение идей. Очевидно, что заучивание стихов развивает память.
А. В. Нехорошев отмечает, что " стихи влияют на эмоциональную и мотивационную сферу личности. Они также помогают развитию и совершенствованию слухо - фонетических, просодических и лексико-грамматических навыков, предусмотренных программой. Они позволяют учитывать возрастные особенности и интересы учащихся".
С помощью стихов можно решить целый ряд важных методических задач:
1. презентация новейшего звука, его произношение;
2. развитие фонетического явления (при чтении и заучивании стихов);
3. введение новейшего лексического материала;
4. введение новых тем и организация обсуждения;
5. использование лексико-грамматического материала на продуктивном уровне (при преобразовании и составление рифмы по аналогии).
Структура и рифмы могут быть успешно использованы на разных этапах обучения:
1. на этапе презентации новейшего грамматического явления (в качестве иллюстративного материала для формулирования правила его использования);
2. на этапе формирования рецептивных навыков (распознавание конкретных грамматических форм в различных контекстах);
3. как источник для организации речевой зарядки;
4. в качестве релаксации (для снятия напряжения или усталости в середине урока) или как дополнительный материал (в конце урока, если осталось несколько минут до звонка).
Рифмы помогут вам вспомнить изученные модели предложений для облегчения их дальнейшего использования в речи и наряду с другими упражнениями способствуют развитию устойчивого и безошибочного овладения их использованием в соответствующих речевых ситуациях.
Рифмовки играют огромную роль как средство развития детской речи и таких компонентов, как дыхание, дикция, звук, темп, умение регулировать силу голоса. Стихи и рифмы также помогают улучшить память.
Некоторые стихотворения рифмы и воспитания детей, нравственные ценности, культура, поведение, уважение друг к другу, к людям, к ним, к другим, настойчивость в преодолении трудностей [9].
Использование поэзии способствует развитию основных коммуникативных умений чтения, аудирования, говорения и часто выступает в форме обсуждения содержания поэтического, которое может вызвать настоящую дискуссию в классе, потому что задачи в поэтических произведениях универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение. Таким образом, "поэзия способствует обучению основным видам речевой деятельности и позволяет использовать нешаблонные, творческие типы упражнений. Когда это происходит, достижение целей обучения" [24].
"Стихи побуждать учащихся к монологической и логическим высказываниям, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию подготовленной и неподготовленной речи" [9].
"Воспоминания о небольшом объеме стихотворений и рифм от детей не требуют особых усилий и являются эффективным средством изучения языка".
Чтение стихов, их декламация и перевод делают занятие иностранным языком более содержательным, мотивационно направленным и повышают интерес к изучению предмета. Подходы к работе над стихами на уроках иностранного языка могут быть разными, в зависимости от задач, поставленных учителем, и возраст школьников.
Исходя из вышесказанного, А. Нехорошев условно делит все рифмы и стихи на три типа: фонетический, тематический и грамматический.
"Фонетические рифмовки предназначены для отработки правильного произношения определенных звуков. Тематические рифмовки определяют своей целью расширение и закрепление словарного запаса, так как каждый из них включает в себя ряд лексических единиц. Грамматические рифмы-это не очень полезно в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка."
При работе над поэмой, важной задачей является совершенствование навыков правильного произношения и беглости речи. Очень часто накопление словарного запаса сопровождается небрежностью в формулировании английских звуков. Это происходит чаще всего в школе. Школьники не любят повторять определенные звуки и слова. Но опыт показывает, что все уровни изучения языка школьники с энтузиазмом повторяют звуки, если им предлагают для этого небольшую поэму или стих.
Этот вид работы положительно влияет на учащихся. Детям нравится работать с поэзией, которая развивает грамматику, словарный запас и память.
Работа над фонетической стороной речи ведется на всех уровнях изучения языка. Дети с большим желанием и усердием готовы работать над определенными звуками, труднопроизносимыми словами и интонацией, если они представлены в рифмованной форме.
На начальном этапе использовать различные скороговорки и стишки с преобладанием слов, содержащих звук.
При работе над темой для повышения мотивации и эффективности учебного материала можно использовать рифмы и стихи, или иным образом связанные с изучаемыми предметами. Обеспечивая учащихся коммуникативной задачей, легко спровоцировать восприятие не только тем, но и целей урока. Очень часто можно пополнить активный словарный запас новыми словами и выражениями на эту тему.
Эффективность использования образцов поэзии зависит от правильно организованной последовательности работы и выбора упражнений, стимулирующих мыслительную деятельность обучающихся и способствующих развитию мотивации в них.
П. Н. Дьяченко отмечает, что "приемы работы над поэтическим текстом могут быть разными и зависят от этапа подготовки и цели, которую преследует учитель. В то же время может быть реализована во многих задачах, таких как изучение грамматики, фонетики, лексики и перевода. Чтение стихов их декламация и перевод делают занятия иностранным языком более содержательными, мотивационно и направлен на повышение интереса к изучению предмета.
Поэтические тексты стихотворений относятся друг к другу в определенном порядке с использованием акустических характеристик, таких как рифма. В образовательной деятельности реализуется сочетание различных подходов к достижению целевой подготовки учащихся не только к получению знаний, но и их успешному применению в облегчении реальной жизни.
Наиболее подходящей задачей является подход, способствующий развитию индивидуальной жизни учащихся в развитии универсальной учебной деятельности.
Школьник должен быть активным участником образовательного процесса. Только их собственные активные шаги в учебном процессе могут способствовать формированию самостоятельных, прочно усвоенных знаний.
Исходя из этого, обучение английскому языку с учетом требований новейшего стандарта реализуется в процессе обучения учащихся творческой деятельности ориентирована на самостоятельное приобретение знаний.
Требования современного ФГОС в условиях преподавания английского языка на основе сочетания личных, мета предметных и предметных аспектов обучения. Это связано с тем, что на начальном этапе обучения иностранному языку закладываются основы языковой личности, когнитивного развития, социального и эмоционального интеллекта.
Таким образом, как показывает анализ книг и мониторинг работы преподавателей, работа по развитию словарного запаса в английском языке зачастую заключается в повторном прослушивании лексических единиц, переводе и запоминании. Такой подход не гарантирует овладения лексическим материалом, а главное редко способствует обновлению данных лексических единиц в речи учащихся. Обычно запоминаются слова и выражения, оставшиеся в сознании детей элементами учебного материала, которые вы хотите выучить и опробовать, возвращаясь к нему только в ситуациях контроля. Живых знаний при таком подходе не наблюдается. Именно поэтому мы считаем обоснованным построение изучения английского словаря на основе использования англоязычных стихотворений. При работе над поэтическим текстом учитываются различные цели обучения. Особенности данного метода таковы, что даже при целенаправленном отношении к развитию словарного запаса работа с поэтическими формами облегчает одновременное изучение грамматических и фонетических основ английского языка. Кроме того, эти аспекты обязательно нужно обратить внимание и закрепить позитивные результаты.
Не случайно при работе со стихами С. Гебель предлагает следующую последовательность действий:
1. фонетическое представление стиха;
2. лексическое представление стиха;
3. грамматические представления стиха [Гебель, С. Ф. 2009,].
Д. А. Минушенкова обеспечивает образовательные, образовательные и развивающие аспекты изучения лексики на уроках английского языка. В образовательном плане преподавание лексики способствует не только обогащению лексики, но и может быть использовано как фактор развития культурологического образования учащихся, что соответствует положениям и образовательным целям.
Образовательное развитие лексики на начальном этапе изучения английского языка доступно с образовательными целями. Изучение новых слов и фраз, используемых в языковом контексте, способствует эстетическому и культурному развитию учащихся, помогает им усвоить мелодию английского языка, особенности языковой текучести и культурные смыслы. Обучение включает ценностный аспект, изучение поэзии, способствует формированию эстетических и нравственных чувств.
Развивающийся аспект изучения лексики проявляется в развитии языковых способностей: фонетического слуха и способности к словесному и семантическому предсказанию речи, что свидетельствует о сильной ассимиляции лексического материала [Минушенкова Д. А., 2015].
Говоря о поэтических текстах и их типах, важно отметить, что можно выделить огромное количество классификаций. В разных источниках критерии разделения поэтического материала на группы также различны.
Например, приведем классификацию относительной степени подлинности:
небольшая доля адаптации;
обучения (авторы учебника).
Также классифицируются стихи по стилям и жанрам:
рифмы для детей;
фольклор (народная поэзия);
стихи (лимерики);
больше лирической поэзии;
текст песни бесконечность
любовная лирика
сонет и т. д.
По формированию навыков поэзии можно классифицировать следующим образом:
тексты, направленные на формирование языковых навыков;
тексты, направленные на формирование навыков в видах речевой деятельности.
Таким образом, использование поэтического материала в процессе преподавания иностранного языка на ранней стадии обучения способствует активизации и усвоению кадров лексических единиц, а также великолепно пополняет активный словарный запас учащимися запаса и процесса расширения пассивного словаря. Изучение английского языка для освоения стихотворений стимулирует интерес среди учащихся, что улучшает мотивацию их учащихся к обучению. На рисунках показано использование английских стихотворений о процессе расширения начальной ступени языкового обучения, что способствует устойчивому пополнению образования лексическими навыками и предметными проявлениями как культурным фактором, таким как воспитание учащихся.
Первым критерием отбора поэтического материала является аутентичность, так как аутентичные, ценные в познавательном плане учебные материалы позволяют учащимся не только освоить другой способ общения, но и проникнуться в национальную культуру. С этого учебного материала учитель знакомит учащихся с культурными реалиями, квази-реалии стран изучали, как они вводятся в урок не изолированно, а в контексте стихотворения, которое само по себе является отличным способом ясности. Для более сильного усвоения такого материала стоит усилить стихотворение картин, фотографий, видео и больше информации о реальности и квази-реальности.
Во-вторых, лингвистический материал должен соответствовать предмету в этот конкретный учебный период. Например, если целью является формирование лексических навыков, а темой нескольких уроков является тема "животных", то должна быть изучена поэма, а также новый лексический материал, соответствующий предмету.
В-третьих, все выбранные стихотворения положительно влияют на настроение учащихся, укрепляют их нравственность и характер. Этот принцип особенно важен при выборе стихотворений для работы на младших и средних
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научная и учебная литература
1. Бархаев Б. П. Образовательная психология: учебник.пособие для вузов / Б. П. Бараев. – спб.: Питер, 2009.
2. Березина т. Формирование лексических навыков на младшем этапе обучения в общеобразовательной школе на основе игр // Учительская газета. – 7 ноября. – 2012.
3. Биболетова М. З. Наслаждайтесь английским языком. Класс 2 / М. З. Биболетова, О. А. Денисенко. – М., 2008.
4. Будков А. С. Материалы для подготовки учителей / А. С. Будков. – М: INTUIT.RU - 2007.
5. Бычковская, е. в. развитие интереса к иностранному языку у младших школьников // Иностранные языки в школе. – 2008. – Номер 1.
6. Верхогляд, в. А. английские стихи для детей / в. А. Верхогляд. – Москва: Рольф, 2001.
7. Виноградов В. В. Работа над стихотворениями 5-6 классов // Иностранные языки в школе. – 2003. – Номер 3.
8. Галикова Н.Д. Теория преподавания иностранных языков, лингводидактика и методология / Н. Д. Галикова, Н. А. Галикова. ГЕЗ. - М.: Академия, 2006.
9. Гебель, С. Ф. использование песни на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2009. – Вып.5.
10. Громов, О. Е. Методика формирования начального детского лексикона / О. Е. Громов. – М.: Сфера, 2003.
11. Дьяченко, Н. П. стихи, стишки и песни как средство повышения эффективности урока английского языка // педагогический Вестник. – 2004. – Номер 3.
12. Жарова, А. М. методы и приемы формирования учебно – познавательной компетенции при обучении иностранному языку младших школьников // Иностранные языки в школе – 2013. – № 2 от Измайлова, е. в. песни и стихи на уроках английского языка в 3 классе // Иностранные языки в школе. – 2005. – Номер 3. Агапитова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспиров. – М.: Гардарики 2007,.
13. Карпенко А. А. Изучение иностранного языка через песни и музыку // Английский язык и литература. – 2004. – № 12
14. Комарова, Ю. А. использование современного песенного материала в обучении иностранным языкам учащихся старших классов // Иностранные языки в школе. – 2008. – Вып.4.
15. Лебединский, Ю. Б. Английская грамматика в поэзии: Справочник английского языка / Ю. Б. Лебединская. – М.: ООО "Издательство АСТ"; "Издательство Астрель" 2003,
16. Маршан, Б. Н. О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики // Иностранные языки в школе. – 2004. – Вып.5.
17. Митасова, е. С. особенности обучения лексике английского языка детей дошкольного возраста [4-6 лет] // Психологические источники активности личности: Сборник научных трудов. – Новосибирск: НГПУ, 2004.– Стр. 192-198.
18. Михайлова Е. А. Песня на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. – 2006. – № 1
19. Нехорошев А. В. Рифмы на английском языке: сборник стихов, рифм на английском языке: практическое пособие / А. В. Нехорошев. - М.: АРКТИ, 2006.
20. Никитенко, З. Н. специфика обучения английскому языку в начальной школе. Психологические характеристики младших школьников // Английский язык. – 2009. – № 21
21. Никитенко, З. Н. специфика обучения английскому языку в начальной школе. Культурный / социокультурный компонент обучения иностранному языку // английский язык. – 2009. – Порядка 20. Никитенко, З. Н. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 3 Смит, И. А. Формирование лингвокультурологического компетенции в преподавании иностранного языка / / Иностранные языки в школе. – 2008. – Вып.4.
22. Практическая методика преподавания русского языка как иностранного / отв. Щукин. - М.: Рус. язык, 2003. – 304 с.
23. Решетникова, З. Б. как я поддерживаю интерес школьников к английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2003. – Номер 2.
24. Романова Н. Н. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология / Н. Н. Романова, А. в. Филиппов. - М.: Флинта, 2009.
25. Семенова, Н. В. Раннее изучение иностранных языков в школе (по опыту // Английский язык. – 2004. – № 32
26. Семченко, Н. С. Изучение иностранного языка в начальной школе // английский язык. – 2008. – № 11
27. Синкевич Г. С. Песня на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 1
28. Соловьева, е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и преподавателей / Е. Н. Соловьев. - М.: Образование, 2006.
29. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. / С.Г. Тер-Минасова. – М.: Слово, 2015. – 312 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения: информационно-методический справочник учителя / л. М. Беловицкая, М. в. Бойкина, Н. В. Григорян и др.; под общей редакцией С. В. Алексеева, С. А. Ускова. – спб.: СПб АППО 2010,.
31. Филатов В. М. Методика преподавания иностранных языков в начальной и средней школе: учебник для студентов педагогических колледжей / под ред. В. М. Филатова. В. М. Филатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. Фурсенко С. В. Грамматика в стихах / С. В. Фурсенко. - Санкт-Петербург: КАРО, 2006.
32. Чередник, С. В. Работа над поэтическими произведениями на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. – 2002. – Вып.4.
33. Шацких, е. английский язык в стихах и картинках. Рифмованные тексты для накопления и закрепления лексики в начальной школе / е. Шацких. – М., 2006.
34. Шерр, е. С. американская народная песня на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. – 2005. – Вып.4.
35. Шамов А. Н. когнитивный подход в обучении лексике: моделирование и реализация // Наук 13.00.02. Нижний Новгород, 2005.
36. Шоева, Е. Занимательный английский для младших школьников// English. – 2007. – № 11
37. Щукин, А.Н.: Лингводидактический энциклопедический словарь
/ А.Н. Щукин. – М.: АСТ, 2008.
38. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008.
39. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам : учебное пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2006. – 470 с.
40. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе / Под. ред. В.М. Филатова. – Ростов-н/Д, 2004. Tornbury S. How to teach vocabulary / S. Tornbury. – Oxford, 2007.
Электронные ресурсы
1. Пешкова, Е.В. Чант как уникальное средство усвоения учебного материала на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Инфоурок. – Режим доступа: [https://infourok.ru/chant-na-uroke-angliyskogo-yazika- 476273.html]
2. Минушенкова, Д.А. Использование песенного и стихотворного материала при формировании иноязычных лексических навыков [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум. – Режим доступа: [www.scienceforum.ru/2015/1137/11006]
3. Никонова, Н.К. Технология работы с песенным материалом в условиях школы [Электронный ресурс] // Открытый урок. – Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/600361]
4. Омельченко, Л.Р. Использование песен, стихов и рифмовок на уроках английского языка [Электронный ресурс] // Образовательный портал.
5. - Режим доступа: [http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/110- foreignlang/1446-2012-07-23-03-05-00.html]
6. Тестова, И. Синквейн на уроках английского языка в начальной школе [Электронный ресурс] // Просвещение. Иностранные языки. – Режим доступа: [http://iyazyki.prosv.ru/2014/02/sinquain-gradeschool]
7. The weather song [Электронный ресурс] // Kidsinglish – Режим доступа: [http://www.multimedia-english.com/videos/kids/song/the-weather-song- kidsinglish-477]
8. Two Little Eyes [Электронный ресурс] // Kididdles.com. – Режим доступа: [http://www.kididdles.com/lyrics/two-little-eyes.html
9. Where is Thumbkin [Электронный ресурс] // Storytimesongs. – Режим доступа: [http://www.storytimesongs.com/Lyrics/Thumbkin.html]
10. Where is Thumbkin? [Электронный ресурс] // Nursery Rhymes. – Режим доступа: [https://www.youtube.com/watch?v=bRNDu3O2VQY]