- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Технологии развития субъективного благополучия студентов СПО в условиях моногорода.
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Социология молодежи
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Технологии развития субъективного благополучия студентов СПО в условиях моногорода."?83 страницы
52 источника
Добавлена 29.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1.3 Теоретические аспекты понятия жизненного смысла в психологической науке 22
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования обусловлена тем, что радикальные изменения, произошедшие в нашей стране (социально-экономический кризис, политические и социальные изменения) затронули самые разнообразные стороны жизни людей. Ситуация, в которой находится современное российское общество, неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия российской действительности значительно расширили возможности людей, а с другой — константой стала ситуация нестабильности общества в целом. Острота социально — экономических проблем, резкая имущественная дифференциация населения объективизировали духовный кризис общества, который сопровождается эмоциональным дискомфортом людей. В связи с этим крайне важно учитывать показатели психологического самочувствия личности, ее субъективного благополучия.
В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой необходимостью для психологической науки и практики определения того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия.
Субъективное благополучие – понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим большое значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующее ощущением удовлетворенности.
Субъективное благополучие выступает важным психологическим регулятором жизнедеятельности человека в целом и, в частности, экономического поведения, являясь показателем процесса социально-психологической адаптации личности в изменяющихся социально-экономических условиях. На субъективное благополучие влияют не только внешние факторы, но и то, как они преобразуются человеком в некоторую систему внутренней иерархии жизненных ценностей.
Нестабильность в обществе и сопровождающие ее процессы отражаются на самочувствии, настроении, субъективном благополучии той части общества, к которой по своему социальному статусу относятся выпускники высших учебных заведений.
Представляется особенно важным выявление тех связей и факторов благополучия, которые могут оказать влияние на дальнейшее личностное и профессиональное самоопределение, самореализацию и саморазвитие выпускников СПО.
Многие важные аспекты изучения проблемы субъективного благополучия личности разработаны в трудах М. Аргайла, Л. В. Куликова, К.А. Абульхановой-Славской, Р. М. Шамионова, Г. С. Никифорова, Г. М. Головиной, Т. Н. Савченко, Г. М. Зараковского, В. А. Хащенко, Е. Е. Давыдовой и А. А. Давыдова, А. А. Новик, А. Мишелл, М. В. Соколовой, Р. Инглхарт и других. Но вместе с тем, проблема субъективного благополучия личности, а тем более выпускников СПО, изучена недостаточно и требует дополнительной теоретической разработки вопросов, касающихся структуры и факторов субъективного благополучия, его взаимосвязей с социально-психологическими и психологическими образованиями.
Цель исследования: изучить показатели субъективного благополучия студентов СПО.
Объект исследования: субъективное благополучие личности как психологический феномен.
Предмет исследования: показатели субъективного благополучия студентов СПО.
Гипотезы исследования:
1. Мы предполагаем, что использование приемов и методик тренинга личностного роста позволит повысить уровень субъективного благополучия студентов СПО.
2. Мы предполагаем, что есть различия между студентами с высоким и низким уровнем субъективного благополучия, в первую очередь, по выраженности различных эмоциональных состояний.
Цель бакалаврской работы конкретизирована в ряде задач.
Теоретические задачи:
1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме субъективного благополучия личности.
2. Изучить факторы субъективного благополучия и особенности юношеского возраста.
Методические задачи:
3. Подобрать психодиагностические методики для изучения выраженности субъективного благополучия.
4. Разработать и реализовать программу тренинга личностного роста со студентами, имеющими низкий уровень субъективного благополучия.
Эмпирические задачи:
5. Исследовать показатели субъективного благополучия студентов СПО.
6. Оценить эффективность программы и проанализировать возможности тренинга личностного роста в работе со студентами СПО.
Методы исследования, использованные в работе.
Теоретические методы: анализ и обобщение психологической литературы, направленные на детальное изучение исследуемой проблемы.
Психодиагностические методы:
1) «Шкала аффективного баланса» (Н.М. Бредберн).
2) Методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» (Т.А. Немчин, Н.А. Курганский).
3) Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л.В. Жуковской, Е.Г. Трошихиной).
4) Шкала удовлетворенности условиями жизни (О.С. Копина).
5) Методика «Система жизненных смыслов» (В.Ю. Котляков).
Методы математической статистики: описательная статистика и корреляционный анализ.
Исследовательская база. Колледж рационального обучения «Южный Университета ( ИУБиП)» . В исследовании принимали участие студенты в возрасте от 17 до 22 лет.
Новизна:
1. Проведено исследование уровня субъективного благополучия выпускников СПО.
2. Предложена авторская программа тренинга личностного роста, которая реализована в работе со студентами СПО, имеющими низкие показатели субъективного благополучия.
Теоретическая и практическая значимость исследовательской работы: материалы данной работы могут быть использованы в работе с людьми, имеющими низкие показатели субъективного благополучия, а также в тренинговой работе с выпускниками для повышения их жизненной и психологической активности. Данное исследование может быть использовано психологами, социальными работниками, прошедшими предварительную подготовку к проведению групповой работы.
Управленческая проблема состоит в том, что семьи студентов, не заинтересованы в мотивации студентов в обучении, т.е. дети не посещают учебные заведения, и имеют низкую успеваемость.
Психологическая проблема: субъективное благополучие студентов СПО выступает в качестве важнейшего внутреннего фактора человека, определяющего и его социальную активность, и взаимоотношения с другими людьми, и отношение к самому себе как к личности. С другой, субъективное благополучие детерминировано целым рядом различных факторов, важнейшими среди которых выступают смысложизненные ориентации, ценностные установки и установки в отношении себя. Иными словами, субъективное благополучие выполняет регуляторную функцию по отношению к поведению и само является результатом деятельности по саморегуляции психических состояний
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ СПО
1.1. Анализ понятия субъективное благополучие
Представления о благополучии человека развиваются относительно независимо в разных направлениях и школах философии, социологии и психологии. При этом содержательное наполнение понятия благополучия зависит от логики самих школ, и поэтому, взгляды неоднозначны. Мнения о сущности благополучия человека зачастую не пересекаются между собой, поскольку рассматриваются его отдельные грани, а иногда в него вкладывается разный, даже противоположный, смысл. В результате проблема разработки единого конструкта трудна и остается нерешенной. К тому же критерии благополучия сменяются в разные исторические эпохи и зависят от культурных традиций.
В отличие от социологии, в психологии большее внимание уделяется внутренним оценкам и переживаниям благополучия, чем внешним критериям успешности жизнедеятельности и благосостояния, уровню и качеству жизни. На сегодняшний день существует достаточно много понятий, в которых отражаются аспекты благополучия с субъективной точки зрения и даже разные трактовки одних и тех же понятий; имеются и попытки объединения конструктов в единую модель субъективного благополучия.
Справедливости ради стоит отметить, что и социологи и психологи в поисках индикаторов и факторов благополучия человека, рассматривают соотношение внутренних и внешних показателей благополучия. Так, социологи признают важность субъективных оценок населением качества жизни, проводят опросы уровня счастья и удовлетворенности жизнью, ввиду нужности таких оценок для формирования общественной политики (Беляева Л.А., 2009; Смолева Е.О., Морев М.В., 2016).
Объяснения тому факту, что повышение в среднем уровня дохода не вызывает одновременное повышение уровня удовлетворенности и счастья людей, психологи ищут во внутреннем мире человека. Исследователи подчеркивают важность ведущих жизненных смыслов, качества межличностных отношений, уровня притязаний, оптимизма и других личностных характеристик для субъективного благополучия человека (Аргайл М., 2013; Селигман, 2006, 2013; Джидарьян И.А., 2013; Куликов Л.В., 2014; Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., 2016; Шамионов Р.М., 2008; и др.).
Феномен субъективного благополучия связан с субъективным отношением личности к себе и событиям жизни, удовлетворения и возможностями удовлетворения потребностей (Шамионов Р.М., 2008). Субъективное благополучие составляют два основных компонента: когнитивный – удовлетворенность жизнью в целом, и эмоциональный – превалирование позитивных эмоций над негативными эмоциями. Эти компоненты упоминаются в работах тех психологов, которые первыми начали исследовать данный феномен (Bradburn N.M., 1969; Diener Е., 1984). В дальнейшем Брэдбурн пришел к заключению, что положительные и отрицательные эмоции почти не зависят друг от друга и, следовательно, рассматривать их нужно отдельно друг от друга.
Аффективную составляющую субъективного благополучия: переживания радости, печали, гнева, эмоциональные состояния и настроения, то, что делает жизнь приятной или неприятной, можно назвать эмоциональным благополучием. Эмоции связаны с многообразным повседневным опытом и могут быть скоротечными, но в качестве компонента субъективного благополучия рассматриваются достаточно устойчивые во времени эмоциональные состояния.
Удовлетворенность жизнью определяется суждениями человека о своей жизни и отражает когнитивную оценку. Удовлетворенность жизнью предполагает глобальную оценку своей реальной жизни через призму личных стандартов «хорошей жизни» (Diener E., 1984; Diener E., et al, 1999). Человек будет в том случае удовлетворен, когда почти отсутствует разрыв между реальным положением дел и идеальными представлениями. Существенный разрыв между реальностью и идеалом приводит к неудовлетворенности. Оценка также может исходить из сравнения себя с другими людьми (Аргайл М., 2003; Бонивелл И., 2009).
На сегодняшний день данная структура субъективного благополучия считается общепризнанной, но иногда ее видоизменяют, вносят в нее дополнения. Так, Л.В. Куликов (2000) видит содержанием когнитивного компонента не столько целостную оценку своей жизни вообще, сколько суммарную оценку, складывающуюся из оценки разных аспектов жизни. Тогда эмоциональные компонент – это доминирующая эмоциональная окраска отношения к этим аспектам жизни.
И.А. Джидарьян и Е.В. Антонова, так же разделяя субъективное благополучие на эмоциональную и когнитивную составляющую, пишут о рефлекторном ядре и эмоциональном фоне. По мнению авторов, рефлекторное ядро составляют когнитивные процессы: мысли человека о собственной жизни и оценочные суждения, а эмоции образуют эмоциональный фон (Джидарьян И.А., Антонова Е.В., 1995; Джидарьян И.А., 2013).
В 2011 году М. Селигман (Seligman М., 2011) предложил еще один взгляд на субъективное благополучие, рассмотрев его как совокупность позитивных эмоций (P), вовлеченности в деятельность (E), позитивных отношений с другими (R), смысла или осмысленности (M), а также достижений (A) – модель PERMA.
Близким к понятию субъективного благополучия является понятие счастья. В некоторых работах они рассматриваются как синонимичные, а в других подчеркивается их различие. Счастье может быть пиковым переживанием, связанным с восторгом от неожиданных радующих событий. Ощущение счастья может возникнуть при достижении значимых личностных целей (Эммонс Р., 2004). При таком рассмотрении счастье отличается от субъективного благополучия временной характеристикой. Ощущение счастья появляется и тогда, когда человек занимается увлекательным, интересным для него делом, которое посильно для него (Чиксентмихайи М., 2013; Буякас Т.М., 1995). При таком рассмотрении счастья, его содержание сближается с субъективным благополучием.
Счастье может пониматься и как продолжительное общее эмоциональное состояние, а также как всеобъемлющее состояние, охватывающее ряд психических состояний, которые в совокупности, несмотря на различия в деталях между ними, отражают положительный аффективный ответ человека на свою жизнь (Taylor T.E., 2015). При таком подходе высокий уровень счастья – индикатор благополучия.
Однако счастье несколько больше, его подлинная ценность в самонаполнении жизни человека позитивом (Haybron D.M., 2010). Счастье может пониматься и как интегральная характеристика, как феномен, принадлежащий экзистенциальному аспекту бытия, восприятию и постижению мира в целом и природы человека.
Дальнейшая разработка понятия субъективного благополучия привела к появлению теорий, в которых подчеркивается ведущая роль потребностей самореализации для чувства удовлетворенности и благополучия. Ведь человек занят не только насыщением базовых потребностей, он устремлен в будущее и желает внести свой вклад в развитие общества, оставить след в истории, реализовать свой потенциал (А. Маслоу, К. Роджерс, К.Г. Юнг и др.).
К. Рифф назвала такой вариант благополучия человека – психологическим благополучием, чтобы развести его с концептом субъективного благополучия. Субъективное благополучие связывается с гедонистическим пониманием благополучия, тогда как психологическое благополучие отражает эвдемонический подход к благополучию.
Основываясь на философских и психологических воззрениях относительно истинной природы человека, К. Рифф выделила шесть компонентов, каждый из которых может быть описан с помощью биполярной шкалы: автономность; компетентность; личностный рост; позитивные отношения в общении с другими людьми; цели в жизни и самопринятие (Ryff C.D., 1985, 1989).
1. Автономность. Человек, обладающий высокой автономностью способен быть независимым, способен противопоставлять собственное мнение мнению большинства. Такая личность может мыслить и вести себя нестандартно, оценивая себя из собственных предпочтений. Недостаточный уровень автономности свидетельствует о конформизме, излишней зависимости от мнения окружающих людей.
2. Компетентность. Под компетентностью понимают наличие качеств, которые обуславливают успешное овладение разными видами деятельности, способность достигать цели, проходить трудности на пути реализации цели. Если наблюдается недостаток данной характеристики, то возникает ощущение своего бессилия, некомпетентности, отсутствует возможность что-то поменять, дабы добиться желаемого результата.
3. Личностный рост. При личностном росте предусматривается стремление к развитию, учебе и восприятию нового, а также наличие чувства собственного прогресса. Когда не происходит личностного роста, наступает скука, стагнация, отсутствие веры в возможность перемен и собственные силы, пропадает жизненный интерес.
4. Позитивные отношения с другими людьми подразумевают умение сопереживать, быть открытым в общении, иметь навыки, которые помогают находить и поддерживать контакты с людьми. Эта характеристика включает в себя желание быть гибким в общении с людьми, умение идти на компромиссы. При отсутствии такого качества появляется одиночество, неспособность доверять людям, поддерживать близкие отношения, замкнутость.
5. Жизненные цели. Наличие жизненных целей порождает чувство осмысленности своего существования, ощущение ценности прошлого, происходящего в настоящем, и того, что произойдет в будущем. Отсутствие целей в жизни влечёт ощущение бессмысленности жизни, тоски и скуки.
6. Самопринятие означает позитивную самооценку себя и своей жизни в целом, осознание и принятие, как своих положительных качеств, так и недостатков. Противоположно самопринятию чувство неудовлетворенности собой и своими чертами личности, неудовлетворенность своим прошлым жизненным опытом.
Как утверждает К. Рифф, обособленные компоненты психологического благополучия сопоставляются с разными структурными элементами теорий, в которых речь идет о позитивном функционировании человека. Так, «самопринятие» сопоставляется не только с такими понятиями, как «самоуважение», «самопринятие», которые были введены А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом и М. Яхода. «Самопринятие» включает в себя признание самим человеком наряду с достоинствами своих недостатков, что соотносится с концепцией индивидуализации К.Г. Юнга, а также в основном позитивную оценку человеком своего прошлого, которое описывается Э. Эриксоном – как элемент процесса эго-интеграции.
Эвдемонистическое понимание благополучия, где личностный рост постулируется основным и необходимым аспектом благополучия характерно для взглядов А. Ватермена (Waterman A.S., 1993), теории самодетерминации Р. Райана и Э. Деси (Ryan, R.M., Deci E.L., 2001).
Э. Деси и Р. Райан исходят из того, что существуют три основные психологические потребности: в автономии, компетентности и связанности с другими, их удовлетворение значимо для психологического роста, целостности и благополучия человека (Ryan, R.M., Deci E.L., 2000).
Хотя в российской психологии термин субъективного благополучия появился относительно недавно, изучение феномена имеет длительную историю. Отечественные исследователи традиционно в качестве основания для внутреннего благополучия человека рассматривали осмысленность, насыщенность и продуктивность жизни (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, В.Э. Чудновский). Л.В. Куликов считает, что благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей (Концепт…, 2014).
При работе над проблемой самосознания психологи обращали внимание на информативное обеспечение благополучия. Так, И.С. Кон отмечал, что в рефлексивном «Я» особенно тщательно регистрируются те мнения о себе, которые способствуют поддержанию устойчивости «образа Я» (Кон И.С., 1999).
Самосознание и самоотношение, рефлексия ситуации и собственных возможностей влияют на понимание и оценку человеком своего благополучия. Нет сомнения в том, что субъективное благополучие значительно разнится у людей с разным уровнем самооценки и притязаний, а также в зависимости от их соотношения. Можно сказать, что чем выше уровень притязаний и меньше шансов достигнуть желаемого, тем меньше уровень субъективного благополучия, и наоборот, чем больше возможностей для реализации притязаний, тем большим будет благополучие (Бочарова Е.Е., 2005).
Тут важным становится понимание, что субъективное благополучие, связано не только с потребностями и их реализацией, а с отношением человека к возможностям их удовлетворения (Шамионов Р.М., 2003).
Значительную роль при оценке своего благополучия играют социальные и культурные установки. Если люди считают, что удовлетворенность жизнью желаема, они скорее опираются на позитивную информацию при вынесении суждения относительно своей жизни, а если счастье в обществе рассматривается как не важная ценность, то большее значение придается негативным сторонам, что снижает когнитивную оценку своей жизни (Аргайл М., 2003).
В исследованиях ученые пытались определить, в какой степени субъективное благополучие концептуально связано с индивидными и личностными характеристиками (жизнерадостность, оптимизм и др.), а в какой зависит от межличностных отношений (например, удачное замужество), социальных и культурных условий (наличие работы, стабильность общества и т.п.). Кроме того, исследования показали относительную связанность эмоционального и когнитивного компонентов субъективного благополучия. Так, позитивные эмоции влияют на психологическую устойчивость, а она, в свою очередь, положительно сказывается на удовлетворенности жизнью (Cohn М.А., et al., 2009).
Л.В. Куликов (2000) выделяет следующие характеристики субъективного благополучия:
1. Субъективность. Это означает, что субъективное благополучие сугубо индивидуально и существует внутри личного опыта.
2. Позитивность измерения. Его описание опирается на позитивные аспекты, а не на отсутствие негативных составляющих.
3. Глобальность измерения. Как правило, субъективное благополучие включает глобальную оценку всех жизненных аспектов человека в период от недель до десятилетий.
Некоторые специалисты выделяют такие варианты субъективного благополучия, как физическое, социальное, психологическое, духовное, что согласуется с внутренними структурами личности: физическим Я, социальным Я и духовным Я.
К духовному благополучию близки понятия морального и душевного удовлетворения, а также нормативного благополучия, которое определяется на основании внешних критериев, таких как добродетельная «праведная жизнь». Условием нормативного благополучия выступает степень соответствия своего поведения, образа жизни и личностных качеств той системе ценностей, которая принята в определенной культуре.
Субъективное благополучие человека опирается на моральные и ценностные установки. Отношение человека к коллизиям, которые случаются в жизни, и крутым поворотам судьбы как к испытаниям или жизненным вызовам, определяет моральное и душевное удовлетворение своей жизнью даже тогда, когда объективные характеристики утверждают об обратном.
Способность к продуктивному преодолению сложных жизненных ситуаций О.И. Даниленко рассматривает в качестве меры душевного здоровья (Концепт…, 2014).
В настоящее время все более пристально разрабатываются концепты духовного и душевного здоровья. Концепт душевного здоровья более масштабный и глубокий, в нем субъективное благополучие выступает в качестве одного из критериев, но большее значение для душевного здоровья придается наличию смыслообразующих жизненных целей и адекватности деятельности социокультурным требованиям и природному окружению (Концепт…, 2014).
В центре внимания исследователей оказываются ценности, смыслы, направленность личности; уровень осознавания потребностей, поведения и деятельности, оценка личностью результата деятельности относительно притязаний, субъектные качества, и насколько все эти характеристики человека обусловлены или определяются его субъективным благополучием, что именно порождает состояние счастья, удовлетворенность, позитивные эмоции, а что ведет к напряжению и раздражению.
Существует ценностный и целевой подход к субъективному благополучию. С точки зрения ценностного подхода, субъективное благополучие базируется на возможности реализации ценностных отношений к значимым сторонам жизни.
Целевой подход связывает субъективное благополучие с ориентацией на конечную цель. Теория множественного несоответствия считает, что уровень субъективного благополучия человека зависит от разрыва между тем, что он хочет, и тем, что он имеет (Michalos А.С., 1985).
Высокий уровень потребности при субъективно низком уровне возможности ее удовлетворения, приводит к снижению субъективного благополучия. Имеет значение удовлетворение потребностей разного уровня: витальных, социальных, идеальных (Психология здоровья…, 2006).
1. Витальные потребности (биологические потребности);
2. Социальные потребности (стремление принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенную позицию, получать внимание и вызывать уважение окружающих людей и др.).
3. Идеальные потребности (познание мира, себя в мире, познание своего предназначения и смысла существования, присвоение культурных ценностей, открытие нового, того, что не было известно нашим предкам).
В иерархически построенной модели – пирамиде Маслоу, высшей потребностью является самоактуализация. В последние годы появляется все больше работ, направленных на изучение взаимосвязей самоактуализации и субъективного благополучия (Пучкова Г.Л., 2003).
Г.Л. Пучкова (2003) в качестве компонентов субъективного благополучия выделяет: когнитивный (представления о субъективном благополучии, о будущем); эмоционально-оценочный (оптимизм, удовлетворенность настоящим и прошлым, надежды на будущее, позитивное отношение к другим, независимость, принятие себя и аутентичность, позитивная самооценка здоровья); мотивационно-поведенческий (контроль над обстоятельствами, наличие цели в жизни, личностный рост).
Итак, суть субъективного благополучия заключается в позитивной оценке человеком себя, мира, и себя в мире, превалировании положительных переживаний, над негативными эмоциями.
Субъективное благополучие, как интегративное, особо значимое переживание, оказывает постоянное влияние на успешность поведения и деятельности, на продуктивность работы, на эффективность в межличностных отношениях и другие стороны активности человека. Такое постоянное влияние определяет регулятивную роль субъективного благополучия человека.
Удовлетворенность жизнью в целом влияет на удовлетворенность в отдельных сферах жизни: удовлетворенность профессиональной деятельностью, семьей, взаимоотношениями, условиями проживания, материальной обеспеченностью и т.п. С другой стороны, на переживание субъективного благополучия оказывают влияние разные стороны бытия человека.
Некоторые исследователи полагают, что удовлетворенность жизнью это суммарный показатель удовлетворенности различными сферами жизни, главные из которых, материальное положение, работа, семья, здоровье. Субъективное благополучие определенного человека состоит из частных оценок разных сторон человеческой жизни. Разные оценки сливаются в ощущение субъективного благополучия.
Благополучие личности складывается из нескольких составляющих: физическое (телесное), материальное, социальное, духовное и психологическое благополучие (Куликов Л.В., 2000).
Физическое благополучие означает отличное физическое состояние, телесный комфорт, ощущение здоровья, физический тонус, который удовлетворяет человека.
Материальное благополучие предполагает удовлетворенность материальной стороной существования (отдых, питание, жилье), материальной обеспеченностью, стабильным достатком. Каждый человек стремится иметь материальное благополучие. При этом люди имеют разные представления о материальном благополучии. Например, «Богатство – это не тогда, когда много денег, а тогда, когда их хватает».
Социальное благополучие означает удовлетворенность человека состоянием общества, своим статусом, межличностными связями, наличием чувства принадлежности к обществу.
Духовное благополучие означает ощущение причастности к духовной культуре, возможности приобщаться к ее богатствам. Это чувство осмысленности жизни, наличие веры в Бога, судьбу, удачу.
Психологическое благополучие или душевный комфорт это слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия, личностной гармонии: согласованности процессов развития и самореализации, соизмеримость жизненных целей и возможностей.
Все перечисленные составляющие благополучия тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия в немалой степени условно. Например, чувство общности, осознание и переживание смысла жизни вполне могут быть причислены к факторам, создающим душевный комфорт, а не только социальное или духовное благополучие.
В отечественной психологии интегративный подход к психологическому благополучию представлен в многоуровневой модели психологического благополучия, разработанной А.В. Ворониной. В модели психическое, психосоматическое, психологическое здоровье анализируются как уровни психологического благополучия. Для того или иного уровня автор предлагает объективные и субъективные параметры измерения, которые оценивают внешние эксперты.
В предложенной Н.А. Батуриным и коллегами структурно-уровневой модели личностного благополучия, субъективное благополучие является следствием позитивного функционирования человека, обобщенным отображением факторов всех уровней в виде эмоций, оценок и суждений, позволяющих человеку испытывать удовлетворенность жизнью. В данной модели аффективный компонент субъективного благополучия понимается как устойчивое, глобальное, позитивное отношение к себе и миру.
Некоторые зарубежные авторы, из-за сильного разногласия теорий благополучия в вопросе о том, в чем же оно состоит, ищут точки их соприкосновения. Т.Е. Тейлор (Taylor Т.Е., 2015), на основе проведенного анализа литературы, выделяет наиболее часто упоминаемые характеристики, и предлагает их рассматривать в качестве «маркеров» благополучия. При этом автор отмечает, что для целей измерения благополучия интересны не только его составляющие, но и такие характеристики, которые могут создавать и сохранять благополучие или быть его индикатором. Автор выделяет следующие маркеры благополучия: счастье, здоровье, удовлетворенность жизнью, успех в реализации важных целей и ценностей жизни, поддерживающие отношения с близкими людьми, личностное развитие. В добавление, есть еще три часто упоминаемые характеристики: адекватные потребностям доходы и ресурсы; работа, приносящая удовлетворение; отдых (расслабление и досуговая деятельность).
Исследователями создано достаточно много методик для изучения различных сторон благополучия и проводятся исследования их взаимосвязи с внешними и внутренними факторами.
Многих интересует соотношение субъективного благополучия и качества жизни. Наряду со статистическими показателями, исследуется субъективное представление о качестве жизни, удовлетворенность человека различными сторонами жизненной ситуации. Само качество жизни определяется как «объективно-субъективная характеристика условий существования человека, которая зависит от развития потребностей самого человека и его субъективных представлений и оценок своей жизни» (Беляева Л.А., 2009, с. 33).
От того, каковы потребности и возможности человека, во многом зависит уровень материального благополучия на определенный отрезок времени. Когда меняется благосостояние, то меняются и возможности. В международной системе показателей качества жизни (1978 года) насчитывается 186 индикаторов, которые разделяются на двенадцать групп. Это демографические показатели населения, санитарно-гигиенические условия, потребление продуктов питания, жилищные условия, обеспеченность потребительскими благами длительного использования, культура и образование, условия труда и занятость, расходы и доходы населения, потребительские цены и стоимость жизни, транспорт, организация досуга, спорт и культура, социальное обеспечение, человеческая свобода.
Исследования также показали, что когнитивный и эмоциональный компоненты по-разному чувствительны к жизненной ситуации. Так, уровень дохода и образования тесно коррелирует с удовлетворенностью жизнью, а уровень состояния здоровья, наличие заботливых отношений или одиночество, являются достаточно сильными предикторами ежедневных эмоций. В то же время, низкие доходы усугубляют эмоциональную боль, связанную с разводом, одиночеством и плохим здоровьем, и при низких доходах снижены оба компонента, и когнитивный, и эмоциональный (Kahneman D., Deaton A., 2010).
Эмпирические исследования соотношения субъективного и психологического благополучия показали, что субъективное и психологическое благополучие это не совпадающие конструкты, но перекрывающиеся; они дополняют друг друга при одинаковой выраженности и компенсируют друг друга при разной выраженности. Такие компоненты психологического благополучия как «жизненные цели» и «личностный рост» отличают его от субъективного благополучия.
В настоящее время активно исследуются взаимосвязи смысло-жизненных ориентаций, осмысленности жизни, толерантности, жизненных стратегий, суверенности психологического пространства с субъективным и психологическим благополучием.
1.2. Факторы влияния субъективного благополучия
Студенческий возраст охватывает период от 18 до 22 лет, который определяется как поздняя юность или ранняя взрослость.
Согласно краткому определению, которое дал в своей хрестоматии Е.П. Ильин (2012), ранняя взрослость – это этап вступления во взрослость, который характеризуется достижением пика биологического созревания организма, оптимизмом молодых людей, планированием ими своего личного и профессионального будущего, достижением возраста гражданской зрелости, изменением социальных ролей, часто разлукой с родительским домом.
В этом возрасте происходит активное становление самосознания, морально-нравственной сферы личности, эстетических, этических и духовных чувств. Период юности и ранней взрослости это период установления идентичности: период решения задач личностного, социального, профессионального и духовного самоопределения и вступления во взрослую жизнь. В студенческом возрасте формируются собственные взгляды и отношения.
Согласно концепции Э. Эриксона, результатом развития в период ранней взрослости личности, при нормальной линии развития, является достижение близости: душевная теплота, понимание, доверие, способность делиться с окружающими. Г.С. Абрамова рассматривает основные задачи периода взрослости через призму интимных отношений, где основными задачами в ранней взрослости, являются создание семьи, достижение интимности.
Важное новообразование личности – развитие самопознания и рефлексии, размышлений над собственными чувствами, переживаниями и мыслями, осознание собственной индивидуальности. В юности появляется установка на сознательное построение своей жизни, саморазвитие, поиск смысла жизни (Божович Л.В., 2001; Кон И.С., 1999; Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000).
Исследователи отмечают, что в юношеском возрасте высокое субъективное благополучие связано с наличием целей и осмысленностью жизненного пути личности. Испытуемые юношеского возраста, имеющие жизненные цели (как реалистичные, так и нереалистичные) в целом более удовлетворены жизнью, нежели испытуемые с нечеткими, слабо осознаваемыми целями (Капрара Дж., Сервон Д., 2003).
В исследовании А.А. Лепшиной, выполненном в 2016 году в рамках магистерской диссертации на студентах 4-5 курсов, психологического и юридического факультетов СПбГУ, в количестве 100 человек, выявлена положительная взаимосвязь субъективного благополучия с уровнем притязаний, самопринятием, умением ставить и достигать жизненные цели, ориентацией на самоактуализацию.
В исследованиях субъективного благополучия студентов значительное внимание отводится соответствию актуальных потребностей субъективным возможностям личности по их удовлетворению. Предположительно, при высоких потребностях, но низком уровне субъективной оценки возможности удовлетворения потребности, возникает субъективное неблагополучие. Видимо обратное соотношение приведет к благополучию.
Итак, субъективное благополучие студентов зависит от субъективной оценки возможности удовлетворения актуальных для студенческого возраста потребностей. Т.К. Терра (2002) считает, что актуальными потребностями в студенческий период являются следующие потребности.
1. Социальные потребности включают стремление быть частью социальной группы, занимать в ней определенное место, получать внимание от окружающих людей, пользоваться привязанностью окружающих, быть объектом их уважения и любви;
2. Потребности познания окружающего мира и своего места в нем – как путем присвоения уже имеющихся культурных ценностей, так и путем открытия совершенно нового, неизвестного предшествующим поколениям;
3. Потребность в приобретении знаний, которые связаны с партнерскими отношениями и социальной готовностью принять на себя ответственность за судьбу коллектива и семьи;
4. Потребность в доступности к инструментариям образования;
5. Потребность в формировании уверенности в себе; в умении выстраивать гармоничные межличностные отношения и в умении управлять собой в этих отношениях;
6. Потребность в поддержании внутренней гармонии и личностной целостности.
По А.Н. Леонтьеву личностный смысл выступает психологическим механизмом регуляции поведения. С.Л. Рубинштейн (1957, 1976) отмечал, что философское осмысление жизни позволяет быть преобразователем жизни, непрерывно ее совершенствовать и реализовывать жизненный смысл. С.Л. Рубинштейн определял смыслообразование как динамическую тенденцию развивающейся личности. В отечественной психологии понятие «осмысленность жизни» операционализировано Д.А. Леонтьевым. Он рассматривал проблему в контексте изучения смысловой сферы личности.
В рамках структурно-функционального подхода стало возможным описание сложного строения смысловой сферы личности (А.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов, Е.З. Басина, Б.С. Братусь, В.К. Вилюнас, Е.В. Субботский, Д.А. Леонтьев и др.). Д.А. Леонтьев осуществил всесторонний теоретический анализ смысловой реальности. Он рассмотрел разные аспекты проблемы смысла, формы существования смыслов относительно связи человека с миром и в личностной структуре, в деятельности и сознании. Изучение определенных жизненных ситуаций человека, целостное понимание которых основано на индивидуальном переживании и постижении – это сущность современного подхода к изучению проблемы смысла (Знаков В.В., 2005).
Смысл жизни представляет собой сложноорганизованную систему смыслов, содержательно понятие жизненного смысла соотносится с концепциями доминирующей ценностной ориентации и личностной направленности. Б.С. Братусь (1988) считает ценности личности осознанными и принятыми человеком общими смыслами своей жизни. Ученый отличает личностные ценности, как осознанные смысловые образования, от декларируемых, «называемых» смыслов, которые не обеспечиваются соответствующим постижением и эмоциональными переживаниями. Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова подчеркивают активную регулирующую роль самосознания; субъект не только отражает свои личностные смыслы, но и принимает решение относительно их значимости, отвергает или принимает их. Авторы отмечают, что только такие смыслы, относительно которых субъект определился, могут стать личностными ценностями (Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В., 1993). На уровне зрелой «самосознающей себя личности» смысловая сфера становится центральной точкой приложения сил личности (Рубинштейн С.Л., 1957; Леонтьев А.Н., 1975; Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В., 1993).
Личностные ценности связывают внутренний мир личности с жизнедеятельностью социальных групп и общества в целом. Любой социальной группе присуща направленность на определенные общие ценности, идеальные представления о желательном и должном. Общие ценности кристаллизуются на основе опыта совместной жизнедеятельности всех членов группы. Если отдельный человек разделяет эти ценности и включен в их реализацию, то они становятся личностными ценностями и задают направление жизнедеятельности, выступают источниками смыслов. Формальное отношение к каким-либо социальным ценностям свидетельствует о том, что они не стали личностными.
Итак, понятие «жизненный смысл» относится к определению конечной цели бытия, предназначению человека на земле, человека как биологического вида. Смысл жизни – это основное мировоззренческое понятие. Можно трактовать вопрос о жизненном смысле как субъективную оценку прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов в соответствии с начальными планами, как понимание человеком направленности и содержания собственной жизни, места себя в мире, как проблему влияния человека на мир, как постановку человеком целей, которые выходят за рамки его жизни. В процессе деятельности человека складываются его представления о смыслах жизни. Они зависят от социального положения, от содержания проблем, которые решаются, от образа жизни, понимания мира в определенной исторической ситуации. В основе понимания смысла жизни лежат ценностные образования личности. При благоприятных условиях
Фрагмент для ознакомления 3
1. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения. 2010. №5 (99). С. 189–215.
2. Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2013. 271 с.2.
3. Балацкий Е.В. Факторы удовлетворенностью жизнью: измерение и интегральные показатели // Мониторинг общественного мнения. 2005. No4(76). С. 42–52.
4. Барышева Е.В. Социально-психологическая детерминация здоровья студенчества в системе открытого образования: дис. ... к.психол.н. / Е.В. Барышева. - М., 2004.
5. Батурин Н.А. Оценочная функция психики: Дис. ... д-ра психол. наук [Текст] /Н.А.Батурин. - СПб., 1998 - 385 с
6. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность [Текст]. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998.
7. Васильева С.В. Структурные и динамические особенности студенческого адаптационного синдрома: дис. ... к.психол.н. / С.В. Васильева. - СПб., 2010. – 210с.
8. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.
9. Вовденко О.В. Преодоление психологических нарушений социализации подростков средствами мет: автореф. дисс. ... канд. психол. наук/ О.В. Вовденко; Нижегородский государственный архитектурно - строительный университет. – Н.Новгород, 2011. – 23с.
10. Галкина Л.А. Подготовка будущих социальных педагогов к работе с одаренными детьми в системе среднего профессионального образования / Л.А.Галкина // Известия ВГСПУ. – 2013. – № 2(77). –С.36-40.
11. Голубева М.Г. Психологические факторы преодоления кризисов профессионального становления юношей и девушек: дис. ... к.психол.н. / М.Г. Голубева. - Астрахань, 2010. – 213с.
12. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход: Дис. ... д-ра психол. наук [Текст] /С.Т. Джанерьян. - Ростов н/Д., 2005. - 442 с.
13. Джидарьян И. А. Счастъе в представлениях обыденного сознания // Психологический журнал. - 2010. - Т. 21. - №2.-С. 40-48.
14. Духновский. С. В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Речь, 2010. – 214с.
15. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Коллективные смыслы как предпосылка личного счастья // Психологический журнал. М.: Наука, 2014. №1. Т. 35. С.
16. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб,: Питер, 2001. - 752 с
17. Киселева Н.А. Активные методы обучения как средство развития управленческих способностей будущих менеджеров / Н.А. Киселева, И.Ю. Мильковская // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 10. – С.5-12.
18. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ, 2012. - 416 с.
19. Куликов Л.В. Здоровье и субъективное благополучие // Психология здоровья/ Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб.: Питер, 2010. - С. 33-45.
20. Лепешинский Н.Н. Адаптация опросника «Шкалы психологического благополучия» К.Рифф [Текст] // Психологический журнал. 2013. №3. С. 24-37.
21. Люсова О.В. Проектирование жизненного пути в юношеском возрасте: [монография] / О.В. Люсова; Муницип. бюдж. образоват. Учреждение высш. проф. образования «Волж. ин-т экономики, педагогики и права». – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. –200 с. – Библиогр.: с. 148-160. –Прил.: с.161-198.
22. Марищук Л.В., Пыжьянова Е.В. Удовлетворенность качеством жизни как критерий психологического здоровья // Психология XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых, Санкт-Петербург, 24-26 апреля 2008 г. / науч. ред. Н.В.Гришина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
23. Методы психосомантики: Учеб. пособие для студентов! В. П. Серкин. - М.: Аспект пресс, 2014. - 207 с.
24. Молчанова О.Н. Самооценка: стабильность или изменчивость? [Текст] /О.Н.Молчанова. //Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. Т.3. - №.2. С. 23 - 51.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: А Темп, 20 – 143с..
26. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: Спецкурс. [Текст] /С.Р.Пантилеев. - М.: Из-во Московского ун-та, 1991. - 100 с.
27. Пергаменщик Л.А., Лепешинский Н.Н. Шкала психологического благополучия К.Рифф: процесс и результат адаптации // Практическая диагностика. 2007. № 3.С. 73-96.
28. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова, - СПб.: Речь, 2014. - 4S0 с.
29. Психология эмоций / Г. М. Брослав. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2013. - 2-е изд., стер. - 544 с.
30. Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С.Гуревича. М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2011. 800 с.
31. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2012. – 496с.
32. Психология здоровья / Под ред Дубровиной И.В.М., 2014. – 514с.
33. Пучкова Г.Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: автореф. дисс. ...канд. психол. Наук / Г.Л. Пучкова. – Хабаровск, 2010. –17 с.
34. Савельева О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.elib-rary.ru.
35. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
36. Соколова М. В. Шкала объективною благополучия. - Ярославль. 1996. - 21 с.
37. Тарабрина Н.В., Быховец Ю.В., Казымова Н.Н. Специфика психологического благополучия в группах респондентов с различной интенсивностью переживания террористической угрозы // Психологические исследования. 2012. № 2(22). № 2. С.10-17.
38. Терра Т. К. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у студентов СПО в период взрослости: дис. ...канд. психол. наук. СПб, 2010. 202 с.
39. Творогова, Н.Д. Духовное здоровье / Н.Д.Творогова; Творогова Н.Д. // Вестник Университета Российской Академии Образования. - 2010. - №4. - С. 44-53.
40. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ... к.психол.н. / П.П. Фесенко. - М., 2010. – 142с.
41. Хащенко В.А. Модель субъективного экономического благополучия (сообщение 1) // Психологический журнал. - 2015. - Т. 26. - № 3, - С. 38-50.
42. Шамионов, Р.М. Психология субъективного благополучия // Вопросы социальной психологии личности. 2013. - №4. - С. 27-41.
43. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности. — Саратов: Издво Сарат. унта, 2014. — 180 с.
44. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. 296 с.
45. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект [Текст] // Проблемы социальной психологии личности / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. – Саратов, 2010. – 143с.
46. Шарай, В.Б. Функциональное состояние студентов в зависимости от форм организации студенческого процесса [Текст] / В.Б. Шарай. - М.: Педагогика, 2013. - 483 с.
47. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, П.П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2013. № 3. С. 95-129.
48. Шумихина, А.В. Притязания студентов-психологов в связи с особенностями их Я-концепции: Автореф. дис. ... канд.психол.наук. [Текст] / А.В.Шумихина- Ростов н/Д., 2009. - 20 с.
49. Bradburn Norman M. Asking Questions: The Definitive Guide to Questionnaire Design - For Market Research, Political Polls, and Social...2014. – 345с.
50. Diener E. (Ed.), The Science of Well-Being: The Collected Works of Ed Diener, Social Indicators Research Series 37, Dordrecht, Heidelberg, London, New York: Springer Science and Business Media, 2009a, 11–59.
51. Diener E. (Ed.). Assessing well-being: The collected works of Ed Diener. Social Indicators Research Series 39. Dordrecht, Heidelberg, London, New York: Springer Science and Business Media, 2009b.
52. Diener E., Inglehard R., Tay L. Theory and Validity of Life Satisfaction Scales. Social Indicators Research, 2012, 105(3), 333–341.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней