Фрагмент для ознакомления
2
Работоспособностью называют способность человека выполнять какую-либо конкретную деятельность, укладываясь при этом в рамки установленных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность оценивается с двух сторон. С одной стороны, она отражает возможности биологической природы человека, являясь, таким образом, показателем его дееспособности, с другой стороны показывает его социальную сущность и является показателем успешности овладения необходимыми требованиями какой-либо конкретной деятельности.
В процессе любой деятельности работоспособность определяется влиянием различных внешних и внутренних факторов. Данные факторы, по методу проявления или воздействия, можно разделить на следующие группы:
Факторы физиологической природы, которые отражают состояние организма человека. Факторы физиологической природы, за рамками патологий, т.е. в нормальном состоянии организма, определяются биологическими ритмами.
Факторы физической природы, которые включают в себя физическое окружение работника, например характер и степень освещения рабочего помещения, загазованность, уровень шума и т.д.
Факторы психического характера включают самочувствие работника, его настроение, мотивацию и т.д.
Факторы социального характера включают в себя условия мест проживания и питания, социальное положение и состояние работника [1]
Имеются общие закономерности изменений работоспособности в течение рабочего дня, когда в самом начале работник достаточно долго адаптируется к работе и знакомая работа выполняется достаточно медленно, а повышение работоспособности нарастает постепенно.
Выделяется три фазы внутрисменной работоспособности:
– Фаза предрабочего состояния (мобилизации), для которой характерно обдумывание предстоящей работы.
– Фаза врабатывания (гиперкомпенсации) – это фаза, которая характеризуется постепенным возрастанием работоспособности., повышением активности физиологический систем организма. Эта фаза при умственном труде длится 1,5-2,0 часа, при физическом труде – 30-60 минут..
– Фаза устойчивой работоспособности (компенсации) – это фаза максимальной, устойчивой производительности, которая длится 1,5-2,0 часа.
– Фаз снижения работоспособности (фаза декомпенсации) – это фаза, при которой на работоспособность оказывает действие процесс утомления. Он начинается за 30-40 минут до обеденного перерыва.
После отдыха на обеденном перерыве наблюдаются те же фазы, т.е. человек вновь проходит через врабатывание, устойчивую работоспособность и снижение работоспособности. В конце рабочего дня может наблюдаться период возрастания работоспособности за счет эмоционально-волевых качеств (рисунок 1).[2]
Работоспособность не одинакова не только в течение суток, но и по дням недели, месяцам. В связи с этим выделяется:
– Суточная работоспособность (рисунок 2).
– Недельная работоспособность.
– Месячная работоспособность.
Эти виды работоспособности связаны с биоритмами.[3]
Рисунок 1– Фазы работоспособности человека:
Примечание:
I – фаза мобилизации.
II – фаза гиперкомпенсации.
III – фаза компенсации.
IV – фаза декомпенсации.
V – период возрастания продуктивности за счет эмоцмионально-волевого напряжения.
VI – период прогрессивного снижения работоспособности.
Понижение работоспособности в результате какой-либо деятельности является нормальной реакцией человеческого организма. Возникающее при этом утомление является функциональным состоянием организма, которое вызывается умственной или физической нагрузкой. При утомлении возможно двойное воздействие на внешние органы чувств: резко повышающаяся чувствительность, либо их резкое снижение. Наступление утомления не всегда получается обнаруживать при одновременном ослабевании всех сторон умственной деятельности и таким образом, можно различать местное и общее утомление. При местном утомлении организм может продолжать смежную с выполняемой деятельность, при общем утомлении необходим отдых.
Рисунок 2 – Колебания работоспособности в течение суток (вверху), недели (внизу)
Таким образом, работоспособность – это не статичная величина, она меняется в зависимости от времени суток, недели, месяца.[4]
Процесс утомления может характеризоваться различным субъективным симптомом, т.е. усталостью. Ощущение усталости является одним из характерных признаков утомления.
1.2. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на работоспособность человека
Среда обитания – это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью физических, химических, биологических и социальных факторов, которые могут оказывать прямое или косвенное, отдаленное или немедленное воздействие на деятельность, здоровье и потомство человека. [5]
Исходя из статьи 1 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», фактором среды обитания делятся на такие группы как биологические (бактериальные, вирусные, паразитическиеи иные заболевания), химические (химические вещества), физические (вибрация, шум, ультразвук, тепловое, неионизирующее, ионизирующее излучение), социальные (питание, условия быта, труда, отдыха, социальная безопасность), иные (любые другие факторы, которые могут оказывать воздействие на человека и окружающую среду). [6]
В рамках системы «человек – среда обитания», исходя из закона сохранения вещества и энергии, происходит непрерывный обмен потоков вещества, энергии, информации. Выделяются следующие состояния взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:
− Комфортное или оптимальное для жизнедеятельности. В этом состоянии условия для деятельности человека, его отдыха. Работоспособность и продуктивность деятельности при таком состоянии оптимальная.
− Допустимое или нейтральное состояние. При этом нет негативного влияния на здоровье человека, однако взаимодействие в рамках системы «человек – окружающая среда» дискомфортное, трудоспособность и продуктивность деятельности снижены.
− Опасное или вредное состояние. При этом потоки энергии, вещества, информации превышают допустимые пределы, оказывают негативное воздействие на здоровье человека, могут вызвать патологические состояния, заболевания, деградацию окружающей среды.
− Чрезвычайно опасное состояние. При этом потоки энергии, вещества, информации могут нанести травму, привести к летальному исходу, разрушают окружающую среду.[7]
Все факторы окружающей среды имеют разный характер воздействия на человека. Так, часть факторов среды является благоприятными, т.е. они воздействуют на живой организм положительным образом, повышая его жизнеспособность, репродуктивный потенциал, что в конечном итоге приводит к росту численности популяции. Вторая группа факторов имеет для живых организмов негативное значение, снижая указанные показатели. Также существуют нейтральные факторы, которые не оказывают ни положительного, ни отрицательного влияния. Следует отметить, что те факторы, которые для одного организма являются положительными, для других окажутся негативными (например, кислород для аэробных организмов – необходимый ресурс, для анаэробных – фактор среды, приводящий к гибели).
Таким образом, существует ряд факторов, которые действуют на живые организмы в целом и на организм человека в частности. В науке о безопасности жизнедеятельности существует номенклатура факторов, т.е. список факторов, которые составлены в определенном порядке, относящиеся к определенным объектам, пространству, периоду и т.п.
Существует несколько подходов по разделению факторов среды обитания человека, среди которых классификация по следующим признакам:
− По генезису: естественные и искусственные.
− По природе объекта, порождающего фактор среды: антропогенные, биогенные, природные, социогенные, техногенные, экологические.
− По происхождению: биологические, физические, химические.
− По носителю: вещество, информация, энергия.
− По локализации: атмосфера, гидросфера, литосфера, космос.
− По структуре: простые, сложные.
− По среде: биосфера, техносфера, социум.
− По характеру происхождения: непреднамеренные, преднамеренные.
− По метрологии: параметрические, стохастические.[8]
Одной из самых применимых является классификация по природе объекта, порождающего фактор среды. В частности, выделяются природные и социогенные факторы среды. Указанные факторы называются экологическими факторами. К экологическим факторам относят:
1. Абиотические факторы – факторы неорганической или неживой природы:
− Климатические факторы – температура воздуха, влажность воздуха, атмосферное давление, ветер и т.д.
− Эдафические факторы – физико-химические параметры почвы.
− Орографические факторы – рельеф, высота над уровнем моря.
− Химические факторы – газовый состав атмосферы, состав воды.
− Физические факторы – магнитные поля, шум, температура, радиоактивность, ультрафиолетовое излучение и т.д.
− Биотические факторы – факторы органической или живой природы, в том числе растений, животных, грибов, вирусов и т.д..[9]
В своем эволюционном развитии человечество пошло по пути увеличения значимости интеллекта с постепенной потерей анатомо-физиологических свойств и качеств, которые помогают животных выживать в природной среде. Так, у человека голая, незащищенная кожа и слизистые оболочки, которая легко повреждается. Также слабо защищены внутренние органы, нервная система. Детеныши человека рождаются неспособными к самостоятельному существованию. У человека нет природных средств защиты от нападения, например клыков, рогов, когтей, способности к быстрому бегу.
Развивая способность мыслить, создавать новую среду, которая сегодня называется техносфера, человек существенно сузил параметры природных факторов, при которых он может существовать. Так, оптимальной считается температура 18-220С, влажность воздуха – 50-60%. Важным является также сочетание природных факторов. Например, сильны ветер и влажность усиливают действие отрицательных температур. При выходе параметров за пределы нормы у человека развиваются различные отклонения, заболевания. Именно поэтому как в бытовых, так и в производственных условиях человек вынужден принимать меры по защите своего организма – строить дома, производственные помещения, использовать одежду, средства индивидуальной защиты и т.д. При этом к отдельным факторам среды человек может приспособиться. Так, известно, что в более южных областях мира человек имеет более темную кожу, а в горных местностях – более высокий уровень гемоглобина, экономичный с точки зрения потребления кислорода метаболизм.
Отдельно следует отметить биотические факторы природной среды, в частности различные болезнетворные бактерии, вирусы, растения и животные, которые могут нанести вред здоровью человека. Защита от данной группы опасностей производится с помощью специальных препаратов, в частности вакцин, антибиотиков и т.д., а также с помощью физических мер защиты, например от хищных животных. [10]
Таким образом, среда обитания человека комплексная, сочетает в себе целый ряд факторов, которые в той или иной мере могут оказывать негативное влияние на работоспособность человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2009. – 520 с.
2. Алешина Т.Е. Влияние биоритмов на умственную работоспособность / Т.Е. Алешина, А.А. Наумова, Т.А. Наумова // Universum: химия и биология, 2016. – № 9 (27). – С. 11-13.
3. Афанасьева А.Д. Биооритмы и их влияние на адаптивные возможности человека // А.Д. Афанасьева // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2016. – Т. 6. – № 5. – С. 653.
4. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие/ Сериков Я.А., Кинжалова Н.А., Сериков С.Я. и др.; Харьк. нац. акад. гор. хоз-ва. – Харьков: ХНАГХ, 2010. – 347 с.
5. Бобкова Н.Г. Работоспособность менеджера / Н.Г. Бобкова // Бизнес-образование в экономике знаний, 2017. – № 2 (7). – С. 23-26.
6. Глуткин С.В. Физиологическая характеристика лиц с различными хронотипами / С.В. Глуткин, Ю.Н. Чернышева, В.В. Зинчук, О.А. БАабатун, С.Д. Орехов // Вестник Смоленской государственной медицинской академии, 2017. – Т. 16. – № 2. – С. 48-58.
7. Дурасова А.А. Влияние биоритомв на работоспособность учащихся / А.А. Дурасова, А.В. Хлопкова // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 449.
8. Евсеева А.В. Уважайте биоритмы! / А.В. Евсеева, Д.М. Каменецкая // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2013. – Т. 3. – № 2. – С. 452.
9. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. – 13-е изд., испр./ Под ред. О.Н. Русак. – СПб.: Издательство «Лань», 2010. – 672 с
10. Зенина О.Ю. Хронофизиология и хронопатология сердечно-сосудистой системы / О.Ю.Зенина, И.И. Макарова, Ю.П. Игнатова, А.В. Аксенова // Экология человека, 2017. – № 1. – С. 25-33.
11. Зильбернагль С. Наглядная физиология / С. Зильбернагль, А. Демпопулос; пер. с англ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 408 с.
12. Калиниченко С.Г. Психофизиология / С.Г. Калиниченко, О.А. Коротина: учеб. пособие. Владивосток: изд-во ВГУЭС, 2010. – 80 с.
13. Крепша Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для иностранных студентов. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 198 с.
14. Ляско Е.Е. Психофизиология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Е. Ляско, А.Д. Ноздрачев. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 336 с.
15. Малоземов О.Ю. Биоритмология: учебное пособие. – Екатеринбург: УГЛТУ, 2016. – 144 с.
16. Николаевский Е.Н. Факторы, снижающие работоспособность сотрудников организации / Е.Н. Николаевский // Инновационная наука, 2016. – № 8-3. – С. 122-124.
17. Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: учебник / А.Д. Ноздрачев, П.М. Маслюков. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1088 с.
18. Одаренко Т.Е. Определение факторов, влияющих на снижение качества работы персонала и пути сохранения его работоспособности / Т.Е. Одаренко // Таврический научный обозреватель, 2015. – № 2-1. – С. 39-41.
19. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 832 с.
20. Прохоров Б.Б. Экология человека: учебник для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Б. Прохоров. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320 с.
21. Сбитнева О.А. Биоритмы и их воздействие на физиологические процессы и работоспособность студента / О.А. Сбитнева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. – № 6-1. – С. 109-112.
22. Сикура А.И. Биоритмическая адаптация организма в условиях занятий по физическому воспитанию / А.И. Сикура // Pedagogy of Physical Culture and Sports, 2010. – № 7. – С. 101-103.
23. Среда обитания. Термины МЧС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/85512/ (02.05.2021).
24. Теля Л.З. Нормальная физиология: учебник / под ред. Л.З. Теля, Н.А. Агаджанян. – М.: Литтерра, 2015. – 768 с.
25. Федеральный закон ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (02.05.2021).
26. Физиология человека с основами патофизиологии: в 2 т. т. 1 / под ред. Р.Ф. Шмидта, Ф. Ланга, М. Хекманна; пер. с нем. под ред. М.А. Каменской и др. – М.: Лаборатория знаний, 2019. – 537 с.
27. Физиология: учебник для студентов лечебного и педиатрического факультетов / под ред. В.М. Смирнова, В.А. Правдивцева, Д.С. Свешникова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 512 с.
28. Чечеткина А.В. Влияние колебаний атмосферного давления на суточный биоритм подростков, занимающихся массовым спортом, проживающих в горнозаподской зоне / А.В. Чечеткина // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, 2012. – № 1. – С. 33.
29. Чечеткина А.В. Влияние оздоровительной методики по восстановлению индивидуального биоритма на адаптацию подростков первокурсников / А.В. Чечеткина // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2011. – № 8. – С. 154-161.
30. Эрлих В.В. Сезонные биоритмы системы крови, обменных процессов, функций желудка и печёночных проб у бегуний на средние дистанции / В.В. Эрлих // Человек. Спорт. Медицина, 2013. – Т. 13. – № 2. – С. 36-41.
31. Эрлих В.В. Спортсмен и его сезонные биоритмы в местах постоянного проживания в условиях мегаполиса Южного Урала / В.В. Эрлих // Человек. Спорт. Медицина, 2013. – Т. 13. – № 1. – С. 52-57.