- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие мелкой моторики у младших школьников на занятиях декоративно- прикладным творчестаом
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Декоративно-прикладное искусство
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Развитие мелкой моторики у младших школьников на занятиях декоративно- прикладным творчестаом"?64 страницы
66 источников
Добавлена 01.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития мелкой моторики младших школьников 7
1.1. Понятие мелкой моторики 7
1.2. Развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте 14
1.3. Декоративно-прикладное творчество как способ развития мелкой моторики младших школьников 18
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. Разработка серии занятий декоративно-прикладным творчеством с целью развития мелкой моторики младших школьников 29
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста 29
2.2. Содержание серии занятий декоративно-прикладным творчеством с целью развития мелкой моторики младших школьников 36
2.3. Изучение динамики уровня развития мелкой моторики младших школьников 48
Выводы по Главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Фрагмент для ознакомления 2
Одним из немаловажных моментов развития младшего школьника является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего школьного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно на достаточно высоком уровне развиты память и внимание, связная речь.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы развития мелкой моторики младших школьников
1.1. Понятие мелкой моторики
Понятие мелкой моторики детей рассматривается в различных отраслевых психофизиологических, медицинских и педагогических науках, которые исследуют поведенческие проявления детей разных возрастных групп. При этом мелкая моторика – есть фактор физического и психического развития ребенка, что предопределяет особый интерес к теме мелкой моторики среди исследователей. Еще в древности ученые обращали внимание на то, что ремесленники, занятые трудом, связанным с точной координацией мелких движений пальцев, обладали точным развитым умом, хорошей памятью, а также логичностью рассуждений [1; с. 62].
Известно, что человеческий организм – есть взаимосвязанная система, которая объединена периферийной нервной системой. Мозг человека посылает импульсы в нервные окончания и контролирует движение конечностей человека. При этом степень овладения этим навыком у всех разная и различается в течение жизни человека. Некоторые индивиды спокойно и дифференцированно владеют собственным телом, некоторые, напротив, скованны в функциональном овладении двигательными навыками по физиологическим причинам или иным – возрастным (возрастная скованность), состоянию здоровья (скованность конечностей по причине заболеваний), двигательной пассивности и неразработанности мышц и т.д.
Моторика – это такая двигательная функция, которая позволяет человеку выполнить задуманное им движение максимально четко и именно так, как он того желает. Моторика задействует оба мозга – головной мозг держит образ нужного движения, спинной мозг отдает команды на движение. Автор И.Е. Светлова определяет моторику как совокупность двигательных навыков, умений, реакций и сложных двигательных действий, которые свойственны человеку в разной степени. Автор делит моторику на виды – общая (поза, общие движения), тонкая (мелкие движения рук и ног), а также артикуляционная(мимика и жесты) [23; с. 72].
Другой автор – Т.А. Ткаченко определяет мелкую моторику как на высоком уровне различающиеся друг от друга высоко точные движения конечностей, для которых характерны, как правило, небольшие амплитуда и сила. Автор пишет, что мелкая специальная моторика – есть продолжение крупной общей моторики [26; с. 19]. Также автор указывает на взаимосвязь понятия мелкой моторики с термином «координация движений», под которой он понимает умение и способность того или иного живого существа управлять положением и движениями собственного тела при помощи высшей и периферийной нервной системы.
По мнению Е.П. Ильина мелкая моторика также неотделима от координации движений, но автор пошел в рассуждениях дальше – он указывает, что мелкая моторика – есть скоординированные нужным образом мелкие двигательные акты, которые возможны при согласованном взаимодействии костного скелета, мышечной и нервной системы, при согласованной поддержке органов чувств – зрения, слуха, осязания. Как и иные авторы, Е.П. Ильин говорит, что мелкая моторика – это прежде всего, движения рук и ног, остальное тело участвует в общей моторике и общей координации движения. Автор также выводит понятие «ловкость», под которым он понимает оценку степени овладения мелкой моторикой человеком [9; с. 45]. Примерами мелкой моторики автор называет различные виды человеческой деятельности (бытовые движения, шитье, ремесла), а также почерк.
Ценным замечанием автора А.Р. Лурияя вляется выведение зависимости степени развития мелкой моторики и уровня развития речи человека. На показательных примерах автор доказывает, что чем больше уделять внимания развитию мелкой моторики ребенка, тем лучше будет развиваться его речь [15]. К таким же выводам пришли ученые Института физиологии детей и подростков, например, автор М.М. Кольцова в своих трудах показывает, что мелкая моторика у человека повсюду – начиная от застегивания пуговиц на одежде, заканчивая письмом, в связи с чем от уровня овладения этим навыком прямо зависит качество его нормальной социальной жизни [10].
Далее, автор пишет, что с физиологической точки зрения развитие мелкой моторики человека напрямую влияет на развитие его мозга – уровень мышления, воображения, память и речь, пространственное мышление, творческие навыки. Автор доказывает тезис о том, что развивать мелкую моторику нужно с самого раннего возраста, с младенчества. Мелкая моторика влияет не только на мышечное и умственное развитие, но и формирует эмоционально-волевую сферу ребенка [10; с. 26].
Аналогичные выводы можно увидеть у Т.А. Ткаченко, который выводит зависимость между уровнем развития мелкой моторики и уровнем мышления, логического рассуждения, развития памяти, внимания и связной речи ребенка [26; с. 44].
Понятием, сходным с термином мелкой моторики, является ловкость, который еще в 1989 году вывел Д.Б. Эльконин, понимая под ним моторные навыки рук и ног в сочетании с быстротой реакции. Другой автор – А.Р. Лурия писал о том, что более ловкие дети с развитой тонкой моторикой показывают более высокие данные в умственном и психическом развитии [15].
Развитие познавательных возможностей происходит в связи с формированием движений рук, особенно интенсивно происходит в младенческом и раннем возрасте именно тому, что движения руки, исследующей разные предметы, являются необходимым и важным условием познания ребенком предметного мира. Ю.М. Тонкова подчеркивает, что непосредственный практический контакта с предметами, действия с ними подводят к открытию все новых и новых свойств предметов и взаимосвязей между ними [1, с. 37].
К сфере мелкой моторики относится огромное разнообразие движений: элементарные движения – захват предметов, очень мелкие движения – работа кончиками пальцев, от них будет зависеть почерк человека. Мелкая моторика определяет много действий человека: предметные, орудийные, трудовые, выработанные в ходе культурного развития людского общества. А.В. Вавилова отмечает, что мелкая моторика рук сотрудничает с высшими психическими функциями и свойствами сознания, такими как сосредоточенность, мышление, координация, наблюдательность, творческая фантазия, двигательная и зрительная память, умение разговаривать [4].
Формирование мелкой моторики необходимо для всей дальнейшей жизни детей, потому что возникнет потребность применения точных, координированных движений кистей и пальцев, которые пригодятся для одевания, рисования, письма, для выполнения многих разнообразных учебных и бытовых действий.
С развитием мелкой моторики очень тесно связано развитие речи. Если у дошкольника хорошо развита мелкая моторика руки, то и речь развивается правильно и грамотно. Стремительное формирование речи в раннем возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина, необходимо отмечать не как функцию, а как необыкновенный предмет, которым воспитанник овладевает так же, как другими орудиями: ложкой, карандашом [28]. Это особенная точка в развитии учебной деятельности.
Исследование практической деятельности позволило С.Р. Прищепа разработать разнообразные способы развития мелкой моторики. Автор предлагает использовать для этого игры с мелкими предметами, собирать пазлы, мозаику, конструктор, бусины, применять пальчиковые игры, практиковать массаж кистей и пальцев, заниматься лепкой и т.д. [22].
Анализируя перечисленные подходы, следует подчеркнуть, что формирование движения рук берет свое начало в первом полугодии жизни. Сжатая в кулачок рука распрямляется, пальцы начинают выполнять движения по захватыванию предметов. Таким образом, рука начинает функционировать как специфический орган.
С возрастом движения пальцев рук совершенствуются. Когда эти движения становятся точными, начинается развитие словесной речи. Е.А. Смирнова констатирует, что развитие движений пальцев рук готовит ребенка к последующему формированию психической деятельности [24; с. 35].
1.2. Развитие мелкой моторики в младшем школьном возрасте
В младшем школьном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Рука ребенка физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Л.Н. Матвеева отмечает, что у одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха [17, с. 39].
Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др. Г.О. Любина подчеркивает: ребенку-дошкольнику предстоит научиться правильно распределять мышечную нагрузку на руки, что подразумевает под собой быстрое чередование силового напряжения и расслабления [16, с. 40].
Согласно данным психологов и физиологов, у детей младшего школьного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангой пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития [18, с. 30].
Уровень развития графических навыков – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься школьники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука «шестилетки» – это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей [18, с. 16].
Злоупотребление упражнениями в письме или других видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. Г.Е. Логоша отмечает, что в младшем школьном возрасте идет и медленное развитие мелких мышц, поэтому действия, требующие точности, для младшего школьника представляют трудность [14, с. 188]. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения [14, с. 183].
Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом [9, с. 35].
1.3.
1.4. Декоративно-прикладное творчество как способ развития мелкой моторики младших школьников
Рассмотрим, какие средства декоративно-прикладного творчества являются наиболее эффективными по мнению различных исследователей для развития мелкой моторики и могут быть использованы в начальной школе.
Формирование навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности. Например, во время лепки из глины особенно хорошо развиваются мелкая моторика, сила мышц пальцев, вырабатываются тонкие движения кистей и пальцев, закрепляются навыки тактильного осмотра, особенно в процессе лепки с натуры. Также очень полезными для развития пальцев являются такие виды деятельности, как прикладное моделирование, рисование, нанесение аппликаций, работа с ножницами, конструирование мелких деталей, мозаика, работа со штампами, нитевая печать. Для развития пальцев и различных захватов первоклассники должны рисовать толстыми цветными мелками, а более старшие дети должны рисовать более тонкими мелками. Детям важно рисовать карандашами, рисовать красками, играть руками. Детям следует разрешить, прежде всего, использовать различные материалы, стимулирующие их тактильные и кинестетические способности, т. е. глина, краска для пальцев, тесто, песок и вода. Такие материалы также тренируют руки, заставляя их напрягаться и расслабляться [12, с. 92].
Хорошо известно, что упражнения для пальцев также стимулируют развитие речи. Чтобы помочь детям почувствовать возможности своих рук, можно предложить им обвести одну из рук на бумаге, а затем назвать пальцы на рисунке. Ребенок также может сделать отпечатки своей кисти краской или в гипсе. Игры с пальчиковыми куклами и ручными куклами также полезны.
Работа по развитию мелкой моторики у школьников может проводиться как в системе коррекционно-развивающих занятий, так и в форме рекомендаций родителям. Разнообразные игрушки и мелкие предметы используются при организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений. Личный контакт с каждым ребенком, атмосфера энтузиазма и радости помогают детям чувствовать себя уверенно при выполнении таких упражнений. Для того чтобы их выполнение стало увлекательной игрой, можно использовать различные приемы: пальцевую гимнастику; показ различных изображений руками (очки, стул, колокольчик, Зайчик и др.), которые могут сопровождаться чтением детских стишков или сказок; конструированием счетных палочек; лепкой из соленого теста и теплого воска; отрезанием бумаги различной плотности и фактуры.
Нравится детям и выполнение аппликации из натуральных материалов (семян, яичной скорлупы и др.).); выкладывание из морской гальки на фон бумаги или отдельных фланелограмм различных изображений (декоративные узоры, геометрические фигуры, буквы и др.); набор мозаичных композиций, выполненных из цветного пластика на основе слоя пластилина. Для изготовления элементов можно использовать цветные пластиковые контейнеры для продуктов питания, нарезанные квадратами размером 1 х 1 см.
Кроме того, детей интересуют нанизывание бисера и пуговиц на проволоку, тесьму или леску; создание рисунков и узоров на ткани из цветных нитей; намотка шерстяной или хлопчатобумажной пряжи в клубок; завязывание бантиков и узлов различной конфигурации; сортировка и сортировка различных злаков и семян (рис, просо, горох, фасоль, бобы и др.).
Бумажное конструирование (оригами) - это вид продуктивной деятельности, который оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук. Дети воспринимают рождение различных игрушек как увлекательную игру, им не кажется, что, согнув лист пополам, они делают первый шаг в Великий мир японского искусства-оригами. Оригами-это сложение различных фигур из цветных квадратных листов бумаги. Бумажные фигурки - это традиционное японское искусство, называемое оригами, искусство, которое очень древнее. Это поможет увлечь не только малышей, школьников, но и взрослых. Это интересное, приятное и полезное занятие: оно развивает у детей усидчивость, наблюдательность, память, умение работать по схемам, а главное, мелкую моторику пальцев. Ведь складывать и сгибать бумагу нужно очень аккуратно. С возрастом листовая основа может уменьшаться, что будет способствовать более продуктивному развитию мелкой моторики.
Составление фигур из счетных палочек. Скоординированным движениям пальцев способствуют упражнения с счетными палочками. Эти упражнения не только развивают ручное мастерство, ловкость, координацию движений, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность; они позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, конструктивно помогают детям овладеть навыками и познакомить их с понятием «симметрия».
Составление фигурок из палочек начинается с простого изображения. В процессе выполнения задания нужно объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как складывается домик или солнышко. Для школьников фигуры раскладываются сложнее, они состоят из большего количества элементов, которые школьники могут комбинировать с небольшим сюжетом. Дети уже способны самостоятельно выполнять задания. Детям можно предложить спички (с обрезанным серым цветом). Кроме того, школьники выполняют задание по выкладыванию ритмического рисунка, который развивает способность слышать и воспроизводить ритм, а также играют в игры для развития внимания с использованием образов, сделанных детьми. Можно поиграть с готовыми фигурками, например, в игру "Найди, что изменилось": один ребенок отворачивается, а другой добавляет один-два луча к Солнцу; первый, глядя на изображение, должен определить, какие фигурки изменились и как. Есть много способов изменить их: вы можете удлинить или укоротить автомобили и лодки, надеть шляпы на людей, прикрепить дома и т. д. В дальнейшем школьникам могут быть предложены палочки для "рисования" любимого персонажа книги, реконструкции фигуры, что способствует развитию мышления и пространственной ориентации. Система игр и упражнений с палочками является одним из наиболее эффективных инструментов в системе обучения грамоте. Кроме того, упражнения с палочками способствуют развитию гибкости и точности движений рук, развитию зрения [7, c. 96].
Глава 2. Разработка серии занятий декоративно-прикладным творчеством с целью развития мелкой моторики младших школьников
2.1. Изучение уровня развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
Исследование уровня развития мелкой моторики младших школьников производилось на базе СОШ, были исследованы дети ы в количестве 15 человек в возрасте 7-8 лет.
Критериями развития мелкой моторики являются:
1.Владение каждым пальцем каждой руки вне зависимости от других пальцев. Автор – Н.В. Нижегородцев;
2. Овладение предметом, которым выполняется упражнение, плотное его захватывание, удержание, выполнение тех действий, которые требуются. Автор – В.Д. Шадриков;
3. Овладение техникой изображения ровной фигуры, умение повторить образец. Автор – В.Д. Шадриков;
Для оценки мелкой моторики детей были использованы три теста Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадрикова (Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе – М.: Владос, 2001).
Для выявления владения каждым пальцем каждой руки вне зависимости от других пальцев был использован тест 1. Автор Н.В. Нижегородцев).
Тест 1. Оценка критерия №1 – владение каждым пальцем.Суть теста – ребенок сидит за столом. Нужно взять большой лист бумаги и попросить ребенка положить руки так, чтобы на листе бумаги поместились обе ладошки с разведенными пальчиками. Обвести ладошки на бумаге карандашом. Посмотреть вместе, что получилось. И попросить ребенка снова положить ладошки на бумагу так, чтобы все линии совпали.
Задание: предложить ребенку поиграть с пальчиками: «Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальчики поднимать не надо».
Начинать нужно с правой руки: «Подними этот пальчик. А теперь вот этот». Последовательность движений: 5-1-2-4-3 (где 1 это большой палец, а 5 это мизинец). Затем в той же последовательности сделать задание на левой руке, повторить два раза.
В процессе выполнения задания будут возникать синкинезии – лишние движения других пальцев, которые будут подниматься с нужным пальцем. Эти лишние движения возникают, когда движения пальцев недостаточно дифференцированы, и поэтому включаются ненужные для этого движения мышцы.Синкинезии нужно фиксировать стрелочкой на бумаге, проводя линию от нужного пальца к «ненужному, лишнему» для этого движения.В результате на бумаге будут к концу задания контуры ладошек и нарисованные линии лишних движений. Одно лишнее движение – это одна стрелочка.
2.2. Содержание серии занятий декоративно-прикладным творчеством с целью развития мелкой моторики младших школьников
По результатам проведенного констатирующего эксперимента было выявлено, что у детей младшего школьного возраста недостаточно развита мелкая моторика. Изучив критерии, было установлено, что лишь у 20% школьников отмечен высокий уровень развития мелкой моторики; для 33% характерен средний уровень; низкий уровень показали 47% школьников. В связи с большим количеством детей со средним и низким уровнем развития мелкой моторики была разработана серия, которая включает в себя 12 занятий.
Цель проводимых занятий: повысить уровень развития мелкой моторики младших школьников.
1.3. Изучение динамики уровня развития мелкой моторики младших школьников
После проведения серии занятий с детьми младшего школьного возраста появилась возможность отследить динамику развития мелкой моторики рук в ходе формирующего эксперимента.
Для анализа результатов был проведен контрольный эксперимент с использованием диагностических методик, аналогичных констатирующему эксперименту.
1.Владение каждым пальцем каждой руки вне зависимости от других пальцев. Автор – Н.В. Нижегородцев;
2. Овладение предметом, которым выполняется упражнение, плотное его захватывание, удержание, выполнение тех действий, которые требуются. Автор – В.Д. Шадриков;
3. Овладение техникой изображения ровной фигуры, умение повторить образец. Автор – В.Д. Шадриков.
Результаты контрольного эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы. В современной психолого-педагогической литературе под мелкой моторикой понимают двигательную деятельность, в которой главную роль играет скоординированная работа мелких мышц руки и глаза. Среди особенностей развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста выделяют недостаточное развитие мелких мышц рук, несовершенную координацию движений; еще не закончено окостенение запястий и фалангой пальцев.
Развитие мелкой моторики руки у детей тесно связано с уровнем развития речевой деятельности, поэтому недостатки в развитии этого навыка влекут за собой недостатки речевой артикуляции. Кроме того, совершенствование ручной моторики способствует активизации различных зон головного мозга. Развитие пальцев рук, способствует развитию мышления и речи ребенка. Совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, а, соответственно, стимулирует психические процессы у дошкольников.
Фрагмент для ознакомления 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрапетян М.Р. Влияние развития мелкой моторики на психическое развитие детей дошкольного возраста // Роль экономики и права в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор А.А. Зарайский. 2019. С. 8-11.
2. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей // Дошкольное воспитание. 2016. № 8. С. 62-65.
3. Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук // Дошкольное воспитание. 2016. № 5. С. 12-17.
5. Баранова Н.М. Развитие Мелкой моторики рук как средство развития речи у дошкольников // Современные социально-гуманитарные исследования: теоретико-методологические и прикладные аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2-х ч.. Под общ.ред. Е. П. Ткачевой. 2019. С. 25-27.
6. Бедулина Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
8. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
9. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
10. Бутенко Н.В. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Вестник ЧГПУ. 2014. № 4.
11. Вавилова А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. 2014. № 5. С. 495-497.
12. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2014. – 165 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
14. Галянт И.Г. Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС // Вестник ЧГПУ. 2015. №2.
15. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
16. Горина Л.В., Колесниченко Ю.Ю. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2015. №1.- С. 105 - 108
17. Гуреева О.А. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук // Традиции и инновации в образовании. Сборник научных статей и материалов V Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: С.А. Герасимов [и др.]. 2019. С. 279-282.
18. Гуркина Ж.С. Развитие мелкой моторики рук дошкольника – первая ступень к его интеллектуальному развитию при подготовке к школьному обучению // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 3 (6). С. 35-37.
19. Данченкова С.Н. Развитие высших психических функций детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики рук: мастер-класс // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2015. № 3-4. С. 19-20.
20. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
21. Жесткова Е.А. Инновационная деятельность современнойобразовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
22. Земляченко М.В. Формирование мелкой моторики и развитие речи дошкольников // Проблемы и перспективы развития образования: Материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2017 г.). Пермь: Меркурий, 2017. С. 169-172.
23. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
24. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. – 326 с.
25. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
26. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Просвещение, 2001. – 228 с.
27. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
28. Кузьмина В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
29. Кулаева Н.Ю. Сохранение психологического здоровья ребёнка дошкольного возраста средствами игротерапии // Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. Под редакцией В.Г. Шилько. 2016. С. 119-121.
30. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
31. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
32. Курманалиева И.Х. Роль развития мелкой моторики в речевом развитии дошкольников // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. 2016. № 1 (2). С. 42-45.
33. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. М.: Академический проект, 2010. – 453 с.
34. Лещинская Ю.О. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 249-250.
35. Литвинова О.В. Развитие творческих способностей детей в художественной продуктивной деятельности (на занятиях изографикой) // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 5. С. 208-211.
36. Лобанова Н.Н. Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей // Молодой ученый. 2014. № 20. С. 595-596.
37. Логоша Г.Е. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый. 2017. № 46. С. 299-302.
38. Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoeизучeниe. – М.: Академия, 2012. – 346 с.
39. Любина Г.О. Рука развивает мозг // Дошкольное воспитание. 2016. № 4. С. 32-35.
40. Матвеева Л.Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 604-607.
41. Михоненко Н.С. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2016. С. 95-97.
42. Морозова Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
43. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. СПб: Сова, 2016. – 73 с.
44. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности младшего дошкольника // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 401-404.
45. Осипович М.А. Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста для всестороннего развития ребёнка с использованием бросового материала // Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 159-162.
46. Пастухова И.В. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как способ развития интеллекта и речи // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 1370-1372.
47. Пашнина Е.А. Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2016. № 4 (9). С. 253-255.
48. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
49. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
50. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с
51. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
52. Прищепа С.Р. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. 2016. № 1. С. 60-63.
53. Рябоконь А.А. и др. Использование арт-терапии для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения. Материалы международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Л.А. Никитиной. 2017. С. 176-180.
54. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeммeлкуюмoтoрику и кooрдинaциюдвижeний рук. М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
55. Селина М.В. Развитие мелкой моторики рук как средства речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Современное состояние психологии и педагогики. Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор: Асатур Альбертович Сукиасян. 2015. С. 140-143.
56. Семёнова Е.А. Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей раннего возраста // Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 174-179.
57. Семкина Е.В. Развитие мелкой моторики посредством игровой деятельности и её влияние на психическое развитие детей // Развитие и воспитание личности в современном образовательном пространстве. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 138-142.
58. Сидорова Т.А. Развитие творческого потенциала детей посредством развития мелкой моторики рук и нестандартного мышления // Инновационные технологии в науке и образовании. 2015. № 3 (3). С. 112-113.
59. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2013. – 144 с.
60. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
61. Старкова Н.Н. Речевое развитие дошкольников посредством развития мелкой моторики рук в соответствии с ФГОС // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. 2016. С. 100-101.
62. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. 640 с.
63. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.
64. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
65. Шиховцова Н.Н. О реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании/ Н.Н. Шиховцова // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. XIV Международная научно-практическая конференция. – Пенза, 2007. – С. 88-91.
66. Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней