Фрагмент для ознакомления
1
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИФИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.2. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ, ТЕХНОЛОГИИ, ЗНАЧИМОСТЬ 13
1.3. ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» 30
2.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ ««ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ГОСТЕПРИИМСТВА» ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» 30
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ" 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что императивом для современной системы среднего профессионального образования является ее практико-ориентированный характер.
Изменения в современном социально-экономическом развитии России неизбежно провоцируют изменения в развитии профессионального образования. Современные тенденции в процессах реорганизации и стремительных экономических реформ формируют повышенные требования к качеству и конкурентоспособности специалистов на рынке труда. Спрос на трудовые ресурсы перегруппирован в сторону специалистов, обладающих знаниями не только теории, но и практики. Учитывая эти обстоятельства, крайне важно внести коррективы в преподавание экономических дисциплин и повысить качество образования. Приоритетным направлением модернизации современного профессионального образования является внедрение в образовательную деятельность компетентностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов.
Исследуемая тема представляется достаточно актуальной, так как в настоящее время Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают внедрение методов и технологий, реализующих данный подход обучения в образовательном процессе.
Выпускник техникума или колледжа, чтобы стать успешным в профессии, должен уметь применять полученные знания на практике. В современных условиях модернизации сферы образования объективно назрела необходимость применения новых подходов и методов в обучении. Особенно это актуально в преподавании экономических и управленческих дисциплин, так как именно профессии менеджеров и экономистов требуют умений нестандартно мыслить, принимать решения и нести ответственность за эти решения.
Общая задача профессионального образования – это формирование у будущего специалиста полной готовности к профессиональной деятельности и профессиональной мобильности, т.е. к гибкому изменению мышления и деятельности в зависимости от динамично меняющейся ситуации.
Это диктует педагогам необходимость поиска новых подходов к качеству образования, использованию наиболее эффективных методов проведения занятий, их методическому обеспечению. Для этого необходим поиск инновационных педагогических технологий: отход от «классического» формирования знаний, умений, навыков и переход к идеологии развития на основе личностно-ориентированной модели образования. Исследовательские, творческие методы обучения играют ведущую роль в формировании профессиональной мобильности, т.е. творческого мышления.
Практико-ориентированные технологии в сочетании с проблемным обучением и мультимедийными средствами обеспечивают комплексный подход при подготовке высококвалифицированного специалиста среднего звена в колледже.
Объект исследования – преподавание экономических дисциплин в системе среднего профессионального образования
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и проведение практико-ориентированных занятий по дисциплине «Экономика организации» как способа формирования профессиональных компетенций учащихся в среднем профессиональном образовании.
Гипотеза исследования – проведение практико-ориентированных занятий по дисциплине «Экономика организации» будет способствовать формированию профессиональных компетенций обучающихся по специальности «Гостиничный сервис» в среднем профессиональном образовании.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Выявить современную специфику среднего профессионального образования;
• Рассмотреть сущность, технологии, значимость практико-ориентированного обучения;
• Проанализировать технологии и методы практико-ориентированного подхода, используемые в системе среднего профессионального образования;
• Разработать практико-ориентированное занятие по теме ««Экономические основы организации предприятий отрасли гостеприимства» дисциплины «Экономика организации»;
• Проанализировать результаты проведения практико-ориентированных занятий по дисциплине "Экономика организации".
Практическая значимость работы: исследование в целом носит практико-ориентированный характер и может быть использовано в дальнейшем в педагогической работе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. СОВРЕМЕННАЯ СПЕЦИФИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день система среднего профессионального образования (СПО) является самодостаточным, экономичным и востребованным уровнем образования в России, что связано с ее гибкостью, мобильностью и относительно невысокой стоимостью обучения. При этом данная система обладает достаточно большим инновационным потенциалом, который достаточно длительное время не был оценен ни предпринимательскими структурами, ни абитуриентами.
История развития СПО в России началась с 1918 года одновременно с изменением общественного строя в стране. В течение 20-х30-х годов XX века число учреждений среднего профессионального образования увеличивалось одновременно с развитием промышленности и сельского хозяйства страны. Существенный рост спроса на выпускников учреждений СПО привел к тому, что к 40-м годам XX века была внедрена вечерняя и заочная форма обучения.
Наибольшая численность учреждений СПО была достигнута к 80-м годам XX века, однако в этот период уже наметился ряд негативных тенденций их развития. Так, в работе О. Л. Шаровой среди таких тенденций выделяются [33]:
• несоответствие образовательных программ требованиям развития экономики, что привело в последствии к сокращению интереса к получению технических специальностей;
• региональные особенности систем начального и среднего профессионального образования, что сократило число обучающихся из-за недоступности образовательных учреждений по месту жительства;
• негативный образ СПО в глазах обучающихся;
• переизбыток кадров по сходным профессиям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные вопросы развития среднего профессионального образования [Текст] : практ. пособие / В. И. Блинов [и др. ]; под общ. ред. А. Н. Лейбовича. — М. : Федер. ин-т развития образования, 2016. — 256 с.
2. Блинов В.И. Образовательный процесс в профессиональном образовании: учебное пособие для вузов / В. И. Блинов [и др.]; под общей редакцией В. И. Блинова. – Москва: Издательство Юрайт, 2018
3. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2016. 59 с
4. Булан, И.Г. Критериально-диагностический инструментарий оценивания сформированности проектно-исследовательских умений студентов среднего профессионального образования [Текст] / И.Г. Булан // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. - № 2 (30). – С. 149-155
5. Буслаева И.М. Практико-ориентированный подход в обучении предпринимательству // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. С. 170-175
6. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Формирование проектной компетенции будущих бакалавров в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 51-54
7. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С.2
8. Гладкова М.Н., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология проектного обучения в профессиональном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 80-83
9. Глушнева Н. Р. Развитие учреждения среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук / Н. Р. Глушнева. М., 2016. 185 с.
10. Дудина, Н.Д. Проектная и исследовательская деятельность обучаемых как механизм развития творческих способностей и формирования научного мышления [Текст] / Н.Д. Дудина // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сб. материалов III Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества. – М., 2018. – С. 56-59
11. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ. 2012. 411 с/
12. Зязева, О. Д. Теоретические аспекты внедрения практико-ориентированного (дуального) обучения в образовательный процесс колледжа [Текст] / О. Д. Зязева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 2 (14). — C. 53–57.
13. Каменский, А.М. Особенности профессионально ориентированного обучения специалистов технического профиля среднего звена [Текст] / А.М. Каменский, З.Ш. Акбарова // Человек и образование. – 2016. – № 2 (47). – С. 111-114
14. Кларин М. В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Сов. педагогика, 1984, №4, С.117-122
15. Кручинина Г.А., Кручинин М.В. Учебный проект как форма взаимосвязи аудиторной и внеаудиторной работы студентов при изучении гуманитарных дисциплин в условиях информатизации образования // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2016. -№ 3 (35). – с. 169-176
16. Кутепов М.М., Ваганова О.И., Соколов В.А. Современные подходы к формированию профессиональной компетенции выпускника на основе тренинговой технологии обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 205-208
17. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И. Педагогические технологии развития мышления. - Казань, 2017. 134 с.
18. Муравьева Г.Е. Проектирование технологий обучения: Учеб. пособие для студентов и преподавателей пед. вузов, слушателей и преподавателей курсов повышения квалификации учителей / Г.Е. Муравьева. - Иваново, 2017. 123 с.
19. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 № 1568]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71477346. – дата обращения: 20.04.2021
20. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.07 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2016 № 1581]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71469970. – дата обращения: 20.04.2021
21. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза//Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21
22. Петрова, И. В. Практико-ориентированное обучение как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов строительных специальностей [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannoe-obuchenie-kak-instrumentformirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-studentov-stroitelnyh-spetsialnostey. – дата обращения: 20.04.2021
23. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон : [принят Гос. Думой 21.12. 2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012 : ред. от 25.12.2018]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
24. Россия в цифрах: 2019. URL: https://www.gks.ru/bgd/ regl/b19_11/ IssWWW.exe/Stg/d01/07-05.doc
25. Рудаков В. Н., Рощина Я. М., Битокова Л. А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. № 1. 84 с.
26. Рыбцова Л.Л... Cовременные образовательные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.Л. Рыбцова [и др.]; под общей редакцией Л.Л. Рыбцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2018. – 90 с
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC: учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Просвещение, 2017. 256 с.
28. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]. В 2 т. Т.1. / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2016. — 816 с.
29. Сичинский, Е. П. Практико-ориентированное или дуальное образование: К вопросу о формировании понятийного аппарата [Текст] / Е. П. Сичинский // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 1. — C. 33–40.
30. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета.2018. Т. 6, №3. С.9
31. Столяров, И.В. Научно-исследовательская и проектная деятельность как средство реализации творческого потенциала студента СПО [Текст] / И.В. Столяров // Современные проблемы науки и образования: мат. межд. научн. конфер. (19 декабря 2017 – 16 мая 2018 г.). – 2018. – С. 48-50
32. Тахтарова Л. С. Технология проведения бинарных занятий как средство повышения качества обучения в системе профессиональной подготовки студентов ГБПОУ «Суровикинский Агропромышленный Техникум» // Современные образовательные технологии и педагогические инновации как инструмент управления качеством образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград: ГБПОУ «Волгоградский строительный техникум», 2018. С. 170-175
33. Шарова О. Л. Реформирование среднего профессионального образования в контексте социальной политики: дис. … канд. социол. наук / О. Л. Шарова. Саратов, 2018. 163 с.