Фрагмент для ознакомления
2
авиаотряд» было учреждено в 1993 году, как авиакомпания, осуществляющая услуги авиаперевозок пассажиров и грузов в Ненецком автономном округе. Помимо того, это единственный российский авиаперевозчик занимающийся оказанием своих услуг на территории всего Ненецкого АО, что делает работу авиаотряда попросту незаменимой на площади в 176 тысяч квадратных километров.
Важнейшую роль в транспортной системе округа играет авиационный транспорт. С помощью авиации окружной центр г. Нарьян-Мар связан со всеми населенными пунктами округа и практически со всеми регионами России. Услуги по авиационным перевозкам на местных воздушных линиях и аэропортовому обслуживанию в аэропорту Нарьян-Мар и приписных аэропортах предоставляет АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд».
Аэропорт Нарьян-Мар расположен в 3 км к востоку от г. Нарьян-Мар, являющегося административным центром Ненецкого автономного округа. Аэропорт Нарьян-Мар, единственным оператором которого является АО «Нарьян-Марский ОАО», обеспечивает сообщение поселков и населенных пунктов Ненецкого автономного округа с населением от 100 до 2000 человек, для большинства из которых авиационный транспорт является единственным видом сообщения, с Архангельском, Москвой, Санкт-Петербургом, крупными городами центральной части России через сеть из 16 аэродромов местных воздушных линий (МВЛ): Нижняя Пеша, Белушье, Вижас, Волоковая, Индига, Каратайка, Коткино, Лабожское, Несь, Ома, Снопа, Усть-Кара, Харута, Хорей-Вер, Чижа, Шойна и вертолетные площадки Волонга, Бугрино (о. Когуев) и Варнек (о. Вайгач), а также базирование самолетов Ан-2 и вертолетов Ми-8 и Ми-8МТВ, обслуживающих потребности предприятий топливно-энергетического комплекса, лесной промышленности и сельского хозяйства, выполняющих социально значимые перевозки пассажиров и функции по медицинскому обслуживанию населения и обеспечению спасательных работ, вылеты в зоны чрезвычайных ситуаций. Карта полетов по регионам представлена в Приложении 1.
Аэродром Нарьян-Мар является аэродромом совместного базирования (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации № 1034-р от 10 августа 2007 года). Аэродром аэропорта Нарьян-Мар включен в перечень аэродромов федерального значения, необходимых для осуществления полномочий Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2008 № 340-р). 100% пакета акций находятся в собственности НАО. Схема аэропорта представлена на рис.2
Рисунок 2. Схема расстановки и организация движения ВС идругих средств аэродрома аэропорта Нарьян-Мар
На аэродроме имеются одна взлетно-посадочная полоса (ВПП) с искусственным покрытием (бетон) 2560 х 40 метров класса «В», оборудованная системой посадки II и III категории с обоих направлений посадки, и светосигнальным оборудованием, а также сеть рулежных дорожек (РД), пассажирский и грузовой перрон, места стоянки (МС) воздушных судов (ВС). Аэропорт принимает все типы самолетов местных воздушных линий и ближнемагистральных самолетов (кроме средне- и дальнемагистральных), в т.ч.: Ан-2 Ан-24, Ан-26, Як-40, CRJ-200, ATR-42 (72), Як-42, Ил-18, Ту-134, Ан-148, Боинг-737. На рисунке 3 представлена схема аэродрома.
Рисунок 3. Схема аэродрома аэропорта Нарьян-Мар
Текущий ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) с заменой дефектных плит и выравниванием профиля ИВПП проводился в течение 2004 - 2013 гг. Требуется произвести реконструкцию ИВПП с РД для обеспечения соответствия нормативам, монтаж современных светотехнической и курсо-глиссадной систем посадки ВС.
ОАО «Нарьян-Марский ОАО» осуществляет следующие виды деятельности:
• воздушные перевозки и работы спецприменения на самолетах Ан-2 и вертолетном парке (Ми-8, Ми-8МТВ);
• обслуживание ВС, пассажиров, почты и грузов;
• оперативное техническое обслуживание и ремонт ВС;
• аэропортовая деятельность, в т.ч. авиатопливообеспечение;
• агентская деятельность по продаже авиаперевозок.
АО «Нарьян-Марский ОАО» является эксплуатантом ВС Ан-2, Ми-8, Ми-8МТВ и круглогодично выполняет регулярные и чартерные рейсы через 16 аэродромов и 3 вертолетных площадок МВЛ в сельские населенные пункты Ненецкого автономного округа по контракту с администрацией Архангельской области, авиаперевозки по заказам топливно-сырьевой и сельскохозяйственной промышленности, а также социально значимые авиационные работы по круглосуточному дежурству и заявкам санавиации и Управления ГОиЧС, поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов ВС. В настоящее время парк ВС авиапредприятия насчитывает 11 вертолетов Ми-8Т, 2 вертолета Ми-8ТП, 3 вертолета Ми-8МТВ-1 и 8 самолетов Ан-2.
В период весенне-летней распутицы и соответствующих ограничений в полетах самолетов Ан-2 из-за затопления и размокания ВПП, в период ледостава и ледохода на р. Печора рейсовые полеты на МВЛ полностью ложатся на вертолеты Ми-8.
Предприятие собственными силами производит полное техническое обслуживание собственного парка и привлекаемых ВС, оперативное техническое обслуживание (ТОиР) ВС других эксплуатантов, выполняющих как регулярные, так и чартерные рейсы из аэропорта Нарьян-Мар в города Москву, Санкт-Петербург, Архангельск и другие города. Кроме того, предприятие оказывает услуги по общественному питанию всех работников и пассажиров, а также медицинские услуги. Аэропортовый комплекс необходимо незамедлительно модернизировать под сертификационные требования Авиационной Администрации РФ и потребительские ожидания пассажиров и заказчиков авиационных работ.»[25]
2.2 Анализ наземного обслуживания рейсов авиакомпании АО «НарьянМарский ОАО»
«АТБ Нарьян-Марского авиаотряда осуществляет следующие виды технического обслуживания воздушных судов:
По самолетам Ан-2, Ан-2 ТВС-2МС и вертолетам Ми-8т(П), Ми-8МТВ-1 и Ми-8АМТ:
- Оперативное техническое обслуживание планера, двигателей и всех систем
- Периодическое техническое обслуживание планера, двигателей и всех систем
- Замена двигателей и агрегатов
- Сезонное и специальное обслуживание
- Поиск и устранение неисправностей планера, двигателей, систем ВС
По самолетам Ан-24, Ан-26 и самолету Ту-134
-Оперативное техническое обслуживание планера, двигателей и систем
По самолетам ATR-42, CRJ-200 и Б-737
- Наземное обслуживание
Для выполнения этих работ в состав АТБ входит вертолетный цех, самолетный участок, производственно-диспетчерский отдел, лаборатория авиационного и радиоэлектронного обслуживания, отделы технического контроля (ОТК) и технический отдел (ОТ), а также группа подготовки производства.
Имеется два дока-ангара с производственными помещениями для обслуживания вертолетов и самолетов Ан-2 и Ан-2 ТВС 2МС.
Обработка и анализ полетной информации бортовых регистраторов осуществляется отделом полетной информации инспекции по безопасности полетов.
Выполнение работ по техническому обслуживанию вертолетов Ми-8Т(П) и Ми-8МТВ-1 производится также в месте производственной деятельности в п. Харьягинский, где имеется линейная станция технического обслуживания (ЛСТО)
Нарьян-Марский ОАО сотрудничает с ГосНИИ ГА, АО «356 АРЗ» АО «Уральский завод Гражданской Авиации», ПАО «Казанский вертолетный завод», ЗАО «МАРЗ ДОСААФ», ОАО «СПАРК», АО «МВЗ им.Миля» и т.д.
Для поддержания технического состояния парка вертолетов и самолетов Нарьян-Марского авиаотряда, а также воздушных судов других авиакомпаний на базе аэропорта «Нарьян-Мар» существует авиационно-техническая база (АТБ).
В АТБ предприятия работает свыше 170 высококвалифицированных инженеров, авиатехников, авиамехаников и специалистов по радиоэлектронному оборудованию. Специалисты имеют сертификаты по всем видам работ технического обслуживания, устранения неисправностей и ремонта (Сертификат соответствия организации по техническому обслуживанию авиатехники от 15.05.2006 выдан ФСНСТ). АТБ имеет сертификаты на техническое обслуживание Ан-2, Ан-24 (26), Ту-134, Як-40, Ми-8Т и Ми-8МТВ-1).
В АТБ входит отдел контроля качества, производственно-диспетчерский отдел, цех Ми8 с док-ангаром, цех Ан2 с док-ангаром, технический отдел, лаборатория АиРЭО с экранной комнатой, склад авиатехнических изделий. В случае необходимости специалисты выполняют ремонт и техническое обслуживание на временных аэродромах и в аэропортах, где своего инженерно-технического персонала нет.
АТБ Нарьян-Марского авиаотряда осуществляет следующие виды обслуживания воздушных судов:
- оперативное и периодическое техническое обслуживание вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, Ан-2;
- устранение отказов и неисправностей;
- замену двигателей и ремонт лопастей;
- метрологическую поверку средств измерения;
- поддержание летной годности радионавигационного, радиолокационного и электрооборудования, топливных систем, аккумуляторов, а также приборов радиосвязи;
- работы по прогнозированию и диагностике авиационной техники;
- обработку и анализ полетной информации и т.д.
Для совершенствования работы техобслуживания и повышения уровня надежности и безопасности полетов в АТБ работают специалисты технического отдела и полетной информации. Они анализируют надежность техники, отказы и неисправности, разрабатывают и внедряют новые методы технического обслуживания и новую бортовую аппаратуру.
В состав авиапредприятия входят аэропорт «Нарьян-Мар», аэропорт «Нижняя Пеша», группа посадочных площадок п. Харьягинский и 16 приписных аэродромов муниципальных образований Ненецкого округа (Несь, Чижа, Шойна, Вижас, Ома, Снопа, Белушье, Волоковая, Хорей-Вер, Харута, Коткино, Индига, Лабожское, Каратайка, Усть-Кара).
Аэропорт «Нарьян-Мар» находится в столице Ненецкого округа. Через него проходят все авиационные пассажирские и грузовые потоки к местным населенным пунктам и за пределы округа.
Помимо воздушных судов Нарьян-Марского авиаотряда полеты из Нарьян-Мара осуществляют самолеты компаний «Аэрофлот: российские авиалинии», «Аэрофлот-Норд», «ЮТэйр-Экспресс», «Кировавиа» и т.д. Основные направления действующие на август 2008 года: Архангельск, Москва, Санкт-Петербург, Усинск, Сыктывкар, Киров, Уфа.
На сегодняшний день пропускная способность аэропорта - 100 человек в час.
В аэропорту предоставляются все виды услуг:
• - обеспечение взлет/посадки воздушных судов (ВС);
• - наземное обслуживание ВС;
• - аэропортовое обслуживание пассажиров и обработка багажа;
• - обработка грузов и почты;
• - авиатопливное обеспечение ВС;
• - обеспечение авиационной безопасности;
• - техническое обслуживание ВС.
Аэропорту «Нижняя Пеша» присвоен класс «Е». Он имеет грунтовую полосу, места для стоянок самолетов Ан-2, а также две вертолетные площадки с искусственным покрытием, склад авиа ГСМ. Здесь происходит дозаправка воздушных судов, направляющихся на запад Ненецкого округа. В аэропорту работает диспетчерский пункт Нарьян-Марского отделения ОрВД и группа авиационного метеобеспечения.
Группа посадочных площадок поселка Харьягинский обслуживает нефтяные компании и их подрядчиков. Она расположена на одном из крупнейших нефтяных месторождений Ненецкого округа. Основными разработчиками Харьягинского месторождения являются нефтяные компании "Лукойл-Коми" и "Тоталь: Разведка, Разработка, Россия".
В п. Харьягинский постоянно базируется часть вертолетов Нарьян-Марского объединенного авиаотряда. Посадочные площадки оборудованы местами для стоянок вертолетов. Технический персонал компании проводит оперативное и периодическое техобслуживание воздушных судов, а также на месте производится авиатопливообеспечение.» [25]
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию наземного обслуживания рейсов
Текущий ремонт искусственной взлетно-посадочной полосы (ИВПП) с заменой дефектных плит и выравниванием профиля ИВПП проводился в течение 2004 - 2013 гг. Требуется произвести реконструкцию ИВПП с РД для обеспечения соответствия нормативам, монтаж современных светотехнической и курсо-глиссадной систем посадки ВС.
Аэропортовый комплекс необходимо незамедлительно модернизировать под сертификационные требования Авиационной Администрации РФ и потребительские ожидания пассажиров и заказчиков авиационных работ.
К основным проблемам наземных производственных комплексов аэропорта можно отнести устаревшую техническую и технологическую оснащенность, отсутствие стандартов по качеству обслуживания пассажиров и грузов.
Слабая оснащенность аэровокзала и грузовых комплексов совре¬менным оборудованием является фактором, способствующим нарушениям технологических процессов, снижению качества и комфорта в обслуживании пассажиров, нарушению условий и сроков хранения и транспортировки гру¬зов.
Если вопросы принципов организации наземного обслуживания, нормативно-правового регулирования не особо влияют на само наземное обслуживание, то проблемы модернизации парка техники и оборудования – это то, с чем сталкивается большинство наших аэропортов и их клиентов.
В России на рынке поставок оборудования для наземного обслуживания присутствует около 30 игроков, которые представляют более 200 видов оборудования.
При этом уровень износа парка оборудования для наземного обслуживания ВС, пассажиров и грузов в аэропортах России по оценкам экспертов ЦСР ГА в среднем достиг 90%.
Причины, которые не позволяют обновлять парк оборудования необходимыми темпами:
• Отсутствие достаточных собственных оборотных средств аэропортов при недостаточном развитии системы лизинга.
• Непонимание руководства большинства аэропортов взаимосвязи эффективного наземного обслуживания с коммерческими и технологическими выгодами.
Пути повышения темпов модернизации парка оборудования для наземного обслуживания, в сложившейся ситуации, следующие:
• Разработка и реализация государственной программы модернизации основных средств аэропортов с построением выгодных для аэропортового бизнеса схем лизинга оборудования, развитие системы государственного субсидирования лизинговых ставок и ставок по кредиту при приобретении аэропортовой техники отечественного и зарубежного (при отсутствии отечественных аналогов и невозможности локализации производства в России) производства. Потребности в обновлении техники и оборудования, которые возможно освоить крупным лизинговым компаниям, оцениваются экспертами до 5 млрд. рублей в год, с возможным увеличением суммы.
• Снижение налогового и таможенного бремени на импортное оборудование для наземного обслуживания, не производимое в Российской Федерации.
• Разработка методического обеспечения и внедрение программ системного обучения развитию и управлению наземным обслуживанием (об этом говорят даже руководители подразделений НО столичных аэропортов).
• Упрощение формальностей и снижение административных барьеров при лицензировании аэропортового оборудования и техники (проблема озвучена не только зарубежными поставщиками, но и единичными российскими производителями).
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)
2. Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 05.10.2017)
3. Анисимов Л.И. Развитие отечественной авиации и внедрение информационных технологий - неразрывны. - Вестник транспорта №7, 2002. - с.25-26.
4. Артамонов Б.В., Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта: Учеб. пособие для студентов спец. 061100 и 071100 дневного и заочного обучения. - М„ 1998.-76 с.
5. Аэропорт-аэродром 98 (Россия и СНГ): Справочник в 2-х томах. - М., 1998.
6. Бабкин Е.В. Управление качеством транспортной продукции: Учеб. пособие. - СПб, 1998. -198 с.
7. Бакаев А.А., Гриценко В.И., Бажан Л.И., Попченко В.И. Экономико-математическое моделирование развития транспортных систем. - Киев: Наук, думка, 1991. -151 с.
8. Бардинер С.М. и др. Автоматизированные системы управления на автомобильном транспорте: Учебник для автотранспортных техникумов. - М. Транспорт, 1977. - 160 с.
9. Бочкарев A.A., Клочков В.Н. Системно-информационный анализ процессов управления в автотранспортных предприятиях: Учеб. пособие по курсу "Организация перевозок и управление на транспорте" для студентов спец. 240100. - Саратов, 1999. - 72 с.
10. Брагин В.А., Рогов В.В. Управление авиатранспортным производством: Учеб. пособие. - СПб., 2004. - 75 с.
11. Брагин В.А. Управление производством в гражданской авиации. Основы авиационного менеджмента: Учеб. пособие. - СПб, 1993. -136 с.
12. В новый век с реальными перспективами. - Воздушный транспорт №4, 2001.
13. Вальков В.М., Вершин В.Е. Автоматизированные системы управления технологическими процессами. - 3-е изд., перераб. и доп. - Л.: Политехника, 1991.-269 с.
14. Галабурда В.Г., Персианов В.А., Тимошин A.A. и др. Единая транспортная система: Учеб. пособие. - М.: Транспорт, 2001. - 303 с.
15. Герасимов В.Е., Прытов A.A., Шумилов В.А., Янбых Г.Ф.; Под ред. В.Е. Герасимова, Г.Ф. Янбыха. Концепция создания фрагмента сети передачи данных системы управления авиационными перевозками. - М., 1997. – 79 с.
16. Гизатулин Р. Аэропортам приказано найти хозяина. - Коммерсант, 18.11.2003. Гончарук О.В. Управление транспортом. Вопросы теории и практики. - СПб: Наука, 1994. -218 с.
17. Курилец MA Авиатранспортный менеджмент: Учеб. пособие. - М., 2001. - 96 с.
18. Курило В.М. Перестройка системы управления в гражданской авиации. Совершенствование планирования и организационных структур управления ГА: Учеб. пособие для вузов гражданской авиации. -Л.: ОЛАГА, 1990. -118 с.
19. Курило В.М. Перестройка системы управления в гражданской авиации: Хозяйственный механизм гражданской авиации и пути его совершенствования; Учеб. пособие для вузов гражданской авиации. - Л., 1990. - 57 с.
20. Лебедев В.И., Макаров ЕВ., Овчинников О А, Исаков ПИ. Анализ эффективности и качества работы авиапредприятий. - М.: Транспорт, 1991. -184 с.
21. Макаров Е.В., Саболин ВА Воздушный транспорт мира перед лицом глобальных проблем. - Бюллетень транспортной информации №7-8, 1999. -с. 24-25
22. https://www.eg-online.ru/article/270314/
23. https://www.aex.ru/docs/8/2008/3/17/479
24. http://transportrussia.ru/item/2423-minimizatsiya-kak-razvitie.html
25. http://avianao.ru/about/
26. http://www.ato.ru/content/obzor-sostoyaniya-nazemnogo-obsluzhivaniya-vozdushnyh-sudov-v-aeroportah-rf