Фрагмент для ознакомления
2
диалога меду представителями различных национальных культур. Музыка производит независимо от своей национальной принадлежности, своё благотворное воздействие, обогащает и облагораживает духовный внутренний мир человека.
«Своеобразие музыки определяется проникновением в глубины человеческих переживаний; благодаря этому музыка обладает такими возможностями познания духовной жизни человека, которых нет ни у одного другого искусства», – писал М.С. Каган.
Уникальное мультикультурное явление представляет собою музыкальная сокровищница мира, в составе этого явления тесно сосуществуют произведения, созданные представителями разных эпох, наций и стилей. Между представителями различных национальных культур и религиозных конфессий благодаря музыке растёт уважение и взаимопонимание, что способствует, в свою очередь, повышению в целом толерантности общества. В осуществлении такого диалога роль и значение исполнительского искусства трудно переоценить.
Сегодня, в русле глобализационных процессов, которые значительно уменьшат различия между культурами, особенно важно учитывать, что под межкультурным диалогом подразумевается сохранение возможности самоидентификации национальных культур, участвующих в нём, что повышает возможность их взаимного обогащения.
Международные фестивали и конкурсы позволили современному армянскому исполнительскому искусству, наряду с творчеством армянских композиторов, осуществить важнейшую миссию сохранить её идентичность: исполнители, представляющие миру армянскую музыку, осуществляют знакомство слушателей с богатой многовековой армянской культурой и демонстрируют характерные черты музыкального мышления армянского народа [38].
Конкретные исторические предпосылки лежат в основе развития армянского музыкального искусства. Лучшими представителями армянской культуры и искусства проводилась работа по сохранению армянской национальной самостоятельности, культуры армянского народа.
Растущее национальное самосознание, стремление к сохранению национальных традиций, бурное развитие научной-просветительской, исторической, литературной, педагогической, исследовательской деятельности сформировали предпосылки к развитию и пропаганды армянского музыкального искусства.
Целью работы является исследование аспектов изучения творчества армянских композиторов в музыкальном вузе.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
− ознакомиться с историей развития армянской музыки;
− проследить этапы развития академической армянской музыки;
− исследовать особенности изучения творчества армянских композиторов в музыкальном вузе.
Объект исследования: творчество армянских композиторов.
Предмет исследования: изучение творчества армянских композиторов в музыкальном вузе.
Глава 1. История развития армянской музыки
1.1. Зарождение армянского музыкального искусства
Эстетические особенности армянской духовной и народной музыки в той или иной степени с древних времён были исследованы многими армянскими историками, литераторами, философами и музыкальными теоретиками, среди которых были Саак Партев, Месроп Маштоц, Иоанн Мандакуни, Комитас Ахцеци, Степанос Сюнеци (старший), Барсег Тчон, Степанос Сюнеци, Саак Дзорапореци, Давид Анахт, Акоп Санахнеци, Давид Керакан, Хачатур Таронаци, Григор Нарекаци, Нерсес Шнорали, Ованес Ерзнкаци, Ованес Имастасер, Акоп Кримеци, Аракел Сюнеци, Фрик, Григор Нарекаци, Ованес Тлкуранци, Минас Тохатеци, Мкртич Нагаш, Багдасар Дпир, Петрос Капанци, Аракел Сюнеци, Григор Хлатеци, Матеос Двугаеци, Аветик Пагтасарян, Аракел Багишеци, Хачатур Эрзрумци, Мхитар Себастаци, Зенне-Погос, Григор Гапаскалян (автор четырёх музыковедческих трактатов) и другие [8].
Большая коллекция образцов армянской духовной и народной музыки была собрана известными армянскими композиторами и фольклористами XIX – XX веков, такими как С. А. Меликян, М. Г. Екмалян, Н. Ф. Тигранян, Г. М. Сюни, Х. М. Кара-Мурза.
Но наибольшая заслуга в деле систематизации, изучения и глубокого эстетического осмысления армянского музыкального фольклора всё-таки принадлежит Комитасу, который был основателем национальной школы научной фольклористики , собравшему, обработавшему и подготовившему более 2000 народных песен к изданию.
Никогда не спутать ни с какой другой армянскую музыку. Она имеет особую мелодику и богатейшее звучание. Эта самобытность в целом достигается в результате того, как звучат оригинальные армянские инструменты, которые сохранились еще со времен раннего Средневековья - струнные - тавих, кнар; прототипы скрипки – пандир и бамбир; ударные – барабан; духовые – свирель, зурн, авагпог.
Народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п. идут от древнейших времен.
Народом было создано множество песен – свадебных, любовных, песен-плачей, колыбельных, причитаний. А народные певцы – гусаны являлись исполнителями песен. Развитие церковной песни и музыки идет, начиная с V века. Хоровые песни называли шараканами. Их исполняли во время церковных торжеств и обрядов.
В музыке XII века начались применяться хазы – древнеармянские ноты.
Развитие городской народной песни и инструментальной музыки осуществляется на основе использования черт крестьянской песни, элементов восточной и западной культуры. Те отрывки эмоциональных бытовых, любовно-лирических и застольных песен являются ярким свидетельством высокого уровня развития армянской музыкальной культуры в средние века. С конца XVII века получает развитие искусство армянских ашугов, которое посвящено, преимущественно, темам быта и любовно-лирическим темам.
Армянская народная музыка изначально характеризовалась монодийным складом, который, однако, был обогащён различными полифоническими элементами, такими как тянущиеся тоны, использование отдельных видов антифонного пения и т.д. [24, 39]
Комитасу принадлежит заслуга выявления тетрахордного строения основополагающего звукоряда армянской народной музыки и характерных способов сцепления ячеек-тетрахордов в нём.
Музыковедческие исследования Комитаса в области армянской народной музыки в дальнейшем продолжил Х. С. Кушнарёв, определивший в качестве основополагающего диатонического звукоряда армянской музыки объединение трех серий чистых кварт (локрийской, миксолидийской, и эолийской), которые сплетались между собой. Х. С. Кушнарёвым также было дано разъяснение методов образования в армянской народной музыке хроматического звукоряда, дана подробная характеристика всей совокупности отношений, возникающих на данной сонорной базе тонов.
В Армении теория музыки неразрывным образом всегда была связана с музыкальной эстетикой, так что мелодическое богатство армянской народной музыки уже с давних времён объяснялось в сугубо музыковедческом отношении тем фактом, что для нее характерна обширная система диатонических ладов (в том числе – неоктавных гиполадов с наличием на разных ступенях побочной опоры, с серединным положением тоники, с применением различных альтераций и т.д.) , а также чрезвычайно богатая ритмика, часто переменная, асимметричная, синкопированная, использующая всевозможные метры и размеры, в том числе – смешанные.
Все формы армянской народной музыки, которые в историческом плане эволюционировали от мелодий вардзаков, гусанов и випасанов, простых крестьянских песен, до тагов, шараканов и творчества ашугов основывались на широко используемых различных приёмах интонационно-тематического развития, которое отличала мелодическая ясность, благородная уравновешенность и в использовании различных музыкально-выразительных средств внешняя фактурная сдержанность при наличии ее выраженной внутренней экспрессии.
Свыше трёх тысячелетий насчитывает история армянской монодической музыки. Ее основы формировались параллельно с образованием и развитием национального языка (с XII в. до н. э.).
Армянская музыка, вбирая в себя элементы культур некоторых древних народов Передней и Малой Азии (ассирийско-арамейской, хеттской) и сливаясь с культурой Урарту, передовой для своего времени, характеризовалась развитием своих самобытных черт. Период, когда происходило становление единоязычного рабовладельческого государства (III в. до н. э.), характеризуется сложением монодического, одноголосного склада, образованием системы главных выразительных средств армянской музыки, знаменателен определением первоначальных её ветвей: крестьянской, гусанской и культовой (языческой) [15].
В трудах Мовсеса Хоренаци, Павстоса Бузанда (V в.) приводятся сведения об искусстве древних гохтанских певцов, о языческих обрядах, искусстве гусанов, випасанов (сказителей).
Эпос и мифологические песни об Ара Прекрасном и ассирийской царице Шамирам (Семирамиде), богине Деркето (прозванной таким образом в народе матери Семирамиды) и пр. сохраня.т следы древнейших гусанских песен. Принятие христианства (301) привело к закладке основ музыки христианской церкви.
Эпоха раннего феодализма (V-VII вв.) характеризуется появлением новых, более сложных форм народной музыки, обновлением её тематики, расширением круга интонаций. Интенсивное развитие, несмотря на гонения церкви, получает искусство гусанов.
Эпоха развитого феодализма (X-XIII вв.), после того, как было изгнание завоевателей и восстановилась политическая независимость страны, характеризуется значительными успехами в развитии армянской музыки. Эпос "Сасунци Давид" (сложился под влиянием народно- освободительных движений в IX-X вв.) и искусство тагов стали отражением гуманистических идей армянского Возрождения. Ту же идейную направленность можно отметить и в крестьянской песне.
Для эпохи позднего феодализма, после захвата в XVI Армении Турцией и Ираном народное творчество отличается преобладанием песен скорби, усилением социальных мотивов.
Конец XVII в. отмечен интенсивным развитием армянского ашугского искусства. Ашугами были созданы оригинальные напевы для своих стихов, эта традиция была воспринята от средневековых тагасацев. Записывали исключительно текст, который относительно характера мелодии сопровождали словесными комментариями.
Изустно передача напевов ашугов существовала до второй половины XIX в., затем использовалась запись нотами.
Поэтические тексты посвящались различным темам и сюжетам, среди которых можно выделить любовно-лирические, социально-гражданские, дидактические, сатирические и др.
Творчество ашугов было очень индивидуальным, каждый из них был отмечен преобладанием тех или иных интонационных источников, однако для искусства ашугов можно выделить и общие черты.
По сравнению с крестьянскими и городскими народными мелодиями, мелодии песен ашугов отличаются более открытой эмоциональностью, большей гибкостью по ритму и развёрнутостью по форме. Армянскими ашугамии применялись различные музыкальные инструменты, среди которых струнно-щипковые инструменты саз, чонгур.
Выдающимися армянскими ашугами в XVII-XVIII вв. были Багдасар Дпир (он же автор тагов), Нагаш Овнатан, Саят-Нова (Арутюн Саядян); XIX-XX вв. - Дживани (Сероб Бенкоян-Левонян), Ширин (Ованес Карапетян), Шерам (Григор Талян) и др [24, 39].
В эпоху средневековья армянское профессиональное музыкальное искусство находилось в ведении церкви, однако находилось под сильным влиянием народного творчества. Одновременно с обучением грамоте в вардапетаранах (школах при монастырях) после изобретения новой письменности (конец IV - нач. V вв.) преподавали теорию музыки, сочинение, пение. Среди создателей духовных песен и учителей музыки в IV-VII вв. были Иоан Мандакуни, Саак Партев, Месроп Маштоц, Комитас и др.
Первоначальными простейшими формами профессиональной монодической музыки являлись унаследовавшие музыкальные традиции языческого культа мелодии псалмов и развившиеся из них кцурды, которые в дальнейшем были названы в более развитом виде шараканами. Духовной армянской музыкой был заимствован интонационный строй крестьянской песни.
Для первых шараканов характерна лаконичность форм, ясность содержания, простота и малообъемность отличает их тексты и мелодии. В отличие от псалмов, отличающих главенствованием речитатива, их основным качеством является напевность. Со временем создаются шараканы, имеющие сложные концепции, развитую ладово-интонационную основу, сложную ритмику, появляется свободно-импровизационный ритм.
Этот период характеризуется появлением песнопений патарага, песен гандзы, аветисы и других видов профессиональной духовной монодической музыки, по поэтическому тексту и музыке каждый из которых имеет свои жанровые признаки.
В V в. были систематизированы гласы, в VII в. Барсегом Чоном был составлен первый сборник тарканов ("Чонынтир шаракноц"), в VII в. Степаносом Сюнеци произведена вторая систематизация гласов, введен канон в церковную музыку.
В VII-IX вв. были изобретены системы экфонетической и музыкальной нотописи - хазы. Теоретикамии Давидом Непобедимым (V в.), Давидом Кераканом (VIв.), Степаноомс Сюнеци и другими освещались кардинальные вопросы музыкальной эстетики, разрабатывались учение о звуке, о гармонии и др.
X век характеризуется появлением новой ветви профессиональной монодической музыки - тагов (крупных, духовных и светских вокальных пьес эпического, лирически-созерцательного или драматического характера).
В начале XIX в. композитором и теоретиком музыки А. Лимонджяном была введена в практику новая армянская нотопись, с помощью которой была осуществлена запись произведений духовной музыки и музыкального фольклора. Начавшаяся под влиянием освободительных идей России со второй половины XIX в. национальная и социальная борьба в Армении привела к подъёму общественной мысли, развитию новой национальной литературы, театра и музыки [24].
Началось возрождение армянской музыкально-общественной жизни также в крупных центрах Закавказья и Турции, где проживало много армян. Создаются армянские музыкальные общества, ведущие музыкально-просветительскую работу. Распространяются рукописные, а также печатные песенники, одним из первых был "Национальный песенник армян" Р. Патканяна, 1856, Петербург, появляются учебники по музыкальной грамоте и теории музыки Венецианских мхитаристов (1882), Н. Ташчяна (1878), и др. Возникает и развивается музыкальная периодика
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. А. Спендиаров о музыке: К 100-летию A.A. Спендиарова. — Ереван, 1971.
2. Аматуни, С. Арно Бабаджанян. Инструментальное творчество (исследование) / С. Аматуни. – Ереван: Советакан грох, 1985. – 206 с.
3. Арам Хачатурян и музыка XX века: Третий международный симпозиум и фестиваль. 17-30 ноября 2003 г. / Союз композиторов Армении; Армянская национальная комиссия при ЮНЕСКО. Ереван: Арчеш, 2004.- 156 с.
4. Арам Хачатурян. Монография. Сборник. Сост. – Г.Геодакян. Изд. Академии наук Армянской ССР (Армения), 1972.
5. Арам Хачатурян: Страницы жизни и творчества (беседы с Г.М. Шнеерсоном). М.: Сов. композитор, 1982. - 200 с.
6. Арановский М.Г. Музыкальный текст: Структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 344 с.
7. Арутюнов Д. О мелодике А. Хачатуряна // Теоретические проблемы XX века / Ред.-сост. Ю.Н. Тюлин. М.: Музыка, 1978. - С. 20 - 47.
8. Бокщанина Е.А. Музыкальная культура Армении // она же. История музыки народов СССР до Великой Октябрьской социалистической революции. М.: Музыка, 1969. С. 137 - 197.
9. Бэлза И. «Арам Хачатурян». (Творческий портрет композитора. Статья к 70-летию со дня рождения). «Музыкальная жизнь», М. 1973, № 10, с. 6-8.
10. Геодакян, Г.Ш. Комитас / Г.Ш. Геодакян. – Ереван, 1969. – 109 с.
11. Гуляева Г. Музыка на всю жизнь. (Статья о А. Хачатуряне – ректоре Университета культуры молодого мастера). «Культура и жизнь». М., 1973, № 7, с. 39-40.
12. Еражишт, Д. «Танцы» Комитаса в Парижских концертах Григория Соколова (на армянском) / Д. Еражишт // Музыкальная Армения. – 2014. – 1(46). – С. 56–61.
13. Завадский Ю. Верю, мы еще встретимся. (Статья к 70-летию со дня рождения А. Хачатуряна). «Советская музыка», М., 1973, № 6, с. 22-24.
14. Кабалевский Д. Трижды богатый. (Статья к 70-летию со дня рождения А.Хачатуряна). «Советская музыка», М., 1973, № 6, с. 13-19.
15. Каган, М.С. Изменение места музыки в развитии мировой художественной культуры / М.С. Каган // Музыка в мире искусств. – Санкт-Петербург: Ut, 1996. – С. 121–212.
16. Караев Кара. Художник воистину интернациональный, (Статья к 70-летию со дня рождения А. Хачатуряна). «Советская музыка», М., 1973, .№ 6, с. 19-21.
17. Кокжаев М.А. Топология музыкального пространства. М.: Издат. Дом «Композитор», 2004. 88 с.
18. Консон Г. Целостный анализ как универсальный метод научного познания художественных текстов (на материале музыкального искусства). М.: Композитор, 2010. — 392 с.
19. Лиепа М. Слово о художнике// «Музыкальная жизнь», М., 1973, № 10, с. 10.
20. Мазель, Л. Проблемы классической гармонии / Л. Мазель – М.: Музыка, 1972. – 616 с.
21. Мартынов И. Арам Хачатурян// «Культура и жизнь», М., 1973, № 7, с. 38.
22. Менон Нараяна (Индия), Свет маяка// «Советская музыка», М., 1973, № 6, с. 40-41.
23. Мирзоян Э. Его музыка захватывает. (Статьи к 70-летию со дня рождения А. Хачатуряна) // «Советская музыка», М., 1973, № 6, с. 21-22.
24. Мнацаканян М.О. Культуры. Этносы. Нации: Размышления об истоках и природе национальной общности: Монография. М.: МГИМО-Университет, 2005. - 352 с.
25. Мокрый Л. Истинно художественно// «Советская музыка», М„ 1973, № 2.
26. Музыка как форма интеллектуальной деятельности / Ред.-сост. М.Г. Арановский. М.: КомКнига, 2007. 240 с.
27. Ойстрах Давид. Слово о художнике// «Музыкальная неделя», М„ 1973, № 10, с. 8-9.
28. Персон Д. «Арам Хачатурян». (Жизнь и творчество)/ «Советский композитор», М., 1973.
29. Петрушанская Р. Авторские вечера А.Хачатуряна// «Музыкальная жизнь», М„ 1973, № 23, с. 5.
30. Раабен Л. Советский инструментальный концерт. Л.: Музыка, 1967. 308 с.
31. Соболева Г. Композитор Арам Ильич Хачатурян. (Биография и творческий путь композитора) // «Дошкольное воспитание», М., 1973, № 10, с. 50-58.
32. Тигранов Г. Балеты А. Хачатуряна. (Книга), «Музыка» (Л.), 1974, 143 с.
33. Тигранова И. Лирика в творчестве А. Хачатуряна. «Айастан» (Ереван), 1973, 146 с.
34. Ханбекян А. Народная диатоника и ее роль в политональности А. Хачатуряна. Сб. статей «Музыка и современность». Выпуск 8. «Музыка», М., 1974.
35. Ханбекян А. О диссонирующих аккордах у А. Хачатуряна. «Музыка народов Азии и Африки». Выпуск 2. 1973, с. 75-85.
36. Хараджанян Р. Большой и плодотворный путь (Статья о творческом пути А.Хачатуряна – композитора и дирижера). «Литературная Армения» (Ереван), 1973, № 7, с. 98-102.
37. Хараджанян Р. Фортепианное творчество Арама Хачатуряна, «Айастан» (Ереван). 1973, 196 с.
38. Холопова, В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины XX века / В. Холопова. – М.: Музыка, 1971. – 326 с.
39. Шавердян А. Очерки по истории армянской музыки XIX— XX веков (досоветский период). — М., 1959.
40. Шахназарова Н. О национальном своеобразии музыки. // «Советская музыка», М., 1960, № 6, с. 23-30.
41. Шахназарова Н. Арам Хачатурян и музыка Советского Востока.. Сб. «Музыка и современность». Выпуск 2. Музгиз, М„ 1963, с. 218-240.
42. Шнеерсон Г. Арам Хачатурян. — М.: Сов. композитор, 1958. — 77 с.
43. Шостакович Д. Праздник искусства. (Статья. К 70-летию со дня рождения А. И. Хачатуряна). «Советская музыка», М„ 1973, № 6, с. 13-19.
44. Юзефовнч В. Арам Хачатурян: Монография. — М.: Сов. композитор, 1990. 296 с.
45. Комитас фестиваль: официальный сайт [Электронный ресурс] – URL: http://www.komitas-festival.de