Фрагмент для ознакомления
2
Инвестиции в социальную сферу остаются и по сей день специфичными и масштабными сегментами рынка вложений. В данном направлении нет как таковой сиюминутной прибыли. Инвестиции в социальные проекты направлена на осуществление повышения социального уровня жизни людей на определенной территории, для духовного развития и культурных ценностей.
На самом деле, привлекательность определенных регионов для желающих произвести инвестирование в социальную сферу зависит от того, насколько вся экономика региона отвечает различным требованиям. Благоприятный климат для привлечения государственных и частных вложений зависит от факторов, которые можно разделить на два основных направления:
1. Первая группа факторов имеет зависимость по территориальному признаку:
экономико-политические;
правовые;
экологические;
климатические;
наличие ресурсов различного рода;
демографическая ситуация.
2. Непосредственно связанные с объектами инвестирования в социальную сферу факторы или точечные:
наличие и состояние менеджмента и маркетинга
присутствие и уровень инфраструктуры;
имеющиеся ресурсы, входящие в состав;
параметры финансового и производственно-технического характера.
Симбиоз этих факторов помогает высчитать индексный показатель инвестиционной благоприятности. Неоспорим тот факт, что, чем стабильнее политическая и экономическая ситуация в регионе, тем привлекательнее он становится для вложений в социальную сферу.
При проведении определенной политики в этом сегменте субъектами социальных инвестиций являются все отрасли хозяйствования региона, которые направлены на жизнеобеспечение население, повышение социального и культурного уровня жизни. Мероприятия должны быть направлены на повышение стабильности и предсказуемости всех процессов, что автоматически повышает привлекательность территории для инвесторов.
Для большинства людей социальная сфера является достаточно размытым понятием, которое охватывает исключительно сегмент взаимодействия с малоимущими слоями населения. Но это является грубым заблуждением. Социальная сфера является сложнейшим комплексом, который включает в себя практически всю непроизводственную часть экономики региона и различных отношений, присутствующих здесь, направленных на создание определенного высокого уровня жизни, духовного и культурного развития.
Так инвестиции в социальные проекты призваны решить поставленные задачи социального характера, которые не имеют целью получение фактического моментального денежного дохода, но направлены на улучшение параметров качества жизни в регионе, а соответственно отсюда вытекает и специфичность решения задач по привлечению инвестиций.
В 2016 году лидеры и аутсайдеры рейтинга социально-экономического положения регионов РФ в основном сохранили свои позиции. Первые места по-прежнему занимают Москва и Санкт-Петербург. За ними следуют Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Московская область и Республика Татарстан. Прочная фундаментальная экономическая база позволяет данным регионам удерживать высокие места по большинству показателей, которые входят в расчет рейтинга. Состав первой пятерки остается неизменным несколько лет подряд.
В первой двадцатке рейтинга, на которую приходится две трети суммарного валового регионального продукта всех регионов РФ, также не произошло существенных изменений. Ее состав покинула Липецкая область, которая опустилась на 2 позиции, и в рейтинге по итогам 2016 года занимает 22-е место. Вошла в первую двадцатку рейтинга Ростовская область, поднявшись с 24-го на 18-е место.
В составе последней двадцатки также изменился только один регион. Ее покинула Чеченская Республика, поднявшись на 8 позиций вверх до 64-го места, а вошла Орловская область, которая сдав 5 позиций в рейтинге по итогам 2016 года, заняла 68-е место. [30]
Хотя верхний и нижний полюсы рейтинга остались практически неизменными, позиции ряда регионов, занимающих места в средней части рейтинга, изменились довольно существенно. Более чем на пять мест изменились позиции у четырнадцати регионов, из которых восемь поднялись в рейтинге, а шесть опустились.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность темы социального инвестирования заключается в необходимости разрешения возникающих проблем в социальной сфере регионов, которые Правительство регионов не имеет возможности устранить по причине недостаточности финансирования. Следовательно, разработка инвестиционных стратегий по развитию социальной сферы региона и привлечение на ее реализацию инвестиций является актуальной на сегодняшний день темой.
Целью представленной выпускной квалификационной работы является повышение эффективности социальных инвестиций на примере Ленинградской области.
Задачами представленной работы являются:
- изучение теоретических аспектов в отношении сущности и особенностей социальных инвестиций;
- изучение основных показателей эффективности использования инвестиционных ресурсов социальной сферы, в том числе организация прямых инвестиций и инвестиционная привлекательность управленческой деятельности;
- изучение основных методологических подходов при оценки эффективности управления инвестициями в социальную сферу региона;
- проведение анализа социально-экономического состояния Ленинградской области;
- анализ управленческой деятельности в отношении инвестиций в социальную сферу региона;
- проведение оценки эффективности управления инвестициями в социальную сферу Ленинградской области;
- формирование рекомендаций по управлению инвестициями в социальную сферу региона;
- проведение анализа эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования в представленной выпускной квалификационной работе являются инвестиционные потоки в социальную сферу.
Предметом исследования является управление инвестициями в социальную сферу на примере Ленинградской области.
Глава 1. Теоретико – методические аспекты управления инвестициями в социальную сферу региона. Оценка эффективности
1.1 Особенности привлечения социальных инвестиций
Инвестиции– совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений различного капитала.
Инвестиции представляют собой долгосрочные вложения капитала, в разные сферы экономики с определенной целью, сохранение и увеличение. [15]
Основные типы инвестиций. Одной из важнейших сфер деятельности любой фирмы являются инвестиционные операции, т.е. операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, обеспечивающие получение организацией выгод в определенный период, который превышает год.
Социальные инвестиции - это новый метод вложения имеющегося капитала.
Несмотря на то, что многие отечественные компании стараются поддерживать разнообразные миссии, которые носят социальный характер, основной целью любого бизнеса остается получение прибыли.
Ответственность отечественного бизнес сообщества перед населением и государством возрастает из года в год. Эта ответственность выражается в росте популярности социального инвестирования.
Объекты, предназначенные для удовлетворения духовных, материальных, социальных и других потребностей называются социальной сферой.
Под социальной сферой понимают государственные и частные институты, которые направлены на удовлетворение социальных нужд граждан отдельно взятой страны и повышение уровня их жизни.
Вложения в данную сферу это так называемое финансирование объектов, которые имеют социальное значение для получения из них прибыли в будущем, чтобы добиться определенного социального эффекта путем улучшения уровня жизни населения за счет удовлетворения их потребностей.
Объектам социальных инвестиций это активы, которые относятся к повседневной социальной жизни, например это могут быть такие услуги: ремонт и обслуживание автомобилей, сектор торговли, ресторанный и гостиничный бизнес, сектор финансовых услуг, здравоохранение, образование, культура, отдых, транспорт и т.д.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что большинство объектов социальной сфере принадлежат к непроизводственному сектору, однако имеются отрасли, предоставляющие конкретный продукт, к примеру ресторанный бизнес или розничная торговля.
Основными субъектами социальных инвестиций, являются:
государство
иностранные инвесторы
коммерческие организации
некоммерческие организации
физические лица.
Также необходимо отметить, что от осуществленных капитальных вложений каждый субъект стремится осуществить свою инвестиционную цель. Например, цель государства перед населением это повышение общего уровня национального дохода и качества уровня жизни. Коммерческие организации рассчитывают на максимальную прибыль. У некоммерческих организаций основной целью является удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей населения.
Существует несколько наиболее распространенных способов осуществления социально направленных инвестиций.
Для того чтобы опробовать и посмотреть результат того или иного социально направленного инвестиционного проекта возможна реализация единичных проектов и основываясь на результате их эффективности принимается решение о возможном расширении этих проектов и предания им массового характера.
Также социальные инвестиции могут носить массовый характер. Это выражается в создании и разработке общих нормативов инвестиционного продукта, а также в создании структур способных данный продукт реализовать.
Также эффективным способом осуществления социальных инвестиций может послужить технология рыночного вида. Это означает, что после запуска в реализацию конкретного продукта либо услуги рынок самостоятельно отрегулирует и определит его качества и характеристики.
Также практикуется осуществление агрессивных социальных инвестиций результатом которых становится огромная рекламная компания продукта по телевидению и средствам массовой информации, распространению его в большое количество торговых сетей и т.п.
Государственное регулирование социальных инвестиций регулирует оптимальный баланс между государством, потребителями и инвесторами для повышении уровня жизни населения.
Принципы регулирования заключаются в двух главных тезисах:
поддержание социальной справедливости
обеспечение социальной и экономической эффективности вложений.
Для достижения поставленной цели государство должно выполнять следующие функции:
финансирование социальных вложений
стимулирование социально направленного инвестиционного процесса
информационная поддержка
создание социальных продуктов и их равномерное распределение среди населения.
Основная часть нормативных правовых актов федерального уровня, регулирующая инвестиционные процессы, утверждена в конце этапа «спада» и не соответствует требованиям этапа «инвестиционного роста», который предполагает активное развитие инвестиционного процесса.
Рассмотрим нормативно-правовые акты, которые регулируют инвестиционные отношения:
1 блок (НПА, регулирующие инвестиционную деятельность в целом) включает следующие федеральные законы:
1. Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1; [2]
2. Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ; [3]
3. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. [4]
4. 2 блок (специальные НПА, регулирующие вопросы бюджетной поддержки инвестиций):
5. Бюджетный кодекс РФ; [1]
6. Постановление Правительства РФ от 03.04.2006 № 194 «О порядке предоставления субъектам РФ и распределения между ними субсидий из федерального фонда регионального развития в 2006 году» [5], и др. подзаконные акты, регулирующие вопросы, связанные с непосредственным распределением бюджетных средств, выделяемых с целью финансирования и поддержки инвестиционных проектов
1.2 Основные показатели эффективности использования инвестиционных ресурсов социальной сферы + Управление прямыми инвестициями и инвестиционной привлекательностью
Инвестиционная привлекательность регионов – кумулятивная характеристика регионов страны относительно таких аспектов, как инвестиционный климат, возможность привлечения инвестиционных ресурсов, уровень развития инвестиционной инфраструктуры. [13]
Инвестиционная привлекательность региона включает в себя совокупность «выгод для инвестора, связанных с территорией» [13]. При выборе региона инвестор руководствуется такими характеристиками, как инвестиционный потенциал и уровень инвестиционного риска. Выгоды определяются уровнями финансовой устойчивости регионального бюджета и предприятий региона, внутреннего рынка региона, региональной инфраструктуры, институциональной среды
О социально-политической стабильности, производственного потенциала региональной экономики, трудовых ресурсов региона, обеспеченности региона природными ресурсами и качества окружающей среды.
В настоящее время существует большое количество разнообразных методик оценки инвестиционной привлекательности, различаемых как с точки зрения методов проводимой оценки, так и с позиции методологического подхода. Один из них базируется на официальных данных Росстата и федеральных ведомств, например, Министерства экономического развития РФ, другие независимые оценки проводятся экспертными агентствами и публикуются на своих специализированных ресурсах. В целом, для сокращения детализаций расчета, оценки представлены небольшим количеством показателей, но при этом обеспечивают достаточно полный охват составных элементов инвестиционного потенциала регионов. При работе была изучена методика, применяемая рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА»).
По расчетам Национального рейтингового агентства инвестиционная активность в России в 2016 году снижалась и составила 97% уровня 2015 года. Объем привлечения прямых иностранных инвестиций за 2016 год также сократился и составил 90% уровня 2015 года [22]. Трехлетний период определил медленный темп снижения.
Согласно инвестиционному рейтингу регионов России на 07.04.2017, опубликованному рейтинговым агентством RAEX («Эксперт РА») [26], 6 из 90 регионов страны характеризуются пониженным потенциалом и высоким риском (например: Республика Карелия, Читинская область, Забайкальский край),
- 34 региона – пониженным потенциалом и умеренным риском (например: Алтайский край, Ивановская, Калужская, Ярославская, Кировская области, Республики Саха, Крым),
- 11 регионов – незначительным потенциалом и умеренным риском (например: Костромская область, республики Мордовия, Марий Эл),
- 3 региона – с минимальным риском и средним потенциалом,
- 12 регионов – высоким риском и незначительным потенциалом (например: Камчатский край, Магаданская область, Республика Калмыкия),
- 10 регионов – средним потенциалом и умеренным риском (например: Ростовская, Самарская области, ХМАО),
- 4 региона – низким потенциалом и экстремальным риском (например: Республики Тыва, Ингушетия),
- 6 регионов – пониженным потенциалом и минимальным риском (например: Курская, Ленинградская области),
- 3 региона – высоким потенциалом, минимальным риском (например: Московская область, Краснодарский край, Санкт- Петербург),
- 2 региона – высоким потенциалом, умеренным риском (Москва, Свердловская область).
Около 80% от общероссийского притока прямых иностранных инвестиций приходится на 16 регионов [22]. Мощные ресурсно-сырьевые регионы не сдают позиции рейтинга, при этом тенденция снижения показателей наблюдается у регионов -аутсайдеров.
Властям Калужской области удалось сфо
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Бюджетный кодекс РФ;
2. Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. № 1488-1;
3. Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ;
4. Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
5. Постановление Правительства РФ от 03.04.2006 № 194 «О порядке предоставления субъектам РФ и распределения между ними субсидий из федерального фонда регионального развития в 2006 году»
6. Распоряжение Губернатора Ленинградской области от 17.03.2016 № 147–рг
7. Областной закон от 28.07.2014 № 52–оз «О создании и развитии индустриальных (промышленных) парков в Ленинградской области»
8. Постановление Правительства Ленинградской области от 18 сентября 2015 года № 360 «Об утверждении Прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2030 года»
9. Региональный закон № 76-оз от 08.08.2016 года «Стратегия социального развитии Ленинградской области», http://lenoblinvest.ru/investitsii-v-obshchestvennuyu-infrastrukturu/razvitie-regiona/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona/
10. Доклад руководителя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области за 2016 год, http://econ.lenobl.ru/work/social/doklad/2016
11. Социально – экономическое развитие Ленинградской области http://econ.lenobl.ru/work/social/info_serLo/2017
12. Прогноз социально-экономического развития Ленинградской области на 2017-2019 года, http://econ.lenobl.ru/work/social/prognoz1
13. Ильина С.А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» [Текст] / С.А. Ильина // Молодой ученый. - 2015. - №5 - С. 153-157.
14. Инвестирование: учебник для вузов / Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова. – М.: Волтерс Клувер, 2014. – 448 с.
15. Инвестиции: учебник для вузов / Т.В. Теплова. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2014. – 724 с.
16. Инвестиции: учебное пособие / Л.Л. Игонина; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2015. – 478 с.
17. Инвестиции: учебное пособие / М.В. Чиненов и [др.]; под ред. М.В. Чиненова. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. – 368 с.
18. Инвестиции: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Ткаченко, Н.И. Малых. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 240 с.
19. . Инвестиционная деятельность: учебное пособие / Н.В. Киселева, Т.В. Боровикова, Г.В. Захарова и др.; под ред. Г.П. Подшиваленко и Н.В. Киселевой. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016 – 432 с.
20. Инвестиционная стратегия предприятия: учебное пособие / Н.И. Лахметкина. – 6-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 232 с.
21. Инвестиционный климат: методика оценки: учебное пособие / И.Б. Максимов. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. – 132 с.
22. Инвестиционный климат и его составляющие [Электронный ресурс] – . Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/regions/1996/part1/.
23. Инвестиционная привлекательность региона А.Н. Асаул, Н.И. Пасяда: под ред. засл. строителя РФ, д-ра экон. наук, проф. / А.Н. Асаула. - СПб.СПбГАСУ, 2016. – 120 с. 98
24. Максимова В.Ф. Реальные инвестиции / Московская финансово- промышленная академия. – М. – 2015. – 69 с.
25. Марголин А.М. Экономическая оценка инвестиций// А.М. Марголин, А.Я. Быстряков. М.: 2016, с. 357-359
26. Подшиваленко Г.П. Инвестиционный климат и инвестиционная привлекательность. // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 15. – с.7-10.
27. Пронин А.С. Управление процессом привлечения инвестиций в регионе// А.С. Пронин, М.: РАГС, 2017 – с. 6-14
28. Савенкова Е.В. Экономические методы приоритетного развития инвестиционного предпринимательства// Е.В. Савенкова., М: 2015, 113с.
29. Третьяков А.Г. Управление инвестиционной активностью в регионе: автореф. дис. канд. экон. наук //Третьяков А.Г., М.: ГАГС, 2016, с. 18
30. Социально экономический рейтинг регионов РФ, http://business-magazine.online/fn_7369.html