Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Игра и развлечения как основной вид деятельности детей, развивают психические и физические силы (внимание, воображение, мышление, память, организованность, ловкость и т.д.), способствуют освоению ими окружающей мира и человеческих взаимоотношений, пробуждают их творческий потенциал. Давно признано, что игры и развлечения занимают значительную часть жизни ребенка. Еще в XVIII веке Ж. Ж. Руссо писал о том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка необходимо наблюдать за ее играми [11].
Игра и развлечения для учащихся - средство научиться тому, чему их никто не может научить, это средство исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, растениях, людях. Включаясь в процесс игры ученики учатся жить в нашем символическом мире - мире смыслов и целей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь. Кроме того, игра и развлечения на уроках создают особые условия, при которых развивается творчество учеников.
Различные исследователи (Н.З. Смирнова, Р. В. Кутузов, П.И. Пидкасистый, И.Н. Пономарёва, Л.В. Занков, С.Г. Шаповаленко и др.) доказали, что игры имеют большое значение при изучении различных разделов биологии на всех этапах. Преподавание биологии в школе не может быть эффективным без таких наглядных средств, как таблиц, графиков и диаграмм, макетов и моделей, приборов и специальных инструментов, однако средства наглядности необходимо сочетать с интересными для детей формами обучения, одной из которых является игра. Все игры делают учебный процесс более разнообразным и интенсивным, облегчают понимание и усвоение подчас самых трудных и сложных закономерностей природы.
Согласно современным требованиям ФГОС, в процессе реализации основной образовательной программы школьного образования необходимо создавать условия благоприятного всестороннего развития детей. В ходе общения детей во время игры в образовательной развиваются важные навыки школьников, закладываются основы их личностных качеств.Всё это - важный фактор их социализации. Общение с взрослыми в ходе игры вшкольном возрасте формируют гуманные чувства, развивают коммуникативные навыки, способствуют позитивному отношению детей к жизни. При этом большое значение имеет настрой взрослого, цели его общения с детьми и личностные качества педагога.
Особенности развития личности ребёнка при организации различных видов игр в процессе обучения рассматривались в работах различных отечественных педагогов, таких как Л. С. Выготский, Л. В. Куликов, Р. С. Буре, А. С. Макаренко, Е. П. Ильин. Данные авторы приводили множество аргументов в пользу того, что в образовательных организациях должны быть созданы все необходимые условия для проведения игр. В ходе игровой деятельности происходит формирование научного мировоззрения детей, появляется чёткость восприятия ими окружающего мира.
Несмотря на имеющиеся возможности в образовательных организациях, использование различных методов в процессе обучения не всегда является эффективным, что проявляется в росте числа детей с агрессивным отношением к окружающим, в том числе и к своим сверстникам. Кроме этого, есть дети, которые боятся общения с педагогом, отказываются от взаимодействия с ними с ними. Всё это заставляет педагогов обратиться к поиску эффективных методов, которые могут быть полезными в решении данной проблемы. Игровая деятельность содержит в себе возможности, которые будут способствовать решению данных проблем.
Цель работы: определить методические особенности реализации игровой деятельности на уроках биологии.
Задачи:
• Провести анализ источников по теме исследования; охарактеризовать игровую деятельность как средство развития личности школьника.
• Рассмотреть возможности использования игр при обучении биологии на различных этапах.
• Разработать примеры использования игровой деятельности на уроках биологии.
Объект исследования – игровая деятельность в процессе обучения.
Предмет исследования – использование игровых технологий на уроках биологии.
Методы исследования. В работе использовали теоретические методы: обработки литературных источников по тематике дипломной, их анализ, синтез, обобщение; изучение опыта учителей биологии при проведении уроков по использованием игр, развлечений; анализ школьных программ и учебников биологии; практические методы: разработка и проведение уроков с использованием игр, развлечений; беседы с учениками и учителями по проведению нестандартных уроков.
Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа осуществлялась в течение 2020-2021 годов на базе МКОУ «Новозыряновская СОШ».
Научная новизна: на основе анализа научных работ целостно исследованы аспекты использования игровых методов обучения и использование живого уголка на уроках биологии и охарактеризован их значение для школьников, а также выявлены и обоснованы методы и методические приемы, эффективные для применения во время уроков биологии.
Практическое значение: разработаны примеры использования игр, которые могут быть использованы в школьной практике учителями.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
1.1. Особенности изучения биологии в школе
Действующие программы изучения биологии в школе дают право учителю творчески подходить к реализации их содержания:
• самостоятельно выбирать последовательность раскрытия учебного материала в пределах одного учебного года, но так, чтобы не нарушалась логика его изложения;
• изменять ориентировочное количество часов, предусмотренных программами для изучения тем и разделов, и время проведения школьных экскурсий, используя для этого резервные часы или часы учебной практики;
• подбирать объекты для изучения и включать в содержание образования примеры из своего региона.
Резервные часы могут быть использованы для повторения, систематизации, обобщения учебного материала, контроля и оценки результатов обучения учащихся, проведение семинаров, защиты проектов и тому подобное. В учебном плане и приложения к свидетельству о получении полного общего среднего образования отмечается предмет «Биология». При этом для государственной итоговой аттестации, как в форме внешнего независимого оценивания, так и в письменной форме в учебном заведении ученики могут выбирать предмет «биология».
В рамках каждой темы рекомендуем предусмотреть часа на повторение и коррекцию знаний, полученных в основной школе, обобщение и систематизацию учебного материала. Курс биологии призван сформировать у выпускников школы ключевые компетентности, которые обеспечивают знание и понимание фундаментальных принципов биологии, осмыслении умения, сформированные навыки, осознанное отношение к выбору пути дальнейшего обучения в соответствии со своими интересами и способностями.
В смысле всех тем реализовано три взаимосвязанные компоненты, важные для формирования ключевых компетенций:
• экологической раскрывает роль факторов внешней среды, взаимосвязь живого со своей окружающей средой, последствия нарушения условий окружающей среды для функционирования различных иерархических уровней жизни, определения деятельностных аспектов преодоления экологических проблем и достижения устойчивого (сбалансированного) развития;
• здоровьесохраняющей - признаки и критерии здоровья, определяет роль эндогенных и экзогенных факторов, обеспечивает приобретение навыков безопасного поведения, направленных на сохранение собственного здоровья и здоровья других людей;
• социально-гражданский - ответственность за принятие взвешенных решений по деятельности в окружающей среде, за состояние окружающей среды, готовность участвовать в природоохранных мероприятиях.
Основная концептуальная идея новой учебной программы по биологии базируется на реализации функционального, системно-структурного и экологического подходов и обеспечивает понимание биологической картины мира, ценности таких категорий, как знания, жизнь, природа, здоровье, формирование сознательного отношения к экологических проблем, осознание биосферной этики, применение знаний по биологии в повседневной жизни и будущей профессиональной деятельности, оценки их роли для общественного развития, перспектив развития науки биология и ее значение в обеспечении существования биосферы.
Содержание курса «Биология» является логическим продолжением курса основной школы в формировании естественнонаучной компетентности учащихся и направленный на удовлетворение образовательных потребностей в соответствии с выбранным уровня образования: стандарта или профильного. Общим в цели обучения на разных уровнях является формирование системы знаний об основных свойствах живых систем, формирования предметной и методологической компетентности. И на профильном уровне и на уровне стандарта изучаются одинаковые темы.
Однако на профильном уровне предмет изучается углубленно и предусматривает более полное освоение понятий, законов, теорий; использование инновационных технологий обучения; организации практической, исследовательской и проектной деятельности учащихся; обеспечивает также прикладную направленность обучения за счет интеграции знаний и методов познания и применения их в различных сферах деятельности, в том числе и профессиональную ориентацию учащихся на предстоящую деятельность, которая пользуется спросом на рынке труда.
В классах небиологического профиля необходимо уделить большее внимание разделам, связанные с жизнью, а не чисто основам биологических знаний. Стоит уделять внимание вопросам, связанным с будущим отцовством молодых людей. Важно помнить, что старшеклассники и старшеклассницы являются молодыми гражданами, которые вскоре пойдут во взрослую и самостоятельную жизнь. Поэтому изучение биологии должна быть максимально привязано к приобретению знаний, умений и навыков, формирование ценностных отношений важных для жизни. Содержание темы «Адаптации» имеет теоретико-прикладной характер. Целью изучения должно быть формирование у учащихся комплексного представления о адаптации, проявляющиеся на разных уровнях организации биологических систем. Тема нацелена на понимание, каким образом изменение условий среды влияет на состояние, устойчивость и развитие живых существ; осознание, что на основании изучения жизненных циклов видов и особенностей их жизненных стратегий можно контролировать численность опасных инвазивных и патогенных организмов или, наоборот, создавать благоприятные условия для повышения производительности организмов, используемых в качестве пищевых, технических, лекарственных; каким образом можно добиться повышения устойчивости организмов в процессе их адаптации к стресс-факторам; как повысить собственный адаптивный потенциал и тому подобное. Термин «адаптации» используют для обозначения эволюционного процесса характерного для популяции и вида (эволюционные / филогенетические / генотипу адаптации) и для определения физиологического процесса, свойственного отдельном организма (физиологическая / фенотипическая адаптация). Последний процесс в мировой науке называют «акклиматизацией», а способность к нему - «фенотипических пластичностью». В общемировой практике принято эволюционное трактовки понятия «адаптации». Понятие «симбиоз» имеет более широкое значение, чем оно употребляется в данной теме. Поэтому стоит донести до учеников, мнение о том, что этот срок здесь употреблено в узком смысле для обозначения взаимодействий в случае, когда один организм является средой обитания для второго. Об остальных типов симбиоза, не требующие тесного сосуществования организмов, речь в теме «Экология».
Одной из ключевых компетентностей выпускника школы является экологическая грамотность, то есть «умение разумно и рационально пользоваться природными ресурсами в рамках сбалансированного развития, осознания роли окружающей среды для жизни и здоровья человека». Одним из путей реализации этих задач является включение в курс тем «Экология» и «Устойчивое развитие и рациональное природопользование». Содержание тем базируется на принципах интегральности и междисциплинарности, что связано с глобальностью и всесторонность устойчивого развития как явления. Опираясь на базовые биологические и экологические знания старшеклассников учителю важно нацелить учеников на понимание основных принципов сбалансированного развития человечества - обеспечение диалектической взаимосвязи между поведением и ценностями личности, активности субъекта и мотивации к деятельности, единства с жизнью.
Не стоит слишком подробно разбираться в условиях загрязнения окружающей среды и его качества, будет достаточно знания об основных характеристиках различных критериев и понимание их искусственного характера (они определены человеком). Нужно сосредоточить внимание на глобальных изменениях климата в противовес понятию о глобальном потеплении - первый процесс является следствием второго, однако потепление проявляется не во всех регионах и неодинаково в разных, поэтому стоит объяснить почему понятие «изменение климата» является лучше «глобальное потепление», «устойчивое развитие», «рациональное природопользование», «экологическое мышление» очень абстрактными, поэтому в процессе подготовки к их объяснения учителя нужно тщательно определиться с четкими определениями, примерами, которые иллюстрируют и собственным пониманием этих понятий. Иначе есть риск путаницы между ними в сознании ученичества.
При подготовке и проведении урока об экологической политике, а также гражданскую активность в этой сфере лучше привлечь учеников для освещения этих вопросов - это сделает урок более интерактивным и интересным. Кроме того, к проведению такого урока можно привлечь учителя правоведения.
Развитие понятий о селекции, биотехнологии, генетически модифицированные организмы, о методах классической селекции и современной биотехнологии, значение достижений генетической и клеточной инженерии, представления о которых ученики получили изучая биологию в основной школе, реализуется в процессе изучения темы «Применение результатов биологических исследований в медицине, селекции и биотехнологии». Изложение современных аспектов репродуктивной медицины, клеточной и тканевой инженерии, трансплантологии, генной инженерии человека и биотехнологии потребует приобретения преподавателем современных актуальных знаний, фундаментальных сведений о последних достижениях в этих областях. Важно обсудить с учениками биоэтические и проблемы безопасности репродуктивной медицины и генной модификации человека, особенно в свете последних сообщений об изменении геномов человеческих эмбрионов. Новой темой в этом разделе является понятие о биологической безопасности и биологическое оружие, при изучении которой следует сосредоточить внимание на безопасности аспектах биологических исследований, работ с биологическими объектами и создания ГМО, а также обсудить неконтролируемые опасности, возникающие при использовании биологического оружия.
Задача темы - формирование осознанного отношения молодежи к достижениям современной биологии, понимание, что принципы сбалансированного развития обязательно сочетаются с такими общечеловеческими моральными принципами, как справедливость, ответственность перед нынешними и будущими поколениями. При изучении вопросов в сфере репродуктивного здоровья целесообразно проанализировать эффективность различных методов контрацепции, способность их защищать от инфицирования ИППП, а не только назвать их. Планируя изучения темы целесообразно предусмотреть достаточное количество учебных часов на изучение вопросов функционирования иммунной системы, иммунокоррекции, иммунотерапии, которые ранее не рассматривались в курсе школьной биологии. Не стоит уделять много внимания количественным характеристикам воздействия на здоровье различных групп факторов, поскольку в разных источниках они значительно различаются. Важно сосредоточиться в основном на ценностном компоненте ожидаемых результатов учебной деятельности: сориентировать учащихся на осознание важности двигательной активности, рационального питания и личной гигиены для сохранения здоровья и профилактики различных заболеваний.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
3. Афонин, А.А. Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи в образовательном процессе по биологии в соответствии с требованиями ФГОС / А.А. Афонин // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч.- 2018. - С. 24-28.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 272 с.
6. Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы V-й Международной научно-практической онлайн-конференции / ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена"; ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"; Научно-исследовательская лаборатория Инновационные образовательные технологии. 2018. – 288 с.
7. Бондаренко М. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ // ОБЖ. - 2013. - № 3.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович.-
9. М.:Педагогика, 2007. — М.: Просвещение, - 324 с.
10. Виноградова Ю.Л. Экологическая игра. – СПб.: Изд-во ГОУ “СПбГДТЮ”, 2001
11. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 2014 – 446 с
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо,2013. - 486с.
13. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 1996. №6. С.137-142.
14. Гусева, Г.С. Инновационные педагогические технологии / Г.С. Гусева, Е.А. Ситникова. - М.: АРКТИ, 2011. - 71 с.
15. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2012.- 345 с.
16. Емелина, Е. Ю. Современные методы диагностики познавательного интереса в рамках изучения биологии в средней общеобразовательной школе // Научное сообщество студентов. Сборник материалов XVII Международной студенческой научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 55-58.
17. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования/М.В. Ермолаева, А.Е. Захарова, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. – М.:Просвещение, 2008.-336 с.
18. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2015.- с.12-24.
19. Зорков, И. А. Семиотический подход в биологическом образовании. Методическое пособие / Красноярск, 2019. – 110 с.
20. Калинина М.П.Универсальные учебные действия школьников. Методическое пособие, СПб.: Изд-во ООО “Архей”, 2012
21. Кныш, С. И. Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T13. С. 2961-29
22. Кондаурова, Т. И. Опыт включения студентов в творческий процесс познания по методике преподавания биологии // Грани познания. 2018. № 3 (56). С. 38-40.
23. Корягин, Д. А. Некоторые результаты экспериментальной проверки методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 65-70.
24. Кулицкая, Е. В. Традиции и инновации в изучении дисциплины «Методика преподавания биологии» // Обеспечение качества учебного процесса: традиции и инновации. Материалы XLII учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. 2015. С. 127-128.
25. Кулицкая Е.В. Дидактические сказки на уроках биологии (текст)/ Е.В.Кулицкая // Биология в школе. – 2005. - № 6. – С.45 - 47.
26. Кутузов, Р. В. Методика преподавания биологии как отрасль педагогической науки / Р. В. Кутузов, В. В. Алексеев // Природные и социальные экосистемы. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России и 80-летию со дня рождения А. П. Айдака. 2017. С. 92-97.
27. Ламехова, Е. А. Методика проведения лабораторных занятий по теории эволюции при изучении общей биологии в средней школе / Е. А. Ламехова, Ю. Р. Ламехов // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе. Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения ученого, методиста-биолога Д.И. Трайтака. В.В. Пасечник (отв. ред.). 2017. С. 85-87.
28. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1998.
29. Мухина В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2008.- 228 с.
30. Надирова, А. Т. Влияние использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии в средней школе // Global Science and Innovations 2018. Material sof the International Scientific Conference. Евразийский центр инновационного развития DARA. 2018. С. 377-381.
31. Нарушевич, В. Н. Интеграция методики преподавания биологии и химии как средство реализации практико-ориентированной подготовки будущего учителя // Наука - образованию, производству, экономике. Материалы XX (67) Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов: в 2 томах. Вит.гос. ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.].. 2015. С. 146-147.
32. Немов Р.С. Психология / В 3-х кн. /Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2015.- 324 с.
33. Никифорова, А. В. Образовательный сайт учителя как средство повышения качества обучения юных спортсменов по биологии и химии в ГБОУ РС (Я) «Чурапчинская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д. П. Коркина» // Физическая культура, спорт, наука и образование. Материалы II всероссийской научной конференции. Под редакцией С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. 2018. С. 369-371.
34. Обухова Л.А., Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы (текст) / Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко / – М.: ВАКО, 2007. – 288 с.
35. Огнева, М. А. Интеграция физики, биологии и медицины в средней школе / М. А. Огнева, М. Э. Жуляева // Актуальные проблемы физики и технологии в образовании, науке и производстве. Материалах Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 46-48.
36. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии// Учебное пособие.- М.: Просвещение, 2008.- 456 с.
37. Педагогический словарь / под общ. ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.-М.: Издательский центр «Академия»,2016.- 176с.
38. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 2016.- 80 с.
39. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для педагогических вузов / И.Н.Пономарева, О.Г.Роговая, В.П.Соломин, Под ред. И.Н.Пономаревой. М.: Издательский центр " Academia ", 2012. – 368 с.
40. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой (Концентрическая структура). Биология 5-9 классы [Электронный ресурс]- URL: https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2017/04/
41. Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 2015. С. 112.
42. Трощенко, М. А. Влияние информационно-коммуникационных технологий на изучение биологии в средней школе в рамках реализации ФГОС // Деятельность образовательных учреждений в условиях новых образовательных стандартов. Сборник статей по материалам II всероссийской научно-практической конференции по педагогике (с международным участием). 2017. С. 13-17.
43. Сапарбаева, У. Ч. Методические условия эффективного применения средств обучения по биологии // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 1. С. 22-27.
44. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К Селевко. - М.: Книгомир, 2004. - 155 с.
45. Ситникова М.И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства (текст): моногр. / М.И. Ситникова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 320 с.
46. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе (текст) /Н.К.Смирнов/ – 2-е изд., испр. и доп. М.:АРКТИ, 2006. – 320 с.
47. Холостяков, В. А. Практикум по биологии в школе – комплексный подход к формированию универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T1. С. 66-71.
48. Юшина, Е. В. Формирование коммуникативных УУД на уроках биологии // Педагогическое образование и наука. 2017. № 5. С. 52-54.
49. Boyahmadov Sh. Q. STUDYING THE TRAINING METHOD OF OUT-OF-CLASS LESSONS ON BIOLOGY AT SECONDARY SCHOOLS // Вестник Педагогического университета. 2017. № 5 (72). С. 26-29.
50. http://edu-teacherzv.ukoz.ru – игровые технологии в условиях дистанционного обучения.
51. http://thl.narod.ru – игровые технологии на уроке.
52. http://studentbank.ru – технологии, уроки, методическое пособие.