Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы. Долгое время в российской науке господствовала идея, основанная на единой основе сарматов, их генетической преемственности, выделении единой культуры от Дона до Северного Казахстана и Западной Сибири. Термин "культура" впервые использовался для определения периодов в соответствии с единой культурно-хронологической периодизацией савромато-сарматской культуры.
Сегодня очевидно, что территории, принадлежащие к культуре "сарматы", заселены этнически связанными, но исторически разными этническими группами. Археологически выделяют два основных местных варианта-Волго-Донский и Самаро - Уральский. Они также имеют внутренние локальные характеристики, которые указывают на существование различных племен и племенных объединений. За основу формирования культуры "Сармат" обычно берут бревенчатую (Поволжье) и андроновскую (Урал) культуры. Савроматический период в этнической истории Нижнего Дона сливаются с савроматско-сарматским (Сирматским) периодом и определяются приходом носителей савроматской культуры в Поволжье. Южный Урал.
Однако в изучении савроматических памятников до сих пор остается много нерешенных проблем. Накопленные археологические материалы того периода выявили весьма сложную картину переходного периода, ярко выраженную в научной дискуссии о генезисе киммерийской и скифской культур.
Письменные источники не дают необходимой информации о древнем народе на востоке Дона. Многие памятники Волго-донских рек не имеют этнокультурного определения, очень скудны . Вопрос о непосредственной роли предшествующих племен в формировании культуры савроматов в
возможной генетической связи с культурой полевок остается весьма проблематичным. Некоторые захоронения в их инвентаре можно сравнить с захоронениями на Черном море (захоронение в Кургане в хижине. Жирноклеевский находится рядом с селом Карповка и могила села Красное в VIII веке до нашей эры, в курде. Вообще, в культуре предшесвующего периода трудно точно определить корни комплекса археологической культуры сармат.
Сарматы были независимой и достаточно эффективной силой, чтобы начать кампанию Скифии, Дарий I, они вступили в союз со скифами против него. Богатый могильник возле села Елизаветовка в дельте Дона может свидетельствовать о процветании савроматского общества, хотя нельзя отрицать его связь с особым вариантом скифской культуры. Нижний Дон был местом прямой связи меотского, скифского и савроматского миров. Последние два кажутся очень близкими друг к другу и с этнической точки зрения трудно строго определить определенные памятники. Практическая неразличимость ранних авроматических памятников показана, например, погребением в подмосковном Константиновском городке Ростов-на-Дону. Богатые савро-матические могильники, такие как Аксеновский появляется во 2-й половине V века.
По-видимому, лишь небольшая часть бывших жителей Волго-донских рек участвовала в создании ассоциации сармат. Сайримские племена, появившиеся на Авесте, связанные с сармат, имена которых относятся к периоду предыдущих походов скифов в Азию, что предполагает проникновение прямых предков сармат в Закавказье и скифскую Орду, правившую в Азии .
Однако, логично связать сайриму с центральноазиатскими Саками. Предполагалось также прибытие савроматов из глубин Азии вместе со скифами. Предполагается, что савроматы (предки Сираков) связаны с первой волной киммерийцев и скифов, которые вынуждены были вернуться из ближней Азии. Интересно, что появление на Алтае нового военизированного этноса (пазырыкской культуры) сопоставимо с уходом последнего.
Сарматы, возможно, были одним из подразделений скифского сообщества, которое было расформировано после окончания кампании. Поэтому письменные источники четко связывают происхождение савроматов со скифами, чьи этногенетические предания являются лишь производными версиями единого космогонического мифа.
Научное изучение алан продолжается уже почти двести лет. За столь впечатляющий промежуток времени ученым удалось воссоздать многие страницы исключительно богатой истории этого древнего народа.
Российские и зарубежные специалисты установили этническую и языковую идентичность алан, воссоздали события их военной, политической, идеологической и культурной жизни.
Однако, многие проблемы остаются нерешенными. Одним из таких "слабых звеньев" в аланистике является изучение истории центральноазиатских алан, о которой до сих пор не было написано отдельной подробной работы, хотя их история, особенно в дохуннскую эпоху, чрезвычайно важна для понимания этногенеза алан, его динамики и ряда серьезных процессов этномиграции в евразийских степях.
Последующая эволюция скифского погребального обряда происходит в рамках сохранения традиций савроматской культуры. По-видимому, происходил переход некоторых групп скифского мира, которые Геродот называл исиросаки, с полуострова Дон и юга Маныча (Аксеновского, Никольского) в бассейн Аксая. Оружие и личные украшения отражают влияние Северного Кавказа или торговые отношения. В VI веке до н. э. между реками Дон и Нижняя Волга появились новые элементы материальной культуры.
Цель данной дипломной работы - изучение основных проблем этногенеза и этнополитической истории сармат и алан в IV в до н. э.-I в. н.
Задачами данной работы являются следующие:
1.Изучить сарматы и аланы IV века до н. э.-I веке н. э.
2.Рассмотреть этногенез аланов.
3.Проанализировать ранние аланы в Восточной Европе.
4.Определить охары-юэчжи.
5.Выявить ранних аланов.
6.Рассмотреть савроматов и сарматов.
7.Определить позднюю Боспорскую династию.
Глава 1 Сарматы и аланы IV века до н. э.-I веке н. э.
1.1. Сарматы и аланы IV века до н. э.-I веке н. э.
Одной из наиболее важных и значимых сил в истории Восточной Европы во II в. до н.э. – I в. н.э. выступали различные сарматские племена и племенные объединения, представлявшие из себя этнически и культурно близкие, но не идентичные образования. Сложились они в Южном Приуралье.
Среди ученых продолжаются дискуссии о преемственности сарматов с савроматами Геродота, о том, как они соотносятся с сирматами, язаматами и другими ираноязычными этносами. События собственно сарматского мира Северного Причерноморья и Центральной Азии обычно отражены в письменной традиции крайне скупо и отрывочно. Соответственно, возникает неравномерность в освещении фактов военно-политической истории, да и о быте и верованиях сарматов почти ничего не известно, кроме известия Климента Александрийского, что "савроматы" поклонялись мечу. Грозу они принимали за волю богов .
По свидетельству античных авторов, сарматские мужчины носили широкие шаровары, не стригли волосы и бороду, делали татуировку. Ее могли наносить уже новорожденным. По сообщению софиста Зеновия, бытовал у сарматского племени сираков и обычай искусственной деформации головы, отразившийся в нартовском эпосе осетин.
У сарматов имелся собственный опыт формирования своей политической культуры в процессе взаимодействия с окружающим миром и соседними народами, включения в свой различных этнических компонентов, что придавало каждому из племен определенную специфику. Античные авторы плохо различали сарматские племена по этническому происхождению, для них они были достаточно однородной кочевой массой.
Но географ Страбон называет главные союзы племен, существовавшие в конце II в. до н.э. – середине I в. н.э. В частности, между Днестром и Днепром жили царские сарматы, языги и урги, в степях между Днепром и Доном кочевали роксаланы, восточнее, между Приазовьем и Тереком, обосновались сираки, далее, в Подонье, – аорсы, а в Северном Прикаспии – верхние аорсы. Среди аорсов и сираков были как кочевники, так и земледельцы .
Сарматы стали доминирующей силой в степях Северного Причерноморья после гибели Великой Скифии и ухода скифов на Крымский полуостров и и в Добруджу. "Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест проживания, они вечно живут лагерем, перевозя свое имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или заставляют … враги; племя воинственное, свободное, непокорное и к тому же жестокое и безжалостное, что даже женщины воюют наравне с мужчинами", – характеристика, данная им Помпонием Мелой, не менялась веками.
Характерно и утверждение Тацита о том, что сарматы в военных конфликтах, "получив дары с обеих сторон", то есть от обоих противников, привлекавших сарматов к военным действиям в качестве наемников, "по обычаю своего племени помогали и тем, и другим". Но, возможно, это мнение римского историка отражает лишь его стереотипы относительно жадных варваров. Напротив, вопреки представлениям ученых о войнах разных группировок сарматов между собой, в античных источниках имеется несколько указаний на существование особо дружественных отношений между языгами и роксаланами, и только одно сообщение о войне сарматских племен друг с другом – война 49 г. н.э. между аорсами и сираками.
Для аборигенных народов Северного Причерноморья сарматы, подобно позднейшим ордам, неожиданно появились из глубин Азии, являя собой устрашающий образ могущественного и неукротимого завоевателя, презирающего страх смерти и безжалостного к малодушным. Не случайно до середины XIX в. в быту некогда покоренных кочевыми иранцами адыгских народностей сохранялась поговорка: "Ты не черт и не шармат, откуда же ты взялся?"
Слово "цармати" в грузинском языке означает "язычник", а в вайнахских языках словом "цармат" называют опасного, страшного, чужого человека. Сарматы довольно быстро продвинулись на запад. Уже в 50 году закованная в броню конница языгов помогала царю германского племени свевов Ваннию в междоусобной борьбе, происходившей на территории современной Словакии. Она дополняла германскую пехоту.
Тем временем продолжался массовый отток воинственных аланских кочевников из Средней Азии в Восточную Европу и формирование ими своего государства на Дону. Аланы активно взаимодействовали с родственными им по языку сарматами. Недаром в эпиграмме Марциала упоминается "алан на своем сарматском коне", что может указывать как на схожесть степных пород лошадей, так и на торговые и культурные связи между двумя ираноязычными народами.
Согласно информации Плиния Старшего, передающего сведения середины I в., сарматы-языги обитали за Дунаем и доходили до территории, занятой германцами. Аорсы-гамаксобии, роксаланы и аланы жили вдоль побережья Черного моря. Таким образом, междуречье Тисы и Дуная заняли языги, которые вытеснили живших там даков в горы, а в нижнем течении Дуная обосновались роксаланы. Возможно, этот район им позволили заселить сами римляне, надеясь получить от них защиту от все более усиливающихся даков, однако, наоборот, сарматы превратились в постоянную угрозу дунайским провинциям Римской империи.
Со II в. аланы становятся ведущей силой в сарматском мире. Они выступили в качестве культурно-идеологического и военно-политического ядра, вокруг которого начали складываться новые племенные объединения из этнически родственного им местного ираноязычного населения. Это были не только сарматы. Согласно надписи из Керчи конца I – начала II вв. н.э., в связи с походом боспорской армии против тавров и скифов отмечается посылка правителями этих народов посольства к аланам для заключения союза. Полагают, что союз не был заключен, но примечателен сам факт того, что поздние скифы Крыма искали дружбы с новыми иранскими хозяевами степей .
А на восточных границах Рима продолжилось усиление сарматского натиска. Сарматы активно взаимодействовали с аланами во время очередного наступления варварских племен на дунайские провинции в третьей четверти II в. Так называемые Маркоманские войны (167-180 гг.) своим накалом и напряжением потрясли современников. Евтропий даже сопоставлял их со Второй Пунической войной, когда велась борьба за существование самого Рима.
Из ираноязычных племен в Маркоманских войнах, по сообщению Юлия Капитолина, участвовали непосредственно сарматы, а также роксаланы и аланы.
Год за годом германские и иранские варвары наносили поражения римлянам. И только со времени императора Аврелиана (170-275) начинается постепенный выход империи из кризиса. Уже летом 270 г. император разгромил свевов и сарматов, а в 273 г. устроил грандиозное триумфальное шествие в честь победы над восставшими Галлией и Пальмирой, в котором среди других шли пленные аланы, роксаланы и сарматы. Но между собой степные иранцы не враждовали. Святой Амвросий в 370-х гг. сообщал о войнах между варварами: "Гунны устремляются против аланов, аланы против готов, готы против тайфалов и сарматов". Характерно, что войн сарматов с аланами снова не упомянуто.
К середине IV в. аланы заняли главенствующее положение среди сарматов и распространили на них свое название, о чем сообщал Аммиан Марцеллин . "Множество их побед привело к тому, что они постепенно поглотили все народы, которые им встречались, и их имя распространилось на них на всех". Эти племена или народы, "хотя и живут далеко друг от друга и кочуют по обширным пространствам", "носят общее имя "аланов" вследствие сходства их обычаев, дикого образа жизни и их оружия". В позднеримскую эпоху под именем аланов античные авторы все чаще стали подразумевать всех сарматов, которые жили на территориях, подконтрольных аланам.
Тем не менее все еще встречаются упоминания сарматов и аланов по отдельности. Клавдий Клавдиан, одобряя устранение в ноябре 395 г. префекта Флавия Руфина, обвинял убитого в сговоре с варварами: "...Смешавшись с даками, спускается сармат, и смелый массагет, который ранит скакуна, чтобы наполнить, и алан, изрубленную пьющий Меотиду, и гелон, которому любо расписывать свое тело железом, – рать, собранная для Руфина". А в панегирике своему покровителю Флавию Стилихону этот поэт восхищался: "Тебя не устрашили ни ужасный крик приближающихся аланов, ни ярость кочевых гуннов, ни гелон кривым клинком, ни гет луком, ни сармат длинным копьем!"
Позднеримские авторы, такие, как Гонорий и Блаженный Иероним, упоминают сарматов и отдельно алан в списках вторгшихся в Западную Европу народов. Очевидно, все еще сохранялись независимые от аланского союза сарматские племена. Марциан Капелла в V в. сообщает, что за Дунаем "скифский берег заселяют множество различных варваров, как то: геты, даки, сарматы, гамаксобии, трогодиты, аланы и германцы". Но Маркиану Гераклейскому, который помещает в Аланских горах истоки Немана, сарматы и аланы уже представлялись единым народом. Ведь "река Рудон течет с горы Алан; по соседству с этой горой и областью живет широко расселившийся народ сармат-аланов; там находится исток реки Борисфена, которая впадает в Понт". Аланы постепенно полностью ассимилировали сарматов.
Как писал польский археолог Т. Сулимирский, сарматскую историю трудно отделить от истории многих других народов и стран, поскольку в течение многих веков вся Восточная Европа была их вотчиной и носила название Сарматия. Теперь они почти забыты. В современном мире мало что напоминает об их существовании – названия нескольких славянских народов, например, "сербы", "хорваты", возможно, что и "русь", слова сарматского происхождения в славянских языках, топонимы в Восточной Европе, элементы польской геральдики, смутные традиции сарматского происхождения, долго сохранявшиеся у части польского дворянства, и множество археологических памятников.
Но северокавказские сарматы, представляющие из себя потомков различных племен, впоследствии непосредственно участвовали в формировании аланского этноса, с которым генетически связаны современные осетины.
С 1 века аланы жили в Приазовье и Предкавказье. Кавказские аланы (яс по-русски) - предки осетин. Аланы-народ, часто упоминаемый во время миграции народов между германскими племенами, но на самом деле принадлежащий к скифскому племени, которое, в свою очередь, также часто приписывается ариям. Аланы сначала жили на Кавказе; оттуда, будучи превосходными всадниками и лучниками, они распространили свои владения на север до Дона и часто совершали набеги в Армению и Малую Азию; против этих вторжений царь Парфии Вологаз искал защиты у Веспасиана. Арриан, будучи правителем Каппадокии, сражался против них в царствование Адриана, и до нас дошел фрагмент его описания этой войны. Завербованные Аврелианом для войны с Парфией, они опустошали Малую Азию после его смерти, пока император Тацит в 276 году не вынудил их вернуться в районы, которые они ранее занимали.
Почти 100 лет спустя, около 375 года, они в союзе с гуннами разгромили королевство остготов короля Германика, изгнали остготов из областей между Доном и Дунаем, присоединились к великому движению народов на запад, а затем, в 406 году, в союзе со свевами и вандалами, вторглись в Галлию. Часть из них, поселившаяся в районах к югу от Луары, в 451 году была в числе союзников Боэция в его борьбе с Аттилой и позже была постепенно уничтожена. Другая часть в 409 году. она перешла в Испанию, где была побеждена вестготским королем Вальдией, который присоединился к римлянам (418), и отброшена в Лузитанию, где их имя исчезает с течением времени. Верхняя Италия была захвачена еще в 464 году, но была разбита Ризимером .
В более позднюю византийскую эпоху аланы также упоминались на Кавказе. Осетины являются потомками древних аланов, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, наличие у осетин так называемого местного кавказского субстрата также очевидно. В настоящее время осетины в основном населяют северные и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Географически они образуют Республику Северная Осетия-Алания (площадь-около 8 тысяч квадратных километров, столица-Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь - 3,4 тысячи квадратных километров, столица - Цхинвал). Официальной религией осетин является православие.
Республика Северная Осетия-Алания входит в состав Российской Федерации, а Республика Южная Осетия с 2008 года считается частично признанным государством. Несмотря на географическое и административное деление в обеих частях Осетии, существует единый народ с одинаковой культурой и языком.
В настоящее время общая численность осетин в мире составляет около 640-690 тысяч человек. Из них живут:
- в Северной Осетии-420-440 тыс. человек;
- в Южной Осетии-70 тысяч человек;
- в республиках и областях России-60-80 тыс. человек;
- в Грузии-50-60 тысяч человек;
- в государствах на территории бывшего СССР-20-30 тысяч человек;
- в Турции и Сирии-11-12 тысяч человек;
- в странах Европы, Америки, Австралии-около 12-15 тысяч человек.
История Осетии от алан, сарматов и скифов до наших дней достаточно хорошо описана в книгах многих авторитетных ученых. В частности, в книге Блиева М. М. и Бзарова Р. С. "История Осетии с древнейших времен до конца 19 века." вы можете найти хороший материал об аланах. В работе каталонского ученого Агусти Алеманя "Аланы в древних и средневековых письменных источниках" содержится большое количество источников разных времен о происхождении и развитии алан. В книге Цагараев В. А. "Золотая яблоня нартов: история, мифология, искусство, семантика" содержит важную информацию об аланах, а также описывает материальную культуру и быт алан .
1.2. Сарматы и аланы в Восточной Европе
Среди ученых продолжаются дискуссии о преемственности сарматов с савроматами Геродота и о том, как они соотносят сирматов, язамати и другие ираноязычные этнические группы. События реального сарматского мира на севере Причерноморья и в Средней Азии часто отражаются в письменной традиции очень умеренно и фрагментарно .
Точно так же неравномерно освещается правда военной и политической истории, и почти ничего не известно о жизни и верованиях сарматов, за исключением известия Климента Александрийского о том, что "савроматы" поклонялись мечу. Они восприняли бурю как волю богов. Согласно древним авторам, сарматские мужчины носили широкие штаны, не стригли волосы и бороду и делали татуировку. Это может быть применено к новорожденному. Согласно софисту Зеновию, у сарматского племени сирак также был обычай искусственного уродства головы, что нашло отражение в нартском эпосе осетин.