Фрагмент для ознакомления
2
Автор приводит данные, что год безработицы может уменьшить вероятную продолжительность жизни человека, потерявшего работу, на пять лет. Д.Ж. Курцмен говорит о том, что «отставка или выход на пенсию нередко буквально убивает людей. Одним из важных моментов в процессе старения является постепенное снижение адаптации, то есть способности приспосабливаться к сложным или непредвиденным жизненным ситуациям – как к большим переменам, так и серьезным изменениям в жизни» [21, с. 164].
Старение – внутренне противоречивый процесс. Наряду с явлением угасания возникают и важные приспособительные механизмы. Многие их этих адаптационных механизмов последовательно закреплены и закономерно наступают на поздних этапах индивидуального развития. Выраженность адаптационных механизмов во многом определяет темп старения отдельных систем и продолжительность жизни организма в целом.
Как уже говорилось ранее, нужно учитывать, что «старость является не статическим состоянием, а динамичным процессом. Она связана со специфическими изменениями условий жизни, многие из которых имеют негативную окраску. Б. Пухальская к таким изменениям относит утрату общеизвестного положения, связанного с выполнявшейся работой, изменение физических возможностей, ухудшение экономических условий жизни, изменений функций в семье, смерть или угроза утраты близких людей, необходимость приспосабливаться к изменениям. Более того, окончание профессиональной работы у многих людей вызывает радикальное изменение стиля жизни» [27, с. 79].
Позитивные стороны изменения жизненной ситуации проявляются в наличии большого количества свободного времени, возможности свободно заниматься любимым делом, посвящать себя развлечениям или хобби и др.
Общее количество костной ткани у людей преклонного возраста на 15 % меньше, чем у молодых. Также с возрастом истончаются суставные хрящи, что приводит к появлению болей в спине, шее, коленях. В медицинской карте появляются диагнозы «коксартроз», «остеохондроз» и им подобные. Человек может быть одет современно, но возраст выдают старческая походка (шаркающая, семенящая) и скованность в движениях, характерные для его возрастной категории.
Уменьшается объем мышечной ткани. Те, кто в молодости вел активный образ жизни с физическими нагрузками, понимают вдруг, что уже не в состоянии справляться со всем этим, как в юные и зрелые годы. Усталость наступает слишком быстро, и старые люди даже привычные дела выполняют с передышками на отдых.
Легкие тоже стареют, теряют эластичность; диафрагма становится менее подвижной. Вдох уже не так эффективен, как в молодости, развивается одышка, скапливается мокрота, эвакуация которой затруднена по вышеуказанным причинам. Это тянет за собой другие проблемы – частые застойные пневмонии из-за ухудшения дренажной функции органа и плохой вентиляции [33, 44, 49].
Из-за недостаточного поступления кислорода в кровь органы и ткани у престарелых функционируют в ограниченном режиме, ухудшается качество жизни, наступает слабость и усталость. Слабеет сердечная мышца, ее сократительная функция падает – это тоже специфика возраста, от которой, как утверждают геронтологи, никуда не деться.
С наступлением старости происходят изменения не только в физиологии, но и в образе жизни, привычном укладе, настроении.
Материальные проблемы усугубляются душевными переживаниями. Выход на пенсию буквально «выбрасывает» многих на обочину жизни. Коллектив коллег продолжает жить насыщенной профессиональной жизнью, приносить пользу обществу, а бывший специалист оказывается без привычных коммуникаций, любимой работы – полностью «не у дел». Старение меняет социальный статус и систему ценностей.
Уход из жизни супруга и других близких родственников резко снижает у человека количество положительных эмоций, вызывает чувство одиночества, настраивает на минорный лад. Образовавшийся социальный «вакуум» ничем не заполняется. Молодое поколение неохотно поддерживает контакт и взаимодействие с пожилым родственником, не проявляя интереса к его жизненному опыту. Общение сводится к телефонным звонкам и редкими семейным обедам. Друзья молодости по большей части сами больны и нуждаются в уходе. Ощущается острый дефицит межличностных контактов и полноценных человеческих отношений [35, с. 5].
Психология многих стариков толкает их на сознательную изоляцию от общества. Они замыкаются в себе, дабы не разочаровываться и не страдать от насмешливого высокомерия окружающих, большинство которых моложе и здоровее. Эта своеобразная черта особенно характерна для тех, чье состояние уже осложнено сенильной деменцией, болезнью Альцгеймера и другими признаками и психологическими особенностями. Социальная изоляция становится причиной депрессии, ухудшения здоровья, усиления беспомощности. Такие люди нуждаются в социальной помощи и профессиональном уходе, для близких наступает непростой период.
Следует отметить, что вышеперечисленные проблемы в больших городах ощущаются стариками намного острее, чем небольших населенных пунктах и сельской местности. Это связано с разницей в жизненных укладах; на селе старость воспринимается людьми спокойнее и проходит гармоничнее, как бы парадоксально это ни звучало. Возрастные особенности лиц пожилого и старческого возраста сильно отличаются в зависимости от возраста, темперамента, религиозной принадлежности, образа жизни, культурной среды и «букета» диагнозов [6, 14, 25].
Мать или отец нарушили режим, пропустили прием таблеток – это не повод отчитывать их как малых детей, подчеркивая их зависимое положение. Если родители дееспособны и не нуждаются в уходе, они не обязаны отчитываться перед детьми о каждом своем шаге и слепо выполнять все их рекомендации и требования. Несмотря на солидный возраст, пожилые не утрачивают права на собственное мнение и некоторую личную свободу, которую им нужно обеспечивать до тех пор, пока это возможно.
Надо оказывать внимание, понятно, что пожилой человек не может быть для детей и внуков источником действительно интересных новостей. Однако это не значит, что общение следует свести лишь к бытовым вопросам. Нужно найти в себе силы и такт выслушивать рассказы о молодости, «ценные» советы на все случаи жизни и даже критику в свой адрес. А как же без этого, родители всегда остаются родителями.
Предлагать помощь, когда дети еще малы, родители их опекают, предлагая помощь на каждом шагу: одеться, обуться, поесть, погулять. То же самое дети должны делать с пожилыми родителями – предлагать свою помощь и опеку, как те делали много лет назад. Без раздражения, без ссылок на занятость, насыщенную личную жизнь и отсутствие финансов. Денежная помощь подразумевается по умолчанию.
Пенсии не хватает даже на самое необходимое, а матери или отцу не возбраняется время от времени покупать путевки в санаторий или отправлять их на море (при условии, что позволяет здоровье) [3, с. 132].
Доказано, что у тех стариков, что не боятся нагружать свое «серое вещество», клетки мозга разрушаются медленнее. Внуки вполне могут помочь дедушке и бабушке в овладении компьютером и Интернетом. Это откроет им неизведанный ранее мир информации, расширит кругозор. Особенно важно овладеть компьютерными навыками инвалидам, чья жизнь ограничена стенами дома. Заставляйте своих пожилых родителей думать, размышлять, искать решения, чтобы они не утратили остроту ума. Используйте любые способы, от разгадывания кроссвордов до изучения иностранных языков.
В рядовых и сложных жизненных ситуациях совет пожившего, умудренного опытом человека может оказаться полезным. Пусть престарелые уже не так быстро реагируют на происходящее, но рассудительности и умения взглянуть на проблему со всех сторон – характеристика, которой у них не отнять.
Следить за своими словами. С возрастом люди становятся более обидчивыми, уязвимыми, а некоторые – и злопамятными. Поскольку «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…», нельзя допускать в общении с близкими пенсионного возраста пренебрежительного тона, некорректных высказываний и поступков. Глупо обижаться на деда или бабушку, зная, что их земной путь почти полностью пройден. Нельзя держать зло и обиду и, тем более, мстить. Лучше забыть все ссоры и распри, простить и продолжить общение, основанное на любви и заботе [8, с 5].
Психология пожилого человека характеризуется консервативным отношением к окружающему миру. В связи с этим, человек сложнее адаптируется к меняющимся нормам морали, и поэтому все больше склонен критиковать «новые манеры».
Среди всего разнообразия жизненных позиций людей пожилого возраста можно выделить пять основных:
- «Конструктивная» позиция характерна для спокойных людей, которые в предыдущие возрастные периоды отличались веселым нравом и удовлетворенностью жизнью. Такие качества сохраняются и с возрастом. Они нормально относятся к старости и смерти. Не делая трагедии из собственного возраста и различных заболеваний, люди с такой позицией хорошо контактирую с другими, и оказывают им помощь. Человек с такой позицией благополучно проживает завершающий жизненный этап.
- «Зависимая» позиция наблюдается у людей пожилого возраста, которые и раньше отличались недоверием к себе, имели пассивную жизненную позицию и слабую волю. С возрастом они требуют помощи и ищут признания, а если не находят этого, то выбирают образ обиженного и несчастного человека.
- «Защитная» позиция присуща людям, которым иногда называют «толстокожими». Им характерна замкнутость, нежелание принимать чью-либо помощь и скрытость чувств. Ненависть к старости заставляет их продолжать активный образ жизни и приводит к нежеланию отказываться от работы.
- «Враждебность к миру» проявляют «гневные люди», которые во всех собственных реальных и придуманных неудачах склонны винить общество и свое окружение. Пожилые люди с такой позицией отличаются повышенной подозрительностью, недоверием к другим и агрессивностью. Они также испытывают высокую степень отвращения к старости и стремятся продолжать профессиональную деятельность.
- «Враждебность к себе и своей жизни». Эту позицию занимают люди с депрессивным складом характера, лишенные интересов, они склонны к фатализму. Пожилые люди такого типа имеют обостренное ощущение одиночества и «ненужности». «Собственная жизнь для них представляется неудачной, а факт приближающейся смерти ими расценивается как избавление от своих несчастий» [10, с. 85].
Итак, в период наступления поздней взрослости человек сталкивается с необходимостью решения совершенно новых для него проблем, связанных с изменением его социального положения, с ролевой непосредственностью, с собственными возрастными изменениями. Существует необходимость изменения прежнего образа жизни, перестройки существующего динамического стереотипа поведения, принятие новой социальной роли, изменения само восприятия.
Кроме внешних изменений происходят изменения в представлении, которое было у человека в отношении самого себя. Новое видение самого себя может побудить к перестройке субъективной картине мира. Для человека является значимым и важным, чтобы мир был знакомым, безопасным. Чувства беспомощности и бесполезности являются источником страха и апатии.
Известные психологи-исследователи, такие как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др. внесли большой вклад в изучении вопросов мотивации учебной деятельности. В 1930-е годы Генри Мюррей был первым, кто выдвинул мотив достижения [31, с. 21].
Ф. Хоппе ввел понятие «я – уровень», которое «означает тенденцию индивида сохранять самопознание благодаря высокого личного стандарта или же уровню притязаний» [9]. Позже определение образовалось в «мотив достижения», считаемым исследователем Х. Хекхаузеном как «устремление развивать свои навыки и знания, умение поддерживать их на максимально высоком уровне в тех видах деятельности, для которых итоги результатов числятся обязательными» [30, с. 6].
Впоследствии были определены две склонности: добиться успеха и избегание неудачи. Лицам, с ярко выраженной мотивацией к успеху свойственны настойчивость, активность, и упорство в достижении целей, а также ответственность и инициативность. Индивиду с ярко выраженным стремлением к избегания неудачи характерны уклонение от ответственных задач, низкая инициативность, а также возможно переоценка или же наоборот, недооценка своих собственных возможностей.
Д. Мак-Клелланд выделяет три основные характеристики людей, которых отличает ярко выраженное стремление к достижению успеха [39, с. 7].
Такие люди предпочитают брать на себя ответственность при решении разнообразных задач; проявляют склонность к заранее просчитанному риску; ставят перед собой реальные и достижимые цели; нуждаются в признании своих заслуг. Мотивация достижений связана с проявлением таких волевых качеств, как терпеливость, упорство, настойчивость. Основу мотива достижения составляет стремление человека к мастерству, соперничеству, к работе (желание испытывать удовлетворение от хорошо выполненной работы).
С точки зрения Дж. Аткинсона, «потребность достижения (самоактуализации) проявляется в деятельности двумя побуждениями – добиваться успеха и избегать неудачи. Стремление к успеху понимается как сила, вызывающая у индивида действия, ведущие к достижению» [26, с. 4].
Стремление к избеганию неудачи рассматривается как сила, подавляющая у индивида выполнение действий, способных в его представлении привести к провалу [17, с. 8].
Согласно модели Дж. Аткинсона, «испытуемые с высокой результирующей мотивацией достижения при выборе задач разной сложности будут осуществлять его в средней зоне, так как этот диапазон соответствует максимальному значению ситуационного компонента мотивации достижения; субъектом с преобладанием мотива избегания, то есть низкой результирующей мотивации достижения должен быть характерен выбор целей в крайних секторах шкалы трудности, поскольку экстремальные значения сложности релевантны минимуму ситуативного компонента мотивации достижения» [68, с. 9].
Важно отметить, что невозможно утверждать, что мотивация достижения и мотивация избегания являются супротивными характеристиками, поскольку в современной научной литературы на этот счет ответа нет.
Е.П. Ильин говорит о том, что «само понятие «мотивация» впервые употребил А. Шопенгауэр, которую понимал, как нечто объясняющее поведение человека и животных» [28, с. 8].
В настоящее время понимание термина «мотивация» достаточно разнообразно, и каждый автор трактует его по-своему. Многообразие определений связано с различными подходами к мотивации. По мнению А.Н. Леонтьева, «работы по проблеме мотивации сложно систематизировать – настолько различаются те значения, в которых употребляется в них термин «мотив»» [41, с. 5].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Агранович, М.Л. Оценка шансов на занятость работников предпенсионного и пенсионного возрастов [Текст] / М.Л. Агранович // Экономическая политика. – 2019. – Т. 14. – № 2. – С. 90–109.
2. Барсуков, В.Н. Исследование качества жизни старшего поколения: региональный опыт / В.Н. Барсуков, О.Н. Калачикова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 4. – С. 88–107.
3. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики [Текст] / Н.А. Березовин. – М. : Инфра-М, 2017. – 160 c.
4. Буянова А.В. Перспективы повышения пенсионного возраста в РФ: за и против [Текст] / А.В. Буянова, П.О. Сергеева // Проблемы экономики и юридической практики. – 2017. – № 2. – С. 131–136.
5. Веракса, Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие [Текст] / Н.Е. Веракса. – М. : Academia, 2019. – 126 c.
6. Воронина, Л.И. Механизмы публичного управления развитием человеческого капитала граждан пожилого возраста: Учебное пособие [Текст] / Л.И. Воронина, Т.И. Касьянова, Т.Е. Радченко, Т.М. Резер. – М-во образования и науки Рос. Федерации, 2019. – 154 с.
7. Воронина, Л.И. Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография [Текст] / Л.И. Воронина, С.Н. Костина, А.В. Томильцев. – М-во образования и науки Рос. Федерации. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 139 с.
8. Вундт, В. Основы физиологической психологии: Об элементах душевной жизни. Интенсивность ощущения [Текст] / В. Вундт. – М. : КД Либроком, 2016. – 332 c.
9. Дмитриева, И.С. Мотивация - как фундамент здорового образа жизни [Текст] / И.С. Дмитриева, И.И. Соболева, Е.В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. – №1 (16). – С. 5557–5563.
10. Доброхлеб, В.Г. Непрерывное образование как фактор повышения уровня занятости и доходов старшего поколения современной России [Текст] / В.Г. Доброхлеб // Экономика. Налоги. Право. – 2019. – Том 12. – № 2. – С. 83–90.
11. Долгова, В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. – М. : Глобус, 2016. – 115 с.
12. Дорошенко, Т.Н. Социально-психологические особенности пожилых людей [Текст] / Т.Н. Дорошенко // Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник трудов. – 2016. – С. 338–342.
13. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М. : Academia, 2018. – 256 c.
14. Еланская, Д.А. Лица предпенсионного возраста в рамках пенсионной реформы 2018 года [Текст] / Д.А. Еланская // Аллея науки. – 2018. – Том 3. – № 11 (27). – С. 686–689.
15. Елфимова, Е.А. Новая пенсионная реформа: бремя или панацея для сторон трудовых отношений [Текст] / Е.А. Елфимова, А.В. Буянова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2019. – № 10-2 (88). – С. 176–178.
16. Еникеев, М.И. Основы юридической психологии: Уч. [Текст] / М.И. Еникеев. – М. : Норма, 2018. – 224 c.
17. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: Учебник [Текст] / Н.С. Ефимова. – М. : Форум, 2018. – 360 c.
18. Ибрагимова, Г.М. Комментарий к реформированию пенсионной системы Российской Федерации [Текст] / Г.М. 112 Ибрагимова, Е.М. Разумовская // Казанский экономический вестник. – 2019. – № 1 (39). – С. 78–85.
19. Каткова, О.В. Повышение профессиональной и социальной мобильности личности [Текст] / О.В. Каткова, О.В. Голубева, К.Х. Мададова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 8 (34). – С. 409–415.
20. Колесникова, О.А. Проблемы действующей системы пенсионного обеспечения Российской Федерации [Текст] / О.А. Колесникова // Сфера услуг: инновации и качество. – 2017. – №27. – С. 186–192.
21. Кондратьев, С.В. Основы православной педагогической психологии: Учебное пособие [Текст] / С.В. Кондратьев, С.Е. Шишов, О.В. Кондратьева. – М. : Инфра-М, 2017. – 320 c.
22. Лень, Л.С. Управление медицинским учреждением в современных условиях: проблемы и пути решения. [Текст] / Л.С. Лень, Т.Н. Никулина // Вестник астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2016. – № 2. – С. 73–80.
23. Лукичёв, П.М. Занятость работников старших возрастов: ресурс или ноша? [Текст] / П.М. Лукичёв // Вестник Удмуртского университета. Серия экономика и право. – 2018. – Том 5. – № 28. – С. 614–646.
24. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М. : Academia, 2017. – 319 c.
25. Митина, Г.В. Удовлетворенность жизнью лиц пожилого возраста [Текст] / Г.В. Митина, О.М. Макушкина, Э.Ш. Шаяхметова, Л.М. Матвеева // Проблемы современного педагогического образования. – Ялта : Крымский Федеральный университет им. В.И. Вернадского. – 2018. – С. 44–49.
26. Овсянникова, И.С. Мотивация как фактор успешности профессиональной деятельности [Текст] / И.С. Овсянникова. // Молодой ученый. – 2017. – № 10 (144). – С. 374–378.
27. Островский, Э.В. Основы психологии: Учебное пособие [Текст] / Э.В. Островский. – М. : Вузовский учебник, 2018. – 256 c.
28. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2019. – 713 c.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2018. – 192 c.
30. Руденко, А.М. Основы педагогики и психологии: учебник [Текст] / А.М. Руденко. – РнД : Феникс, 2019. – 383 c.
31. Сенокосова, О.В. Использование труда предпенсионеров в условиях новой реальности [Текст] / О.В. Сенокосова // Профессиональная ориентация. – 2018. – № 2. – С. 18–21.
32. Снегирева, О.А. Государственная политика в сфере труда и занятости в отношении граждан предпенсионного возраста [Текст] / О.А. Снегирева // Форум молодых ученых. – 2019. – № 5 (33). – С. 1148–1163.
33. Сухов, А.Н. Основы социальной психологии (для спо) [Текст] / А.Н. Сухов. – М. : КноРус, 2018. – 352 c.
34. Фурсов, А.Л. Профориентация и новые границы пенсионного возраста [Текст] / А.Л. Фурсов // Профессиональная ориентация. – 2018. – № 2. – С. 5–10.
35. Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата [Текст] / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 367 c.
36. Чернявская, А.Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. Учебное пособие для СПО / [Текст] А.Г. Чернявская. – М. : Юрайт, 2016. – 291 c.
37. Чернявская, А.Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. Учебное пособие для СПО. [Текст] / А.Г. Чернявсквя. – М. : Юрайт, 2019. – 174 с.
38. Шапошникова, Т.Е. Возрастная психология и педагогика. Учебник и практикум для СПО. [Текст] / Т.Е. Шапошникова. – М. : Юрайт, 2018. – 218 с.
39. Шеламова, Г.М. Основы этики и психологии профессиональной деятельности [Текст] / Г.М. Шеламова. – М. : Academia, 2017. – 304 c.
40. Шерешева, М.Ю. Здравоохранение как ключевой фактор вовлечения в активную социально-экономическую деятельность населения старших возрастных категорий в малых городах и районных центрах [Текст] / М.Ю. Шерешева, М.С. Оборин, А.А. Костанян // Ars Administrandi (Искусство управления). – 2018. – Том 10, – № 1. – C. 19–37.
41. Прохорова, М.В. Сравнительный анализ социально-психологических методик диагностики мотивации трудовой деятельности / М.В. Прохорова // Психология и Психотехника. – 2016. – № 11. – С. 928–934.
42. Федеральный закон от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий // СЗ РФ. 2018. – № 11. – ст.1591.
43. Prokhorova, M.V., Mazanova A.E. Oprosnaya metodika otsenki polozhitel'nykh i otritsatel'nykh motivov trudovoi deyatel'nosti // Vestnik VEGU. – 2016. – №5 (85). – P. 87–101.
44. Prokhorova, M.V. Situatsionnoe interv'yu «Motivatsiya trudovoi deyatel'nosti rabotnika na raznykh etapakh organizatsionnogo razvitiya» (SIM) // Ekonomika i predprinimatel'stvo. – 2016. – №11-3 (76-3). – P. 715–722.
45. Prokhorova, M.V. Osobennosti motivatsii trudovoi deyatel'nosti na raznykh etapakh organizatsionnogo razvitiya // Psikhologiya razvitiya cheloveka kak sub''ekta truda. Razvitie tvorcheskogo naslediya E.A. Klimova. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. M. : OOO «Akropol'», 2016. – P.217–223.
46. Prokhorova, M.V., Ovsyannikova O.M. Razrabotka mnogofaktornoi metodiki diagnostiki motivatsii trudovoi deyatel'nosti // Psikhologicheskii zhurnal, 2017. – C.73–97.
47. Гудзовская, А.А. Представления о себе пожилых людей с разными типами старения. [Электронный документ] / А.А. Гудзовская. – Красноярск : ООО «Научно-инновационный центр», 2018. – С. 6–22. (https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-osebe-pozhilyh-lyudey-s-raznymi-tipami-stareniya) Проверено 25.05.2021.
48. Доклад «О результатах комплексного мониторинга социально- экономического положения пожилых людей» от 1.06.2015 г Минтруд // [Электронный документ]. (http://www.rosmintrud.ru) Проверено 20.05.2021.
49. Носова, Ю.А. Психологическое благополучие личности в пожилом возрасте в зависимости от типа старения. [Электронный документ] / Ю.А. Носова, Н.А. Кирилова. – Казань : Молодой ученый, 2020. – С. 102–104. (https://moluch.ru/conf/stud/archive/ 384/16187/) Проверено 28.05.2021.
50. Фирсова, Н.Г. Особенности самооценки людей пожилого возраста после выхода на пенсию. [Электронный документ] / Н.Г. Фирсова. – Белгород : Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2012. – С. 218–225. (http://gipnart.ru/details/vozrastnye-izmeneniya-v-pozhilomvozraste.html) Проверено 29.05.2021.