Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В качестве определяющего фактора развития демократии в стране принято выделять возможности граждан на свободное обращение к органам государственной власти во время необходимости защиты прав и свобод, а помимо этого во время возникновения иных вопросов. В качестве цели развития России в современный период времени принято выделять процесс формирования демократической правовой страны, при помощи построения общества, в котором права и свободы граждан будут выступать в качестве наивысшей ценности, устанавливается смысл и содержание функционирования публичной власти.
Значимое место в череде основных прав и свобод граждан отводят праву на обращения к органам власти. Данное право выступает в качестве варианта доведения до органов власти интересов и потребностей граждан, а помимо этого типа участия в процессе управления делами страны, а помимо этого – способом защиты прав граждан. Значение прав граждан в области обращения к органам власти, а помимо этого проблемные вопросы, которые возникают во время их реализации, предопределят выбор направления исследования. В Российской Федерации право граждан на обращения в разнообразных видах существовало в течение всей истории. Изучаемое право развивали, и оно эволюционировало в качестве института конституционного права совместно с процессом развития самой страны. С 1993 г. право граждан на обращения установили в нормах Конституции РФ (ст.33) .
На данный момент времени проблематика взаимодействия граждан с органами власти стоит довольно остро. Данная проблематика нуждается в детальном исследовании существующих типов взаимодействия и выработки, новейших применительно к измениям происходящим в современных условиях жизнидеятельности общества. Следует изучить накопленный российский опыт и выработать новейшие и действенные правовые отношения граждан и страны, которые будут учитывать существующие изменения современного общества. Обращения граждан, это объективный и своевременный источник информации, который необходим во время урегулирования практически каждой отрасли жизнедеятельности общества.
Поток обращений граждан в различные инстанции увеличивается с каждым годом. С одной стороны, это отражает социальную активность и возрастающее доверие к государству, а с другой – выявляет несовершенство организации жизни общества и пробелы в действующем законодательстве, если населению приходиться обращаться к властям в личном порядке.
Таким образом, право граждан на обращение в органы государственной власти - это крайне важный институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между человеком и государством. Данный институт выступает и одним из действенных способов устранения нарушений законности, средством предотвращения правонарушений и снятия социальной напряженности, что сегодня является важнейшим условием развития для России.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти.
Предмет исследования составили юридические действия, определяющие содержание права на обращения, которые регулируют реализацию права граждан на обращения в органы государственной власти, а также проблемы теории и практики реализации данного права, нормы конституционного и иных отраслей права, регулирующие данные отношения.
Цель данной работы состоит в исследовании института обращений граждан в органы государственной власти как конституционно-правового института, который связан с реализацией и защитой всего комплекса прав и свобод человека и гражданина. Данная цель обусловлена тем, что реализуя конституционное право на обращение в органы государственной власти, граждане вступают в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и правовое регулирование конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти.
2. Провести классификация обращений граждан в органы государственной власти.
3. Изучить субъектов и адресатов конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти.
4. Исследовать порядок реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти.
5. Выявить проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и пути их решения.
Нормативную базу составляют: Конституция РФ, ратифицированные Россией международные нормативные правовые акты, нормативные акты палат Федерального собрания РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и субъектов РФ, а также федеральное, региональное и местное законодательство, регламентирующее деятельность органов государственной власти по реализации конституционного права граждан на обращения.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых конституционалистов и административистов по проблемам прав человека и их реализации в разных сферах жизни. Особое место, при изучении данной темы стоит уделить работам юристов-практиков, работающих непосредственно с обращениями граждан и знающих особенности работы с ними.
Вопросы теории и практики права граждан на обращение нашли отражение в трудах С.А.Авакьяна, С.С.Алексеева, М.В.Баглая, И.Д.Беляева, В.В.Бойцовой, Н.В.Витрука, Л.Д.Воеводина, Н.А.Воскресенского, П.П.Глущенко, Ю.А.Дмитриевой, Д.Л.Златопольского, В.А.Карташкина, А.Е.Козлова, В.В.Комаровой, О.Е. Кутафина, Н.И.Лазаревского, Е.А.Лукашевой, А.В.Малько, Н.И.Матузова, В.С.Нерсесянца, Л.А.Нудненко, С.А.Пяткина, В.В.Пылина, Б.А.Страшуна, В.Н.Руденко, К.М.Тахтарева, Б.Н.Топорнина, Н.Ю.Хаманевой, В.Е.Чиркиной, Б.Н.Чичерина, О.И.Чистякова, М.Ф.Чудакова, Б.С.Эбзеева и других.
Непосредственно исследованию права граждан на обращения в органы государственной власти посвящены работы Ю.Н.Алистратова, В.В.Альхименко, Д.Н.Бахраха, А.С.Загребельного, М.В.Карасевой, М.А.Миронов, М.Л.Энтина.
Методологией работы являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме этого использованы - научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой логико-юридический, системно-структурный, феноменологический, социологический опрос и анализ его результатов, а также контент-анализ документов.
Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, объединяющие пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 Понятие и характеристика конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти
1.1 Понятие, сущность и правовое регулирование конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти
На основании ст. 33 Конституции РФ определено, что любой гражданин России обладает правом на обращения лично, а помимо этого при помощи направения индивидуальных, а также коллективных обращений в органы государственной власти, органы местного самоуправления. На законодательном уровне термин «обращение» определен в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» : обращения граждан – являются направленными в органы государственной власти, органы местного самоуправления либо должностным лицам письменные, либо в электронном виде документы выступающие в качестве предложений, заявлений либо жалоб, а помимо этого устные обращения граждан в органы государственной власти.
В энциклопедическом словаре конституционного права указано на то, что обращения выступают в качестве обобщенных названий разных типов индивидуальных либо коллективных обращений граждан в органы власти, орган местного самоуправления либо к должностному лицу, к администрации предприятия, учреждения, организации, общественного объединения, должностному лицу - заявление, жалоба, предложение, ходатайство .
Анализируя вышеизложенные определения можно сказать, что все эти определения дают понятие термину «обращение» лишь опосредованно, через отдельные его виды. Вместе с тем, указанные виды далеко не исчерпывают всего разнообразия обращений и акцентируются только на основных формах обращений. Другие виды обращений указываются в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы общественной деятельности.
Более полное раскрытие термина «обращение» дает С.К. Астаханова: «Обращение – это регламентированное национальным и международным правозащитным законодательством политико-правовое отношение, возникающее между субъектом права и государством по поводу реализации и защиты, принадлежащих субъектам прав и свобод, а также законных интересов лица, группы лиц или общества, путем внесения в установленном порядке предложений, заявлений, жалоб и других форм обращений в государственные органы, организации и органы местного самоуправления, которые подлежат обязательному рассмотрению и ответу на них в определенные законом сроки» .
М.В. Карасева полагает, что «обращение – это конституционное право, предполагающее обращение гражданина или коллектива граждан к компетентным органам в целях защита (восстановления) лично его (их) нарушенных прав и законных интересов, выражающее волю всего советского народа, социальную свободу, а также общественное отношение по участию в управлении государственными и общественными делами как наиболее существенное и коренное между государством и гражданином» .
Более широким можно признать научное определение С.А. Широбокова, по его мнению, «обращение – это волеизъявление индивида, выражающееся в конкретных действиях, имеющие устную или письменную форму, соответствующую правилам, закрепленных в нормативно-правовых актах, направляемое в государственные органы, в видах, необходимых для того, чтобы реализовать, предоставить, защитить или восстановить права и свободы» .
Итак, можно вывести комплексное определение: обращение граждан в органы публичной государственной власти – это самостоятельный комплексный правовой институт, регламентированный национальным и международным правозащитным законодательством, на основе которого закрепляется право человека и гражданина, их объединений непосредственно или через представителей обращаться в устной или письменной форме, индивидуально или коллективно в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц (далее гос органы) в целях обеспечения реализации и защиты своих прав, свобод и законных интересов, прав, свобод и законных интересов других лиц и участия в управлении делами государства.
Для полноценного понимания термина «обращение» нам необходимо дать понятие его сущности. Существует две основные точки зрения к пониманию сущности права граждан на обращение. С одной стороны обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для эффективного реагирования на нужды общества. С другой, право на обращение граждан это форма участия граждан в управлении государством. Например, И. А. Третьяков считает ключевым моментом права на обращение его характеристику в качестве формы участия граждан в решении государственных и общественных дел, возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов. Можно заключить, что содержанием института права граждан на обращения в государственные органы является:
- одна из форм народовластия, осуществляемая через обязательное для рассмотрения гражданской инициативы, направленной на принятие гос органом или решения им в иной форме общественно значимого вопроса;
- установленный законом порядок защиты прав, свобод и законных интересов граждан, осуществляемый ими в публично-правовой форме путём направления обращений в органы власти.
Можно сказать, что оба подхода к сущности данного института являются основными и сущность обращения заключается в том, что это один из легальных механизмов взаимодействия граждан с органами публичной власти, отражающая обратную связь, при реализации субъектами своих прав и свобод и защиты своих интересов, а также для совершенствования работы органов власти и привлечения внимания органов власти к общественным проблемам.
И.В. Наталь совмещает обе точки зрения в своем определении сущности права граждан на обращение: «Сущность института права на обращение в органы власти заключается в комплексном характере и выражается в том, субъекты на его основе вправе участвовать в управлении делами государства, реализовывать и защищать свои права, свободы и законные интересы, использовать в качестве канала обратной связи с государством, его органами и организациями, а также в целях взаимопроникающей и взаимообуславливающей в связи с другими конституционными правами в качестве способа их организации .
В объективном смысле исследуемый институт представляет собой совокупность определенных правовых норм, обеспечивающих конституционное право каждого на участие в управлении делами государства, выражения своего мнения, права на защиту своих права и свобод. В субъективном смысле институт обращений это совокупность правомочий, составляющих его содержание.
При этом, несмотря на то, что целью обращения, как правило, является частный интерес гражданина, иногда последствия его обращения имеют публично-правовое значения, так как создается прецедент, который является, по сути, правоприменительной практикой.
В ходе изучения сущности данного института, можно придти к выводу, что характер института права граждан на обращения является частью конституционного права, служащего для обеспечения реализации конституционных прав и законных интересов граждан.
Рассмотрение обращений граждан относится к совместной компетенции РФ и ее субъектов РФ. В части 2 статьи 3 ФЗ «Об обращениях» закреплено, субъекты РФ могут устанавливать дополнительные гарантии права граждан на обращение, то есть федеральное законодательство закрепляет основные положения и гарантии исследуемого института, а региональное законодательство может расширить права граждан и закрепить дополнительные гарантии для них в собственных нормативно-правовых актах. Этим правом воспользовалось большинство субъектов РФ.
Региональные законы отчасти копируют ФЗ «Об обращениях», дополняя его своими нормами, которые конкретизируют порядок работы с обращениями, усиливают ответственность должностных лиц при работе с ними. Также региональное законодательство может закрывать пробелы ФЗ «Об обращениях», например по ст.4 Закона Московской области от 05.10.2006 N 164/2006-ОЗ «О рассмотрении обращений граждан» , дополнительно указано, что устные обращения граждан также могут поступать по специально организованным «телефонам доверия», «горячим линиям», во время «прямых эфиров» по радио и телевидению.
Институт права граждан на обращение выполняет следующие основные функции: правозащитную, информационную и коммуникационную и базируется на определенных принципах, 1которые можно условно подразделить на две группы:
1 тип – основные принципы, которые присущи для каждой деятельности властных органов и должностных лиц. Это принцип законности, обязательной всесторонней регламентации действия публичных органов, учета интересов общества, страны и всех индивидов, компетенции, профессионализма, оперативности, быстроты исполнения процессуальных функций, ответственности и так далее.
2 тип – специальные принципы, при помощи которых выражают основное начало, а помимо этого специфику обращений граждан, это такие принципы, как:
- всеобщее право на обращения;
- свобода направления обращения;
- обязательность принятия обращений к изучению, а также реагированию на обращения;
- сочетание гласности с неразглашением информации;
- недопустимость передачи жалоб лицам, действия (бездействие) и решения которых выступают в качестве предмета обращения;
- объективное, полное и всестороннее изучение вопросов, по поводу которых поступают обращения;
- своевременности решения обращения гражданина;
- равная ответственность должностных лиц и заявителей во время исследования обращений.
Приоритетное значение в механизме правового регулирования реализации права граждан на обращение в органы публичной власти принадлежит общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ) или же нормам международных договоров.
Стоит отметить то, что в отличие от иных основополагающих прав граждан, право в области обращения к органам власти не имеет должного закрепления в таких международных законах как Всеобщая декларация прав
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. N 53/144 "Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы" // СПС КонсультантПлюс.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
8. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020, с изм. от 02.03.2021) // "Российская газета", N 220, 20.11.2002.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
10. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
12. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
14. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
15. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // "Собрание законодательства РФ", 10.02.2014, N 6, ст. 550.
16. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
17. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
18. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) "О муниципальной службе в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
19. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
20. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" // "Парламентская газета", N 70-71, 11.05.2006.
21. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
22. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
23. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.2009, N 7, ст. 776.
24. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Собрание законодательства РФ", 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
25. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О мировых судьях в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 21.12.1998, N 51, ст. 6270.
26. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.03.2021) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
27. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О статусе военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
28. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Российская газета", N 32, 08.02.1992.
29. Закон Московской области от 05.10.2006 N 164/2006-ОЗ (ред. от 06.06.2018) "О рассмотрении обращений граждан" (принят постановлением Мособлдумы от 27.09.2006 N 10/191-П) // "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 189, 11.10.2006.
30. Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 (ред. от 25.07.2014) "Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций" // "Собрание законодательства РФ", 22.02.2010, N 8, ст. 838.
31. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // "Собрание законодательства РФ", N 11, 15.03.2004, ст. 945.
32. Приказ Росархива от 22.05.2019 N 71 "Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57023) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2019.
33. Князев О.А. Актуальные проблемы обращения граждан: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / под ред. О.А. Князев. - Москва: ИД «Международные отношения», 2018. -866 с.
34. Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи государственных органов и должностных лиц через призму социального патроната // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 4. С. 20.
35. Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Вопросы, разрешаемые при заключении брака лицами, не достигшими возраста 16 лет // Baikal Research Journal. 2016. Т.7. №1. С.16.
36. Лапин А.Е., Борисов Н.И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. № 1. С. 107.
37. Майорова С.А. К вопросу о реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (25). С. 334.
38. Осипова М. А. Правовые основы коллекторской деятельности в Российской Федерации // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 2. С.18.
39. Савоськин А.В. Система обращений в соответствии с объективной стороной волеизъявления граждан РФ (подсистемы устных, письменных и конклюдентных обращений) / А.В. Савоськин / Актуальные проблемы российского права. – 2016. - № 7. - с. 1346 - 1350.
40. Савоськин А.В. Система законодательства об обращениях граждан / А.В. Савоськин/ Lex russica. – 2016. - № 12. - с. 1420 – 1429.
41. Скрябина М.В. Обращения граждан в органы публичной власти как инструмент противодействия коррупции в России // Закон и право. 2019. № 2. С. 4.
42. Сошин А.А., Самсонов В.А. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.А. Сошин // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 3. С. 16.
43. Чуксина В.В., Бондаренко О.В. Права человека в контексте политико-правовой турбулентности / В.В Чуксина // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 2. С. 218-230.
44. Шевченко И.В. Взаимодействие органов власти и общества: история, законодательство, развитие обращений граждан // Политика, экономика и инновации. 2018. № 5 (22). С. 4.